СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Докаева Анастасия Сергеевна

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

БИКМУХАМЕТОВ Р.К.

 

ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА

 В последние годы в психолого-педаго­гической литературе появляется зна­чительное количество публикаций, посвя­щенных вопросам совершенствования профессиональной подготовки учителя. Современное образовательное простран­ство востребует педагогов с высоким уровнем духовной и физической устойчи­вости, готовых к целостному примене­нию теоретических знаний, умеющих са­мостоятельно ставить педагогические за­дачи и творчески их решать.

Просмотр содержимого документа
«Докаева Анастасия Сергеевна»

БИКМУХАМЕТОВ Р.К.


ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА

В последние годы в психолого-педаго­гической литературе появляется зна­чительное количество публикаций, посвя­щенных вопросам совершенствования профессиональной подготовки учителя. Современное образовательное простран­ство востребует педагогов с высоким уровнем духовной и физической устойчи­вости, готовых к целостному примене­нию теоретических знаний, умеющих са­мостоятельно ставить педагогические за­дачи и творчески их решать.

В рамках культурологического на­правления в педагогике выполнен ряд исследований, посвященных отдельным сторонам профессионально-педагогиче­ской культуры, — методологической, ис-торико-педагогической, нравственно-эсте­тической, коммуникативной, технологи­ческой и т.д. В этих исследованиях пе­дагогическая культура рассматривается как проекция общей культуры на систе­му профессиональных качеств и специ­фику педагогической деятельности учи­теля.

Однако сущностной особенностью пе­дагогической деятельности является то, что она строится не столько на силе ад­министративной власти, сколько на ду­ховном педагогическом авторитете. По­этому в ней духовная культура со всеми ее особенностями выступает на передний план, становится доминирующей.

В то же время другим решающим ус­ловием, обеспечивающим эффективность и результативность работы учителя, вы­ступает наличие у него общей работоспо­собности, базирующейся на крепком здо­ровье и нормальном физическом разви­тии. Проблема целостного развития здо­ровья педагога существенно актуализиру­ется в связи с тяжелыми социально-де­мографическими условиями в стране, осложняется такими особенностями обра­зовательного пространства, как чрезмер­ная психическая и физическая напряжен­ность процесса обучения, повышенная ответственность педагога за свои действия.

Обращение к физическому воспита­нию в связи с проблемой профессиональ­ной подготовки педагогов не случайно, поскольку оно рассматривается современ­ной педагогической и психологической наукой как особый вид деятельности, способствующей воспитанию лучших фи­зических, нравственных, психических ка­честв, связанных с формированием само­го человека (В.В.Белорусова, И.Н.Реше-тень, П.А.Рудик, Р.Г.Харабуга, А.Ц.Пуни, Н.А.Худадов и др.).

Ухудшение состояния здоровья и уров­ня физической подготовленности буду­щих педагогов свидетельствует о несосто­ятельности существующего традиционно­го подхода в педагогическом вузе. Совре­менная система профессионального педа­гогического образования, детерминированная задачами обучения в ущерб комплексному интегративному подходу в реа­лизации всех образовательных функций, не обеспечивает возможностей физического воспитания для адаптации будущего педагога к условиям профессиональной деятельности.

В последнее время намечается каче­ственно новая стадия осмысления сущно­сти физического воспитания. Все чаще го­ворится о физической культуре не только как об абстрагированном социальном фе­номене, но и как о свойстве личности (Н.Н.Визитей, Б.И.Новиков, В.И.Столя­ров, В.К.Бальсевич). В системе физиче­ского воспитания акцентируют внимание на механизмах и детерминантах, обуслов­ливающих его влияние на развитие ума и расширение информированности, совершенствование чувств и социального пове­дения, нравственности и духовности. Не случайна и обращенность многих специа­листов к идеям "здравостроительства" (Ю.Н.Теплер, Л.Н.Нифонтова и др.).

Важнейшее условие самореализации человека во всех сферах деятельности - высокий уровень его психосоматической организации. Рассматриваемые в широ­кой панораме социального бытия все стороны человеческой жизни (производ­ственная, социально-экономическая, политическая, семейно-бытовая, духовная), в конечном счете, определяются уровнем здоровья.

Высокий потенциал физической, пси­хической и умственной дееспособности служит важнейшим залогом полноценной жизни. Он охватывает как "вещную", морфофизиологическую структуру (физичес­кое здоровье), так и духовно-практичес­кую сущность развертывания творческих дарований человека (психическое здоро­вье), его целостного всестороннего раз­вития (социальный аспект здоровья).

Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознатель­ная ориентация на здоровье при выполнении различных форм деятельности — все это может служить показателем не только физкультурной и санитарно-гигие­нической грамотности, но и общей куль­туры человека, его духовности.

Духовное направление укрепления здоровья всегда накладывало на личность ответственность не только за свое пове­дение перед обществом, коллективом, близкими людьми, но и за отношение к своему собственному здоровью как к со­циальной и образовательной ценности. И дело здесь не только в том, что интегра­ция физического и духовного воспитания приобретает такие черты, которые обу­словливают переход индивидуально-лич­ностных отношений к здоровью в коллек­тивно-общественные, но и в том, что здоровье выступает как особая самоценность, предполагающая специфические духовные, морально-этические, а также физкультурологические к себе подходы.

Создание образовательно-профессио­нальной направленности на укрепление здоровья студентов, в свою очередь, дол­жно способствовать не только развитию теории здоровья как интегративной цен­ности, но и обеспечению подготовки ква­лифицированных педагогов, способных на основе комплекса биологических, пе­дагогических, психологических, гигиени­ческих, социальных, экологических, эт­нических знаний о человеке практически обеспечить сохранение здоровья ученика.

Составляющие образа жизни связаны с биологией человека, его развитием, природными, экологическими и социаль­но-экономическими условиями; это особенности поведения человека, его физи­ческая активность, питание, привычки, репродуктивное поведение, употребление медикаментов, отдых и использование свободного времени. Управление развитием и сохранением здоровья - это целый комплекс научно обоснованных программ.

Многообразие взглядов на сущность понятия "здоровье" и безуспешность попыток выработать единое, согласованное мнение в значительной мере объясняются тем, что это весьма сложное интегративное явление, характерные и значимые стороны которого трудно выразить кратко и однозначно. Один из наиболее часто используемых подходов - принцип прямого противопоставления двух качественно различных состояний: нормального физиологического (которому соответствует понятие "хорошее здоровье") и патологического (синонимы которого - болезнь, "плохое здоровье"). Большая часть определений здоровья содержит или подразумевает именно такое поляр­ное разграничение. Широко известно и часто цитируется определение Всемирной организации здравоохранения: "Здоровье - это состояние полного физиче­ского, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков".

Ни один из существующих подходов, по нашему мнению, не свободен от недо­статков. Это послужило основанием для возникновения функционального подхода к определению состояния здоровья, исхо­дящего из толкования его как способнос­ти индивида осуществлять присущие ему биологические и социальные функции, в частности способности к выполнению общественно полезной деятельности. Раз­личия в степени выраженности здоровья определяются по многим признакам: уровню жизнеустойчивости организма, широте его адаптационных (приспособи­тельных) возможностей, биологической активности органов и систем, их способ­ности к регенерации и т.п.

Поэтому более удачным нам представ­ляется следующее определение: "Здоро­вье индивида — это процесс сохранения и развития психических, физиологичес­ких, биологических способностей челове­ка, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максималь­ной продолжительности активной жизни" (В.П. Казначеев).

Состояние организма должно предо­ставлять возможность для поисковой деятельности будущего педагога. Если сту­дент останавливается в своем саморазви­тии и в стремлении к изменению мира, то он утрачивает одну из основных свош исторических функций в природе и об­ществе, что одновременно отрицательно сказывается на состоянии его здоровья, В многочисленных наблюдениях за людь­ми установлено, что широко понимаемая поисковая активность повышает сопро­тивляемость организма, делая его более устойчивым при самом разнообразном вредном воздействии, включая вирусные инфекции. И напротив, снижение поис­ковой активности делает организм уязви­мым к любым неблагоприятным факте рам и может стать неспецифической предпосылкой возникновения тяжелых психосоматических расстройств и заболеваний, т.е. поведение субъекта имеет даже большее значение для его здоровья, чем характер действующих на него фак­торов.

Мы считаем необходимым говорить не просто об активности, но именно деятельности в условиях меняющейся внешней среды. С одной стороны, вне­шняя среда меняется спонтанно, по при­родным законам, ибо в природе тоже действует закон постоянного развития, с другой — она еще в большей степени ме­няется вследствие деятельности педагога Изменения внешней среды, включая из­менения характера педагогического об­щения, могут становиться экстремальны ми и во всех случаях предъявляют повы­шенные требования к адаптационным возможностям организма. Поэтому ника­кое определение здоровья не будет пол­ным, если в нем не учитываются возмож­ности организма приспосабливаться к меняющимся условиям среды.

Способность к адаптации — один из важнейших показателей здоровья. Под адаптацией мы понимаем не только при­способление к природным или социальным условиям, но еще в большей сте­пени — к меняющимся педагогическим ситуациям.

В настоящее время все больше утвер­ждается точка зрения, согласно которой здоровье обучаемых определяется взаи­модействием биологических, педагоги­ческих и социальных факторов, т.е. вне­шние воздействия опосредуются особен­ностями функций организма и их регуляторных систем.

Таким образом, в каждый данный мо­мент времени уровень здоровья индивида зависит от генетического "фонда", стадии жизненного цикла, реактивных способно­стей организма и степени его активно­сти, а также кумулятивного влияния фак­торов внешней (в том числе и педагоги­ческой) среды.

Вместе с тем отношения между педа­гогической адаптацией, с одной стороны, и психическим здоровьем, с другой, от­нюдь не просты и не однозначны.

Здоровье как результат образования рассматривается в трех аспектах: духов­ном (расширение сознания), физическом (реализация функциональных резервов) и социальном (активное жизнетворче-ство и многофакторная адаптация). Оно находит отражение в повышении эволю­ционного (онтологического) статуса че­ловека. С позиции интеграции физиче­ского и духовного воспитания в педагоги­ческом вузе здоровье в психолого-гигие­ническом аспекте — способность студента к целостному, интегрированному поведе­нию, направленному на удовлетворение собственных потребностей (включая по­требности в поиске и саморазвитии), с конструктивным учетом закономерных требований социальной и педагогиче­ской среды и не сопровождающемуся не­разрешимыми внутренними конфликта­ми. Такое определение не только исклю­чает все формы психических отклоне­ний, но и предусматривает как необходи­мое физическое, духовное и интеллекту­альное развитие личности обучаемого.

Психика для человека является аппа­ратом избирательности взаимодействия идеального и материального (субъектив­ного и объективного) миров, обеспече­ния их единства, причем идеальное (дух) выступает в качестве интенсивного нача­ла. Энергетическое естество человека также способствует взаимопроникнове­нию материального и идеального, пред­ставленных в нем в своем неразрывном единении.

Данный подход не противоречит усто­явшимся в отечественной историко-фило­софской литературе (Г.П.Щедровицкий) представлениям о том, что человек есть неразрывное единство трех ипостасей:

духовной;

биологического организма, функцио­нирование которого подчинено законам природы;

социального индивида, осуществляю­щего деятельность согласно культурным нормам.

Все три ипостаси находятся в нераз­рывном гармоническом единстве, эволю­ционируют параллельно и синхронно.

Как физическое, так и духовное здо­ровье целесообразно рассматривать в ди­намическом аспекте (т.е. как процесс, из­меняющийся на протяжении жизни чело­века). Физическое здоровье во многом зависит от физиологических возрастных циклов, через которые организм челове­ка проходит по мере своего развития. Духовное здоровье определяется особен­ностями продвижения по иерархии лич­ностных смыслов. Способность организ­ма к сопротивлению действиям вредных факторов определяется генетическими особенностями адаптивных механизмов и характером их изменений.

Духовному здоровью педагога можно дать три определения: во-первых, это от­сутствие выраженных психических рас­стройств; во-вторых, определенный ре­зерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах; в-тре­тьих, состояние равновесия между чело­веком и окружающим миром, гармонии между ним и обществом с целью успеш­ного решения своей социальной функ­ции.

Профессиональное здоровье учителя - это способность организма противо­стоять неблагоприятным социокультурным и педагогическим факторам, сохра­нять и активизировать защитные и регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех усло­виях протекания его профессиональной деятельности.

Таким образом, здоровье - это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность в системе таких ка­тегорий человеческого бытия, как инте­ресы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, про­грамма и ритм жизнедеятельности. Зна­чение сохранения здоровья неуклонно возрастает по мере влияния окружающей среды на организм человека.

Исследования в области педагогичес­кой подготовки, проводимые в настоя­щее время по таким аспектам, как науч­но-теоретические основы подготовки учи­теля; научно обоснованный круг и систе­ма теоретических знаний, общепедагоги­ческих умений и навыков, которыми не­обходимо вооружить каждого выпускника педагогического вуза; пути совершенство­вания учебных занятий по психолого-пе­дагогическим дисциплинам, эффектив­ные методы вооружения студентов глубо­кими теоретическими знаниями, педаго­гическими умениями и навыками; науч­ные основы организации педагогической практики и др., в той или иной мере зат­рагивают значимость культуры здоровья.

В профессиональной педагогической подготовке учебный курс по физическому воспитанию при оптимальном варианте его проектирования и организации поз­воляет решить ряд важнейших проблем, обеспечить будущих специалистов систе­мой взглядов на здоровый образ жизни и определить собственный выбор значимо­сти здоровья в системе профессиональ­ной подготовки. Вместе с тем появляется возможность способствовать формирова­нию у будущего учителя потребности в профессиональной и личностной рефлек­сии, в определении собственно педагоги­ческой позиции к физическому воспита­нию как гуманистической, в избавлении от стереотипов профессионального мыш­ления и поведения.

Специфика здоровьетворчества заклю­чается и в том, что основным исследова­телем и субъектом управления становит­ся сама личность. Она вносит основную информацию в паспорт своего здоровья и, кроме мотивации, должна обладать ба­зовыми знаниями, позволяющими выпол­нять коррекцию своих состояний. Педа­гог должен помогать студентам в приоб­ретении необходимой мотивации, осно­ванной на индивидуальных потребностях, предлагая свободу выбора, создавая усло­вия для получения необходимых знаний.

Студент становится саморазвивающейся системой, он не только превращается в субъекта, принимающего решения в за­висимости от внешних условий, он стано­вится субъектом и для внешних условий, через которые преобразует и свои внут­ренние программы управления.

Следовательно, для того, чтобы зна­ние в сфере здоровья было действитель­но полноценно изучено, т.е. сформирова­но у студента как осознанное средство решения познавательных и профессио­нальных задач, оно должно быть "пропущено" через действия студента.

Содержание учебной дисциплины "Физическая культура" для студентов выс­ших педагогических учебных заведений включает в качестве обязательного мини­мума ряд дидактических единиц, интегри­рующих тематику теоретического, прак­тического и контрольного учебного мате риала (физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; социально-биологические ос­новы ФК; основы здорового образа и стиля жизни; оздоровительная система и спорт; профессионально-прикладная фи­зическая подготовка студентов).

Учебный материал каждой дидактиче­ской единицы дифференцирован на раз­делы и подразделы программы: 1) теоре­тический, направленный на формирова­ние у студентов мировоззренческой систе­мы научно-практических знаний и отно­шения к ФК; 2) практический, состоящий из двух подразделов - методико-практического, обеспечивающего операциональное овладение методами и способами физкультурной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизнен­ных целей личности; учебно-тренировоч­ного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятель­ности, развитию самодеятельности в ис­пользовании средств физической культу­ры и спорта в целях физического совер­шенствования, повышения уровня функ­циональных и двигательных способнос­тей с учетом индивидуального здоровья.

Отечественные исследователи выделя­ют пять основных подходов к переосмыс­лению содержания физкультурно-спортивной работы в школах и других учебных заведениях. Первый ориентирует глав­ным образом на усвоение учащимися оп­ределенных знаний в сфере физической культуры и спорта, а также двигательных умений и навыков. В рамках второго на­правления акцент делается на значимом тренировочном эффекте и высоком уров­не развития физических качеств посред­ством увеличения объема обязательных занятий физической культурой. Третий, спортивно-ориентировочный подход ос­нован на рациональном сочетании клас­сно-урочной и секционных форм занятий определенными видами спорта. Ставится задача формирования у учащихся при­вычки систематически заниматься из­бранными видами двигательной активности. В рамках четвертого, оздоровитель­ного, подхода как высшая ценность рас­сматриваются здоровье учащихся и соот­ветствующий уровень их физического развития, физической подготовленности.

Пятый подход предлагает альтернативные формы организации физической культуры с отказом от традиционного урока и проведения занятий в учебно-тренировочных группах за пределами акаде­мического расписания и в тренировоч­ных режимах. При этом учащиеся имеют полную свободу выбора форм занятий в соответствии с их интересами и уровнем притязаний (Балъсевич В.К. Проектирова­ние инновационных преобразований си­стем физического воспитания // Теоре­тические основы физической культуры: Материалы международной конферен­ции. Казань, 1999).

В то же время В.К.Бальсевич на осно­ве анализа современного состояния тео­рии и практики физического воспитания в учебных заведениях приходит к выво­дам:

на занятиях физического воспитания игнорируются требования современной социально-психологической парадигмы отношения к ученику как к свободной личности, имеющей право на свободный выбор как вида занятий физическими упражнениями, так и на их формы и инди­видуально желаемый и приемлемый результат;

новые либерализованные программы физического воспитания представляют свободу выбора руководителям и учителям. Они теперь могут с известной гибкостью решать, чем должен заниматься уче­ник на уроках физической культуры.

Исследователь предлагает следующие методологические принципы, на которые могло бы опираться инновационное про­ектирование систем физического воспитания:

форма организации процесса физического воспитания должна обеспечивать как можно большие возможности для освоения каждым из них ценностей физической культуры и спорта в соответствии с индивидуальными задатками, способностями, личностными установками, по­требностями, притязаниями и интереса­ми, уровнем физического развития и подготовленности;

в процессе физкультурного воспитания должны обязательно использоваться современные технологии спортивной и оздоровительной тренировки, осуществляемой в тесном единстве с их моторным обучением;

инновационные преобразования в фи­зическом воспитании должны осуществ­ляться постепенно и поэтапно, обеспечи­вая вначале создание экспериментальных групп, работающих по инновационной программе, затем объединений несколь­ких групп, кооперирующих свои ресурсы для полномасштабной реализации про­граммы;

освоение результатов инновационного проектирования в физическом воспита­нии не может быть предметом декрети­рования, административного навязыва­ния новых педагогических технологий,

но должно обеспечиваться информацион­ной, организационной и кадровой под­держкой и т.д.

На наш взгляд, выводы ученого и предлагаемые им методологические принципы совершенно справедливы для настоящего времени и могут быть ис­пользованы в системе высшего педагоги­ческого образования. Более того, реали­зация этих принципов при проектирова­нии интеграции процессов физического и духовного воспитания будущих педаго­гов способствует повышению статуса здо­ровья в системе профессиональной под­готовки будущего учителя.

В то же время анализ практической деятельности выпускников педагогиче­ских учебных заведений свидетельствует о том, что они испытывают большие трудности в педагогической деятельно­сти, связанной с воспитанием у своих учеников культуры здоровья. Это связано с тем, что вузы в недостаточной степени используют свои возможности по воспи­танию культуры здоровья педагога как одного из содержательных составляющих его профессионального становления.