КАРПОВ Алексей Борисович
МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И СТРАТЕГИИ ПРЕ-
ОДОЛЕНИЯ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД ОТ ПОДРОСТКОВОГО К
ЮНОШЕСКОМУ ВОЗРАСТУ
19.00.07 – педагогическая психология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой
степени кандидата психологических наук
Москва – 2006

4
Работа выполнена на кафедре общей и практической психологии факультета Психологии
Государственного образовательного учреждения Московский городской педагогический уни-
верситет
Научный руководитель:
Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических
наук, профессор.
Официальные оппоненты:
Дубровина Ирина Владимировна, доктор психологиче-
ских наук, профессор.
Никиреев Евгений Михайлович, кандидат психологиче-
ских наук, профессор.
Ведущая организация:
Московский городской психолого-педагогический универ-
ситет.
Защита состоится «____»_______________2006 г. в _______ часов на заседании Диссер-
тационного Совета К 850.007.05 при факультете Психологии Московского городского педаго-
гического университете по адресу: 127287, Москва, Петровско-Разумовский проезд, д. 27.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ Московский город-
ской педагогический университет по адресу: 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный
проезд, д. 4.
Автореферат разослан “____ “__________ 2006 г.
Ученый секретарь
диссертационного
совета, профессор
Т.И. Тепеницына

5
Актуальность исследования
.
В сложившихся за последние два десятиле-
тия нестабильных социально-экономических условиях в нашей стране все более
актуальным становится изучение психологических аспектов адаптации. Несо-
мненную важность данная проблема приобретает в переходный период от под-
росткового к юношескому возрасту, который чрезвычайно важен для дальнейше-
го становления личности, но до сего времени остается наименее изученным эта-
пом онтогенеза. Часто юноши и девушки в переходный период не готовы к но-
вым жестким требованиям общества, не способны сделать самостоятельный вы-
бор и взять на себя ответственность за свое поведение, за свое будущее, и поэто-
му вынуждены прибегать к различным способам психологической защиты и
стратегиям преодоления.
В течение этого периода обращенность в будущее становится основной
направленностью личности, а проблема выбора профессии, дальнейшего жиз-
ненного пути, самоопределения, создает дополнительное эмоциональное напря-
жение (И.В. Дубровина, 1987, И.Ю. Кулагина, 1998). Не обладая жизненными
навыками, не умея выбирать адекватные способы снятия напряжения, которые
давали бы возможность сохранить свою индивидуальность и сформировать здо-
ровый стиль жизни, девушки и юноши зачастую не справляются с многочислен-
ными проблемами, возникающими в этот период, не могут использовать эффек-
тивные механизмы психологической защиты и стратегии преодоления и прибе-
гают к деструктивным формам защитного поведения.
В современной психологии большое внимание уделяется изучению меха-
низмов психологической защиты и стратегий преодоления. Ученые отмечают
(R.S. Lazarus, 1980; В.И. Журбин, 1990; В.А. Ташлыков, 1990; Р.М. Грановская,
1997; Е.С. Романова, 1998; Н. Мак-Вильямс, 1998; Л.И. Вассерман, 2000;
Н.А.Сирота, 2001), что концепция психологической защиты была и остается од-
ним из наиболее важных вкладов психоанализа в теорию личности и в теорию
психической адаптации. Механизмы психологической защиты можно рассмат-
ривать как регулятивную систему стабилизации личности. В широком психоло-
гическом контексте психологическая защита “срабатывает” тем или иным спосо-
бом при возникновении негативных, психотравмирующих переживаний и во
многом определяет поведение личности, устраняющее психический дискомфорт

6
и тревожное напряжение. В большинстве современных психологических кон-
цепциях психологической защите отводится функция преодоления чувства не-
уверенности в себе, собственной неполноценности, защиты ценностного созна-
ния и поддержания стабильной самооценки.
Вышеперечисленные обстоятельства позволяют рассматривать изучение
механизмов психологической защиты и стратегий преодоления как важнейшую
проблему современной психологии. Особую актуальность данная проблема при-
обретает у юношей и девушек в переходный период от подросткового к юноше-
скому возрасту.
Цель данного исследования: изучение механизмов психологической защи-
ты и стратегий преодоления у юношей и девушек в переходный период из под-
росткового в юношеский возраст.
Гипотеза исследования:
1. В переходный период из подросткового в юношеский возраст юноши
и девушки демонстрируют разные способы психологической защи-
ты, которые определяют выбор стратегий преодоления, уровень
субъективного контроля, личностную и ситуативную тревожность.
2. Тип поведения в конфликте определяется выбором механизма пси-
хологической защиты.
3. Существуют гендерные различия в использовании механизмов пси-
хологической защиты.
4. В процессе социально-психологического тренинга происходит изме-
нение механизмов психологической защиты, приводящее к повыше-
нию активных стратегий преодоления и снижению пассивных.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа разработать концептуальную модель
личностно-компетентного поведения в условиях выбора механизма психологи-
ческой защиты и стратегии преодоления;
2. Изучить динамику механизмов психологической защиты, стратегий
преодоления, уровня субъективного контроля, личностной и ситуативной тре-
вожности и агрессивности у юношей и девушек на этапе перехода из подростко-
вого в юношеский возраст;

7
3. Определить типы поведения подростков, их предрасположенность к
конфликтному поведению и степень готовности к риску на этапе перехода в
юношеский возраст в зависимости от выбранных ими способов психологической
защиты и стратегий преодоления;
4. Оценить взаимосвязь различных механизмов психологической защиты
с вариантами стратегий преодоления в переходный период из подросткового в
юношеский возраст;
5. Разработать и апробировать программу социально-психологического
тренинга, направленную на использование наиболее эффективных механизмов
психологической защиты и стратегий преодоления.
Научная новизна исследования определяется тем, что впервые проведе-
но динамическое изучение использования механизмов психологической защиты
и стратегий преодоления девушками и юношами на этапе их перехода из подро-
сткового в юношеский возраст. Впервые изучена взаимосвязь механизмов психо-
логической защиты со стратегиями преодоления и такими личностными характе-
ристиками, как типы поведения в конфликте, выраженность личностной и ситуа-
тивной тревожности, уровень субъективного контроля, степень готовности к
риску. Впервые обнаружены половозрастные особенности иерархического рас-
пределения механизмов психологической защиты и основных стратегий преодо-
ления. Впервые описаны типы поведения подростков, их предрасположенность к
конфликтному поведению и степень готовности к риску на этапе перехода в
юношеский возраст в зависимости от выбранных ими способов психологиче-
ской защиты и стратегий преодоления
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные
экспериментальные данные, их психологический и статистический анализ дают
возможность оптимизировать взаимодействие учителей с учениками на этапе их
перехода из подросткового в юношеский возраст для выработки индивидуально-
го, психологически обоснованного плана работы. Результаты проведенного ис-
следования могут иметь теоретическое и практическое значение для дифферен-
цированной работы школьных психологов с юношами и девушками, с учетом
особенностей использования механизмов психологической защиты, стратегий
преодоления и личностных особенностей каждого индивидуума.

8
Положения, выносимые на защиту:
1. Развитие личности при переходе от подросткового к юношескому возрас-
ту, включающее взаимосвязанные базовые элементы, такие как новообразования
возраста, личностные, эмоциональные и поведенческие изменения, происходит
под влиянием специфических для данного этапа онтогенеза механизмов психо-
логической защиты и стратегий преодоления.
2. Индивидуально-психологические характеристики личности (уровень субъ-
ективного контроля, выраженность личностной и ситуативной тревожности, аг-
рессивности) определяются механизмами психологической защиты, стратегиями
преодоления и влияют на решение адаптационных проблем;
3. В зависимости от наиболее выраженных ведущих механизмов психологи-
ческой защиты и стратегий преодоления выявляются разные типы поведения в
конфликте, степень готовности к риску.
4. Тип конфликтного поведения во многом определяется субъективной ин-
терпретацией личностью тех или иных ситуаций, с которыми она взаимодейст-
вует и связан с предпочитаемыми стратегиями поведения личности в значимых
ситуациях.
5. Разработанная программа социально-психологического тренинга способ-
ствует эффективному использованию психологической защиты и стратегий пре-
одоления для решения жизненных задач.
Апробация работы. Материалы диссертации были доложены и обсужде-
ны на заседаниях Всероссийского съезда практических психологов образования
«Практическая психология в условиях модернизации образования», Москва, 28-
29 мая 2003, Всероссийской научно-практической конференции «Психологиче-
ское обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося пове-
дения детей и юношества», Москва, 13-15 апреля 2004; Всероссийской научно-
практической конференции психологов-практиков, Москва, 10-13 февраля 2005;
2-ой Всероссийская конференция психологического факультета г. Самара, 2005;
IV городской научно-практической конференции, 19 мая 2005; 2-ой Всероссий-
ской научно-практической конференции психологов-практиков, Москва, 10-13
февраля 2006; Ученого совета факультета психологии ГОУ МГПУ 2004-2006 гг.

9
Публикации. По материалам диссертации опубликовано 11 научных ра-
бот, список которых приводится в конце автореферата.
Объем и структура диссертационной работы. Диссертационная работа
изложена на 229 страницах машинописного текста. Она строится по традицион-
ному плану и включает в себя введение, аналитический обзор, практическую
часть, заключение, выводов, список использованной литературы, содержащий
214 наименований, из которых 107 отечественных авторов, приложение. Работа
иллюстрирована 27 таблицами и 28 графиками,
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснованы актуальность темы исследования, сформулиро-
ваны цель, основная гипотеза и задачи исследования, определены научная но-
визна и практическая значимость работы, представлены положения, выносимые
на защиту.
В первой главе «Теоретический анализ современного состояния проблемы
исследования» представлен аналитический обзор работ отечественных и зару-
бежных авторов по исследуемой проблеме, подчеркивается отсутствие публика-
ций, в которых рассматривается роль отдельных механизмов психологической
защиты в формировании специфических стратегий преодоления подростками на
этапе их перехода в юношеский возраст.
Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследова-
ния составляют: психологическая теория механизмов психологической защиты
(Е.С. Романова, 1996, 1998, 2001, 2005; Л.И. Вассерман, 1998, 2000; В.А. Ташлы-
ков, 1990; А. Фрейд, 1993; R. Plutchik, H. Conte, 1989; R. Plutchik, H. Kellerman, &
H. Conte, 1979); положения о стратегиях преодоления (Н.А. Сирота, 1994, 2001;
R.S. Lazarus, 1980; R.S. Lazarus, S. Folkman, 1987); выделение определенных эта-
пов онтогенеза в возрастной психологии (И.В. Дубровина, 1987; Л.Ф. Обухова,
1996; Д.И. Фельдштейн, 1993; А.А. Тюков, 1998; Е.Ф. Рыбалко, 2001).
Впервые понятие “защита” использовал в 1894 году З. Фрейд и рассматри-
вал его, как своеобразную преграду, которую возводит Эго против внутренней
тревоги, представляющую собой подсознательное отрицание или искажение ре-
альности (Freud S., 1963). По его представлениям, механизмы психологической
защиты являются врожденными, запускаются в экстремальной ситуации и вы-

10
полняют функцию “снятия внутреннего конфликта”, то есть выступают как сред-
ство разрешения конфликта между сознанием и бессознательным.
Расширение представлений о психологической защите связано с именем
Анны Фрейд (Фрейд А., 1993). Она впервые подробно описала различные спосо-
бы поведения, основанного на том или ином механизме защиты. Всего А. Фрейд
выделяла одиннадцать защитных механизмов (отрицание, репрессию, реактив-
ное формирование, смещение, рационализацию, интеллектуализацию, регрес-
сию, реверсию, поворот против себя, идентификацию с агрессором, сублима-
цию).
В отечественной психологии долгое время вопрос о принципах формиро-
вания психологической защиты практически не освещался, что объяснялось за-
претом на психоанализ и его ложной трактовкой. Надо сказать, что некоторые
отечественные психологи все же делали попытки исследовать данную проблему.
Наибольший вклад в разработку проблемы психологической защиты с позиции
теории установки внес Ф.В. Бассин, подчеркивая, что главное в защите сознания
от дезорганизующих его влияний психической травмы – понижение субъектив-
ной значимости травмирующего фактора (Бассин Ф.В., 1969).
Б.В. Зейгарник (1986) и Р.М. Грановская (1997) предлагают различать су-
щественную разницу между патологической психологической защитой или не-
адекватными формами адаптации и нормальной, постоянно присутствующей в
нашей жизни. Е.С Романова (1996) считает, что защитные механизмы имеют сле-
дующие общие свойства: они действуют в подсознании, индивид не осознает,
что с ним происходит, они отрицают, искажают или фальсифицируют действи-
тельность; они реализуются в ситуации конфликта, фрустрации, психотравмы,
стресса. Цель психологической защиты – снижение эмоциональной напряженно-
сти и предотвращение дезорганизации поведения, сознания и психики в целом.
Наиболее приемлемыми и актуальными на сегодняшний день оказались
теории, в основу которых легла психоаналитическая модель защиты. Одна из та-
ких “универсальных” концепций - теория психологической защиты R. Plutchik
(1974). Его основная идея заключается в том, что механизмы психологической
защиты являются производными эмоций, а эмоции определяются как базовые
средства адаптации.

11
В последнее время значительно возрос интерес зарубежных и отечествен-
ных авторов (Н.А. Сирота, 1994, 2001; R.S. Lazarus, 1980; R.S. Lazarus, S. Folk-
man, 1987) к изучению психологических аспектов процессов адаптации лично-
сти, направленной на преодоление стрессовых воздействий, получивших назва-
ние стратегий преодоления. Анализ литературы представляет наиболее полную
характеристику стратегий преодоления и их составляющих (поведение, ресурсы,
стратегии). Стратегии преодоления - это актуальные ответы личности на воспри-
нимаемую угрозу, способ управления стрессором.
Л. Мёрфи в 1962 первым применил термин стратегии преодоления (cop-
ing). Исследуя способы преодоления детьми требований, выдвигаемых кризиса-
ми развития, он выделил врождённые и приобретённые (дифференцированные)
формы поведения индивидуума в процессе приспособления к стрессовой ситуа-
ции. Автор уже на начальном этапе изучения стратегий преодоления обратил
внимание на их связь с индивидуально-типологическими особенностями лично-
сти и предыдущим опытом преодоления стрессовых ситуаций, а также выделил
две составляющие стратегий преодоления - когнитивную и поведенческую (Аве-
дисова А.С., Канаева Л.С., Ибрагимов Д.Ф., 2002).
Итогом исследований R.S. Lazarus (1980) явилась дефиниция понятия стра-
тегий преодоления, которое он обозначил, как "стремление к решению проблем,
которое проявляет индивид в ситуации (связанной с опасностью или с большим
успехом), имеющей условия для активизации адаптивных возможностей, с це-
лью сохранения физического, личностного и социального благополучия".
Между понятиями «копинг-стратегии», «стратегии преодоления стресса»,
«стратегии совладания», «стратегии преодоления» нет принципиальных разли-
чий, но в диссертационной работе мы преимущественно использовали термин
«стратегии преодоления», поскольку он наиболее полно отражает смысл, зало-
женный в данное понятие, и соответствует методологии проведенного исследо-
вания.
Современная типология стратегий преодоления основывается на точке зре-
ния Amirkhan J.H. (1990). По мнению автора, выбор индивидуумом на протяже-
нии всей жизни определённых стратегий преодоления является достаточно ста-
бильной характеристикой и мало зависит от типа стрессора. Он обозначил их как

12
базисные стратегии поведения человека и объединил в 3 группы: направленность
на решение проблемы — активная поведенческая стратегия, при которой человек
старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска
возможных способов эффективного разрешения проблемы (адаптивная); поиск
социальной поддержки — это активная поведенческая стратегия, при которой
человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и под-
держкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим (адаптив-
ная); избегание — это поведенческая стратегия, при которой человек старается
избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения про-
блем (неадаптивная).
Постепенно в работах многих зарубежных и отечественных исследовате-
лей появляется расширенное описание традиционного понятия «защитные меха-
низмы» за счет включения в него активно-оборонительных вариантов.
R.S. Lazarus (1980) рассматривает защитные механизмы как интрапсихиче-
ские формы преодоления стресса, предназначенные для снижения эмоциональ-
ного напряжения раньше, чем изменится ситуация. Автор провел дифференциа-
цию непродуктивных методов психологической защиты. К первой группе он от-
нес симптоматические техники (употребление алкоголя, транквилизаторов, седа-
тивных препаратов и т.д.), а ко второй — интрапсихические техники когнитив-
ной защиты (идентификация, перемещение, подавление, отрицание, реактивное
образование, проекция, интеллектуализация).
Л.И. Вассерман с соавторами (1998) считает механизмы психологической
защиты и механизмы совладания способами адаптации к изменившейся ситуа-
ции, где преодолевающее поведение определяется как стратегия действия лично-
сти, направленная на устранение психологической угрозы, а механизмы психо-
логической защиты являются интрапсихической адаптацией и направлены на ос-
лабление психического дискомфорта.
В доступных публикациях нам не удалось обнаружить результаты иссле-
дований, посвященных изучению механизмов психологических защит и страте-
гий преодоления у девушек и юношей на рубеже подросткового и юношеского
возраста, чему и посвящено диссертационное исследование.

13
Во второй главе диссертации приводится характеристика переходного
этапа из подросткового в юношеский возраст, анализируются теоретические по-
ложения о кризисном характере данного этапа онтогенеза, о формировании но-
вообразований периода, описываются ход эксперимента, структура, организация
и методы исследования, излагаются общие сведения о испытуемых, принявших
участие в данном исследовании (301 учащийся 1-3 курса социального колледжа
№ 25 г. Москвы в возрасте от 14 до 19 лет).
Исходя из современных представлений возрастной психологии, нами были
сформированы 4 группы испытуемых: юноши старше 16 лет (28 чел.), девушки
старше 16 лет (85 чел.), юноши младше 16 лет (83 чел.), девушки младше 16 лет
(105 чел.). 84 учащихся (43 девушки и 41 юноша) стали участниками лонгитюд-
ного исследования на этапе перехода от подросткового к юношескому возрасту.
Первое исследование механизмов психологической защиты и основных страте-
гий преодоления было проведено, когда подростки поступили на первый курс
колледжа (их возраст составил от 14,3 до 15,2 лет), а повторное обследование –
через 2 года.
Для выполнения поставленных задач и проверки гипотезы исследования,
были применены следующие методики: «Индекс Жизненного Стиля» (LIFE
STYLE INDEX) – личностный опросник, диагностирующий механизмы психоло-
гической защиты. (Е.С. Романова 1996, 2001); «Индикатор стратегий преодоле-
ния стресса», предложенный J.H. Amirkhan (1990) и адаптированный в 1994 году
Н.А. Сирота и В.М. Ялтонским; методика диагностики предрасположенности к
конфликтному поведению Н.В.Гришиной (1999); методика диагностики степени
готовности к риску Шуберта; методика диагностики личностной и реактивной
тревожности Спилбергера-Ханина, для диагностики вида и уровня агрессивности
применялся опросник Басса – Дарки (Д.Я. Райгородский, 2000). Также в процес-
се исследования мы использовали анкетирование, интервью, беседы с учениками
и преподавателями со средним педагогическим стажем от 17 лет.
Полученные данные подвергались статистическому анализу (расчет пара-
метров описательной статистики: среднее арифметическое, СКО, стандартная
ошибка среднего; оценка нормальности распределения, корреляционный анализ:
метод ранговой корреляции Спирмена, метод корреляции Пирсона, кластериза-

14
ция факторов, оценка достоверности различий средних по Т-критерию Стьюден-
та и V-критерию Манна-Уитни) с использованием электронных таблиц Microsoft
Excel и программных модулей Statistica 6.0 и SPSS 10.05.
Анализ полученных нами эмпирических данных позволяет применить для
интерпретации особенностей использования механизмов психологической защи-
ты модель личностно-компетентного поведения, приведенную на рис.1 .
Рисунок 1. Модель личностно-компетентного поведения.
По нашему мнению эту модель можно, с одной стороны, применять как
идеальную модель социального поведения, а с другой – как это сделано в нашем
случае – использовать ее в качестве теоретической основы для разработки пси-
холого-педагогической программы, сопоставительной оценки и интерпретации
полученных в ходе проведения программы результатов.
Третья глава диссертации содержит разработку, обоснование, описание
результатов авторской программы психологической помощи подросткам в ис-
пользовании механизмов психологической защиты и стратегий преодоления.
Личностные
особенности
Стратегии
преодоления
МПЗ
Развитие
личности
Изменения
поведения
Эмоциональные
изменения
Потребность в
неформальном,
доверительном
общении с
взрослыми
Личностное и
профессио-
нальное само-
определение
Чувство взрос-
лости, связан-
ное с полом
Новооб
р
аз
ования

15
Представлены результаты экспериментальной апробации программы на учащих-
ся колледжа в переходный возрастной период.
Предлагаемый в диссертации подход и разработанная на его основе про-
грамма направлена на формирование адекватного поведения подростков в пере-
ходный период. Как показали результаты эмпирической апробации программы,
она является эффективной формой адаптации подростков.
Общий результат проведенной исследовательской работы и результаты ис-
пользования программы можно представить в виде следующих сводных диа-
грамм. Обнаружено, что в период перехода к юношескому возрасту, подростки
используют все виды механизмов психологической защиты, описанные в литера-
туре, но степень их выраженности и преимущественность в использовании су-
щественно зависят от пола испытуемых (Рис. 2). Сопоставляя механизмы психо-
логической защиты в группах девочек и мальчиков в период перехода от подро-
сткового к юношескому возрасту, обнаружено, что отрицание (механизм отвер-
жения мыслей, чувств, желаний, потребности или реальности, которые неприем-
лемы на сознательном уровне), компенсация (стремление исправить или найти
замену реальной или мнимой физической или психологической несостоятельно-
сти) и замещение (высвобождение скрытых эмоций на объектах, воспринимае-
мых как менее опасные, чем те, которые действительно вызвали эмоции), прак-
тически в равной степени свойственны всем подросткам.
Рисунок 2. Особенности механизмов психологической защиты девушек
и юношей подросткового возраста.
0
2
4
6
8
10
12
О
т
р
и
ц
а
н
и
е
Р
е
г
р
е
с
с
и
я
К
о
м
п
е
н
с
а
ц
и
я
И
н
те
л
л
е
к
т
у
а
л
и
з
а
ц
и
я
Р
е
а
к
т
и
в
н
о
е
О
б
р
а
з
о
в
а
н
и
е
П
о
д
а
в
л
е
н
и
е
П
р
о
е
к
ц
и
я
З
а
м
е
щ
е
н
и
е
Девушки
Юноши
Баллы

16
В процессе исследования мы обратили внимание на специфическое ис-
пользование механизмов психологической защиты у мальчиков и девочек в
юношеском возрасте. Анализ использования механизмов психологической защи-
ты у испытуемых данной группы показал, что механизмы отрицания, подавле-
ния, проекции и замещения, в равной степени выражены и у девушек, и у юно-
шей (Рис.3). В то же время, девушкам в этом возрасте более свойственна регрес-
сия (p
юношам – интеллектуализация (p
Рисунок 3. Особенности механизмов психологической защиты девушек
и юношей старше 16 лет.
0
2
4
6
8
10
О
т
р
и
ц
а
н
и
е
Р
е
гр
е
с
с
и
я
К
о
м
п
е
н
с
а
ц
и
я
И
н
те
л
л
е
к
т
у
а
л
и
з
а
ц
и
я
Р
е
а
к
т
и
в
н
о
е
О
б
р
а
з
о
в
а
н
и
е
П
о
д
а
в
л
е
н
и
е
П
р
о
е
к
ц
и
я
З
а
м
е
щ
е
н
и
е
Девушки
Юноши
Большая выраженность компенсации у девушек в данной возрастной груп-
пе связана с тем, что они более склонны к рефлексии, чем юноши, осознавая соб-
ственные недостатки, начинают «работать над собой» с целью развития тех или
иных черт характера, демонстрации своих способностей в различных сферах
деятельности для получения определенного статуса в группе.
Полученные данные позволяют рассматривать наличие комбинации таких
параметров психологической защиты как компенсация, отрицание, замещение,
регрессия. Как мы видим, у девушек с возрастом снижается выраженность ком-
пенсации (Рис. 4-А), что дает нам основание предположить его связь в период
перехода с формированием объективной самооценки, профессиональным и лич-
ностным самоопределением, идентификацией с определенным статусом в группе
Баллы

17
и обществе, это подтверждает увеличение значений отрицания, замещения, рег-
рессии.
У юношей переходный период сопровождается, как и у девушек, умень-
шением выраженности компенсации, но в отличие от девушек, у юношей отме-
чается снижение выраженности реактивного образования и регрессии на фоне
тенденции к уменьшению интеллектуализации, проекции и замещения и к по-
вышению отрицания и подавления (Рис.4-Б).
Рисунок 4. Динамика механизмов психологической защиты при переходе от подростко-
вого к юношескому возрасту (за 100% приняты показатели в подростковом возрасте):
А) у девушек
Б) у юношей
70%
80%
90%
100%
110%
Отрицание
Регрессия
Компенсация
Интеллектуализация
Реактивное
образование
Подавление
Проекция
Замещение
девушки 15 лет
девушки 17 лет
70%
80%
90%
100%
110%
Отрицание
Регрессия
Компенсация
Интеллектуализация
Реактивное
образование
Подавление
Проекция
Замещение
юноши 15 лет
юноши 17 лет
Статистически достоверное снижение у юношей общей выраженности
психологической защиты (с 52,9±1,37 до 49,3±1,29 баллов, p
сматривать как показатель, свидетельствующий о их лучшей психологической
адаптации по сравнению со сверстницами к завершению переходного периода.
Таблица 1. Полученные данные иерархии механизмов психологической защиты.
Группа
респондентов
Механизм
психологической
защиты
Юноши
(ср.возр:
14,5)
N=41
Юноши
(ср.возр:
16,7)
N=41
Девушки
(ср.возр:
14,6)
N=43
Девушки
(ср.возр:
16,7)
N=43
Отрицание
3
3
5
4
Регрессия
7
7
3
3
Компенсация
5
6
4
5
Интеллектуализация
2
2
6
6
Реактивное образование
8
8
7
7
Подавление
6
4
8
8
Проекция
1
1
1
1
Замещение
4
5
2
2

18
Как мы видим из таблицы 1, иерархия механизмов психологической защи-
ты не зависит от возраста, но имеет очевидные гендерные особенности. Юноши,
как одни из ведущих механизмов, используют интеллектуализацию и отрицание,
девушки – замещение и регрессию, как способы адаптации к изменениям внут-
ренней и внешней среды. Но есть и сходство: испытуемые обоих полов чаще
всего проявляют один способ защиты – проекцию. Ведущая роль проекции у
юношей и девушек в переходном периоде от подросткового к юношескому воз-
расту связана с наиболее часто применяемым родителями механизмом воздейст-
вия на ребенка — воспитание на примере (родителями применяется как положи-
тельный, так и отрицательный пример). Другая причина в том, что подростки
(независимо от пола) часто выбирают для себя идеал, пример для подражания,
которому они пытаются следовать, перенося на себя желаемые черты его образа.
Результаты свидетельствуют о том, что регрессивные защитные паттерны
более свойственны девушкам – повышенная плаксивость, эмоциональная возбу-
димость, «зависимое» поведение, поиск социального одобрения, что обуславли-
вает проявление у них регрессии и замещения, как одних из наиболее исполь-
зуемых механизмов. Для юношей более типично эмоционально-сдержанное по-
ведение с признаками внешней самодостаточности. Часто они склонны выстраи-
вать свое поведение таким образом, словно проблем не существует, либо демон-
стрируют излишнюю рассудительность, использование интеллектуальных ре-
сурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств, чем и объяс-
няется преимущественное использование ими механизмов отрицания и интел-
лектуализации в переходном периоде от подросткового к юношескому возрасту.
Обнаружено, что наименее используемые механизмы психологической за-
щиты у юношей – регрессия и реактивное образование, а у девушек - реактивное
образование и подавление, что может быть результатом установок на различные
социальные роли и разные стереотипы поведения: «женский» (эмоциональный,
зависимый, требующий повышенное внимание и опеку) и «мужской» (сдержан-
ный, малоэмоциональный, следующий определенным моральным и этическим
нормам).

19
Анализ выявленных закономерностей и особенностей использования меха-
низмов психологической защиты позволили нам рассмотреть поведенческие спо-
собы, применяемые учащимися колледжа, при решении разных жизненных про-
блем.
Характерной особенностью использования стратегий преодоления являет-
ся: направленность на решение проблемы, поиск социальной поддержки, избега-
ние и агрессия. В нашем исследовании стратегии преодоления можно предста-
вить как два направления действия: эффективные стратегии, неэффективные.
К эффективным относится стратегия – направленность на решение про-
блемы (ее использовали 32% испытуемых). Характерным является использова-
ние личностных ресурсов для поиска возможных способов решения проблемы.
Вторая стратегия этой группы – поиск социальной поддержки, которую исполь-
зуют 26% учащихся, где решение проблем основывается исключительно на по-
мощи друзей, семьи, значимых других.
К группе неэффективных стратегий относятся избегание и агрессия.
Школьники (22%) пытались уйти от контакта с окружающей действительностью,
от решения проблем, 20%, использующие агрессию для решения проблем при-
меняют силу, демонстрируя враждебность.
Более подробно использование стратегий преодоления описано в выделен-
ных нами 4 типах поведения подростков в переходный период.
1. Тип поведения «высокоадаптивный». Для представителей этой группы
характерно предпочтение стратегий направленность на решение проблемы и по-
иск социальной поддержки (коэффициент активности стратегий (К) 3,5), пре-
имущественное использование механизмов психологической защиты отрицание,
компенсация, интеллектуализация. В конфликте чаще всего прибегают к страте-
гиям сотрудничество и компромисс. Юноши и девушки данной группы демонст-
рируют высокую готовность к риску при средней выраженности потребности в
поиске новых ощущений. Их характеризует созидательная конструктивная пози-
ция, внешняя локализация субъективного контроля.
2. Тип поведения «среднеадаптивный». Представители данной группы
предпочитают активные стратегии преодоления наряду с пассивной стратегией

20
(2
ция, регрессия, компенсация. В конфликте предпочитают использовать либо
стратегию соперничества, либо компромисса. Юноши и девушки данной группы
демонстрируют среднюю готовность к риску при высокой выраженности по-
требности в поиске новых ощущений. Выраженность экстернальности и интер-
нальности находится на одном уровне, что означает ситуативность преобладания
той или иной формы субъективного контроля.
3. Тип поведения «слабоадаптивный». Испытуемые этой группы исполь-
зуют в большей степени пассивную стратегию преодоления (К
читают механизмы психологической защиты подавление, замещение, регрессия.
В конфликтной ситуации прибегают к стратегии избегания или приспособления.
Консервативны, осторожны, не стремятся к новым ощущениям, обладают низкой
готовностью к риску. Они уделяют много внимания планированию поведения,
стремятся действовать индивидуально, нейтрально относятся к общегрупповым
нормам. Тщательно избегают ситуаций, которые могут стать проблемными и вы-
звать страх. Используют деструктивные формы поведения, проявляют внешнюю
локализацию субъективного контроля.
4. Тип поведения «агрессивно-адаптивный». Испытуемые предпочитают
агрессивный способ решения задач. Ведущими механизмами психологической
защиты являются замещение и проекция. Они снимают напряжение, обращая
гнев на более слабый одушевленный или неодушевленный объект, или на самого
себя. Они часто раздражаются на окружающих, на самого себя или на неодушев-
ленные предметы. Для данной группы характерна приверженность к любой дея-
тельности, связанной с риском, высокая готовность к риску и выраженное
стремление к поиску новых, «щекочущих нервы» ощущений. В конфликтной си-
туации прибегают к стратегии соперничества, проявляют агрессивное поведение.
Таблица 2. Взаимосвязь (p
испытуемых со стратегиями преодоления.
МПЗ
Стратегии
преодоления
Отри-
цание
Регрес-
сия
Компен-
сация
Интел-
лекту-
ализация
Реак-
тивное
обра-
зование
Подав-
ление
Проек-
ция
Заме-
щение
Эффективные
0,25
0,39
0,35
0,41
0,25
-0,2
-0,19 -0,24
Неэффективные
0,31
-0,3
0,35
0,45

21
Результаты проведенного корреляционного анализа демонстрируют связь
стратегий преодоления и механизмов психологической защиты. Как видно из
таблицы 2, эффективные стратегии взаимосвязаны с отрицанием и интеллектуа-
лизацией, регрессией, компенсацией и реактивным образованием; а неэффектив-
ные стратегии - с регрессией, проекцией и замещением. Обнаружены также об-
ратные взаимосвязи значений эффективных стратегий преодоления и таких ме-
ханизмов психологической защиты как подавление, проекция и замещение и не-
эффективных с интеллектуализацией. Все это позволяет предполагать существо-
вание единых адаптационных процессов, основанных на взаимосвязи определен-
ных стратегий преодоления и механизмов психологической защиты.
Исследование показало, что 65% учащихся колледжа считают возможным
использование агрессивного способа поведения для решения проблем. По мне-
нию независимых экспертов (учителя, родители) в ходе исследования было от-
мечено, что школьники (имеем ввиду переходный этап) стали более агрессивны-
ми (информация получена от учителей со стажем в среднем 17 лет, которые от-
мечают многочисленные акты агрессивного поведения учащихся). Анкетирова-
ние, интервью, беседы с учениками позволили выявить основные виды проявле-
ния агрессии: прямая вербальная, прямая физическая, косвенная вербальная,
косвенная физическая. Особенности проявления агрессии отражены в таблице 3.
Для выявления достоверности различий в проявлении агрессии между
мальчиками и девочками был использован V-критерий Манна-Уитни, где Vкр. –
критические значения критерия V – Манна-Уитни, Vэмп. – эмпирические вели-
чины, а различия между группами считаются достоверными, если Vэмп. ниже
или равен Vкр.
Таблица 3. Особенности проявления агрессии в разных гендерных группах.
Vкр.
Vэмп.
Группа
p
Косвенная
вербальная
Косвенная
физическая
Прямая
вербальная
Прямая
физическая
Девочки
23
33
50,1
30,5*
71
16,8**
Мальчики
22
31
25,5*
26*
62
29*
*- p

22
Анализ полученных данных позволяет утверждать, что у мальчиков обна-
руживается прямая физическая и косвенная физическая агрессия как преобла-
дающая, у девочек – косвенная вербальная.
В подростковом возрасте у девочек отмечается высокий уровень вербаль-
ной агрессии, который они используют для решения проблем (например, сплет-
ни) при этом полностью исключают жалобы учителю. Для мальчиков характерен
высокий уровень прямой физической агрессии. Формы ее проявления являются
более жесткими (избиение, эксплуатация, отнятие денег).
В переходный период у юношей и девушек меняется агрессивное поведе-
ние. Так девушки начинают осуждать формы прямой агрессии, мальчики – под-
держивают прямую агрессию, пытаясь оправдать обидчика.
Причинами выбора агрессии как формы защиты, по результатам нашего
исследования, являются равнодушие со стороны родителей к ребенку, частые
физические наказания, жесткий семейный стиль воспитания. Так 42% отцов счи-
тают прямую физическую агрессию действенной мерой и вполне допустимой
для мальчиков; 18% - для девочек. Выявлено, что 32% семей, где оба родителя
поощряют агрессию, удовлетворены тем, что их дети умеют расправиться с
обидчиком. Отмечен небольшой процент семей (8%), где поощряют агрессию со
стороны девочек, считая допустимым драки, нецивилизованные способы выяс-
нения отношений.
Наше исследование подтверждает результаты, полученные в отечествен-
ной психологии, касающиеся влияния средств массовой информации на форми-
рование модели поведения подростков. Именно с экрана 82% школьников усваи-
вают стереотипы агрессивного поведения, по анкетным данным подростки смот-
рят телевизор в среднем 5 часов в сутки, предпочитая боевики, триллеры и
фильмы ужасов (87% опрошенных). Полученные результаты свидетельствуют о
том, что в переходный период подростки, желая соответствовать принятому в
обществе уровню маскулинности, используют этот способ защиты чаще всего,
открыто его выражают, не боясь наказания, или прибегают к косвенной агрес-
сии, опасаясь осуждения окружающих.

23
Одной из причин агрессии, по нашему мнению, является личностная тре-
вожность, которая отражает коэффициент ценностного конфликта, субъективное
благополучие. Напомним, что по мнению Л.В. Куликовой, выделено два основ-
ных компонента: когнитивный (рефлексивный) – представление об отдельных
сторонах своего бытия, и эмоциональный – детерминирующий эмоциональный
тон отношений к этим сторонам.
В нашем случае, переживание субъективного благополучия (или неблаго-
получия) определяется субъективной интерпретацией личностью тех или иных
ситуаций, с которыми она взаимодействует. Кроме того, когнитивная и эмоцио-
нально-оценочная интерпретация ситуаций детерминирует направленность ак-
тивности личности, которая связана с выбором механизма психологической за-
щиты и стратегии преодоления. Так, в зависимости от локуса субъективного
эмоционального удовлетворения, благополучия, активность может быть направ-
лена либо вовне, либо на внутреннюю деятельность, или вообще отсутствовать.
При изучении личностной тревожности обнаружено, что в переходный пе-
риод подростки, использующие эффективные стратегии преодоления (направ-
ленность на решение проблемы и поиск социальной поддержки) демонстрируют
умеренную тревожность. В то же время у испытуемых, предпочитающих неэф-
фективные стратегии преодоления (избегание, агрессия) выявляется статистиче-
ски значимое (р
ченные при исследовании ситуативной тревожности, свидетельствуют о том, что
этот параметр у подростков, предпочитающих стратегию поиск социальной под-
держки, достоверно (р
правленность на решение проблемы. Обращает на себя внимание то, что значе-
ния данного показателя у группы подростков с ведущими неэффективными стра-
тегиями достигает уровня высокой тревожности, статистически значимо (р
0,01) отличаясь от испытуемых, предпочитающих другие стратегии, что можно
рассматривать как фактор риска развития у таких подростков невротических
конфликтов и эмоциональных срывов.
При анализе данных о локализации субъективного контроля в разных по-
ловозрастных группах были отмечены равные показатели у мальчиков и девочек

24
в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. С возрастом де-
вушкам становится более свойственна внешняя локализация субъективного кон-
троля (p
девушки в большей степени склонны переносить ответственность за происходя-
щие в жизни проблемы на окружающие обстоятельства и внешние факторы, а
юноши, скорее наоборот – становятся более ответственными, у них развиваются
рефлексивные процессы.
Результаты исследования стратегий поведения в конфликте показали, что у
девушек с возрастом уменьшается стремление к кооперации (за счет повышения
роли избегания и снижения приспособления), а у юношей – усиливается напори-
стость как основной мотив поведения в конфликте. При корреляционном анализе
данных удалось обнаружить ряд статистически достоверных показателей взаи-
мосвязи некоторых механизмов психологической защиты со стратегиями пове-
дения в конфликте. Соперничество положительно коррелирует с проекцией и от-
рицательно с интеллектуализацией, приспособление положительно связано с ин-
теллектуализацией и отрицательно – с проекцией и замещением.
В ходе исследования была разработана и применена тренинговая програм-
ма, включающая следующие элементы: лекционные занятия, ролевые игры, спе-
циальные приемы неигрового типа, направленные на повышение сплоченности
группы, развитие навыков общения, способности к эмоциональной децентрации.
Повторная диагностика состояния стратегий преодоления демонстрирует
существенное изменение в структуре преодолевающего поведения. Нами обна-
ружено статистически значимое (р
ным стратегиям преодоления (особенно усилилось стремление испытуемых к
поиску социальной поддержки) на фоне достоверного (р
фективных стратегий, что, привело к повышению (р
ента активности. Использование предложенной программы демонстрирует также
положительные изменения применения механизмов психологической защиты: и
у юношей, и у девушек, принявших участие в тренинговых занятиях, обнаружи-
вается статистически значимое увеличение выраженности отрицания (р

25
интеллектуализации (р
ля по шкале замещение (р
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:
1. В переходном периоде от подросткового к юношескому возрасту форми-
рование новообразований происходит под влиянием эмоциональных, поведенче-
ских и личностных процессов, развивающихся на основе специфических измене-
ний механизмов психологической защиты и стратегий преодоления.
2. Результаты проведенного исследования демонстрируют наличие половых
различий в динамике механизмов психологической защиты, стратегий преодоле-
ния, уровня субъективного контроля, личностной и ситуативной тревожности на
этапе перехода из подросткового в юношеский возраст.
3. Показано, что существует иерархическая последовательность в использо-
вании механизмов психологической защиты, которая зависит от пола, формиру-
ется в подростковом возрасте и не меняется при переходе к юношескому.
4. Раскрытие форм защитно-агрессивного поведения, знание их особенно-
стей, могут осознанно влиять на снижение уровня агрессии у школьников и в бо-
лее широком контексте на снижение агрессии в современном обществе.
5. Сравнительный анализ использования эффективных и неэффективных
стратегий преодоления, показал, что школьники используют адаптивные страте-
гии ориентированные на учебную, внеучебную деятельность, на внутренний
мир, на поиск резервов для решения задач. У лиц с неэффективными стратегия-
ми преодоления доминируют преимущественно дезадаптивные поведенческие
стратегии, реагирование на уровне эмоций.
6. Отмечены различия поведенческих стратегий в качественно разных си-
туациях (переживание успеха, неуспеха. В ситуациях успеха, связанных с пере-
живанием радости, предпочитающие эффективные стратегии преодоления де-
монстрируют большую заинтересованность в учебной деятельности, проявляют
уверенность и самодостаточность. У использующих неэффективные стратегии
учебная и внеучебная деятельность отходит на второй план, отмечается их за-
стревание на переоценке своей значимости, своих возможностей.

26
7. При изучении уровня личностной тревожности показано, что подростки,
преимущественно использующие эффективные стратегии преодоления, демон-
стрируют невысокую тревожность. В то же время у испытуемых, предпочитаю-
щих стратегии избегание, агрессию выявляется повышение индекса личностной
и реактивной тревожности, у девушек с возрастом уменьшается стремление к
кооперации, а у юношей – усиливается напористость как основной мотив пове-
дения в конфликте.
Основное содержание диссертационного исследования отражено в сле-
дующих публикациях автора:
1. Механизмы психологической защиты у подростков, использующих ак-
тивные копинг-стратегии. Клинические и медико-социальные вопросы совре-
менной психиатрии: (Сборник работ молодых ученых под ред. Проф. Ю.А.
Александровского). – М.: ГНЦ СиСП им. В.П. Сербского, 2003. – С. 107-113.
2. Современные представления о механизмах психологической защиты (об-
зор литературы) // Росс. психиатр. журнал. 2003, №6. - С. 67-72. (совместно с
Е.С. Романовой).
3. Стратегии совладания со стрессом у подростков. Тезисы Всероссийского
съезда практических психологов образования «Практическая психология в усло-
виях модернизации образования». Москва, 28-29 мая 2003. – С. 322 – 324.
4. Половозрастные особенности механизмов психологической защиты уча-
щихся технологического лицея. Материалы Всероссийской научно-практической
«Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и откло-
няющегося поведения детей и юношества». Москва, 13-15 апреля 2004. – С. 47 –
48.
5. Некоторые личностные особенности при переходе от подросткового к
юношескому возрасту. Материалы Первой научно-практической конференции
психиатров и наркологов (с международным и всероссийским участием). Ростов-
на-Дону, 17-18 июля 2004. – С. 244 – 246.
6. Изучение механизмов психологической защиты у подростков, исполь-
зующих пассивную стратегию преодоления стресса. Материалы ежегодной все-
российской научно-практической конференции психологов-практиков. Москва,
10-13 февраля 2005. – С. 192-194.

27
7. Механизмы психологической защиты и некоторые личностные особенно-
сти в старшем подростковом возрасте. Смысл жизни: психология и педагогика:
Сборник научных статей. Самара, 2005. - С. 107-112.
8. Стратегии преодоления стресса в старшем подростковом возрасте. Мате-
риалы IV городской научно-практической конференции. М: Научная книга, 2005.
- С. 66-67.
9. Изучение тревожности у подростков, использующих разные стратегии
преодоления стресса. Материалы XIV съезда психиатров России 15-18 ноября
2005 г. - С.200.
10.Развитие стратегий преодоления стресса при переходе из подросткового в
юношеский возраст. Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конфе-
ренции психологов-практиков. Москва, 10-13 февраля 2006. – С. 82-85.
11.Механизмы психологической защиты и копинг-стратегии в старшем под-
ростковом возрасте. Сборник научных трудов. Факультет психологии. Сост.
Е.С.Романова. М.: МГПУ, 2006. – С. 228-240