СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Докаева Анастасия Сергеевна

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

КАРПОВ Алексей Борисович

МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И СТРАТЕГИИ ПРЕ-

ОДОЛЕНИЯ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД ОТ ПОДРОСТКОВОГО К

ЮНОШЕСКОМУ ВОЗРАСТУ

19.00.07 – педагогическая психология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой

степени кандидата психологических наук

Москва – 2006

 

Просмотр содержимого документа
«Докаева Анастасия Сергеевна»

КАРПОВ Алексей Борисович

МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И СТРАТЕГИИ ПРЕ-

ОДОЛЕНИЯ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД ОТ ПОДРОСТКОВОГО К

ЮНОШЕСКОМУ ВОЗРАСТУ

19.00.07 – педагогическая психология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой

степени кандидата психологических наук

Москва – 2006

Page 2

4

Работа выполнена на кафедре общей и практической психологии факультета Психологии

Государственного образовательного учреждения Московский городской педагогический уни-

верситет

Научный руководитель:

Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических

наук, профессор.

Официальные оппоненты:

Дубровина Ирина Владимировна, доктор психологиче-

ских наук, профессор.

Никиреев Евгений Михайлович, кандидат психологиче-

ских наук, профессор.

Ведущая организация:

Московский городской психолого-педагогический универ-

ситет.

Защита состоится «____»_______________2006 г. в _______ часов на заседании Диссер-

тационного Совета К 850.007.05 при факультете Психологии Московского городского педаго-

гического университете по адресу: 127287, Москва, Петровско-Разумовский проезд, д. 27.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ Московский город-

ской педагогический университет по адресу: 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный

проезд, д. 4.

Автореферат разослан “____ “__________ 2006 г.

Ученый секретарь

диссертационного

совета, профессор

Т.И. Тепеницына

Page 3

5

Актуальность исследования

.

В сложившихся за последние два десятиле-

тия нестабильных социально-экономических условиях в нашей стране все более

актуальным становится изучение психологических аспектов адаптации. Несо-

мненную важность данная проблема приобретает в переходный период от под-

росткового к юношескому возрасту, который чрезвычайно важен для дальнейше-

го становления личности, но до сего времени остается наименее изученным эта-

пом онтогенеза. Часто юноши и девушки в переходный период не готовы к но-

вым жестким требованиям общества, не способны сделать самостоятельный вы-

бор и взять на себя ответственность за свое поведение, за свое будущее, и поэто-

му вынуждены прибегать к различным способам психологической защиты и

стратегиям преодоления.

В течение этого периода обращенность в будущее становится основной

направленностью личности, а проблема выбора профессии, дальнейшего жиз-

ненного пути, самоопределения, создает дополнительное эмоциональное напря-

жение (И.В. Дубровина, 1987, И.Ю. Кулагина, 1998). Не обладая жизненными

навыками, не умея выбирать адекватные способы снятия напряжения, которые

давали бы возможность сохранить свою индивидуальность и сформировать здо-

ровый стиль жизни, девушки и юноши зачастую не справляются с многочислен-

ными проблемами, возникающими в этот период, не могут использовать эффек-

тивные механизмы психологической защиты и стратегии преодоления и прибе-

гают к деструктивным формам защитного поведения.

В современной психологии большое внимание уделяется изучению меха-

низмов психологической защиты и стратегий преодоления. Ученые отмечают

(R.S. Lazarus, 1980; В.И. Журбин, 1990; В.А. Ташлыков, 1990; Р.М. Грановская,

1997; Е.С. Романова, 1998; Н. Мак-Вильямс, 1998; Л.И. Вассерман, 2000;

Н.А.Сирота, 2001), что концепция психологической защиты была и остается од-

ним из наиболее важных вкладов психоанализа в теорию личности и в теорию

психической адаптации. Механизмы психологической защиты можно рассмат-

ривать как регулятивную систему стабилизации личности. В широком психоло-

гическом контексте психологическая защита “срабатывает” тем или иным спосо-

бом при возникновении негативных, психотравмирующих переживаний и во

многом определяет поведение личности, устраняющее психический дискомфорт

Page 4

6

и тревожное напряжение. В большинстве современных психологических кон-

цепциях психологической защите отводится функция преодоления чувства не-

уверенности в себе, собственной неполноценности, защиты ценностного созна-

ния и поддержания стабильной самооценки.

Вышеперечисленные обстоятельства позволяют рассматривать изучение

механизмов психологической защиты и стратегий преодоления как важнейшую

проблему современной психологии. Особую актуальность данная проблема при-

обретает у юношей и девушек в переходный период от подросткового к юноше-

скому возрасту.

Цель данного исследования: изучение механизмов психологической защи-

ты и стратегий преодоления у юношей и девушек в переходный период из под-

росткового в юношеский возраст.

Гипотеза исследования:

1. В переходный период из подросткового в юношеский возраст юноши

и девушки демонстрируют разные способы психологической защи-

ты, которые определяют выбор стратегий преодоления, уровень

субъективного контроля, личностную и ситуативную тревожность.

2. Тип поведения в конфликте определяется выбором механизма пси-

хологической защиты.

3. Существуют гендерные различия в использовании механизмов пси-

хологической защиты.

4. В процессе социально-психологического тренинга происходит изме-

нение механизмов психологической защиты, приводящее к повыше-

нию активных стратегий преодоления и снижению пассивных.

Задачи исследования:

1. На основе теоретического анализа разработать концептуальную модель

личностно-компетентного поведения в условиях выбора механизма психологи-

ческой защиты и стратегии преодоления;

2. Изучить динамику механизмов психологической защиты, стратегий

преодоления, уровня субъективного контроля, личностной и ситуативной тре-

вожности и агрессивности у юношей и девушек на этапе перехода из подростко-

вого в юношеский возраст;

Page 5

7

3. Определить типы поведения подростков, их предрасположенность к

конфликтному поведению и степень готовности к риску на этапе перехода в

юношеский возраст в зависимости от выбранных ими способов психологической

защиты и стратегий преодоления;

4. Оценить взаимосвязь различных механизмов психологической защиты

с вариантами стратегий преодоления в переходный период из подросткового в

юношеский возраст;

5. Разработать и апробировать программу социально-психологического

тренинга, направленную на использование наиболее эффективных механизмов

психологической защиты и стратегий преодоления.

Научная новизна исследования определяется тем, что впервые проведе-

но динамическое изучение использования механизмов психологической защиты

и стратегий преодоления девушками и юношами на этапе их перехода из подро-

сткового в юношеский возраст. Впервые изучена взаимосвязь механизмов психо-

логической защиты со стратегиями преодоления и такими личностными характе-

ристиками, как типы поведения в конфликте, выраженность личностной и ситуа-

тивной тревожности, уровень субъективного контроля, степень готовности к

риску. Впервые обнаружены половозрастные особенности иерархического рас-

пределения механизмов психологической защиты и основных стратегий преодо-

ления. Впервые описаны типы поведения подростков, их предрасположенность к

конфликтному поведению и степень готовности к риску на этапе перехода в

юношеский возраст в зависимости от выбранных ими способов психологиче-

ской защиты и стратегий преодоления

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные

экспериментальные данные, их психологический и статистический анализ дают

возможность оптимизировать взаимодействие учителей с учениками на этапе их

перехода из подросткового в юношеский возраст для выработки индивидуально-

го, психологически обоснованного плана работы. Результаты проведенного ис-

следования могут иметь теоретическое и практическое значение для дифферен-

цированной работы школьных психологов с юношами и девушками, с учетом

особенностей использования механизмов психологической защиты, стратегий

преодоления и личностных особенностей каждого индивидуума.

Page 6

8

Положения, выносимые на защиту:

1. Развитие личности при переходе от подросткового к юношескому возрас-

ту, включающее взаимосвязанные базовые элементы, такие как новообразования

возраста, личностные, эмоциональные и поведенческие изменения, происходит

под влиянием специфических для данного этапа онтогенеза механизмов психо-

логической защиты и стратегий преодоления.

2. Индивидуально-психологические характеристики личности (уровень субъ-

ективного контроля, выраженность личностной и ситуативной тревожности, аг-

рессивности) определяются механизмами психологической защиты, стратегиями

преодоления и влияют на решение адаптационных проблем;

3. В зависимости от наиболее выраженных ведущих механизмов психологи-

ческой защиты и стратегий преодоления выявляются разные типы поведения в

конфликте, степень готовности к риску.

4. Тип конфликтного поведения во многом определяется субъективной ин-

терпретацией личностью тех или иных ситуаций, с которыми она взаимодейст-

вует и связан с предпочитаемыми стратегиями поведения личности в значимых

ситуациях.

5. Разработанная программа социально-психологического тренинга способ-

ствует эффективному использованию психологической защиты и стратегий пре-

одоления для решения жизненных задач.

Апробация работы. Материалы диссертации были доложены и обсужде-

ны на заседаниях Всероссийского съезда практических психологов образования

«Практическая психология в условиях модернизации образования», Москва, 28-

29 мая 2003, Всероссийской научно-практической конференции «Психологиче-

ское обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося пове-

дения детей и юношества», Москва, 13-15 апреля 2004; Всероссийской научно-

практической конференции психологов-практиков, Москва, 10-13 февраля 2005;

2-ой Всероссийская конференция психологического факультета г. Самара, 2005;

IV городской научно-практической конференции, 19 мая 2005; 2-ой Всероссий-

ской научно-практической конференции психологов-практиков, Москва, 10-13

февраля 2006; Ученого совета факультета психологии ГОУ МГПУ 2004-2006 гг.

Page 7

9

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 11 научных ра-

бот, список которых приводится в конце автореферата.

Объем и структура диссертационной работы. Диссертационная работа

изложена на 229 страницах машинописного текста. Она строится по традицион-

ному плану и включает в себя введение, аналитический обзор, практическую

часть, заключение, выводов, список использованной литературы, содержащий

214 наименований, из которых 107 отечественных авторов, приложение. Работа

иллюстрирована 27 таблицами и 28 графиками,

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснованы актуальность темы исследования, сформулиро-

ваны цель, основная гипотеза и задачи исследования, определены научная но-

визна и практическая значимость работы, представлены положения, выносимые

на защиту.

В первой главе «Теоретический анализ современного состояния проблемы

исследования» представлен аналитический обзор работ отечественных и зару-

бежных авторов по исследуемой проблеме, подчеркивается отсутствие публика-

ций, в которых рассматривается роль отдельных механизмов психологической

защиты в формировании специфических стратегий преодоления подростками на

этапе их перехода в юношеский возраст.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследова-

ния составляют: психологическая теория механизмов психологической защиты

(Е.С. Романова, 1996, 1998, 2001, 2005; Л.И. Вассерман, 1998, 2000; В.А. Ташлы-

ков, 1990; А. Фрейд, 1993; R. Plutchik, H. Conte, 1989; R. Plutchik, H. Kellerman, &

H. Conte, 1979); положения о стратегиях преодоления (Н.А. Сирота, 1994, 2001;

R.S. Lazarus, 1980; R.S. Lazarus, S. Folkman, 1987); выделение определенных эта-

пов онтогенеза в возрастной психологии (И.В. Дубровина, 1987; Л.Ф. Обухова,

1996; Д.И. Фельдштейн, 1993; А.А. Тюков, 1998; Е.Ф. Рыбалко, 2001).

Впервые понятие “защита” использовал в 1894 году З. Фрейд и рассматри-

вал его, как своеобразную преграду, которую возводит Эго против внутренней

тревоги, представляющую собой подсознательное отрицание или искажение ре-

альности (Freud S., 1963). По его представлениям, механизмы психологической

защиты являются врожденными, запускаются в экстремальной ситуации и вы-

Page 8

10

полняют функцию “снятия внутреннего конфликта”, то есть выступают как сред-

ство разрешения конфликта между сознанием и бессознательным.

Расширение представлений о психологической защите связано с именем

Анны Фрейд (Фрейд А., 1993). Она впервые подробно описала различные спосо-

бы поведения, основанного на том или ином механизме защиты. Всего А. Фрейд

выделяла одиннадцать защитных механизмов (отрицание, репрессию, реактив-

ное формирование, смещение, рационализацию, интеллектуализацию, регрес-

сию, реверсию, поворот против себя, идентификацию с агрессором, сублима-

цию).

В отечественной психологии долгое время вопрос о принципах формиро-

вания психологической защиты практически не освещался, что объяснялось за-

претом на психоанализ и его ложной трактовкой. Надо сказать, что некоторые

отечественные психологи все же делали попытки исследовать данную проблему.

Наибольший вклад в разработку проблемы психологической защиты с позиции

теории установки внес Ф.В. Бассин, подчеркивая, что главное в защите сознания

от дезорганизующих его влияний психической травмы – понижение субъектив-

ной значимости травмирующего фактора (Бассин Ф.В., 1969).

Б.В. Зейгарник (1986) и Р.М. Грановская (1997) предлагают различать су-

щественную разницу между патологической психологической защитой или не-

адекватными формами адаптации и нормальной, постоянно присутствующей в

нашей жизни. Е.С Романова (1996) считает, что защитные механизмы имеют сле-

дующие общие свойства: они действуют в подсознании, индивид не осознает,

что с ним происходит, они отрицают, искажают или фальсифицируют действи-

тельность; они реализуются в ситуации конфликта, фрустрации, психотравмы,

стресса. Цель психологической защиты – снижение эмоциональной напряженно-

сти и предотвращение дезорганизации поведения, сознания и психики в целом.

Наиболее приемлемыми и актуальными на сегодняшний день оказались

теории, в основу которых легла психоаналитическая модель защиты. Одна из та-

ких “универсальных” концепций - теория психологической защиты R. Plutchik

(1974). Его основная идея заключается в том, что механизмы психологической

защиты являются производными эмоций, а эмоции определяются как базовые

средства адаптации.

Page 9

11

В последнее время значительно возрос интерес зарубежных и отечествен-

ных авторов (Н.А. Сирота, 1994, 2001; R.S. Lazarus, 1980; R.S. Lazarus, S. Folk-

man, 1987) к изучению психологических аспектов процессов адаптации лично-

сти, направленной на преодоление стрессовых воздействий, получивших назва-

ние стратегий преодоления. Анализ литературы представляет наиболее полную

характеристику стратегий преодоления и их составляющих (поведение, ресурсы,

стратегии). Стратегии преодоления - это актуальные ответы личности на воспри-

нимаемую угрозу, способ управления стрессором.

Л. Мёрфи в 1962 первым применил термин стратегии преодоления (cop-

ing). Исследуя способы преодоления детьми требований, выдвигаемых кризиса-

ми развития, он выделил врождённые и приобретённые (дифференцированные)

формы поведения индивидуума в процессе приспособления к стрессовой ситуа-

ции. Автор уже на начальном этапе изучения стратегий преодоления обратил

внимание на их связь с индивидуально-типологическими особенностями лично-

сти и предыдущим опытом преодоления стрессовых ситуаций, а также выделил

две составляющие стратегий преодоления - когнитивную и поведенческую (Аве-

дисова А.С., Канаева Л.С., Ибрагимов Д.Ф., 2002).

Итогом исследований R.S. Lazarus (1980) явилась дефиниция понятия стра-

тегий преодоления, которое он обозначил, как "стремление к решению проблем,

которое проявляет индивид в ситуации (связанной с опасностью или с большим

успехом), имеющей условия для активизации адаптивных возможностей, с це-

лью сохранения физического, личностного и социального благополучия".

Между понятиями «копинг-стратегии», «стратегии преодоления стресса»,

«стратегии совладания», «стратегии преодоления» нет принципиальных разли-

чий, но в диссертационной работе мы преимущественно использовали термин

«стратегии преодоления», поскольку он наиболее полно отражает смысл, зало-

женный в данное понятие, и соответствует методологии проведенного исследо-

вания.

Современная типология стратегий преодоления основывается на точке зре-

ния Amirkhan J.H. (1990). По мнению автора, выбор индивидуумом на протяже-

нии всей жизни определённых стратегий преодоления является достаточно ста-

бильной характеристикой и мало зависит от типа стрессора. Он обозначил их как

Page 10

12

базисные стратегии поведения человека и объединил в 3 группы: направленность

на решение проблемы — активная поведенческая стратегия, при которой человек

старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска

возможных способов эффективного разрешения проблемы (адаптивная); поиск

социальной поддержки — это активная поведенческая стратегия, при которой

человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и под-

держкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим (адаптив-

ная); избегание — это поведенческая стратегия, при которой человек старается

избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения про-

блем (неадаптивная).

Постепенно в работах многих зарубежных и отечественных исследовате-

лей появляется расширенное описание традиционного понятия «защитные меха-

низмы» за счет включения в него активно-оборонительных вариантов.

R.S. Lazarus (1980) рассматривает защитные механизмы как интрапсихиче-

ские формы преодоления стресса, предназначенные для снижения эмоциональ-

ного напряжения раньше, чем изменится ситуация. Автор провел дифференциа-

цию непродуктивных методов психологической защиты. К первой группе он от-

нес симптоматические техники (употребление алкоголя, транквилизаторов, седа-

тивных препаратов и т.д.), а ко второй — интрапсихические техники когнитив-

ной защиты (идентификация, перемещение, подавление, отрицание, реактивное

образование, проекция, интеллектуализация).

Л.И. Вассерман с соавторами (1998) считает механизмы психологической

защиты и механизмы совладания способами адаптации к изменившейся ситуа-

ции, где преодолевающее поведение определяется как стратегия действия лично-

сти, направленная на устранение психологической угрозы, а механизмы психо-

логической защиты являются интрапсихической адаптацией и направлены на ос-

лабление психического дискомфорта.

В доступных публикациях нам не удалось обнаружить результаты иссле-

дований, посвященных изучению механизмов психологических защит и страте-

гий преодоления у девушек и юношей на рубеже подросткового и юношеского

возраста, чему и посвящено диссертационное исследование.

Page 11

13

Во второй главе диссертации приводится характеристика переходного

этапа из подросткового в юношеский возраст, анализируются теоретические по-

ложения о кризисном характере данного этапа онтогенеза, о формировании но-

вообразований периода, описываются ход эксперимента, структура, организация

и методы исследования, излагаются общие сведения о испытуемых, принявших

участие в данном исследовании (301 учащийся 1-3 курса социального колледжа

№ 25 г. Москвы в возрасте от 14 до 19 лет).

Исходя из современных представлений возрастной психологии, нами были

сформированы 4 группы испытуемых: юноши старше 16 лет (28 чел.), девушки

старше 16 лет (85 чел.), юноши младше 16 лет (83 чел.), девушки младше 16 лет

(105 чел.). 84 учащихся (43 девушки и 41 юноша) стали участниками лонгитюд-

ного исследования на этапе перехода от подросткового к юношескому возрасту.

Первое исследование механизмов психологической защиты и основных страте-

гий преодоления было проведено, когда подростки поступили на первый курс

колледжа (их возраст составил от 14,3 до 15,2 лет), а повторное обследование –

через 2 года.

Для выполнения поставленных задач и проверки гипотезы исследования,

были применены следующие методики: «Индекс Жизненного Стиля» (LIFE

STYLE INDEX) – личностный опросник, диагностирующий механизмы психоло-

гической защиты. (Е.С. Романова 1996, 2001); «Индикатор стратегий преодоле-

ния стресса», предложенный J.H. Amirkhan (1990) и адаптированный в 1994 году

Н.А. Сирота и В.М. Ялтонским; методика диагностики предрасположенности к

конфликтному поведению Н.В.Гришиной (1999); методика диагностики степени

готовности к риску Шуберта; методика диагностики личностной и реактивной

тревожности Спилбергера-Ханина, для диагностики вида и уровня агрессивности

применялся опросник Басса – Дарки (Д.Я. Райгородский, 2000). Также в процес-

се исследования мы использовали анкетирование, интервью, беседы с учениками

и преподавателями со средним педагогическим стажем от 17 лет.

Полученные данные подвергались статистическому анализу (расчет пара-

метров описательной статистики: среднее арифметическое, СКО, стандартная

ошибка среднего; оценка нормальности распределения, корреляционный анализ:

метод ранговой корреляции Спирмена, метод корреляции Пирсона, кластериза-

Page 12

14

ция факторов, оценка достоверности различий средних по Т-критерию Стьюден-

та и V-критерию Манна-Уитни) с использованием электронных таблиц Microsoft

Excel и программных модулей Statistica 6.0 и SPSS 10.05.

Анализ полученных нами эмпирических данных позволяет применить для

интерпретации особенностей использования механизмов психологической защи-

ты модель личностно-компетентного поведения, приведенную на рис.1 .

Рисунок 1. Модель личностно-компетентного поведения.

По нашему мнению эту модель можно, с одной стороны, применять как

идеальную модель социального поведения, а с другой – как это сделано в нашем

случае – использовать ее в качестве теоретической основы для разработки пси-

холого-педагогической программы, сопоставительной оценки и интерпретации

полученных в ходе проведения программы результатов.

Третья глава диссертации содержит разработку, обоснование, описание

результатов авторской программы психологической помощи подросткам в ис-

пользовании механизмов психологической защиты и стратегий преодоления.

Личностные

особенности

Стратегии

преодоления

МПЗ

Развитие

личности

Изменения

поведения

Эмоциональные

изменения

Потребность в

неформальном,

доверительном

общении с

взрослыми

Личностное и

профессио-

нальное само-

определение

Чувство взрос-

лости, связан-

ное с полом

Новооб

р

аз

ования

Page 13

15

Представлены результаты экспериментальной апробации программы на учащих-

ся колледжа в переходный возрастной период.

Предлагаемый в диссертации подход и разработанная на его основе про-

грамма направлена на формирование адекватного поведения подростков в пере-

ходный период. Как показали результаты эмпирической апробации программы,

она является эффективной формой адаптации подростков.

Общий результат проведенной исследовательской работы и результаты ис-

пользования программы можно представить в виде следующих сводных диа-

грамм. Обнаружено, что в период перехода к юношескому возрасту, подростки

используют все виды механизмов психологической защиты, описанные в литера-

туре, но степень их выраженности и преимущественность в использовании су-

щественно зависят от пола испытуемых (Рис. 2). Сопоставляя механизмы психо-

логической защиты в группах девочек и мальчиков в период перехода от подро-

сткового к юношескому возрасту, обнаружено, что отрицание (механизм отвер-

жения мыслей, чувств, желаний, потребности или реальности, которые неприем-

лемы на сознательном уровне), компенсация (стремление исправить или найти

замену реальной или мнимой физической или психологической несостоятельно-

сти) и замещение (высвобождение скрытых эмоций на объектах, воспринимае-

мых как менее опасные, чем те, которые действительно вызвали эмоции), прак-

тически в равной степени свойственны всем подросткам.

Рисунок 2. Особенности механизмов психологической защиты девушек

и юношей подросткового возраста.

0

2

4

6

8

10

12

О

т

р

и

ц

а

н

и

е

Р

е

г

р

е

с

с

и

я

К

о

м

п

е

н

с

а

ц

и

я

И

н

те

л

л

е

к

т

у

а

л

и

з

а

ц

и

я

Р

е

а

к

т

и

в

н

о

е

О

б

р

а

з

о

в

а

н

и

е

П

о

д

а

в

л

е

н

и

е

П

р

о

е

к

ц

и

я

З

а

м

е

щ

е

н

и

е

Девушки

Юноши

Баллы

Page 14

16

В процессе исследования мы обратили внимание на специфическое ис-

пользование механизмов психологической защиты у мальчиков и девочек в

юношеском возрасте. Анализ использования механизмов психологической защи-

ты у испытуемых данной группы показал, что механизмы отрицания, подавле-

ния, проекции и замещения, в равной степени выражены и у девушек, и у юно-

шей (Рис.3). В то же время, девушкам в этом возрасте более свойственна регрес-

сия (p

юношам – интеллектуализация (p

Рисунок 3. Особенности механизмов психологической защиты девушек

и юношей старше 16 лет.

0

2

4

6

8

10

О

т

р

и

ц

а

н

и

е

Р

е

гр

е

с

с

и

я

К

о

м

п

е

н

с

а

ц

и

я

И

н

те

л

л

е

к

т

у

а

л

и

з

а

ц

и

я

Р

е

а

к

т

и

в

н

о

е

О

б

р

а

з

о

в

а

н

и

е

П

о

д

а

в

л

е

н

и

е

П

р

о

е

к

ц

и

я

З

а

м

е

щ

е

н

и

е

Девушки

Юноши

Большая выраженность компенсации у девушек в данной возрастной груп-

пе связана с тем, что они более склонны к рефлексии, чем юноши, осознавая соб-

ственные недостатки, начинают «работать над собой» с целью развития тех или

иных черт характера, демонстрации своих способностей в различных сферах

деятельности для получения определенного статуса в группе.

Полученные данные позволяют рассматривать наличие комбинации таких

параметров психологической защиты как компенсация, отрицание, замещение,

регрессия. Как мы видим, у девушек с возрастом снижается выраженность ком-

пенсации (Рис. 4-А), что дает нам основание предположить его связь в период

перехода с формированием объективной самооценки, профессиональным и лич-

ностным самоопределением, идентификацией с определенным статусом в группе

Баллы

Page 15

17

и обществе, это подтверждает увеличение значений отрицания, замещения, рег-

рессии.

У юношей переходный период сопровождается, как и у девушек, умень-

шением выраженности компенсации, но в отличие от девушек, у юношей отме-

чается снижение выраженности реактивного образования и регрессии на фоне

тенденции к уменьшению интеллектуализации, проекции и замещения и к по-

вышению отрицания и подавления (Рис.4-Б).

Рисунок 4. Динамика механизмов психологической защиты при переходе от подростко-

вого к юношескому возрасту (за 100% приняты показатели в подростковом возрасте):

А) у девушек

Б) у юношей

70%

80%

90%

100%

110%

Отрицание

Регрессия

Компенсация

Интеллектуализация

Реактивное

образование

Подавление

Проекция

Замещение

девушки 15 лет

девушки 17 лет

70%

80%

90%

100%

110%

Отрицание

Регрессия

Компенсация

Интеллектуализация

Реактивное

образование

Подавление

Проекция

Замещение

юноши 15 лет

юноши 17 лет

Статистически достоверное снижение у юношей общей выраженности

психологической защиты (с 52,9±1,37 до 49,3±1,29 баллов, p

сматривать как показатель, свидетельствующий о их лучшей психологической

адаптации по сравнению со сверстницами к завершению переходного периода.

Таблица 1. Полученные данные иерархии механизмов психологической защиты.

Группа

респондентов

Механизм

психологической

защиты

Юноши

(ср.возр:

14,5)

N=41

Юноши

(ср.возр:

16,7)

N=41

Девушки

(ср.возр:

14,6)

N=43

Девушки

(ср.возр:

16,7)

N=43

Отрицание

3

3

5

4

Регрессия

7

7

3

3

Компенсация

5

6

4

5

Интеллектуализация

2

2

6

6

Реактивное образование

8

8

7

7

Подавление

6

4

8

8

Проекция

1

1

1

1

Замещение

4

5

2

2

Page 16

18

Как мы видим из таблицы 1, иерархия механизмов психологической защи-

ты не зависит от возраста, но имеет очевидные гендерные особенности. Юноши,

как одни из ведущих механизмов, используют интеллектуализацию и отрицание,

девушки – замещение и регрессию, как способы адаптации к изменениям внут-

ренней и внешней среды. Но есть и сходство: испытуемые обоих полов чаще

всего проявляют один способ защиты – проекцию. Ведущая роль проекции у

юношей и девушек в переходном периоде от подросткового к юношескому воз-

расту связана с наиболее часто применяемым родителями механизмом воздейст-

вия на ребенка — воспитание на примере (родителями применяется как положи-

тельный, так и отрицательный пример). Другая причина в том, что подростки

(независимо от пола) часто выбирают для себя идеал, пример для подражания,

которому они пытаются следовать, перенося на себя желаемые черты его образа.

Результаты свидетельствуют о том, что регрессивные защитные паттерны

более свойственны девушкам – повышенная плаксивость, эмоциональная возбу-

димость, «зависимое» поведение, поиск социального одобрения, что обуславли-

вает проявление у них регрессии и замещения, как одних из наиболее исполь-

зуемых механизмов. Для юношей более типично эмоционально-сдержанное по-

ведение с признаками внешней самодостаточности. Часто они склонны выстраи-

вать свое поведение таким образом, словно проблем не существует, либо демон-

стрируют излишнюю рассудительность, использование интеллектуальных ре-

сурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств, чем и объяс-

няется преимущественное использование ими механизмов отрицания и интел-

лектуализации в переходном периоде от подросткового к юношескому возрасту.

Обнаружено, что наименее используемые механизмы психологической за-

щиты у юношей – регрессия и реактивное образование, а у девушек - реактивное

образование и подавление, что может быть результатом установок на различные

социальные роли и разные стереотипы поведения: «женский» (эмоциональный,

зависимый, требующий повышенное внимание и опеку) и «мужской» (сдержан-

ный, малоэмоциональный, следующий определенным моральным и этическим

нормам).

Page 17

19

Анализ выявленных закономерностей и особенностей использования меха-

низмов психологической защиты позволили нам рассмотреть поведенческие спо-

собы, применяемые учащимися колледжа, при решении разных жизненных про-

блем.

Характерной особенностью использования стратегий преодоления являет-

ся: направленность на решение проблемы, поиск социальной поддержки, избега-

ние и агрессия. В нашем исследовании стратегии преодоления можно предста-

вить как два направления действия: эффективные стратегии, неэффективные.

К эффективным относится стратегия – направленность на решение про-

блемы (ее использовали 32% испытуемых). Характерным является использова-

ние личностных ресурсов для поиска возможных способов решения проблемы.

Вторая стратегия этой группы – поиск социальной поддержки, которую исполь-

зуют 26% учащихся, где решение проблем основывается исключительно на по-

мощи друзей, семьи, значимых других.

К группе неэффективных стратегий относятся избегание и агрессия.

Школьники (22%) пытались уйти от контакта с окружающей действительностью,

от решения проблем, 20%, использующие агрессию для решения проблем при-

меняют силу, демонстрируя враждебность.

Более подробно использование стратегий преодоления описано в выделен-

ных нами 4 типах поведения подростков в переходный период.

1. Тип поведения «высокоадаптивный». Для представителей этой группы

характерно предпочтение стратегий направленность на решение проблемы и по-

иск социальной поддержки (коэффициент активности стратегий (К) 3,5), пре-

имущественное использование механизмов психологической защиты отрицание,

компенсация, интеллектуализация. В конфликте чаще всего прибегают к страте-

гиям сотрудничество и компромисс. Юноши и девушки данной группы демонст-

рируют высокую готовность к риску при средней выраженности потребности в

поиске новых ощущений. Их характеризует созидательная конструктивная пози-

ция, внешняя локализация субъективного контроля.

2. Тип поведения «среднеадаптивный». Представители данной группы

предпочитают активные стратегии преодоления наряду с пассивной стратегией

Page 18

20

(2

ция, регрессия, компенсация. В конфликте предпочитают использовать либо

стратегию соперничества, либо компромисса. Юноши и девушки данной группы

демонстрируют среднюю готовность к риску при высокой выраженности по-

требности в поиске новых ощущений. Выраженность экстернальности и интер-

нальности находится на одном уровне, что означает ситуативность преобладания

той или иной формы субъективного контроля.

3. Тип поведения «слабоадаптивный». Испытуемые этой группы исполь-

зуют в большей степени пассивную стратегию преодоления (К

читают механизмы психологической защиты подавление, замещение, регрессия.

В конфликтной ситуации прибегают к стратегии избегания или приспособления.

Консервативны, осторожны, не стремятся к новым ощущениям, обладают низкой

готовностью к риску. Они уделяют много внимания планированию поведения,

стремятся действовать индивидуально, нейтрально относятся к общегрупповым

нормам. Тщательно избегают ситуаций, которые могут стать проблемными и вы-

звать страх. Используют деструктивные формы поведения, проявляют внешнюю

локализацию субъективного контроля.

4. Тип поведения «агрессивно-адаптивный». Испытуемые предпочитают

агрессивный способ решения задач. Ведущими механизмами психологической

защиты являются замещение и проекция. Они снимают напряжение, обращая

гнев на более слабый одушевленный или неодушевленный объект, или на самого

себя. Они часто раздражаются на окружающих, на самого себя или на неодушев-

ленные предметы. Для данной группы характерна приверженность к любой дея-

тельности, связанной с риском, высокая готовность к риску и выраженное

стремление к поиску новых, «щекочущих нервы» ощущений. В конфликтной си-

туации прибегают к стратегии соперничества, проявляют агрессивное поведение.

Таблица 2. Взаимосвязь (p

испытуемых со стратегиями преодоления.

МПЗ

Стратегии

преодоления

Отри-

цание

Регрес-

сия

Компен-

сация

Интел-

лекту-

ализация

Реак-

тивное

обра-

зование

Подав-

ление

Проек-

ция

Заме-

щение

Эффективные

0,25

0,39

0,35

0,41

0,25

-0,2

-0,19 -0,24

Неэффективные

0,31

-0,3

0,35

0,45

Page 19

21

Результаты проведенного корреляционного анализа демонстрируют связь

стратегий преодоления и механизмов психологической защиты. Как видно из

таблицы 2, эффективные стратегии взаимосвязаны с отрицанием и интеллектуа-

лизацией, регрессией, компенсацией и реактивным образованием; а неэффектив-

ные стратегии - с регрессией, проекцией и замещением. Обнаружены также об-

ратные взаимосвязи значений эффективных стратегий преодоления и таких ме-

ханизмов психологической защиты как подавление, проекция и замещение и не-

эффективных с интеллектуализацией. Все это позволяет предполагать существо-

вание единых адаптационных процессов, основанных на взаимосвязи определен-

ных стратегий преодоления и механизмов психологической защиты.

Исследование показало, что 65% учащихся колледжа считают возможным

использование агрессивного способа поведения для решения проблем. По мне-

нию независимых экспертов (учителя, родители) в ходе исследования было от-

мечено, что школьники (имеем ввиду переходный этап) стали более агрессивны-

ми (информация получена от учителей со стажем в среднем 17 лет, которые от-

мечают многочисленные акты агрессивного поведения учащихся). Анкетирова-

ние, интервью, беседы с учениками позволили выявить основные виды проявле-

ния агрессии: прямая вербальная, прямая физическая, косвенная вербальная,

косвенная физическая. Особенности проявления агрессии отражены в таблице 3.

Для выявления достоверности различий в проявлении агрессии между

мальчиками и девочками был использован V-критерий Манна-Уитни, где Vкр. –

критические значения критерия V – Манна-Уитни, Vэмп. – эмпирические вели-

чины, а различия между группами считаются достоверными, если Vэмп. ниже

или равен Vкр.

Таблица 3. Особенности проявления агрессии в разных гендерных группах.

Vкр.

Vэмп.

Группа

p

Косвенная

вербальная

Косвенная

физическая

Прямая

вербальная

Прямая

физическая

Девочки

23

33

50,1

30,5*

71

16,8**

Мальчики

22

31

25,5*

26*

62

29*

*- p

Page 20

22

Анализ полученных данных позволяет утверждать, что у мальчиков обна-

руживается прямая физическая и косвенная физическая агрессия как преобла-

дающая, у девочек – косвенная вербальная.

В подростковом возрасте у девочек отмечается высокий уровень вербаль-

ной агрессии, который они используют для решения проблем (например, сплет-

ни) при этом полностью исключают жалобы учителю. Для мальчиков характерен

высокий уровень прямой физической агрессии. Формы ее проявления являются

более жесткими (избиение, эксплуатация, отнятие денег).

В переходный период у юношей и девушек меняется агрессивное поведе-

ние. Так девушки начинают осуждать формы прямой агрессии, мальчики – под-

держивают прямую агрессию, пытаясь оправдать обидчика.

Причинами выбора агрессии как формы защиты, по результатам нашего

исследования, являются равнодушие со стороны родителей к ребенку, частые

физические наказания, жесткий семейный стиль воспитания. Так 42% отцов счи-

тают прямую физическую агрессию действенной мерой и вполне допустимой

для мальчиков; 18% - для девочек. Выявлено, что 32% семей, где оба родителя

поощряют агрессию, удовлетворены тем, что их дети умеют расправиться с

обидчиком. Отмечен небольшой процент семей (8%), где поощряют агрессию со

стороны девочек, считая допустимым драки, нецивилизованные способы выяс-

нения отношений.

Наше исследование подтверждает результаты, полученные в отечествен-

ной психологии, касающиеся влияния средств массовой информации на форми-

рование модели поведения подростков. Именно с экрана 82% школьников усваи-

вают стереотипы агрессивного поведения, по анкетным данным подростки смот-

рят телевизор в среднем 5 часов в сутки, предпочитая боевики, триллеры и

фильмы ужасов (87% опрошенных). Полученные результаты свидетельствуют о

том, что в переходный период подростки, желая соответствовать принятому в

обществе уровню маскулинности, используют этот способ защиты чаще всего,

открыто его выражают, не боясь наказания, или прибегают к косвенной агрес-

сии, опасаясь осуждения окружающих.

Page 21

23

Одной из причин агрессии, по нашему мнению, является личностная тре-

вожность, которая отражает коэффициент ценностного конфликта, субъективное

благополучие. Напомним, что по мнению Л.В. Куликовой, выделено два основ-

ных компонента: когнитивный (рефлексивный) – представление об отдельных

сторонах своего бытия, и эмоциональный – детерминирующий эмоциональный

тон отношений к этим сторонам.

В нашем случае, переживание субъективного благополучия (или неблаго-

получия) определяется субъективной интерпретацией личностью тех или иных

ситуаций, с которыми она взаимодействует. Кроме того, когнитивная и эмоцио-

нально-оценочная интерпретация ситуаций детерминирует направленность ак-

тивности личности, которая связана с выбором механизма психологической за-

щиты и стратегии преодоления. Так, в зависимости от локуса субъективного

эмоционального удовлетворения, благополучия, активность может быть направ-

лена либо вовне, либо на внутреннюю деятельность, или вообще отсутствовать.

При изучении личностной тревожности обнаружено, что в переходный пе-

риод подростки, использующие эффективные стратегии преодоления (направ-

ленность на решение проблемы и поиск социальной поддержки) демонстрируют

умеренную тревожность. В то же время у испытуемых, предпочитающих неэф-

фективные стратегии преодоления (избегание, агрессия) выявляется статистиче-

ски значимое (р

ченные при исследовании ситуативной тревожности, свидетельствуют о том, что

этот параметр у подростков, предпочитающих стратегию поиск социальной под-

держки, достоверно (р

правленность на решение проблемы. Обращает на себя внимание то, что значе-

ния данного показателя у группы подростков с ведущими неэффективными стра-

тегиями достигает уровня высокой тревожности, статистически значимо (р

0,01) отличаясь от испытуемых, предпочитающих другие стратегии, что можно

рассматривать как фактор риска развития у таких подростков невротических

конфликтов и эмоциональных срывов.

При анализе данных о локализации субъективного контроля в разных по-

ловозрастных группах были отмечены равные показатели у мальчиков и девочек

Page 22

24

в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. С возрастом де-

вушкам становится более свойственна внешняя локализация субъективного кон-

троля (p

девушки в большей степени склонны переносить ответственность за происходя-

щие в жизни проблемы на окружающие обстоятельства и внешние факторы, а

юноши, скорее наоборот – становятся более ответственными, у них развиваются

рефлексивные процессы.

Результаты исследования стратегий поведения в конфликте показали, что у

девушек с возрастом уменьшается стремление к кооперации (за счет повышения

роли избегания и снижения приспособления), а у юношей – усиливается напори-

стость как основной мотив поведения в конфликте. При корреляционном анализе

данных удалось обнаружить ряд статистически достоверных показателей взаи-

мосвязи некоторых механизмов психологической защиты со стратегиями пове-

дения в конфликте. Соперничество положительно коррелирует с проекцией и от-

рицательно с интеллектуализацией, приспособление положительно связано с ин-

теллектуализацией и отрицательно – с проекцией и замещением.

В ходе исследования была разработана и применена тренинговая програм-

ма, включающая следующие элементы: лекционные занятия, ролевые игры, спе-

циальные приемы неигрового типа, направленные на повышение сплоченности

группы, развитие навыков общения, способности к эмоциональной децентрации.

Повторная диагностика состояния стратегий преодоления демонстрирует

существенное изменение в структуре преодолевающего поведения. Нами обна-

ружено статистически значимое (р

ным стратегиям преодоления (особенно усилилось стремление испытуемых к

поиску социальной поддержки) на фоне достоверного (р

фективных стратегий, что, привело к повышению (р

ента активности. Использование предложенной программы демонстрирует также

положительные изменения применения механизмов психологической защиты: и

у юношей, и у девушек, принявших участие в тренинговых занятиях, обнаружи-

вается статистически значимое увеличение выраженности отрицания (р

Page 23

25

интеллектуализации (р

ля по шкале замещение (р

Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:

1. В переходном периоде от подросткового к юношескому возрасту форми-

рование новообразований происходит под влиянием эмоциональных, поведенче-

ских и личностных процессов, развивающихся на основе специфических измене-

ний механизмов психологической защиты и стратегий преодоления.

2. Результаты проведенного исследования демонстрируют наличие половых

различий в динамике механизмов психологической защиты, стратегий преодоле-

ния, уровня субъективного контроля, личностной и ситуативной тревожности на

этапе перехода из подросткового в юношеский возраст.

3. Показано, что существует иерархическая последовательность в использо-

вании механизмов психологической защиты, которая зависит от пола, формиру-

ется в подростковом возрасте и не меняется при переходе к юношескому.

4. Раскрытие форм защитно-агрессивного поведения, знание их особенно-

стей, могут осознанно влиять на снижение уровня агрессии у школьников и в бо-

лее широком контексте на снижение агрессии в современном обществе.

5. Сравнительный анализ использования эффективных и неэффективных

стратегий преодоления, показал, что школьники используют адаптивные страте-

гии ориентированные на учебную, внеучебную деятельность, на внутренний

мир, на поиск резервов для решения задач. У лиц с неэффективными стратегия-

ми преодоления доминируют преимущественно дезадаптивные поведенческие

стратегии, реагирование на уровне эмоций.

6. Отмечены различия поведенческих стратегий в качественно разных си-

туациях (переживание успеха, неуспеха. В ситуациях успеха, связанных с пере-

живанием радости, предпочитающие эффективные стратегии преодоления де-

монстрируют большую заинтересованность в учебной деятельности, проявляют

уверенность и самодостаточность. У использующих неэффективные стратегии

учебная и внеучебная деятельность отходит на второй план, отмечается их за-

стревание на переоценке своей значимости, своих возможностей.

Page 24

26

7. При изучении уровня личностной тревожности показано, что подростки,

преимущественно использующие эффективные стратегии преодоления, демон-

стрируют невысокую тревожность. В то же время у испытуемых, предпочитаю-

щих стратегии избегание, агрессию выявляется повышение индекса личностной

и реактивной тревожности, у девушек с возрастом уменьшается стремление к

кооперации, а у юношей – усиливается напористость как основной мотив пове-

дения в конфликте.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в сле-

дующих публикациях автора:

1. Механизмы психологической защиты у подростков, использующих ак-

тивные копинг-стратегии. Клинические и медико-социальные вопросы совре-

менной психиатрии: (Сборник работ молодых ученых под ред. Проф. Ю.А.

Александровского). – М.: ГНЦ СиСП им. В.П. Сербского, 2003. – С. 107-113.

2. Современные представления о механизмах психологической защиты (об-

зор литературы) // Росс. психиатр. журнал. 2003, №6. - С. 67-72. (совместно с

Е.С. Романовой).

3. Стратегии совладания со стрессом у подростков. Тезисы Всероссийского

съезда практических психологов образования «Практическая психология в усло-

виях модернизации образования». Москва, 28-29 мая 2003. – С. 322 – 324.

4. Половозрастные особенности механизмов психологической защиты уча-

щихся технологического лицея. Материалы Всероссийской научно-практической

«Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и откло-

няющегося поведения детей и юношества». Москва, 13-15 апреля 2004. – С. 47 –

48.

5. Некоторые личностные особенности при переходе от подросткового к

юношескому возрасту. Материалы Первой научно-практической конференции

психиатров и наркологов (с международным и всероссийским участием). Ростов-

на-Дону, 17-18 июля 2004. – С. 244 – 246.

6. Изучение механизмов психологической защиты у подростков, исполь-

зующих пассивную стратегию преодоления стресса. Материалы ежегодной все-

российской научно-практической конференции психологов-практиков. Москва,

10-13 февраля 2005. – С. 192-194.

Page 25

27

7. Механизмы психологической защиты и некоторые личностные особенно-

сти в старшем подростковом возрасте. Смысл жизни: психология и педагогика:

Сборник научных статей. Самара, 2005. - С. 107-112.

8. Стратегии преодоления стресса в старшем подростковом возрасте. Мате-

риалы IV городской научно-практической конференции. М: Научная книга, 2005.

- С. 66-67.

9. Изучение тревожности у подростков, использующих разные стратегии

преодоления стресса. Материалы XIV съезда психиатров России 15-18 ноября

2005 г. - С.200.

10.Развитие стратегий преодоления стресса при переходе из подросткового в

юношеский возраст. Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конфе-

ренции психологов-практиков. Москва, 10-13 февраля 2006. – С. 82-85.

11.Механизмы психологической защиты и копинг-стратегии в старшем под-

ростковом возрасте. Сборник научных трудов. Факультет психологии. Сост.

Е.С.Романова. М.: МГПУ, 2006. – С. 228-240