СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Докаева Анастасия Сергеевна

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ГЛАВА 1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

 

1.1. Психофизиологические особенности подростков: гендерный и возрастной аспекты

 

Психофизиологические особенности подростков стали предметом многочисленных исследований физиологов, психологов и валеологов (Дубровинская, 2000; Крайг, 2000; Шеффер, 2003; Би, 2004 и др.).

Просмотр содержимого документа
«Докаева Анастасия Сергеевна»

ГЛАВА 1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР


1.1. Психофизиологические особенности подростков: гендерный и возрастной аспекты


Психофизиологические особенности подростков стали предметом многочисленных исследований физиологов, психологов и валеологов (Дубровинская, 2000; Крайг, 2000; Шеффер, 2003; Би, 2004 и др.).

Подростковый возраст является одним из критических этапов онтогенеза, характеризуется напряжением адаптационных механизмов, связанным с интенсивными нейрогуморальными изменениями и специфическим психологическим содержанием этого периода (Антонова, 1979; Daniel, 1983; Фарбер, 1988).

В жизненном цикле человека этап полового созревания рассматривается как критический, в силу особенностей психофизиологического развития, и как наиболее сенситивный в физическом, психическом и социальном созревании личности ребенка (Ефимова, Гавриленко, 1999; Вайнер, 2003). Физиологические процессы, ассоциированные с половым созреванием, могут провоцировать временную десинхронизацию и дисгармонию в работе организма подростка. В связи с такими влияниями организм подростка как система находится в неустойчивом состоянии, что обуславливает большую чувствительность к внешним воздействиям: изменению двигательной активности, структуры питания, социальным потрясениям и стрессам. Социальная компонента развития влияет на потребность в самоутверждении, что в итоге обуславливает формирование не всегда адекватной самооценки (Ефимова с соавт., 2003).

На сегодняшний день секуляторная тенденция свидетельствует о созревании девушек и юношей в более раннем возрасте (Райс, 2000). Начало полового созревания у девочек приходится на возраст 11 - 12 лет, у большинства мальчиков – 12 - 13 лет соответственно (Хрипкова, 1978; Таннер, 1981, цит. по Шэффер, 2003; Безрукихс соавт., 2002). Данные особенности развития влияют на организацию учебного и воспитательного процессов, педагогические технологии, медицинское обслуживание и т.п.

Многочисленные исследования свидетельствуют о глубоких половых различиях на всех этапах развития организма (Davis & Buchvald, 1957; Колесов с соавт., 1978; Кон, 1981; Ганова, 1998). Мужчина и женщина имеют одни и те же половые гормоны- андрогены, эстрогены и прогестины, но в разных соотношениях и количествах (Таннер, 1981; Антропова, 1983; Дубровинская, 2000). Воздействие половых гормонов зависит от концентраций каждого, пропорций и конкретных внутренних условий среды индивидуумов разного пола.

Уровень гормонов зависит от стадий развития организма (детство, пубертатный период, зрелость, старость), времени суток, психологического статуса и внешних воздействий.

Различают влияние гормонов на разных стадиях развития организма (генетический эффект) и их периодическое воздействие (сопутствующий эффект) (Beach, 1977, цит. по Николаева, 2003).

Эффект пренатального действия гормонов на мозг носит необратимый характер, более позднее влияние тех или иных гормонов не способно изменить половую идентичность и половую ориентацию человека, сформированную в критический период внутриутробного развития.

Морфологические различия свойственные девушкам и юношам в подростковый период широко используется для визуальной оценки гендерных различий (Антропова, 1983). Подростковый возраст характеризуется усиленным физическим развитием: рост и развитие организма в среднем до 8% увеличивается разница в длине тела между мальчиками и девочками (Сонькин, 2000; Щеплягина, 2000). Одним из самых первых и наиболее заметных изменений является резкое ускорение роста. Скорость развития у мальчиков и девочек различна (Хрипкова, 1978, 1989; Антропова, 1983; Райс, 2000; Сапин, 2002; Безруких, Фарбер, 2002; Юрьев, 2003). Девочки начинают раньше созревать и поэтому в возрасте 10 - 13 лет в среднем несколько обгоняют мальчиков по весу и росту. У девочек ростовой скачок приходится на 12 лет, у мальчиков максимальный рост наблюдается в 13 лет (Katchadourian, 1977, цит. по Райсу, 2000).

В последние годы появилось много работ о различиях в строении головного мозга у мужчин и женщин (McEven, 1980; McLusky, Naftolin, 1981; Alien et al., 1989; Hines, Green, 1991). Структурно-функциональное созревание высших корковых формаций продолжается в течение длительного периода онтогенеза, включая подростковый возраст. И хотя бурные изменения в структуре коры больших полушарий свойственны ранним этапам развития, в подростковом возрасте также выявляются существенные морфологические преобразования нейронного аппарата коры - усложняется фиброархитектоника, происходит тонкая дифференцировка пирамидных нейронов и звездчатых клеток. Процентное содержание последних, играющих существенную роль в обеспечении интегративной деятельности мозга, наиболее значительно увеличивается в переднеассоциативных отделах (Дубровинская, 2000). Отмеченные преобразования в структуре коры мозга являются важным фактором совершенствования ее функциональной организации.

В начале полового созревания (II и III стадии по Таннеру) по ряду нейрофизиологических показателей выявляются отрицательные отклонения в функциональной организации мозга. Они, прежде всего, проявляются в особенностях ЭЭГ, характеризующей состояние спокойного бодрствования. У подростков отмечается замедление альфа-ритма, его гиперсинхрония, увеличение представленности медленных волн и высокочастотной активности. В ЭЭГ подростков регистрируются генерализованные комплексы высокоамплитудных колебаний, отражающих повышенную активность диэнцефальных структур. Все это говорит об «ухудшении», по сравнению с 9-10-летними школьниками, функционального состояния коры и снижении ее регулирующего влияния на нижележащие структуры. Определенная дезорганизация состояния покоя связана с мощными эндокринными перестройками на данном этапе развития. Следствием этого является нестабильность параметров ЭЭГ в течение года, отражающая снижение адаптационных возможностей организма. Расхождение в сроках наступления полового созревания у мальчиков и девочек обусловливает существенные половые отличия параметров ЭЭГ в диапазоне 12-14 лет. У девочек в среднем максимум «отрицательных» сдвигов приходится на 13, у мальчиков - на 14 лет.

На завершающих этапах полового созревания (IV, V) исчезают диэнцефальные знаки в ЭЭГ, альфа-ритм как ведущая форма активности увеличивается по частоте, параметры ЭЭГ покоя сохраняются стабильными на протяжении учебного года (Козлов, Фарбер, 1983; Ермолаев, 1985; Хрипкова, 1989; Ильин, 2001, Дубровинская, 2001).

В многочисленных физиологических исследованиях отмечается, что в подростковый период темпы развития сердечно-сосудистой системы девочек выше, чем мальчиков (Вульфсон, Солдащенский, 1967; Калюжная, 1983). У мальчиков и девочек в подростковом периоде выявлены различия в артериальном давление и частоте сердечных сокращений (Козлов, Фарбер, 1983; Матюшонок, 1968, 1970; Хрипкова, 1978, 1990; Сапин, 2002; Баевский, 1980; Ермолаев, 1985). У девушек в пубертате наблюдается более сильный рост массы сердца, поэтому отмечается более частый сердечный ритм, чем у юношей (Куприянова, 2000).

В период полового созревания рост сердца опережает рост кровеносных сосудов. Это отражается на величине кровяного давления, может наблюдаться юношеская гипертония (Козлов, Фарбер, 1983; Хрипкова, 1978, 1989; Фолькина, Ильин, Миронов, 1999).

Снижение АД, выраженное психоэмоциональное напряжение, интеллектуальные нагрузки усугубляют физиологическую сторону развития, что выражается в снижении адаптационных ресурсов, в нарушении вегетативной регуляции.

Начало полового созревания является критическим периодом развития организма подростка. Данный период характеризуется значительным повышением активности центрального звена эндокринной системы (гипоталамуса), что приводит к резкой смене характера взаимодействия подкорковых структур и коры больших полушарий. В результате снижается эффективность центральных регуляторных механизмов, в том числе определяющих произвольную регуляцию и саморегуляцию. С другой стороны, повышаются социальные требования к подросткам, возрастает их самооценка. Это приводит к несоответствию социально-психологических факторов и функциональных возможностей организма, следствием чего могут явиться физиологические отклонения и поведенческая дезадаптация.

На каждом этапе онтогенетического развития решаются определенные стратегические задачи, которые определяют структурную и функциональную специфику этих этапов. Нарушение и отклонения в динамике развития, препятствующих достижению этапных целей, могут служить причиной тяжелых болезней развития (Сонькин, 2000), социальной дезадаптации. Поэтому так важно поддерживать на каждом этапе развития ребенка условия, адекватные его морфофункциональным возможностям и способствующие росту и развитию, а не тормозящие или искусственно стимулирующие естественный ход этих процессов.

Важно оценить возрастные границы максимальных различий в вегетативном обеспечении, когнитивных и аффективных показателях подростков.

Таким образом, на психофизиологические особенности мальчиков и девочек в пубертате накладываются как собственно генетически детерминированыные гормональные влияния, так и адаптационные перестройки гуморальной регуляции, характерные для данного периода.


1.2. Особенности вегетативной регуляции в подростковый период


Вегетативная нервная система – часть общей нервной системы, регулирующая вегетативные функции организма: сокращение гладких мышц, секреция железистого аппарата, функционирование соединительной ткани внутренних органов, тонус кровеносных и лимфатических сосудов. Вегетативная система оказывает влияние на деятельность скелетных мышц и наружных половых органов (Хауликэ, 1978; Ноздрачев, 1983; Вейн, 1998; Судаков, 2000). Кроме этого, автономная нервная система координирует и адаптирует деятельность органов, участвующих в сохранении динамического равновесия жизненных функций, регулирую метаболизм, возбудимость, автоматизм внутренних органов и самой ЦНС (Вейн, 1998; Ноздрачев, 1983). Раздражение симпатических волокон вызывает учащение работы сердца, увеличение его ударного объема, расслабление бронхиальной мускулатуры и т.д. Стимуляция парасимпатического блуждающего нерва сопровождается противоположным эффектом (Ноздрачев, 2001).

Центры вегетативной нервной системы располагаются в спинном, продолговатом, среднем мозге, в гипоталамусе, мозжечке, ретикулярной формации и коре больших полушарий. Тела нейронов симпатического отдела располагаются преимущественно в задних рогах гипоталамуса, среднем и продолговатом мозге, в передних рогах спинного мозга. Нейроны парасимпатического отдела вегетативной нервной системы расположены в передних отделах гипоталамуса, среднем и продолговатом мозге, во 2 – 4 сегментах крестцового отдела спинного мозга (Хауликэ, 1978; Хэссет, 1981; Судаков, 2000).

Центры вегетативной нервной системы находятся в постоянном тоническом напряжении. Тонус – одно из проявление гомеостаза в организме и одновременно один из механизмов его стабилизации (Бернар, 1878; Каннон, 1932; Ноздрачев, 1983; Баклаваджян, 1983; Шеперд, 1987; Шмидт, Тевс, 1996). В основе процесса гомеостаза лежат адаптивные симпатические и парасимпатические преобладающие явления, вызываемые нейрорефлекторным стимулированием центральных вегетативных структур (Хауликэ, 1878).

Во многих психофизиологических исследованиях отмечается ухудшение функционального состояния организма подростков в процессе адаптации к учебной деятельности (Безруких, 1989; Бернштейн, 1993; Волкова с соавт., 1994).

Многоуровневая функциональная система адаптации формируется при взаимодействии и взаимовлиянии психологических и физиологических компонентов приспособительных реакций. В сложной иерархии структур, реализующих адаптационный процесс, важнейшая роль принадлежит вегетативной нервной системе (Клиорин с соавт., 1979; Казначеев, 1986).

Изучение психо-вегетативной организации у подростков осложняется характерной пубертатному периоду эмоциональной и вегетативной лабильностью. Данная проблема подросткового периода актуальна на сегодняшний день, так как структуры, формирующие психологический и вегетативный статус достаточно лабильны и подвержены корригирующим воздействиям (Тарасова, 1998; Гурьянова, 2000).

Универсальным индикатором компенсаторно-приспособительных реакций организма является сердечно-сосудистая система, которая тонко отражает состояние регуляторных механизмов и адаптационные возможности (Жемайтите, 1982; Храмов с соавт., 1985; Вейн, 1991; Баевский, 1999; Флейшман, 2005; Породонова, 2006).

Гендерные особенности вегетативной регуляции недостаточно исследованы в психофизиологии. Этот вопрос представляет интерес в плане понимания путей становления вегетативных функций мальчиков и девочек в пубертате в процессе адаптации к физическим и умственным нагрузкам.

Результаты многих исследований показывают, что между девочками и мальчиками в подростковый период имеются определенные различия в состоянии гемодинамики и вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы (Тищенко, 1973; Баевский с соавт., 1978; Храмов с соавт., 1985; Слободская с соавт., 2001).

Традиционно в качестве вегетативных коррелятов использовалось два основных параметра деятельности сердечно-сосудистой системы: частота сердечных сокращений, величина артериального давления и вегетативный индекс Кердо, которые позволяли судить о соотношении активности симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы (Щербатых, 2001).

Поскольку у мальчиков и девочек на начальных этапах полового развития преобладает тонус симпатической нервной системы, это свидетельствует о незрелости адаптационных механизмов (Баевский, Кириллов, Клецки, 1984; Андреева, 2004). Как следствие, некорректные учебные и психоэмоциональные нагрузки могут спровоцировать срыв адаптационных ресурсов.

В возрасте 12 – 14 лет как у девочек, так и у мальчиков наблюдается преобладание симпатического отдела вегетативной нервной системы, что связано с неполным развитием центров парасимпатического отдела вегетативной нервной системы (Быков, 1948; Боголепова, 1968; Плечкова, 1960; Семенов, 1965; Вейн с соавт., 1973; Баевский, 1980; Береснев, 1990; Судаков, 2000).

В исследованиях Тарасовой О.Л. (1998) и Андреевой М.Г. (2004) говорится о том, что у мальчиков 12 – 13 лет тонус симпатической нервной системы выше, чем у девочек этой же возрастной группы. Возможно, это свидетельствует о том, что мальчики более чувствительны к разному уровню учебной нагрузки (Тарасова, 1998; Андреева, 2004). В возрасте 13 – 14 лет характерным является преобладание симпатического отдела вегетативной нервной системы (Баевский, Береснева, 1997; Тарасова, 1998). Одной из причин такого проявления является то, что адаптационно-компенсаторные механизмы находятся в нестабильном состоянии. Девочки 13 – 14 лет за счет большего возбуждения симпатического отдела находятся в эмоциональном напряжении. Одним и проявлений эмоционального напряжения такого рода, может быть, начальный этап гормональных реакций стресса (Вейн, 1998). Также у девочек этого возраста наблюдается достаточно высокие показатели ЧСС, что является информативным показателем преобладания симпатикотонии.

У подростков 12 – 13 и 14 – 15 лет выше влияние на вегетативный баланс симпатической нервной системы, что связано с активацией симпато-адреналовой стресс-реализующей системы.

Возраст 15 – 16 лет характеризуется повышением тонуса парасимпатического отдела (Баевский, 1999; Андреева, 2004). Конечные этапы полового созревания характеризуются окончательным развитием центральных элементов вегетативной нервной системы. Таким образом, и юноши, и девушки 15 – 16 лет имеют более сбалансированную вегетативную регуляцию (Береснева, 1997; Ткаченко, 2004). Это свидетельствует о том, что адаптационные механизмы и сердечно-сосудистая система функционируют достаточно в полной мере (Андреева, 2004; Гринене с соавт., 1978).

Таким образом, анализ доступной литературы показывает, что вопросами вегетативной регуляции занимается большая группа ученых. Особое внимание вопросам вегетативной регуляции уделяется детям младшего школьного возраста. Однако работ такого характера, касающихся подросткового возраста, в доступной литературе недостаточно. Изучением особенностями вегетативной регуляции в гендерном аспекте занимается небольшая группа исследователей. Поэтому на данном этапе важно изучить половые различия вегетативной регуляции в подростковый период. В зависимости от особенностей психо-вегетативной организации подростков можно судить о характере реагирования на воздействия различных факторов, связанных с физической и умственной деятельностью.



1.3. Особенности когнитивных процессов подросткового возраста


Когнитивная деятельность человека как сознательная активность формируется и развивается в связи с формированием и развитием его сознания (Шэффер, 2003).

Деятельность всегда осуществляется в определенной системе отношений человека с другими людьми. Она требует помощи и участия других людей, т.е. приобретает характер совместной деятельности. Её результаты оказывают определенное влияние на окружающий мир, на жизнь и судьбы других людей.

Возникновение и развитие различных видов деятельности у человека представляет собой сложный и длительный процесс. Активность ребёнка только постепенно в ходе развития, под влиянием воспитания и обучения принимает формы сознательной целенаправленной деятельности.

В когнитивной деятельности человек изучает не только окружающий его мир, но и самого себя (Рубинштейн, 2004).

Развитие процессов анализа и обработки информации, обеспечивающих осуществление когнитивной деятельности, идет в онтогенезе параллельно с развитием к их модуляции и опирается на возрастающие в онтогенезе пластические возможности ЦНС (Бетелева с соавт., 1977; Рубинштейн, 2004).

Одним из видом когнитивной сферы человека является внимание.

Современные нейрофизиологические и психофизиологические концепции рассматривают внимание как процесс, функцией которого является контроль и регуляция деятельности (Posner & ectr.,1994; Дормашев, 1995; Coull, 1998).

Внимание – сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект (Советский энциклопедический словарь, 1989). Рубинштейн С.Л. (2004) под вниманием понимает «избирательность направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность».

Основными видами внимания является непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками, оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Произвольное внимание – сознательно направленное и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется (Джемс, цит. по Рубинштейну, 2004).

Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют основные свойства внимания: объем, концентрация, устойчивость, переключение, подвижность, распределение, отвлекаемость, рассеяность.

Объем внимания – оценивается числом объектов или их элементов, одновременно воспринимаемых с одинаковой степенью ясности и отчетливости.

Концентрация внимания – это степень сосредоточенности внимания на объекте.

Устойчивость внимания – определяется длительностью сосредоточения внимания на объекте.

Переключение внимания – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой.

Распределение внимания – свойство, характеризующее направленность внимания одновременно на несколько объектов или на выполнение нескольких действий (Black, 1974; Александров, 2001; Чермит с соавт., 2002).

Физиологическое проявление внимания – это возбуждение одних нервных центров и торможение других. Внимание является сложно организованной системой. Общая мобилизационная готовность обеспечивается ретикулярными и лимбическими структурами. Избирательность и направленность создаются системой регуляции и контроля активации на основе проанализированной информации и в доминирующей потребности. Высшим звеном этой системы являются лобный отделы коры (Brunia, 1999; Лурия, цит. по Николаевой, 2000; Kahana & ectr., 2000).

Функциональная сложность и многоуровневость мозговой организации внимания определяет постепенность его созревания в онтогенезе и возрастные особенности (Крупская с соавт., 2006).

Подростковый период является критическим в жизни человека. Многочисленные исследования изучения свойств памяти свидетельствует о том, что обнаружены гендерные различия таких проявлений (Дубровинская с соавт., 1997;Кропотов с соавт., 2001; Николаева, 2001; Крупская с соавт., 2006).

Функциональная лабильность гипоталамуса на начальных этапах полового развития сказываются на изменениях нейрофизиологических механизмах как непроизвольного, так и произвольного внимания (Николаева, 2001).

На завершающих стадиях пубертата при устойчивом взаимодействии эндокринной системы прекращается отрицательное влияние на процесс внимания и мотивационную сферу подростков (Дубровинская с соавт., 1997; Николаева, 2001).

По данным Сергеевой И.А. (2001), у девочек, находящихся на начальных этапах полового развития, произвольное внимание развито лучше, чем у мальчиков этого же периода.

В работах Егорова М.С. и Шляхта Н.Ф. (1987) показано, что девочки 14 – 15 лет при выполнений заданий на определения объема внимания имеют значения показателей ниже, чем мальчики. Однако показатели устойчивости и распределения внимания у девочек превышают аналогичные показатели у мальчиков. Значения показателей точности выполнения заданий примерно одинаковы у мальчиков и девочек.

В пробах на определение объема внимания у мальчиков не обнаружена связь с точностью выполнения других заданий, а у девочек такие связи значимы. При выполнении заданий на внимание девочки ориентируются на быстроту, а мальчики - на точность выполнения работы (Егоров с соавт., 1987).

Количество знаков, вычеркнутых за 1 мин. в корректурной пробе Анфимова больше у девочек, чем у мальчиков на всех этапах полового созревания (Босый, 1971). Однако в исследованиях Фоменко (1968) отмечается, что в возрасте 15 – 18 лет девушки выполняют задание корректурной пробы быстрее, но менее точно, чем юноши того же возраста.

В заданиях, направленных на частое переключение внимания и быстроту восприятия, девочки показывают более высокие результаты, чем мальчики. Хотя достоверных различий при этом не наблюдается (Andrew, Paterson, 1946).

На сегодняшний день подростковый период, особенно на ранних стадиях развития, характеризуется трудностями обучения. Одной из причин такого проявления является дефицит внимания, который часто сочетается с гиперактивностью и импульсивным поведением (СДВГ) (Завденко, 2001).

У подростков с синдром дефицита внимания и гиперактивностью могут страдать самые различные аспекты внимания, но центральными нарушением является дефицит произвольного избирательного внимания (Крупская с соавт., 2006). Одной из причин проявления СДВГ является нарушение фронто-таламической регуляторной системы и изменения со стороны ретикулярной формации ствола мозга (Мачинская с соавт., 2005).

Таким образом, возрастные и индивидуальные особенности функционального созревания регуляторных структур головного мозга в значительной степени определяют гетерохронию и неравномерность формирования различных компонентов внимания у подростков обоего пола.


1.4. Особенности аффективной сферы подростков


В современной психофизиологии под тревожностью понимают аффективное (эмоционально заостренное) ощущение предстоящей угрозы (Веревочки на, 1999).

В состоянии беспокойства с преобладанием тревожности отмечается двигательное возбуждение, непоследовательность в поступках, нередко чрезмерное любопытство и стремление занять себя любой, даже ненужной деятельностью. Характерна непереносимость ожиданий, которая выражается в виде трудно управляемого потока слов (логория) (Веревочкина, 1999).

Тревожность напоминает в чем-то проявление холерического, а боязнь - флегматического темперамента. В ряде случаев длительно действующий аффект тревоги и страха действительно способны заострить крайние типы темперамента (Кочубей с соавт., 1988ё).

Общение становится избирательным, эмоционально неровным и, как правило, ограничивается старым кругом привязанностей. Затрудняются контакты с незнакомыми людьми, трудно начать разговор, легко возникает замешательство и торможение при внезапных вопросах. Особенно это заметно при разговоре по телефону, когда невозможно сразу ответить, собраться с мыслями и сказать самое главное.

Тревога в большей мере присуща людям с развитым чувством собственного достоинства, ответственности, долга (Захаров, 1988).

Следовательно, термин "тревога" используется для описания неприятного по своей окраске эмоционального состояния или внутреннего условия, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны - активизации автономной нервной системы (Краткий психологический словарь, 1983). Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид.

Тремин "тревога" или, точнее, "трвожность" используется также для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности испытывать это состояние. В этом случае тревожность означает черту личности. Тревожность как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении. Но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги (Кочубей с соавт., 1988ё; 1988; ж, 1988з).

Мак-Рейнолдо (1984) дал обзор 88 процедур измерения тревоги и заключил, что большинство из них отражают одну или более трех попарно различаемых групп переменных тревоги: состояние тревоги и тревожность как черта; склонность к тревожности; общая и специфическая тревожность.

Тревожный человек - человек постоянно не уверенный в себе и своих решениях, все время ждет неприятностей, эмоционально неустойчив, мнителен, недоверчив. Тревожность как черта личности может стать предвестником развития невроза. Именно для профилактики невротически-тревожного типа развития личности необходимо помочь подросткам найти эффективные способы, с помощью которых они могли бы совладать с волнением, неуверенностью, другими проявлениями эмоциональной неустойчивости (Медведева, 1994; Доржиева, 2006).

Можно выделить две большие группы признаков тревоги. Первая - внутренние, соматические признаки (от греческого "сома" - тело), возникающие у человека под влиянием волнения, вторая - внешние поведенческие реакции в ответ на тревожащую ситуацию. Сложность описания этих проявлений заключается в том, что все они могут сопровождать не только тревогу, но и другие состояния и переживания, например отчаяние, гнев или даже радостное возбуждение (Захаров, 1988).

Одной из причин возникновения тревоги является внутренний конфликт, противоречивость стремлений ребенка, когда одно его желание противоречит другому, одна потребность мешает другой (Овчаров, 1996).

Также одной из самых частых причин тревожности является завышенные требования к ребенку, негибкая, догматическая система воспитания, не учитывающая собственную активность ребенка, его интересы, способности и склонности (Эберлейн, 1982).

Факт большей тревожности лиц женского пола по сравнению с лицами мужского пола обнаружена во многих исследованиях (Кузакова, 1975; Баданина, 1996; Винокуров, 1996). В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. В 9 - 11 лет интенсивность переживаний у обоих полов выравнивается, а после 12 лет общий уровень тревожности у девочек в целом возрастает, а у мальчиков несколько снижается, хотя именно среди мальчиков встречаются дети с серьезными нарушениями в этой сфере (Шафранская, 1973).

Девушки 15 – 16 лет тревожатся за родных и близких, опасаются доставить им неприятности, переживают за их душевное состояние, здоровье и т.д.

Мальчики боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые получить от родителей или "начальников" вне семьи: учителей, милиционера, директора школы. Если при проверках девочки не справится с заданием, то мальчиков в таких ситуациях волнует лишь возможность грядущего наказания (Бирюкова с соавт., 1976).

Возраст человека отражает не только уровень физической зрелости, но и характер связей с окружающим миром, особенности переживаний. Школьная пора - важнейший этап в жизни человека, в течение которого принципиально меняется его психологический облик. Меняется и характер тревожных переживаний.

Ведущий страх в данном возрасте - это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь это школа, среда сверстников или семья.

Таким образом, для мальчиков же и в 11-12, и в 15-16 лет основной причиной беспокойства оказывается угроза возможного насилия (наказания или физической травмы). А такие нюансы отношений, как отвержение, чувство вины, переживания родных и близких, волнуют их значительно реже.

Интенсивность тревожности с первого до одиннадцатого класса возрастает более чем в 2 раза. По мнению многих психологов, уровень тревожности начинает резко повышаться после 11 лет, достигая апогея к 20 годам, а к 30 постепенно снижается (Баданина, 1996;Александров, 2001; Рубинштейн, 2004).

У младших подростков чаще вызывают тревогу ситуации оценки, проверки: ответ у доски, контрольная работа, публичное выступление.

Часто тревожность усиливается под влиянием переутомления. К сожалению, режим школьной жизни, структура учебного года сами по себе способствуют переутомлению, особенно физически ослабленных или эмоционально неустойчивых детей (Дожиева, 2006).

Таким образом, изучение тревожности в подростковый период является важным в педагогике. Анализ литературы показал, что изучением данного вопроса уделяться все больше внимания. Хорошо изучены показатели тревожности в школьный период, особое внимание направлено на изучение данных показателей в подростковый период. Однако психофизиологических работ, касающихся половых различий показателей, как общей тревожности, так и частных проявлений тревожности, недостаточно в современной науке.

Таким образом, анализ доступной литературы показал значительный интерес исследователей к проблемам роста и развития детей и подростков. Подростковый возраст является наиболее сензитивным для развития моторных качеств человека.

Исследования в области гендерной психофизиологии актуальны на сегодняшний день. Проблема гендера пока не стала объектом пристального изучения. Существует связи между физиологическими и психологическими характеристиками гендерных особенностей, причем характер этих связей у девушек и юношей разный.

Физиологические показатели вегетативной регуляции, сердечно-сосудистой системы отличаются между девушками и юношами в период пубертата. Личностные качества: уверенность в себе, мотивация достижения успеха, средний уровень тревожности, характерны для юношей. Когнитивная сфера девушек развита лучше, чем у юношей 12 – 16 лет.

Гендерные стереотипы оказывают, как позитивное, так и негативное влияние на самореализацию девушек и юношей 12 – 16 лет, выступая барьерами в развитии психофизиологической сферы и развитии индивидуальности.