Методики, позволяющие изучать гендерные характеристики личности
Тест Куна и Макпартленда «Кто Я?»
Опросник С.Бэм.
Тест Лири.
Опросник С. Бэм.
Опросник «Пословицы».
Опросник «Распределение ролей в семье».
1. Бланк ответов теста «Кто Я?»
Инструкция
В расположенных ниже 20 графах напишите, пожалуйста, 20 различных ответов на простой вопрос «кто я?». Отвечайте так, как если бы вы отвечали самому себе, а не кому-то другому. Пишите свои ответы в том порядке, в каком они приходят вам в голову. Не заботьтесь о логике и важности ответов. Записывайте их достаточно быстро.
1. Я___________________________________
2. Я___________________________________
3. Я___________________________________
А теперь, пожалуйста, укажите свой пол ________________ Возраст _____________
СПАСИБО!
2. Опросник С. Бэм
Инструкция: оцените наличие (или отсутствие) у себя названных ниже качеств. Можно отвечать только «Да» или «Нет».
1. Вера в себя.
2. Умение уступать.
3. Способность помочь.
4. Склонность защищать свои взгляды.
5. Жизнерадостность.
6. Угрюмость.
7. Независимость.
8. Застенчивость.
9. Совестливость.
10. Атлетичность.
11. Нежность.
12. Театральность.
13. Напористость.
14. Падкость на лесть.
15. Удачливость.
16. Сильная личность.
17. Преданность.
18. Непредсказуемость.
19. Сила.
20. Женственность.
21. Надежность.
22. Аналитичность.
23. Умение сочувствовать.
24. Ревнивость.
25. Способность к лидерству.
26. Забота о людях.
27. Прямота, правдивость.
28. Склонность к риску.
29. Понимание других.
30. Скрытность.
31. Быстрота в принятии решений.
32. Сострадание.
33. Искренность.
34. Самодостаточность (полагание только на себя).
35. Способность утешить.
36. Тщеславие.
37. Властность.
38. Тихий голос.
39. Привлекательность.
40. Мужественность.
41. Теплота, сердечность.
42. Торжественность, важность.
43. Собственная позиция.
44. Мягкость.
45. Умение дружить.
46. Агрессивность.
47. Доверчивость.
48. Малорезультативность.
49. Склонность вести за собой.
50. Инфантильность.
51. Адаптивность, приспосабливаемость.
52. Индивидуализм.
53. Нелюбовь ругательств.
54. Несистематичность.
55. Дух соревнования.
56. Любовь к детям.
57. Тактичность.
58. Амбициозность, честолюбие.
59. Спокойствие.
60. Традиционность, подверженность условностям.
Обработка опросника С. Бэм
Ключ
Маскулинность (ответ «да») 1,4.7.10,13.16,19.22,25,28.31,34,37.40,43,46.49, 52,55,58.
Фемининность (ответ «да») 2.5,8.11,14,17,20,23,26,29,32,35, 38,41,44,47.50.53,56,59.
За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл. Затем определяется показатель фемининности (F) и маскулинности (М) в соответствии с формулой:
F= (сумма баллов по фемининности) : 20
М = (сумма баллов по маскулинности) : 20
Основной индекс IS определяется как IS = (F - M) · 2,322
3. Личностный опросник: тест Лири
Перед Вами перечень признаков, с помощью которых можно описать психологический портрет любого человека.
Отберите из всего набора признаков только те, которые вы можете с уверенностью отнести к себе, стараясь дать при этом наиболее полную характеристику;
Теперь выберите признаки, соответствующие тому, каким вы хотели бы быть.
Другие думают о нем благосклонно.
Производит впечатление на окружающих.
Умеет распоряжаться, приказывать.
Умеет настоять на своем.
Обладает чувством собственного достоинства.
Независимый.
Способен сам позаботиться о себе.
Может проявлять безразличие.
Способен быть суровым.
Строгий, но справедливый.
Может быть искренним.
Критичен к другим.
13.Любит поплакаться.
14. Часто печален.
15. Способен проявить недоверие.
16. Часто разочаровывается.
17. Способен быть критичным к себе.
18. Способен признать свою неправоту.
19. Охотно подчиняется.
20. Уступчивый.
21. Благодарный.
22. Восхищающийся, склонный к подражанию.
23. Уважительный.
24. Ищущий одобрения.
25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи.
26. Стремится ужиться с другими.
27. Дружелюбный, доброжелательный.
28. Внимательный, ласковый.
29. Деликатный.
30. Ободряющий.
31. Отзывчивый на призывы о помощи.
32. Бескорыстный.
33. Способен вызывать восхищение.
34. Пользуется уважением у других.
35. Обладает талантом руководителя.
36. Любит ответственность.
37. Уверен в себе.
38. Самоуверен, напорист.
39. Деловитый, практичный.
40. Любит соревноваться.
41. Стойкий и упорный, где надо.
42. Неумолимый, но беспристрастный.
43. Раздражительный.
44. Открытый, прямолинейный.
45. Не терпит, чтобы им командовали.
46. Скептичен.
47. На него трудно произвести впечатление.
48. Обидчивый, щепетильный.
49. Легко смущается.
50. Неуверенный в себе.
51. Уступчивый.
52. Скромный.
53. Часто прибегает к помощи других.
54. Очень почитает авторитеты.
55. Охотно принимает советы.
56. Доверчив и стремится радовать других.
57. Всегда любезен в обхождении.
58. Дорожит мнением окружающих.
59. Общительный.
60. Добросердечный.
61. Добрый, вселяющий уверенность.
62. Нежный, мягкосердечный.
63. Любит заботиться о других.
64. Бескорыстный, щедрый.
65. Любит давать советы.
66. Производит впечатление значительного человека.
67. Начальственно-повелительный.
68. Властный.
69. Хвастливый.
70. Надменный, самоуверенный.
71. Думает только о себе.
72. Хитрый, расчетливый.
73. Нетерпим к ошибкам других.
74. Корыстный.
75. Откровенный.
76. Часто недружелюбен.
77. Озлобленный.
78. Жалобщик.
79. Ревнивый.
80. Долго помнит обиды.
81. Самобищующийся.
82. Застенчивый.
83. Безынициативный.
84. Кроткий.
85. Зависимый, несамостоятельный.
86. Любит подчиняться.
87. Предоставляет другим принимать решения.
88. Легко попадает впросак.
89. Легко поддается влиянию друзей.
90. Готов довериться любому.
91. Благорасположен ко всем без разбора.
92. Всем симпатизирует.
93. Прощает все.
94. Переполнен чрезмерным сочувствием.
95. Великодушен, терпим к недостаткам.
96. Стремится покровительствовать.
97. Стремящийся к успеху.
98. Ожидает восхищение от каждого.
99. Распоряжается другими.
100. Деспотичный.
101. Сноб, судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам.
102. Тщеславный.
103. Эгоистичный.
104. Холодный, черствый.
105. Язвительный, насмешливый.
106. Злой, жестокий.
107. Часто гневлив.
108. Бесчувственный, равнодушный.
109. Злопамятный.
110. проникнут духом противоречия.
111. Упрямый.
112. Недоверчивый, подозрительный.
113. Робкий.
114. Стыдливый.
115. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться.
116. Мягкотелый.
117. Почти никогда никому не возражает.
118. Навязчивый.
119. Любит, чтобы его опекали.
120. Чрезмерно доверчив.
121. Стремится снискать расположение каждого.
122. Со всеми соглашается.
123. Всегда дружелюбен.
124. Всех любит.
125. Слишком снисходителен к окружающим.
126. Старается утешить каждого.
127. Заботится о других в ущерб себе.
128. Портит людей чрезмерной добротой.
Описание шкал теста Лири
В опроснике имеется восемь шкал.
1. Шкала авторитарности: лидерство - властность - деспотичность
2. Шкала эгоистичности: уверенность в себе - самоуверенность - самовлюбленность
3. Шкала агрессивности: требовательность - непримиримость - жестокость
4. Шкала подозрительности: скептицизм - упрямство - негативизм
5. Шкала подчиненности: уступчивость - кротость - пассивная подчиняемость
6. Шкала зависимости: доверчивость - послушность - зависимость
7. Шкала дружелюбия: добросердечие - несамостоятельность - чрезмерный конформизм
8. Шкала альтруистичности: отзывчивость - бескорыстие - жертвенность.
В зависимости от количества набранных баллов по каждой из шкал можно говорить о степени выраженности качества.
0-8 баллов - адаптивный вариант развития,
9-12 баллов - тенденция к дезадаптированности и экстремальному поведению,
13-16 баллов - экстремально дезадаптивный вариант развития,
0-4 - низкие баллы,
5- 8 - умеренная степень,
9-12 - высокие баллы.
1-я шкала — авторитарность. Высокие показатели соответствуют властной, деспотической личности. Лидирует в групповой деятельности. Во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Доминантный. Средние значения характерны для человека с хорошо выраженными лидерскими тенденциями, но без диктаторских проявлений.
2-я шкала — эгоистичность. Высокие показатели связаны с самовлюбленностью, себялюбием. Такой человек самодоволен, часто хвастлив и заносчив. Эгоцентричен. Средние показатели отражают тип уверенного в себе человека, со склонностью к соперничеству, но без признаков эгоцентризма.
3-я шкала — агрессивность. Высокие показатели обозначают, что человек жесткий и враждебный по отношению к окружающим, агрессивность может доходить до асоциального поведения. Характеризуется низкой терпимостью, резкостью в оценках, раздражительностью. Средние показатели связаны с такими качествами, как требовательность, настойчивость, энергичность.
4-я шкала — подозрительность. Высокие оценки связаны с такими чертами, как подозрительность, негативизм, гипертрофированная склонность к сомнениям во всем, злопамятность, скрытность, разочарованность. Средние значения отражают критичность как свойство личности и ума.
5-я шкала — подчиненность. Высокие показатели связаны с проявлением пассивной подчиненности, слабоволием, склонностью уступать всегда и всем, склонностью к самоуничижению, застенчивости. Средние значения характеризуют уступчивость и скромность. Выражена склонность к послушному и честному выполнению своих обязанностей.
6-я шкала — зависимость. Высокие показатели отражают высокий уровень зависимости в личностных отношениях, неуверенность в себе, наличие навязчивых страхов, опасений, боязливости, послушания. Средние значения связаны с доверчивостью, вежливостью, мягкостью.
7-я шкала — дружелюбие. Высокие показатели отражают ориентацию на принятие и социальное одобрение, стремление «быть хорошими для всех без учета ситуации, чрезмерный конформизм. Средние показатели связаны со склонностью к сотрудничеству и кооперации. Проявляет дружелюбие и эмпатию, стремится быть в согласии с мнением окружающих, способен к компромиссу.
8-я шкала — альтруистичность. Высокие показатели отражают тип, который в целом может быть определен термином «жертвенность». Стремится помочь и сострадать всем, всегда готов принести в жертву свои интересы, навязывает свою помощь. Средние значения связаны с такими качествами, как отзывчивость, деликатность, бескорыстие. Выражены способность и стремление к проявлению сострадания, заботы и в целом доброго отношения к другим.
Ключ и оценоч- ный лист теста Лири | Характеристика поведения | Номера характеристик | Количество баллов |
«Я-реальное» | «Я-идеальное» |
1 | Доминантность ь | 1-4, 33-36, 65-68, 97-100 | | |
2 | Уверенность в себе | 5-8, 37-40, 69-72, 101-104 | | |
3 | Требователь- ность | 9-12, 41-44, 73-76, 105-108 | | |
4 | Скептицизм | 13-16, 45-48, 77-80, 109-112 | | |
5 | Уступчивость | 17-20. 49-52. 81-84. 113-116 | | |
6 | Доверчивость | 21-24. 53-56. 85-88. 117-120 | | |
7 | Добросердечие | 25-28. 57-60. 89-92. 121-124 | | |
8 | Отзывчивость | 29-32. 61-64, 93-96, 125-128 | | |
4. Опросник С. Бэм (модифицированный вариант)
Инструкция: оцените наличие (или отсутствие) у большинства женщин названных ниже качеств. Можно отвечать только «да» или «нет»:
1. Вера в себя.
2. Умение уступать.
3. Способность помочь.
4. Склонность защищать свои взгляды.
5. Жизнерадостность.
6. Угрюмость.
7. Независимость.
8. Застенчивость.
9. Совестливость.
10. Атлетичность.
11. Нежность.
12. Театральность.
13. Напористость.
14. Падкость на лесть.
15. Удачливость.
16. Сильная личность.
17. Преданность.
18. Непредсказуемость.
19. Сила.
20. Женственность.
21. Надежность.
22. Аналитичность.
23. Умение сочувствовать.
24. Ревнивость.
25. Способность к лидерству.
26. Забота о людях.
27. Прямота, правдивость.
28. Склонность к риску.
29. Понимание других.
30. Скрытность.
31. Быстрота в принятии решений.
32. Сострадание.
33. Искренность.
34. Самодостаточность (полагание только на себя).
35. Способность утешить.
36. Тщеславие.
37. Властность.
38. Тихий голос.
39. Привлекательность.
40. Мужественность.
41. Теплота, сердечность.
42. Торжественность, важность.
43. Собственная позиция.
44. Мягкость.
45. Умение дружить.
46. Агрессивность.
47. Доверчивость.
48. Малорезультативность.
49. Склонность вести за собой.
50. Инфантильность.
51. Адаптивность, приспосабливаемость.
52. Индивидуализм.
53. Нелюбовь ругательств.
54. Нессистематичность.
55. Дух соревнования.
56. Любовь к детям.
57. Тактичность.
58. Амбициозность, честолюбие.
59. Спокойствие.
60. Традиционность, подверженность условностям.
Инструкция: оцените наличие (или отсутствие) у большинства мужчин названных ниже качеств. Можно отвечать только «да» или «нет»
1. Вера в себя.
2. Умение уступать.
3. Способность помочь.
4. Склонность защищать свои взгляды.
5. Жизнерадостность.
6. Угрюмость.
7. Независимость.
8. Застенчивость.
9. Совестливость.
10. Атлетичность.
11. Нежность.
12. Театральность.
13. Напористость.
14. Падкость на лесть.
15. Удачливость.
16. Сильная личность.
17. Преданность.
18. Непредсказуемость.
19. Сила.
20. Женственность.
21. Надежность.
22. Аналитичность.
23. Умение сочувствовать.
24. Ревнивость.
25. Способность к лидерству.
26. Забота о людях.
27. Прямота, правдивость.
28. Склонность к риску.
29. Понимание других.
30. Скрытность.
31. Быстрота в принятии решений.
32. Сострадание.
33. Искренность.
34. Самодостаточность (полагание только на себя).
35. Способность утешить.
36. Тщеславие.
37. Властность.
38. Тихий голос.
39. Привлекательность.
40. Мужественность.
41. Теплота, сердечность.
42. Торжественность, важность.
43. Собственная позиция.
44. Мягкость.
45. Умение дружить.
46. Агрессивность.
47. Доверчивость.
48. Малорезультативность.
49. Склонность вести за собой.
50. Инфантильность.
51. Адаптивность, приспосабливаемость.
52. Индивидуализм.
53. Нелюбовь ругательств.
54. Несистематичность.
55. Дух соревнования.
56. Любовь к детям.
57. Тактичность.
58. Амбициозность, честолюбие.
59. Спокойствие.
60. Традиционность, подверженность условностям.
Обработка опросника С. Бэм (модифицированный вариант)
Ключ
Маскулинные характеристики в образе мужчин и женщин (ответ «да»): 1, 4, 7, 10, 13,16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58.
Фемининные характеристики в образе мужчин и женщин (ответ «да»): 2, 5, 8,11,14, 17,20.23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59.
За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл.
5. Пословицы
В какой степени вы согласны с приведенными ниже суждениями? Поставьте плюс в графе, соответствующей вашему мнению.
№ | Суждения | Совершенно согласен (согласна) | Скорее согласен (согласна) | Трудно сказать | Скорее не согласен (не согласна) | Совершенно не согласен (не согласна) |
1. | Добрая жена да жирные щи — другого добра не ищи. | | | | | |
2. | Муж вези гуж, а жена шей рубашки. | | | | | |
3. | Муж – голова, жена душа. | | | | | |
4. | Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит. | | | | | |
5. | Муж - дому строитель, нищете отгонитель. | | | | | |
6. | От плохой жены – состаришься, от хорошей помолодеешь. | | | | | |
7. | Муж молоти пшеницу, а жена пеки паленицы. | | | | | |
8. | Мир в семье женой держится. | | | | | |
9. | Без мужа, что без головы, без жены, что без ума. | | | | | |
10. | Бабе дорога - от печи до порога. | | | | | |
11. | Не всякую правду муж жене сказывает, а и сказывает, так обманывает. | | | | | |
12. | Баба да кошка завсегда в избе, мужик да собака во дворе. | | | | | |
13. | Мужик тянет в одну сторону, баба в другую. | | | | | |
14. | Пусть нередко и дура, только бы огонь пораньше раздула. | | | | | |
15. | Жена верховодит, так муж по соседям бродит. | | | | | |
Обработка опросника «Пословицы»
В качестве утверждений использованы русские народные пословицы, собранные В. И. Далем (Даль В. И. Пословицы русского народа. — М., 1957).
Опросник предназначен для определения степени подверженности испытуемых традиционным представлениям о разделении ролей в семье. Результаты опросника могут свидетельствовать о гендерных установках испытуемых.
Опросник включает в себя 15 утверждений, касающихся супружеских отношений. Десять утверждений отражают традиционные представления о распределении ролей в семье. Это утверждения 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 12, 14. Утверждения 6, 9. 11, 13, 15 фоновые. Результаты ответов на эти утверждения в обработку данных не включаются.
Каждому варианту ответа присваивается соответствующий балл:
Совершенно согласен - 5 баллов.
Скорее согласен - 4 балла.
Трудно сказать - 3 балла.
Скорее не согласен - 2 балла.
Совершенно не согласен - 1 балл.
Чем больше сумма баллов, тем в большей мере испытуемому присущи традиционные установки о распределении ролей в семье.
6. Опросник «Распределение ролей в семье»
Просим вас ответить на предлагаемые ниже вопросы, касающиеся некоторых моментов организации семейной жизни.
Ваш пол (напишите) ________________
1. От кого должны зависеть интересы и увлечения семьи?
А. В основном от мужа.
В. В большей степени должны зависеть от мужа, но и от жены тоже.
С. В большей степени должны зависеть от жены, но и от мужа тоже.
Д. В основном должны зависеть от жены.
2. От кого в большей степени должно зависеть настроение в семье?
А. В основном должно зависеть от жены.
В. В большей степени должно зависеть от жены, но и от мужа тоже
С. В большей степени должно зависеть от мужа, но и от жены тоже.
Д. В основном должно зависеть от мужа.
3. Если возникнет необходимость, кто в первую очередь найти, где можно занять крупную сумму денег?
А. Это сделает жена.
В. В первую очередь это сделает жена, но и муж тоже.
С. В первую очередь это сделает муж, но и жена тоже.
Д. Это сделает муж.
4. Кто в семье чаще должен приглашать в дом гостей?
А. Чаще муж.
В. Обычно муж, но и жена тоже.
С. Обычно жена, но и муж тоже.
Д. Чаще жена.
5. Кто в семье в большей степени должен заботиться об уюте и удобстве в квартире?
А. В основном муж.
В. В большей степени муж, но и жена тоже.
С. В большей степени жена, но и муж тоже.
Д. В основном жена.
6. Кто из супругов должен первым целовать и обнимать другого?
А. Это должен делать муж.
В. Это должен делать муж, но и жена тоже.
С. Это должна делать жена, но и муж тоже.
Д. Это должна делать жена.
7. Кто в семье должен решать, какие газеты и журналы выписывать и покупать?
А. Обычно должна решать жена.
В. большей степени это должно зависеть от жены, но и от мужа тоже.
С. В большей степени это должно зависеть от мужа, но и от жены тоже.
Д. Обычно должен решать муж.
8. По чьей инициативе чаще супруги должны ходить в кино, в театр?
А. По инициативе мужа.
В. В основном по инициативе мужа, но бывает, что жены тоже.
С. В основном по инициативе жены, но бывает, что мужа тоже.
Д. По инициативе жены.
9. Кто в семье должен играть с маленькими детьми?
А. В основном жена.
В. Чаще жена, но и муж тоже.
С. Чаще муж, но и жена тоже.
Д. В основном муж.
10. От кого в семье должна зависеть взаимная удовлетворенного интимными отношениями?
А. В основном должна зависеть от мужа.
В. В большей степени должна зависеть от мужа, но и от жены тоже.
С. В большей степени должна зависеть от жены, но и от мужа тоже.
Д. В основном должна зависеть от жены.
11. Почти все супружеские нары время от времени испытывать трудности в интимных отношениях. Как Вы считаете, от кого это может зависеть (вольно или невольно) в большей степени?
А. Чаше мужа.
В. От мужа, но и от жены тоже.
С. От жены. но и от мужа тоже.
Д. Чаще от жены.
12. Чьи жизненные принципы и правила (отношение ко лжи, обязательность выполнения обещаний, невозможность опозданий и др. должны быть определяющими в семье?
А. Жизненные принципы жены.
В. Как правило, жены, но в некоторых случаях мужа.
С. Как привило, мужа, но в некоторых случаях жены.
Д. Жизненные принципы мужа.
13. Кто в семье должен следить за поведением маленьких
А. Это должна делать жена.
В. Это должна делать жена, но и муж тоже.
С. Это должен делать муж, но и жена тоже.
Д. Это должен делать муж.
14. Кто в семье должен ходить с ребенком в кино, театр и др.?
А. Это должен делать муж.
В. Это должен делать муж, но и жена тоже.
С. Это должна делать жена, но и муж тоже.
Д. Это должна делать жена.
15. Кто в семье в большей степени должен обращать внимание на самочувствие другого?
А. Муж.
В. В большей степени муж, но и жена тоже.
С. В большей степени жена, но и муж тоже.
Д. Жена.
16. Представьте себе такую ситуацию: у обоих супругов появилась возможность сменить работу на более высокооплачиваемую, менее интересную. Кто это сделает в первую очередь?
А. Это сделает жена.
В. Скорее жена, чем муж.
С. Скорее муж, чем жена.
Д. Это сделает муж.
17. Кто в семье должен заниматься повседневными покупками?
А. В основном муж.
В. В большей степени муж, но и жена тоже.
С. В большей степени жена, но и муж тоже.
Д. В основном жена.
18. Кто в семье будет иметь больше оснований обижаться на равнодушие,, черствость, бестактность другого?
А. Муж.
В. В большей степени муж, но и жена тоже.
С. В большей степени жена, но и муж тоже.
Д. Жена.
19. Если в семье возникнут денежные трудности, то кто из супругов должен заняться поисками дополнительного заработка?
А. Это должен сделать муж.
В. В первую очередь муж, но и жена примет в этом участие.
С. В первую очередь жена, но и муж примет в этом участие.
Д. Это должна сделать жена.
20. Кто в семье должен планировать, как и где провести отпуск?
А. В основном жена.
В. Чаще жена, но и муж тоже.
С. Чаще муж, но и жена тоже.
Д. В основном муж.
21. Кто в семье должен вызывать представителей различных ремонтных служб и вести с ними переговоры?
А. Это должна делать жена.
В. Это должна делать жена, но и муж тоже.
С. Это должен делать муж, но и жена тоже:
Д. Это должен делать муж.
Назначение: исследование ролевой структуры семьи.
Стимульный материал: опросник из 21 вопроса, где каждой из 7 внутренних ролей соответствует по 3 вопроса. Основные роли 1) воспитание детей; 2) материальное обеспечение семьи; 3) эмоциональный климат в семье; А) организация развлечений; 5) роли хозяина/хозяйки; 6) сексуальный партнер; 7) организация семейной субкультуры
Обработка показателей: сводится к подсчету, в какой степени та или иная роль реализуется мужем (или женой). Индексы по каждой сфере подсчитываются как среднее арифметическое 3 вопросов. В вопросах 1, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 14, 15, 17, 18, 19 первой альтернативе приписывается значение 1, второй - 2, третьей - 3, четвертой - 4.
В остальных вопросах значения приписываются в обратном порядке, то есть в вопросах 2, 3, 7, 9, 12, 13, 16, 20, 21 первой альтернативе приписывается значение 4, второй - 3, третьей - 2, четвертой – 1. Подсчет по сферам ведется следующим образом:
(+9+13+14):3
(+2+ 15 + 18) :3
(19+3+ 16):3
(+20 + 8 + 4) : 3
(+17+5+21):3
(10+6+11):3
(1+7+12):3
Интерпретация: чем выше балл, тем в большей степени данная роль в опрашиваемой семье реализуется женой, чем ниже - реализуется мужем. Если величина близка к срединному значению, то, следовательно, данную роль оба супруга реализуют приблизительно в равной степени.
Карта наблюдения «Виды и характеристики деятельности мальчиков и девочек в детском саду»
Имя и фамилия ребенка _________________________________________
Возраст ребенка _______________________________________________
Дата проведения исследования ___________________________________
Виды деятельности | Наполнение деятельности | Наличие признака | Отсутствие признака | Примечания |
Игровая | Двигательная активность (бегает, играет с мячом, прыгает) | | | |
Созидание, конструирование (кубики, конструкторы, пластилин) | | | |
Лидерство в игре (руководит, указывает другим) | | | |
Подчинение (слушается других, не противоречит) | | | |
Выдвижение новых идей (предлагает варианты, проявляет инициативу) | | | |
Агрессия (дерется, ругается, нападает) | | | |
Помогающая | Выполняет поручения воспитателя (поливает цветы, убирает игрушки) с удовольствием или по своей инициативе | | | |
Выполняет поручения воспитателя без удовольствия или отказывается | | | |
Помогает другим детям (завязать шнурки, застегнуть пуговицы, найти потерянное) | | | |
Учебная | Внимательно слушает на занятиях | | | |
Активно включается в деятельность | | | |
Старается сделать все как можно лучше | | | |
Мешает другим детям | | | |
Часто отвлекается | | | |
Карта наблюдения «Характер взаимодействия воспитателя с мальчиками и девочками»
ФИО воспитателя _______________________________________________
Возраст воспитателя _____________________________________________
Образование ____________________________________________________
Стаж работы по профессии _______________________________________
Действия воспитателя | Мальчики | Девочки | Примечания |
Поощряет | Хвалит словом («Молодец!», «Правильно!») | | | |
Хвалит действием (дотрагивается до руки, гладит по голове) | | | |
Ставит в пример («Посмотри, Таня уже оделась!») | | | |
За что поощряет | За послушание | | | |
За активность, инициативу | | | |
Наказывает | Ругает («Как тебе не стыдно!», «Сейчас же замолчи!») | | | |
Применяет физическую силу (хватает за руку, подталкивает, шлепает) | | | |
Приводит как отрицательный пример («Посмотрите, Толик все еще не заправил кровать!») | | | |
За что наказывает | За излишнюю активность | | | |
За непослушание | | | |
За пассивность | | | |
За неправильные ответы | | | |
Экспертная карта для проведения гендерной экспертизы урока
Предмет: _________________________________________________
Класс: ___________________________________________________
Количество учеников в классе (м/д) __________________________
Стаж работы учителя _______________________________________
Тема урока: _______________________________________________
Действия учителя | Мальчики | Девочки |
Обращается к ребенку | | |
Вызывает к доске | | |
Вызывает отвечать с места | | |
Хвалит словом | | |
Ругает (не одобряет) словом | | |
Делает замечания | | |
Выражает положительные эмоции и поддерживает (улыбается, кивает) | | |
Выражает отрицательные эмоции (хмурится, качает головой) | | |
Привлекает к демонстрации материала | | |
Привлекает к оформлению урока | | |
Реагирует на поднятую руку ребенка | | |
Не реагирует на поднятую руку ребенка | | |
Дотрагивается до ребенка с целью поощрения | | |
Дотрагивается до ребенка с целью замечания | | |
Реагирует на выкрики с места положительно | | |
Реагирует на выкрики с места отрицательно | | |
Выставленные оценки | | |
Содержание урока (подчеркнуть нужное): маскулинное, фемининное, гендерно-нейтральное.
Оценка ведущего полушария
Выполняемое задание | Оценка ведущего полушария |
1. Переплести пальцы рук | Сверху большой палец руки – ведущее полушарие левое, сверху большой палец левой руки - правое |
2. Испытуемые держит вертикально в вытянутой руке карандаш, фиксируя его взором на определенной точке, поочередно закрывает правый и левый глаз | Карандаш смещается при закрывании правого глаза – ведущее полушарие левое. Карандаш смещается при закрывании левого глаза - ведущее полушарие - правое |
3. Имитировать позу Наполеона | Кисть левой руки первой направляется к предплечью – плечу правой руки и оказывается сверху – ведущая рука левая, ведущее полушарие правое; кисть правой руки первой направляется к предплечью левой руки – ведущая рука правая, ведущее полушарие - левое |
4. Имитировать аплодисменты | Сверху находится правая рука – ведущее полушарие левое, сверху находится левая рука – ведущее полушарие – правое |
5. Провести прямую вертикальную черту, разделяющую чистый лист бумаги пополам | Линия ближе к правому краю листа – ведущее полушарие правое, линия ближе к левому краю листа – ведущее полушарие левое |
6. Нарисовать треугольник и квадрат сначала левой рукой, затем правой рукой | Лучше нарисованы фигуры правой рукой – ведущее полушарие левое, лучше нарисованы левой рукой – ведущее полушарие правое |
7. Поставить произвольное количество палочек левой рукой, а затем правой рукой. Время выполнения задания 10 с. Подсчитать число палочек | Больше поставлено палочек правой рукой – ведущее полушарие левое, левой рукой – правое, одинаковое количество обеими руками – правое |
8. Нарисовать круг, завершив его стрелкой | Стрелка указывает направление против часовой стрелки – ведущее полушарие левое, по часовой стрелке – правое |
9. Сидя на стуле, положить ногу на ногу | Сверху правая нога – ведущее полушарие левое, сверху левая нога – правое |
10. Стоя покружиться в удобную сторону | Кружится против часовой стрелки – ведущее полушарие левое, кружится по часовой стрелке – правое |
11. Быстро моргнуть одним глазом | Быстрее моргает правый глаз – ведущее полушарие правое, левый глаз – левое. Быстрее моргает не доминирующий глаз. |