Урок развития речи "Рассуждение. Доказательства в рассуждении".
Раздел – «Морфемика. Орфография. Культура речи».
Тип урока - изучение новых знаний.
Подраздел – культура речи.
Цель урока:
-дать понятие о тексте-рассуждении.
Задачи урока:
-научить видеть в тексте-рассуждении тезис, доказательства и вывод;
-научить включать в рассуждение специальные слова (во-первых, во-вторых, значит, следовательно…);
-развивать внимание, логическое мышление школьников, устную и письменную речь;
-прививать вкус к языку, пристальное внимание к художественному слову.
Оформление доски:
Типы речи:
Описание
Повествование
Рассуждение
Рассуждение
1. Тезис.
2. Доказательства.
3. Вывод.
Ход урока
I. Организационный момент (настрой на урок).
- Ребята, здравствуйте!
II. Определение цели урока.
- Ребята, перед вами тексты. Давайте прочтем их выразительно:
1. Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром. (С.А. Есенин)
2. Кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал все. Наконец кот попался. Когда Ленька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Я прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: “Надо его накормить!” Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. С этого дня он у нас прижился и прекратил воровать. (К.Г. Паустовский).
- У вас есть друзья? Давайте подумаем, кого можно назвать настоящим другом? (ответы учеников).
- Вы уже знакомы и с творчеством русского поэта С.А. Есенина, и с «певцом природы» советским писателем К.Г. Паустовским.
– Что вам известно о тексте-повествовании? (Мы узнаем, что произошло с котом).
– Каковы особенности описания?
- С какими типами речи вы уже знакомы?
- Сегодня мы познакомимся с текстом-рассуждением. Открываем тетради по развитию речи, записываем число, классная работа, тема урока.
– Как вы понимаете термин рассуждение?
- А теперь я вам скажу, как говорит об этом слове Сергей Иванович Ожегов:
Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.
Высказывание, обсуждение.
- Эти два значения станут центральными определениями для нашего урока.
– Научимся правильно писать данное слово.
Разбор слова по составу: рас-сужд-ени-е (работа у доски. Примерный ход анализа: окочание -е, т.к. можно изменить по падежам: изменении-ю, изменении-ем и т.д. Корень -сужд-, однокоренные слова – об-сужд-ать, рас-сужд-ать и т.д. Приставка рас-, суффикс –ени-, обозначающий абстрактное понятие. Основа слова рассуждени).
– В каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип текста рассуждение? (когда что-то не получается, когда мы спорим и т.д.).
– Мы сейчас с вами ведем серьезный разговор. В чем задача этого разговора? По телевизору мы часто смотрим передачи, в которых люди сидят за круглым столом, разговаривают. Зачем? (они рассуждают, логически мыслят, высказывают свое мнение).
- Как вы считаете, в чем же основное отличие рассуждения от описания и повествования?
III. Изучение нового материала.
- Поскольку мы с вами уже готовы, давайте составим таблицу «Типы речи» и будем ее авторами.
ТИПЫ РЕЧИ (НА ДОСКЕ)
что произошло? почему мы каков предмет
утверждаем что-то? высказывания?
повествование рассуждение описание
- На этом уроке мы начнем знакомиться с признаками текста рассуждения. Запомните, что каждый тип текста имеет свою структуру, и ее очень важно соблюдать при создании текста определенного типа. Таблица, которую мы составили, поможет нам в выполнении практического задания.
Прочтите подсказку:
1.Тезис.
2.Доказательства.
3. Вывод.
Обратите внимание, как строится рассуждение: тезис – доказательства – вывод.
С понятием тезиса вы уже знакомы. Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать.
– Как вы считаете, что такое доказательства? Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.
– Что такое вывод, вы тоже знаете. Что это? Вывод – это то, что следует из сказанного выше.
IV. Закрепление материала.
- Работа с учебником: упражнение 387 стр. 161. Шиповник известен своими лекарственными свойствами. О шиповнике есть множество загадок:
- Хорош бы цветочек, да коготок востер
- Стоит древо, древо шемаханское, цветы ангельские, когти дьявольские»
- Так почему же шиповник так называется?
- Работа с учебником упражнение 385 стр. 160. Почему же среда так называется?
- Давайте поиграем. Мы с вами работаем в редакции газеты. Нам поступил заказ: исправить тексты-рассуждения.
1. Кого можно назвать воспитанным человеком? Однажды я ехал в трамвае. На одной из остановок вошла старушка. Я уступил бабушке место, а когда мы вышли, помог старушке донести до дому тяжелую сумку.
(Данный текст не рассуждение, а повествование, так как в нем нет тезиса. Возможный тезис: “Я считаю, что воспитанный человек должен быть заботливым, внимательным, как мой друг Коля.” Или “Воспитанный человек тот, кто заботится о старших”).
2. Иногда я думаю, что такое дружба… Однажды я заболел. Мой друг Петя каждый день приходил ко мне, объяснял уроки, смешил меня и читал вслух книги. Вот это дружба! (В тексте нет тезиса, вывод его не заменит).
3. Различить ворону и галку совсем просто. Галка вдвое меньше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост.
(Это сравнительное описание, задача текста – раскрыть признаки птиц в сравнении. Описание ученики обычно не смешивают с рассуждением, но сравнительное описание встречается редко и иногда вызывает затруднение в определение типа.)
VI. Выводы по уроку
-Как вы думаете, ребята, почем наравне с очень серьезными темами в разделы включена культура речи?
- Что вы сейчас делали, когда отвечали на мой вопрос?
- Что вам особенно понравилось в уроке?
-О чем бы вы хотели продолжить разговор?
VII. Домашнее задание
Ваше домашнее задание носит творческий характер. Вы в одном лице будете и авторами, и редакторами, и выпустите стенгазету или журнал. Итак, необходимо написать сочинение-рассуждение по любой из тем: “Кем бы я хотел стать и почему?», «Какой из предметов в школе я больше всего люблю и почему?», «Чем я люблю заниматься в свободное время и почему? ”