ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
§ 1 УБЕЖДЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В НЕОБХОДИМОСТИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА 5
§2 МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРЕМ И ИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ 6
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ДОКАЗАТЕЛЬСТВУ ТЕОРЕМ НА УРОКЕ 16
АНАЛИЗ ФОРМУЛИРОВКИ ТЕОРЕМЫ И ВЫЯСНЕНИЕ ЕЕ ЗНАЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДРУГИХ ТЕОРЕМ 17
ПРИМЕНЕНИЕ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОГО МЕТОДА ПОИСКА ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ТЕОРЕМ 20
ВЫЯСНЕНИЕ МЕТОДА, ИДЕИ, ПРИЕМА И ДРУГИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА 22
ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ, ВОЗНИКАЮЩЕЙ ПРИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕ ТЕОРЕМЫ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Доказывать, обосновывать свою точку зрения необходимо уметь каждому культурному человеку не только в математике, но и в жизни вообще. Обучая доказывать ту или другую теорему, учитель в качестве главной цели выдвигает развитие математического мышления учащихся, в частности развитие творческого и логического мышления.
Роль теоремы и её доказательства в обучении математике многообразна:
- теорема и ее доказательство вооружает учащихся математическими фактами, которые используются при изложении дальнейшего теоретического материала и в решении разнообразных задач;
- доказательство развивает навыки логических рассуждений (неосознанного использования законов логики и правил вывода, умения различать прямую и обратную теорему, свойства и признаки понятий, необходимые и достаточные условия, формулировать предложения в различных формах и т.д.);
- доказательство приучает учащихся обосновывать свои суждения, использовать аналитико-синтетический метод в рассуждениях, рационально записывать ход рассуждений;
- доказательство теорем дает возможность осознать дедуктивный характер математики;
- в ходе доказательств теорем у учащихся развиваются умения проводить доказательство вообще, выделять тезис-требование и условия, в которых оно доказывается, расчленять рассуждения на отдельные логические шаги и обосновывать каждый шаг, получать следствия, анализировать формулировку теоремы, формируются умения, связанные с поиском доказательства, с исследованием математических ситуаций и др.
Таким образом, умение проводить доказательства теорем способствует сознательному и глубокому изучению учащимися математики в продолжение всего периода обучения.
Было время, когда учителя и методисты спорили о том, способны ли учащиеся 12-13 лет воспринимать логические доказательства, понимать их необходимость. Практика отечественной школы дала на этот вопрос положительный ответ. Пониманию необходимости доказательств способствуют проведение самих доказательств, приучение к требованию проведения строгого доказательства, неоднократное возвращение к вопросу о принципах построения дедуктивного курса.
Цель работы: разработка методики изучения теоремы и обучения доказательству в курсе математики средней школы.
Под обучением доказательству понимается обучение мыслительным процессам поиска, открытия и построения доказательству.
Достижение указанной цели возможно только в том случае, если работа с теоремой включает в себя следующие этапы:
- убеждение школьников в необходимости доказательства;
- наведение учащихся на открытие теоремы;
- поиск доказательства;
- оформление найденного доказательства;
- отработка проведённого доказательства;
- закрепление теоремы.
В данном исследовании рассматриваются все указанные аспекты проблемы.
§ 1 УБЕЖДЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В НЕОБХОДИМОСТИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА Целью этой работы является формирование потребности в логическом доказательстве. Такая проблема встаёт в начале 7 класса при проведении первых доказательств. Решению этой проблемы способствует подготовительная работа. Приобщением учащихся к доказательствам необходимо заниматься до начала изучения систематических математических курсов, в курсе математики 5-6 классов. Отдельные методисты предлагают ввести в 5-6 классах и специальные дополнительные упражнения нематематического содержания на доказательство.
Большие возможности для постановки задач на доказательство предоставляет само содержание курса математики. Приведем примеры.
1. Доказать, что 10 • 3 = 30.
2. Объяснить, почему 35-20 = 15.
3. Доказать, что
от числа 120 находится действием умножения 120 на дробь.
4. Доказать, что число,
которого равно 120, находится делением 120 на дробь
.
5. Доказать, что при сложении дробей с различными знаменателями нельзя складывать отдельно числители и отдельно знаменатели и т. д.
При понимании необходимости решения проблемы развития логического мышления, при внимательном рассмотрении материала учитель сам найдет немало возможностей для создания небольших упражнений на доказательство. Доказать, что неизвестное уменьшаемое находится сложением вычитаемого и разности, что данная задача решается нахождением дроби от числа, что данная задача решается с помощью составления пропорции - вопросы, доступные пониманию значительной части учащихся. Первые доказательства должны касаться неочевидных вещей. Роль учителя - пробудить сомнения в доказательстве со ссылкой на очевидность. Необходимо подчеркнуть требование точности и общности доказательств: если тридцать учеников класса при построении равнобедренного треугольника получили равные углы при основании треугольника, то это еще не говорит о том, что в тридцать первом случае при основании равнобедренного треугольника получатся равные углы, а все равнобедренные треугольники по отдельности рассмотреть невозможно.
Чтобы убедить учащихся, что на основании экспериментов, даже многочисленных, нельзя делать общих выводов, достаточно рассмотреть, например, следующую ситуацию.
Утверждается, что формула
является формулой простого числа. На самом деле, при изменении n от 1 до 15 выражение
является простым числом, однако при n = 16 - это число составное.
Воспитание у учащихся потребности в доказательстве предусматривает формирование убеждения в ограниченности опытно-индуктивных обоснований. Учащиеся должны усвоить, что при доказательстве теорем нельзя пользоваться тем, что видно из рисунка, или получено в результате измерений углов, отрезков на чертеже. Эти результаты могут служить только выдвижению предположений, гипотез, которые должны обосновываться или опровергаться на основании использования аксиом или ранее доказанных теорем.
§2 МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРЕМ И ИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ Принципы подхода к обучению теоремам и их доказательствам следуют из двух соображений. Во-первых, теорема – это новый материал, подлежащий изучению, и с этой точки зрения в изучении теоремы (как и в изучении любого математического факта) можно выделить следующие этапы:
- подготовка к изучению нового (пропедевтика);
- мотивация изучения нового материала;
- введение нового факта (желательно через самостоятельное открытие) – организация его восприятия, понимания;
- закрепление;
- применение.
Во-вторых, теорема является задачей на доказательство, выражающей некоторое важное отношение, свойство, и поэтому на методику изучения теорем распространяются рекомендации, относящиеся к различным этапам решения задач, таким, как обучение поиску закономерности, идеи доказательства, обучение анализу условия и исследованию полученного решения.
При обучении детей теоремам могут быть использованы различные методы: объяснительно-иллюстративный, эвристический, исследовательский. Выбор метода обучения диктуется содержанием теоремы, методом ее доказательства, конкретными возможностями учащихся. Выбор метода осуществляется после логико-математического анализа материала, подлежащего изучению. Как при объяснении нового материала учителем, так и при организации поисковой деятельности учащихся имеют место все перечисленные ранее этапы изучения нового материала, которые далее будут рассмотрены на конкретных примерах.
Пропедевтика доказательства заключается в актуализации необходимых знаний. Например, перед доказательством формулы площади параллелограмма целесообразно вспомнить основные свойства площадей простых фигур, формулу для нахождения площади прямоугольника, признаки равенства треугольников. Пропедевтика состоит и в предупреждении определенных трудностей – вынесении некоторых моментов доказательства в самостоятельные задачи, которые можно решить до изучения основного материала, до доказательства теоремы. Возможные трудности определяются учителем в результате анализа самого доказательства.
Аргументом в пользу привлечения пропедевтических упражнений является наличие таких ситуаций, когда трудные моменты доказательства поглощают все внимание ученика, заставляя забыть, что доказывается. Однако слишком тщательная пропедевтика чревата тем , что учащиеся попадают в облегченные условия, когда трудности не преодолеваются, а предупреждаются, что является контраргументом в использовании пропедевтических упражнений.
Если теорема Пифагора доказывается методом «штанов», то перед ее изучением можно предложить доказать, что если фигура
- квадрат,
= ВС1 =
=
то ABCD – тоже квадрат (рис.1).

Рис.1
Другой пример. Для того чтобы выяснить положение центра вписанной в правильную пирамиду сферы, полезно предварительно доказать, что любая точка высоты правильной пирамиды одинаково удалена от всех боковых граней пирамиды.
Для того чтобы повысить интерес к изучаемой теореме, чтобы ее изучение стало лично значимой целью (мотивация изучения нового материала), полезно перед изучением теоремы предъявлять интересные задачи, желательно практического содержания, которые для своего решения требуют изучения нового материала. Отсутствие необходимых знаний побуждает к поиску.
Пример. Спросим детей, как построить высоту равнобедренного треугольника, проведенную к его основанию с помощью масштабной линейки - задание, предъявляемое перед изучением соответствующего свойства равнобедренного треугольника.
Очень часто приходится встречаться с таким фактом, когда учащиеся заучивают формулировки теорем, не осознавая полностью их смысла. Если ученик сам находит закономерность, сам формулирует теорему, то это позволяет избавиться от формализма в знании её формулировки. Для самостоятельного получения формулировок теорем учащиеся могут использовать различные построения, вычисления, измерения, модели, т. е. опыт в различных его формах.
Приведем примеры.
1. Перед изучением теоремы Фалеса учащихся просят построить произвольный угол, отложить на одной стороне угла равные отрезки, через их концы провести параллельные прямые и измерить получившиеся отрезки на другой стороне угла. Сопоставление результатов, полученных разными учениками, приводит к гипотезе о существовании определенного свойства.
2. Перед изучением свойств арифметического квадратного корня можно предложить провести следующие вычисления:
и
, затем сравнить результаты.
Аналогично с помощью выполнения измерений, вычислений, использования наглядных пособий можно привести учащихся к самостоятельному формулированию любой теоремы. После того как закономерность учащимися выявлена, необходимо скорректировать формулировку, привлекая к этому учеников и аргументируя эту корректировку. Можно также предложить учащимся проанализировать формулировку теоремы, содержащую ошибку. Ошибки в формулировках теорем выявляются с помощью приведения контрпримеров. Эту работу можно отнести к этапу закрепления формулировки теоремы.
Например, если учащимися предлагается следующая формулировка теоремы: «Против большего угла лежит и большая сторона», то можно предложить рассмотреть в качестве контрпримера два неравных треугольника, для которых сформулированное предложение неверно.
Для понимания формулировки и доказательства теоремы, для снятия трудностей в ее использовании необходимо выделять в формулировке условие и заключение, данные и требование. Это выполнить труднее, если теорема сформулирована в категоричной, а не условной форме. Поэтому категоричную форму полезно переделывать в условную и наоборот, что не всегда легко осуществляется. Задания для учащихся при этом могут выглядеть следующим образом.
1. Сформулировать в условной форме: а) теорему Пифагора; б) теорему о сумме углов треугольника; в) теорему Виета; г) теорему о средней линии трапеции.
2. Сформулировать в категоричной форме: а) признаки равенства треугольников; б) признаки параллельности прямых и т. д.
При формулировании теоремы учащиеся часто вместо требуемой теоремы произносят ей обратную. Этой логической ошибки можно избежать, изучая вопрос об обратных теоремах, формируя умения различать свойства и признаки понятий. Поэтому понятие об обратной теореме рассматривается в начале курса геометрии. При этом необходимо научить ученика строить предложение, обратное данной теореме, и определять его истинность. Рассмотрение ситуаций, когда предложение, обратное некоторой теореме, не является верным, способствует разграничению двух понятий: прямой и обратной теоремы и правильному их использованию.
При конструировании формулировок обратных теорем могут возникнуть трудности, например, для теорем: а) в ромбе диагонали перпендикулярны; б) в параллелограмме диагонали, пересекаясь, делятся пополам.
Для выхода из этой ситуации было предложено выделять в формулировке теоремы разъяснительную часть, которая остается инвариантной в формулировках как прямой, так и обратной теорем. Для последнего примера это будет выглядеть следующим образом: если четырехугольник является параллелограммом, то его диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам. Термин четырехугольник составляет разъяснительную часть условия теоремы.
Переходим к вопросу о краткой записи формулировки теоремы. Переход от правильной формулировки к правильной схематической записи условия и заключения является работой, требующей достаточно развитого логического мышления. В начале систематического курса геометрии возникает вопрос, насколько подробно следует записывать условие и заключение теорем. Записи условия и заключения теоремы должны быть настолько подробными, чтобы по записи можно было полностью восстановить текст формулировки теоремы. И в то же время запись условия не должна содержать ничего лишнего.
Доказательство теоремы учащиеся могут получить с большой долей самостоятельности, если это доказательство предъявлено ученикам в виде последовательности задач, доступных для самостоятельного решения. Например, чтобы доказать свойство вписанного в окружность угла, достаточно предъявить учащимся три задачи с конкретными числовыми данными на нахождение числового значения величины вписанного угла по значению величины центрального угла в случаях, когда центр окружности лежит на стороне вписанного угла, внутри и вне угла.
По поводу оформления доказательств можно высказать ряд соображений. Оформление доказательств с выделением утверждений и их обоснований, фактов и аргументов необходимо для понимания доказательства, для понимания построения всего дедуктивного курса геометрии, для воспитания потребности в доказательстве. Краткой записи полученных доказательств учащихся необходимо обучать специально. Следует также обучать записи доказательств, представленных в учебнике. Это специальная, трудная и необходимая работа. В алгебраических доказательствах, при различных алгебраических преобразованиях используется запись аргументов над знаками равенства.
После получения и осуществления идеи доказательства теоремы, после записи доказательства теоремы необходим этап закрепления полученного доказательства. Этот этап является закреплением самого доказательства и предшествует закреплению и применению формулировки теоремы. На уроках этот этап иногда неоправданно не находит своего места.
Этап закрепления доказательства в изучении теоремы предполагает работу по выявлению того, поняты ли идея, метод доказательства и отдельные его шаги. Вопросы: «Понятно ли доказательство?», «Кто не понял доказательства?» дают мало или вообще не дают учителю информации, насколько доказательство теоремы оказалось усвоенным учащимися. При осуществлении этапа закрепления полученного доказательства можно с помощью вопросов, обращенных к учащимся, снова «пройтись» по всему доказательству, можно попросить объяснить отдельные шаги доказательства, перечислить все аксиомы, теоремы и определения, которые используются в доказательстве, выяснить, где используется какое-либо данное, все ли условия оказались использованными, какое и почему дополнительное построение оказалось полезным при поиске доказательства, в чем заключается основная идея доказательства, что оказалось несущественным для доказательства и что может быть изменено, нет ли других способов доказательства рассматриваемой теоремы, всегда ли полученное доказательство имеет смысл.
Повторение доказательства приобретает большую ценность, если оно варьирует обозначения на неизменном чертеже, а также сам чертеж.
Например, если теорема о сумме углов треугольника изучается по чертежу, представленному на рис.2а, то закрепление полезно провести по другому чертежу (рис.2б).

рис.2
Все рассмотренные этапы изучения теоремы имеют место при любом методе её преподнесения, как при частично-поисковом, так и при объяснительно-иллюстративном. Разница – в уровне активности и самостоятельности учащихся при получении доказательства теоремы.
Следующий этап изучения теоремы – закрепление и применение самой теоремы. На этапе закрепления теоремы возможна работа над формулировкой теоремы, над ее запоминанием, обучение узнаванию изученной теоремы в различных ситуациях и применению в простейших случаях и в различных комбинациях.
Поэлементной отработке каждого слова формулировки теоремы и ее запоминанию способствует компактный метод, когда формулировка теоремы, как и ранее введённых определений, разбиваются на составные части, произносятся вслух и используются по частям. Такая работа способствует и осознанию, и запоминанию теорем. Рассмотрим, как может проходить закрепление формулировки теоремы компактным методом на примере теоремы о трех перпендикулярах.

рис.3
Учитель вместе с учащимися разбивает формулировку теоремы на составные части и отмечает наличие каждой части в рассматриваемой ситуации (рис.3):
1) прямая, лежащая в плоскости (показывает прямую PD); 2) перпендикулярная проекций наклонной (показывает проекцию и наклонную АВ); 3) проведенная через основание наклонной (показывает точку В – основание наклонной);
4) перпендикулярна и самой наклонной (показывает прямой угол АВD).
На этапе закрепления формулировки теоремы о трех перпендикулярах можно выяснить, является ли обязательным требование прохождения прямой, лежащей в плоскости, через основание наклонной и принадлежности плоскости PCD. Получается более широкая формулировка теоремы.
Узнавание теоремы о трех перпендикулярах в различных ситуациях может быть организовано на следующих задачах:
1. SABC- пирамида с высотой SO. OD – перпендикуляр к АС. Доказать, что SD – высота боковой грани.
2. К плоскости треугольника АВС из центра О вписанной окружности проведен перпендикуляр ОК. Окружность касается сторон АС, ВС и АВ соответственно в точках D, E, F. Каково взаимное положение прямых KD и АС, ВС и КЕ, АВ и KF ?
3. На изображении куба построить несколько прямых, перпендикулярных диагонали куба.
Узнаванию теорем в практических ситуациях, в частности теоремы о трех перпендикулярах, будет способствовать выполнение задания: выяснить, какие условия несущественны для применения теоремы, что можно варьировать в условиях задач, решаемых с помощью рассматриваемой теоремы.
Еще один важный этап - этап систематизации знаний. Известно, что никакой факт нельзя считать усвоенным, пока он не занял определенного места в имеющейся системе знаний. Понимая взаимосвязи между теоремами, ученик может восстановить самостоятельно забытые формулировки теорем, формулы. Для систематизации теорем важно выяснить место теоремы в системе других сведений: признаком или свойством какого из понятий является теорема, следствием каких теорем она является и что является ее следствиями. Например, нельзя считать знание теоремы косинусов систематизированным, если учащиеся не понимают, что теорема Пифагора – частный случай этой теоремы. Для выяснения взаимосвязей между теоремами, для запоминания способов доказательства теорем полезно строить генеалогические деревья зависимостей между теоремами, например, для теоремы о косинусе разности двух углов такая зависимость может выглядеть следующим образом:

Такая работа, особенно на начальных этапах обучения геометрии, способствует пониманию дедуктивного характера построения самой геометрии.
Наличие всех рассмотренных этапов при обучении каждой теореме требует большого расхода времени. И в полном, развернутом виде все этапы могут быть представлены лишь в отдельных, удобных для этого случаях. А в различных конкретных ситуациях на первый план выдвигается то один, то другой этап, предпочтение отдается то поиску формулировки, то обучению записи полученного доказательства, то поиску идеи доказательства, то исследованию – в зависимости от требований ситуации и того, чему лучше всего может научить данная теорема.
Трудности и ошибки учащихся при применении теорем те же, что и при решении задач. Очень распространенной ошибкой являются смешивание определений и теорем, признаков и свойств понятий; использование вместо прямой теоремы обратной и наоборот; использование в доказательстве теоремы, которую предстоит доказать; доказательство того, что дано в теореме; использование недоказанных утверждений и другие.
Все эти ошибки одного порядка – непонимание логики построения курса, логических взаимосвязей между элементами теории. В этих условиях особое значение приобретают выполнение заданий на систематизацию понятий и теорем, выяснение логики построения формулировки и доказательства теорем. При исправлении логических ошибок учащихся необходимо учесть следующую рекомендацию: замене неверных ответов на верные должны предшествовать совместный анализ учителем и учащимися неверных ответов и выявление допущенных ошибок. Обучение доказательству, выявление допущенных при доказательстве ошибок – составная часть важнейшей задачи развития логического мышления.
Выделим возможные уровни усвоения учащимися теорем. Учащийся: 1) правильно формулирует теорему, понимает каждое слово в формулировке; 2) может привести свой пример на применение формулировки; 3) может повторить доказательство; 4) понимает идею и план доказательства, может варьировать обозначения, чертеж, метод доказательства; 5) узнает и применяет теорему в знакомой ситуации; 6) узнает и применяет теорему в незнакомой ситуации.
Приведенные уровни усвоения теоремы являются перечислением дидактических целей – целей обучения, которые учитель ставит на отдельных уроках по изучению той или иной теоремы. В соответствии с выделенными целями строится урок – выбираются методы и формы работы, строятся системы упражнений.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ДОКАЗАТЕЛЬСТВУ ТЕОРЕМ НА УРОКЕ
Приведем перечень основных действий, выполнение которых поможет учителю при подготовке к доказательству теорем на уроке.
1. Анализ формулировки теоремы. Выделение условия и заключения теоремы. Выяснение сущности каждого элемента формулировки.
2. Выяснение проблемы, приводящей к необходимости доказательства теоремы, значения теоремы в системе теорем раздела и всего курса.
3. Применение аналитико-синтетического метода при доказательстве теоремы. Подготовка аналитического рассуждения, позволяющего учащимся уяснить особенности и последовательность доказательства, необходимость тех или иных дополнительных построений.
4. Выяснение метода, идеи, приема и других особенностей доказательства.
5. Исследование математической ситуации, возникающей при доказательстве теоремы.
6. Выявление других возможных способов доказательства.
7. Расчленение доказательства теоремы на отдельные части, на отдельные логические шаги. Составление плана доказательства. Рациональная запись доказательства.
8. Выявление понятий, предложений, на которых основано доказательство теоремы. Выделение предложений, требующих повторения.
9. Разработка содержания подготовительной работы к доказательству теоремы, подбор упражнений и заданий, подготавливающих учащихся к ее восприятию.
10. Подбор упражнений, закрепляющих изученную теорему, выявляющих ее связь с другими предложениями.
Рассмотрим подробнее некоторые из этих пунктов.
АНАЛИЗ ФОРМУЛИРОВКИ ТЕОРЕМЫ И ВЫЯСНЕНИЕ ЕЕ ЗНАЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДРУГИХ ТЕОРЕМ
Учитель должен провести анализ формулировки теоремы с целью выделения разъяснительной части, условия и заключения теоремы, выяснить сущность каждого элемента формулировки, предусмотреть ошибки, которые могут допустить учащиеся в формулировке теоремы, и подготовить соответствующий контрпример.
В качестве иллюстрации к сказанному рассмотрим пример из курса геометрии 8 класса. В теме «Четыре замечательные точки треугольника» изучаются следующие теоремы:
Теорема 1: Биссектрисы треугольника пересекаются в одной точке.
Теорема 2: Серединные перпендикуляры сторон треугольника пересекаются в одной точке.
Теорема 3: Прямые, содержащие высоты треугольника, пересекаются в одной точке.
Теорема 4: Медианы треугольника пересекаются в одной точке, которая делит каждую медиану в отношении 2:1, считая от вершины.
Анализ этих теорем показывает, что формулировка теоремы 3 отличается от формулировок других теорем, и это отличие состоит в том, что в теореме утверждается не о высотах треугольника, а о прямых, содержащих эти высоты.
Чтобы учащиеся осознали это отличие, а не формально заучили формулировку теоремы, учитель может перед ее изучением провести такую работу. Класс разбивается на три группы. Одной группе предлагается построить высоты в остроугольном треугольнике (рис.4а), а другой — в тупоугольном треугольнике (рис.4б). Третьей группе учащихся предлагается провести высоты в прямоугольном треугольнике. Если после этой работы попросить учащихся сделать вывод, то инициативу проявят ребята, работавшие с остроугольным треугольником. Как показывает практика, школьники предлагают такую формулировку теоремы: «Высоты треугольника пересекаются в одной точке». Оппонентом в таком случае выступит та группа учащихся, которая проводила построение в тупоугольном треугольнике. Учителю следует предложить этим ученикам продолжить высоты треугольника. Сравнение двух рисунков приведет учащихся к нужной формулировке.

Учитель понимает, что такие теоремы, как признаки равенства треугольников, признаки подобия треугольников, теоремы о параллельности прямых, о сумме внутренних углов треугольника, теорема Пифагора и др., являются ведущими в курсе геометрии. Они служат аппаратом для изучения теоретических вопросов и решения задач. Такие теоремы, как теорема Пифагора и теорема о сумме углов треугольника, важны не только как «аппаратные» для решения задач, но именно как ведущие в идейном отношении.
Учитель, готовясь к уроку, на котором будет доказываться теорема, должен выявить понятия, теоремы, аксиомы, на которых строится доказательство, и включить их в материал для повторения.
Актуализация необходимых понятий, теорем, аксиом может быть проведена непосредственно перед доказательством теоремы, или же это можно сделать на предыдущем уроке.
Рассмотрим доказательство теоремы о средней линии треугольника. Анализ показывает, что базисными элементами его будут следующие понятия и их свойства: треугольник, середина стороны, отрезок, средняя линия треугольника, равные отрезки, параллельные прямые, признак параллельности прямых, соответственные углы при двух прямых и секущей, подобные треугольники, второй признак подобия треугольников, пропорция.
Такой разбор теоремы показывает, какие понятия будут использоваться при ее доказательстве, каковы взаимосвязи этих понятий и их свойств. Повторение необходимых понятий, свойств, теорем, аксиом можно организовать либо через целесообразно подобранную систему задач, либо в виде устной фронтальной работы.
ПРИМЕНЕНИЕ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОГО МЕТОДА ПОИСКА ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ТЕОРЕМ
Почти все теоремы в школьном курсе геометрии доказываются синтетическим методом, но этот метод навязывает ученику готовое доказательство. Аналитический же метод позволяет учить поиску доказательства, он указывает, с чего можно начать и в каком направлении строить цепочки силлогизмов. При синтетическом методе до самого завершения доказательства мотивы построения цепочки силлогизмов остаются для учащихся скрытыми, и это приводит многих к мысли о том, что невозможно доказать теорему иначе, чем дано в школьном учебнике.
Все это говорит о том, что учитель должен подготовить аналитическое рассуждение, которое поможет ученикам уяснить последовательность шагов доказательства, необходимость тех или иных дополнительных построений, понять логику доказательства, увидеть его происхождение, вступить в диалог с творцом.
Рассмотрим для примера теорему, выражающую один из признаков параллелограмма: «Если в четырёхугольнике противоположные стороны равны, то этот четырёхугольник является параллелограммом».
Дано: ABCD – четырёхугольник, AB = CD, BC = AD.
Доказать: ABCD – параллелограмм (рис.5).

рис.5
Доказательство
Синтетический метод
Рассмотрим
ABC и
ACD. В этих треугольниках сторона АС — общая, AB = CD, AD = BC. По третьему признаку равенства треугольников имеем
ABC=
ACD.
Так как
ABC=
ACD, то в этих треугольниках против равных сторон лежат равные углы; из равенства AB = CD следует, что ∠l = ∠2; из равенства BC=AD следует, что ∠3=∠4.
∠3 и ∠4 — накрест лежащие углы при прямых АВ, CD и секущей АС, и они равны, а значит, прямые АВ и CD параллельны.
∠1 и ∠2 — накрест лежащие углы при прямых ВС, AD и секущей АС, и они равны, а значит, ВС и AD параллельны.
Имеем четырехугольник ABCD, у которого противоположные стороны попарно параллельны, и по определению делаем вывод, что четырехугольник ABCD — параллелограмм.
Аналитический метод
Нам нужно доказать, что четырехугольник ABCD является параллелограммом, т. е. мы должны показать, что он при заданных условиях удовлетворяет всем требованиям определения параллелограмма: АВ || CD и BC || AD.
Чтобы доказать параллельность прямых АВ и CD, AD и ВС, достаточно доказать равенство накрест лежащих углов 3 и 4 при прямых АВ, CD и секущей АС и равенство углов 1 и 2 при прямых AD, ВС и секущей АС.
Чтобы доказать равенство углов 3 и 4, 1 и 2, достаточно доказать равенство треугольников, содержащих эти углы, т. е. надо доказать, что
ABC =
ADC.
Чтобы доказать равенство треугольников ABC и ADC, достаточно показать, что они удовлетворяют условиям одного из признаков равенства треугольников.
Аналитический метод позволил нам найти путь доказательства. Теперь следует проделать обратный путь (4—3—2—1), и теорема будет доказана.
Этот пример показывает, что анализ и синтез выступают в единстве, вот почему метод доказательства теорем чаще всего называют аналитико-синтетическим.
ВЫЯСНЕНИЕ МЕТОДА, ИДЕИ, ПРИЕМА И ДРУГИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
Учитель, готовясь к уроку, на котором будет изучаться теорема, должен выяснить метод, прием, идею и другие особенности доказательства.
Так, например, многие теоремы в школьном курсе математики (около 30%) доказываются методом от противного, а поэтому при изучении таких теорем задача учителя — довести до сознания учащихся не только сами теоремы, но и метод, с помощью которого они доказываются. Вместе с учащимися может быть выработан план доказательства теоремы методом от противного. Он может быть таким:
строим отрицание того, что требуется доказать;
полученное отрицание присоединяем к условию теоремы и разворачиваем его, т. е. строим цепочку следствий;
ищем противоречие либо с условием, либо с известными свойством, теоремой, определением;
делаем вывод, что наше предположение неверно, а верно его отрицание, т. е. то, что требуется доказать.
Полезно обратить внимание на то, что чаще всего этим методом доказываются теоремы единственности и теоремы, связанные с параллельностью и перпендикулярностью прямых и плоскостей, а также обратные теоремы.
Следует заметить, что чем лучше учащиеся владеют различными алгоритмами доказательства теорем, тем выше у них уровень умений осуществлять поиск доказательств.
Так, например, ряд теорем о метрических соотношениях в прямоугольном треугольнике и круге доказывается одинаково. Целесообразно на основе анализа доказательств этих теорем выработать совместно с учащимися алгоритм доказательства. Обучив учащихся пользоваться этим алгоритмом, мы вооружим их обобщенным умением доказывать целую группу теорем. Покажем, как это может быть сделано.
Пусть требуется доказать, что в какой-то геометрической фигуре выполняется равенство AB
CD = EM
KT. Это равенство может следовать из пропорции АВ:КТ = ЕМ:CD, которая сама следует из подобия треугольников, стороны которых являются членами рассматриваемой пропорции. Следовательно, можно сделать вывод: для доказательства таких равенств на фигуре, соответствующей условию задачи, следует выделить или вновь построить треугольники, стороны которых являлись бы членами доказываемого равенства, установить подобие этих треугольников, записать пропорцию, из которой и получится доказываемое равенство. Знание такого алгоритма не исключает возможности доказывать эти теоремы другим способом.
Знакомя учащихся с алгебраическим методом решения задач и доказательства теорем, целесообразно дать школьникам рекомендации, которые помогут им составлять уравнение. Для составления уравнения обычно используются теорема Пифагора, метрические соотношения в прямоугольном треугольнике, зависимость между сторонами и углами прямоугольного треугольника, пропорциональность сторон, высот и периметров подобных треугольников, теорема о биссектрисе треугольника, теоремы синусов и косинусов, различные формулы для вычисления площадей. Суть же самого метода состоит в том, что один и тот же элемент выражается через известные и неизвестные величины двумя различными способами и полученные выражения приравниваются одно к другому.
Относительно ведущего метода доказательства отметим следующий факт: учащимся следует указывать методы решения (доказательства) задачи по той или иной теме. Так, например, основными методами решения задач по теме «Трапеция» являются следующие:
метод подобия;
метод площадей (вычисляется площадь одной и той же фигуры различными способами, затем полученные выражения приравниваются и из этого равенства определяется искомый элемент);
метод, основанный на использовании «специфики» трапеции (равнобедренная, прямоугольная, диагонали взаимно перпендикулярны; можно описать окружность; можно вписать окружность; можно и вписать и описать окружность; продолженные боковые стороны перпендикулярны и др.).
ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ, ВОЗНИКАЮЩЕЙ ПРИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕ ТЕОРЕМЫ
Готовясь к уроку, учителю надо исследовать математическую ситуацию, возникающую при доказательстве теоремы, рассмотреть все возможные случаи.
Рассмотрим пример. В курсе геометрии 8 класса доказывается теорема о площади параллелограмма. Доказательство теоремы проводится с помощью следующего чертежа :
рис.6
На данном рисунке основание одной из высот ВН попало на само основание параллелограмма, а основание другой высоты СК лежит на продолжении основания параллелограмма.
Возможны также случаи, когда основания обеих высот будут лежать на продолжении основания параллелограмма (рис.7а) и когда основание одной из высот попадет в вершину параллелограмма (рис.7б).
рис.7
Доказательства в таком случае будут несколько иными. В этом случае на уроке возможно провести подробное доказательство для одного случая, а два других дать на дом для отработки.
Чтобы подвести учащихся к этим случаям, можно перед изучением теоремы предложить им задание: «На рисунке заданы точки А, В, С (рис.8). Укажите местоположение точки D так, чтобы А, В, С и D были вершинами параллелограмма».
рис.8
Анализ ситуации должен привести учащихся к трем возможным решениям, показанным на рисунке 9.
рис.9
При работе над теоремой, задачей учитель должен учить детей задавать себе вопросы: «Можно ли построить другую фигуру, не равную найденной, но тоже удовлетворяющую условию задачи?», «При каких величинах заданных элементов нельзя построить заданную фигуру?» и т. д. Для этого учитель должен сначала задавать эти вопросы себе. Такие вопросы позволяют выявить различные ситуации, возможные при решении задачи и доказательстве теоремы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе описана пропедевтическая работа по обучению учащихся доказательству теорем; показана работа учителя по подготовке к уроку, на котором будет доказываться теорема; рассмотрен вопрос об организации деятельности учащихся по «открытию» формулировки теоремы и поиску способов и методов ее доказательства; описаны различные приемы закрепления теоремы.
Обобщая вышесказанное можно сделать следующий вывод. Успех в обучении учащихся доказательству теорем определяется не применением одного какого-нибудь приема или метода, а системой преподавания в целом. В значительной степени этот успех зависит от того, на каком уровне сформированы у учащихся такие интеллектуальные умения, как понимание предложенной задачи, умение сформулировать проблему, спланировать деятельность, выделить существенное в наблюдаемых явлениях, провести исследование, интерпретировать полученные данные, провести измерения в нестандартных ситуациях и пр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов/ Сост. Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. — М.: Просвещение, 1985. – 336 с.
Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики. – М.: Просвещение, 1990. – 223 с.
Далингер В. А. Методика обучения учащихся доказательству математических предложений: кн. для учителя. – М. : Просвещение, 2006. – 256 с.
Метельский Н. В. Дидактика математики: Общая методика и ее проблемы: Учеб. пособие для вузов. — Мн.: БГУ им. В. И. Ленина, 1982. – 256 с.
12