Адаптация леворуких детей к обучению в школе.
Число леворуких людей в мире имеет положительную динамику. Возрастание количества леворуких учащихся актуализирует необходимость проведения специальной работы по их адаптации к праворукому миру. Особо остро она проявляется у старших дошкольников и первоклассников, которых до настоящего времени продолжают обучать по методикам, ориентированным на праворуких школьников.
Слайд 2
Дадим определение леворукости:
Психологи определяют леворукость как врожденное и вынужденное пользование левой рукой.
Педагоги определяют леворукость как предпочтение в действии левой руки, что не раскрывает всей сути проблемы.
Слайд 3
Проявления особенностей организации познавательной сферы у леворуких
1. Сниженная способность зрительно-двигательных координаций:
Дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений, особенно их последовательности; с трудом удерживают строчку при письме, чтении; как правило, имеют плохой почерк.
Слайд 4
2. Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, трудности при анализе пространственных соотношений:
У левшей часто отмечаются искажение формы и пропорции фигур при графическом изображении; зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; оптические ошибки, смешение на письме близких при конфигурации букв (т-п, м-л, н-к, и-н); ошибки при определении правой и левой сторон, при определении расположения предметов в пространстве (под-над, на-за и т.п.).
3. Особая стратегия переработки информации, аналитический стиль познания:
Слайд 6
Для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание его «по полочкам», на основании такого подробного анализа строится целостное представление об объекте деятельности. Этим во многом объясняется медлительность леворуких детей, так как для полного восприятия или понимания им необходима более длительная поэтапная проработка материала.
4. Слабость внимания, трудности переключения и концентрации.
5. Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного анализа.
Перечисленные особенности самым непосредственным образом влияют на успешность овладения учебными навыками, прежде всего письмом (в меньшей степени – чтением), в усвоении которого у леворуких детей отмечаются наибольшие сложности.
Рекомендуемые упражнения для работы с леворукими детьми
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Организация рабочего места
В школе левша должен сидеть так, чтобы доска находилась от него как можно правее.
Расположение парты должно соответствовать его ведущему глазу и уху, то есть быть как можно левее, ведь чаще всего поле зрения левши сдвинуто именно вправо.
Сидеть леворукий малыш должен так, чтобы его не толкали под руку, значит, на парте слева. Не стоит сажать левшу на проходе, он очень чувствителен к постоянному движению между партами, да и порядок на его рабочем месте часто оставляет желать лучшего.
Слайд 11
При письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны.
Рекомендуется повернуть тетрадь или лист бумаги так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.
Слайд 12
Положение руки во время письма.
Рука ребёнка-левши должна лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола и левая рука свободно двигалась по строке вниз, а правая – лежала на столе и придерживала лист, чтобы он не ёрзал.
Кисть левой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для кисти служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони.
Слайд 13
Карандаш или ручка кладётся на верхнюю , ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают карандаш на расстоянии 1,5 – 2 см. от пишущей части карандаша .
В процессе письма у левши происходит движение слева направо (направление ручки – влево, а движение кисти и пальцев - вправо).
Кисть левой руки с карандашом находятся под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребёнку не приходится « выворачивать» кисть руки, хорошо виден образец , не смазывается ранее написанное, ребёнок может контролировать своё письмо. Естественно , буквы будут писаться с наклоном влево. тетрадь лежит с наклоном вправо, правый нижний угол страницы направлен к середине его груди.
Рекомендации по обучению
Слайд 14
Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа.
Не следует требовать от левши правонаклоного письма, более целесообразным для них будет писать прямо.
Слайд 15
Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма.
4. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно.
5. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.
Слайд 16
6. Необходимо вести работу с родителями, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются, и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка.
7. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.
Слайд 17
Учебное издание Дубнова С. Ф., Паншина И. А.
ПРОПИСЬ ДЛЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ
Подготовительная часть наших занятий состоит из тренировочных упражнений для подготовки руки к письму.
Выполнение свободных дугообразных, кругообразных движений по точкам, а затем самостоятельно (но если ваш ребенок не может это сделать, рекомендуем вам вместе с его рукой выполнить эти движения несколько раз, как бы придавая им амплитуду движения).
Обвести по точкам какие-либо предметы, фигуры.
Изображение линий в разных направлениях в пределах границ строки.
Изображение фигур разной формы в заданной последовательности.
Основная часть — непосредственное написание букв, слогов, слов.
I. Рекомендуем начать написание букв с гласных звуков, что поможет запомнить и лучше, а затем делить слово по слогам по количеству гласных:
ОАИЕУЮЁЯЭ
П. После написания этих букв ребенком можно вместе с ним «попеть» эти гласны звуки, затем попробовать на слух написать буквы в различных сочетаниях:
АУ ОИ АЮЯит.д.
III. На каждую букву отводится 2 страницы в развороте:
После написания определенной группы, даются слова с пройденными буквами, которые ребенок должен написать самостоятельно.
IV. В конце работы с прописью предлагаются ребусы для закрепления полученных навыков.
Пожелания учителю.
Уделите леворукому ребенку немного личного времени:
Полюбите левшу. Внесите в отношения с ним как можно больше доверительности и тепла, но не панибратствуйте.
Держите дистанцию. Будьте ему не приятелем, а учителем – лицом, на которое возложена организация обучения и контроль за ним.
Не торопите левшу. Если он не успевает делать задания вместе со всеми, попробуйте давать ему индивидуальные задания на карточке.
Постарайтесь сделать так, чтобы он при детях не демонстрировал свою несостоятельность – например, не читал вслух, если у него с этим плохо. Остерегайтесь резких высказываний в его адрес.
Левша легко освоит материал, если попросить его «додумать» самому: например, придумать концовку рассказа, а затем рассказать, как развивался сюжет у автора. Кстати, остальным детям это тоже понравится.
Слайд 18
Левша усваивает все, что он потрогал руками, понюхал, зарисовал. Расскажите об этом родителям, разрешите ему на отдельном листочке, когда вы рассказываете устно, рисовать что-либо связанное с темой вашего объяснения.
Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или дневнике ручкой с толстым нажимом.
Хвалите левшу за все, что у него получается. При похвале эти дети буквально расцветают.
Слайд 19
Среди левшей очень много знаменитостей в разных областях: Пётр 1, Людвиг Ван Бетховен, Исаак Ньютон, Сергей Прокофьев, Королева Елизавета, Майя Плисецкая, Гарри Каспаров, Лев Толстой, Тина Канделаки, Сергей Михалков и многие другие известные личности. Возможно и мы с вами обучаем будущую знаменитость.
Слайд 20