«Адаптация обучающихся 1 «Б» класса к школьной жизни»
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.
Это один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально – психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам, которые требуют максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
По статистике половина детей в классе адаптируется за первое полугодие, для второй половины требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от состояния здоровья ребенка и уровня его физиологического развития. Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация.
Основными показателями психологической адаптации первоклассника к школе являются:
1. Формирование адекватного поведения.
2. Установление контактов с учащимися, учителем.
3. Овладение навыками учебной деятельности.
Признаки успешной адаптации:
- Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
- Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой.
-Третий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому.
- Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
В 1 «Б» классе 17 человек. Из них 5 мальчиков и 12 девочек. Пятнадцать обучающихся - 2016 года, одна ученица 2017года, один ученик 2015 года рождения. До поступления в школу 14 обучающиеся посещали детский сад.
На начало обучения умели читать 12 уч-ся.
Диагностика обследования показала, что из 17 детей высокий уровень готовности к школе имеют 10 обучающихся, средний уровень готовности – 5 обучающихся, низкий уровень готовности – 2 обучающихся. Это свидетельствует о том, что большая часть обучающихся в ходе дальнейшего обучения способны справиться с заданиями самостоятельно, либо с незначительной помощью взрослого.
Детей с нарушением фонематического слуха, звукопроизношения – нет.
Первые недели обучения в школе выявили группу детей, которые внимательны и активны на уроках, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса. К таким обучающимся относятся: Аблякимова Ак Шерфе, Велишаева Айлин, Бахича Сание, Гасратова Айбаныс,Исмаилова Э.,Кокиева Э.,Османова Э, Кузьмичева Н, Малышко Е,Соцкая С,Соцкий Т.,Халилов Э.- у этих детей - высокий уровень адаптации.
В классе есть дети, которые осторожничают, присматриваются. Они не проявляют высокую активность, хотя правильно отвечают на вопросы, справляются с учебными заданиями, осознанно воспринимают новый материал. Эту группу составляют следующие обучающиеся: Рыськова Е, Кузнецова Н., Беглов А. у них - средний уровень адаптации.
В состав класса входят и дети, которые с трудом адаптируются к школьной жизни, требованиям учителя. Они обладают неустойчивым вниманием, с трудом переключают внимание с одного вида деятельности на другой, нуждаются в обучающей помощи учителя.К ним относится 1 ученик Сафронов С. У него - низкий уровень адаптации.
За 2 месяца обучения дети стали приобщаться к труду, к требованиям школы, классного руководителя. На уроках ведут себя хорошо, внимательно слушают, сдержаны, усидчивы.Все обучающиеся класса вовлечены во внеурочную деятельность в соответствии с интересами детей и их родителей.
Семьи благополучные и дети имеют все необходимое для обучения. Со всеми родителями установлен тесный контакт. Родители отзывчивы, положительно реагируют на рекомендации классного руководителя, прислушиваются к советам, интересуются жизнью ребенка в школе, спрашивают совета. Все родители оказывают помощь и поддержку своему ребенку в период адаптации к школьной жизни.На первом родительском собрании были выданы ориентировочные памятки по адаптации первоклассников.
Таким образом, процесс адаптации детей идет успешно. Класс работоспособный, дружный, организованный. Обучающиеся общительны, легко идут на контакт с учителем, умеют помогать друг другу, проявляют доброжелательность, владеют навыками самообслуживания.
Постановляющая часть:
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Результатом успешной социальной адаптации первоклассника является адаптированность ребенка в социальной среде. Я считаю, что наиболее важными показателями адаптированности являются следующие: статусное место ребенка в группе; социальные переживания, отражающие его отношение к нормам, ценностям и правилам поведения и его эмоциональное состояние; самооценка; уровень общения и взаимодействия.
Поэтому необходимо использовать такие формы и методы, которые будут способствовать социальной адаптации первоклассников.
Системное и профессиональное применение указанных форм и методов является залогом обеспечения успешной социальной адаптации первоклассников.
Активное усвоение ими новой социальной среды позволяет быстрее и с меньшими издержками приспособиться к новым условиям жизни.
2.11.2023