СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад: Активизация познавательной деятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активизация познавательной деятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Просмотр содержимого документа
«Доклад: Активизация познавательной деятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями»























































Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к познанию изучаемых предметов.

Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.

Ребенок с нарушением интеллекта характеризуется общим недоразвитием, мыслительные способности формируются у него с большими задержками. Развитие познавательного интереса умственно - отсталых детей является задачей, которая должна быть первостепенной на протяжении всего обучения в специальной школе. 

Важная роль в этом процессе принадлежит развитию коммуникативной функции речи, т.к. задача педагога не просто дать детям определенный набор знаний, умений и навыков, а развить коммуникативную личность, воспитать «человека говорящего», что особенно актуально в коррекционной школе.Такой предмет, как развитие речи считается ведущим, от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.

Несовершенство коммуникативных умений учащихся с умственной отсталостью и множественными нарушениями развития, их речевая активность осложняют процесс свободного общения, затрудняют развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуют созданию условий для успешной социальной адаптации выпускников.

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) характерны следующие особенности развития коммуникативной функции речи:

1. речевая пассивность;

2. неумение внимательно выслушивать собеседника;

3. трудности в составлении и формулировки вопросов и высказываний;

4. плохая ориентировка в речевой ситуации и неумение менять тактику поведения в соответствии с ситуацией;

5. отсутствие контроля над собственной речью.

Школьники с нарушением интеллекта без специального обучения оказываются слабо подготовленными к общению с окружающими.Их познавательная  активность в большинстве случаев самапо  себе  не  возникает,  поэтому  необходимо  ее активизировать.

Коррекционная работа должна вестись в следующих направлениях: 
а) осуществлять индивидуальный подход к детям; 
б) предотвращать наступление утомления; 
в) в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых 
можно максимально активизировать познавательную деятельность детей; 
г) во время работы с детьми этой категории учитель должен проявлять особый педагогический такт. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнка, развивать в нём веру в собственные силы и возможности; 
д) использовать на уроках по развитию речи специальныекоррекционные задания и упражнения; 
  Если учитель правильно подберет формы организации процесса обучения, то данный процесс должен стать интересным и полезным, ученики будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень обучения школьников.

Таким образом, данная проблема является актуальной и значимой в современных условиях.

Мои ученики имеют специфические особенности как психического, так и интеллектуального развития. У всех детей присутствует аутистический спектр, они не могут управлять своими эмоциями, имеют органическое поражение центральной нервной системы. У двоих из них речь отсутствует, у третьего ребенка сложные речевые нарушения. Зная все эти особенности,на своих уроках по развитию речия учу детей понимать обращенную к ним речь, вслушиваться и подражать речи педагога, развиваю навык ведения диалога (понимание обращенной речи, умение давать ответ на поставленный вопрос), формирую умение соотносить изображения с их словесным обозначением, развиваю навыки вопросно-ответной речи, обучаю «глобальному чтению», умению читать пиктограммы.

В качестве примера, хочу представить конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим.



Конспект занятия

по развитию речи на основе ознакомления с окружающим

по теме: «Моя семья»

для детей с глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития.



Цель: формирование всех сторон речи и навыков её использования, как средства общения и расширения элементарных представлений о семье.


Задачи:- развитие общей моторики, слухового восприятия, формирование способности вслушиваться и подражать речи педагога;

-развитие навыка ведения диалога (понимание обращенной речи, умение давать ответ на поставленный вопрос);

-формирование умения соотносить изображения с их словесным обозначением, показывать и по возможности называть членов своей семьи, совершенствование слоговой структуры слова, его ритмического рисунка;

-формирование положительной установки на участие в занятии;


Методы и приёмы:

- наглядные: картинки с изображением членов семьи, альбомы с фотографиями членов семьи детей класса; пиктограммы; таблички со словами для глобального чтения; плоскостные мягкие модули «семья»; книжка со сказкой «Репка»;

-словесные: наводящие вопросы; чтение сказки «Репка»;

-практические: работа с пиктограммами у доски, табличками со словами; упражнения по составлению предложений из слов на табличках; работа с мягкими плоскостными модулями;


Ход урока:1. Организационный момент: педагог держит в руках картинку с изображением семьи и читает стихотворение:

Наша дружная семья-

Папа, мамочка и я.

Папа сильный и большой,

Ходит он гулять со мной.

Мама ласковая очень,

Любит мама меня точно.

2. Перед каждым ребёнком на столе лежат альбомы с изображением членов семьи. Педагог просит показать маму, папу, брата и т.д. Далее задаёт вопросы, говорящему ребёнку, показывая на каждую фотографию: «Кто это?» «Как зовут…?». Затем кладёт перед детьми таблички со словами «мама», «папа», «сестра» и т.д. Даёт задание найти для каждой фотографии нужное слово (соотнесение изображения и слова: «глобальное чтение»). Помогает детям, которые не справляются с заданием, показывает нужное слово, затем просит повторить. После этого учитель спрашивает: «Как можно назвать одним словом маму, папу, бабушку и т.д.?». Говорящий ребёнок отвечает на вопрос (Семья), и все вместе находят слово «семья» (обобщающее понятие), кладут его над всеми членами семьи.

3. Пальчиковая гимнастика:

Этот пальчик-дедушка,

Этот пальчик-бабушка,

Этот пальчик-папочка,

Этот пальчик-мамочка,

Этот пальчик я

Вот и вся моя семья.

4.Физминутка:

«Кто живёт у нас в квартире? »

Раз, два, три, четыре                      (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире?         (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять             (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать                  (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра               (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка           (наклоны туловища вправо, влево)

Мой сверчок, щегол и я -             (повороты туловища вправо, влево)

Вот и вся моя семья.                     (хлопаем в ладоши)




5.Далее каждому ребёнку даётся индивидуальное задание с учётом его способностей: а.задания для ребёнка, у которогоактивная речь представлена отдельными простыми словами, звукокомплексами, связной речью не владеет, требуется мотивация для ее использования: назови ласково (мама-мамочка и т.п.); ответь на вопросы: «Что делает мама, что делает папа?»; составь предложения с помощью табличек со словами «мама», «готовит», «обед» и т.п.

б. задания для детей у которых речь отсутствует, но есть понимание обращенной речи: работа с мягкими модулями для фланелеграфа. Дети расставляют на места части лица мамы, папы, малыша. Затем раскрашивают черно-белые картинки с изображением того или иного члена семьи.

6. Учитель вызывает к доске каждого ученика, просит показать на картинках нужных членов семьи и выбрать соответствующую пиктограмму.

7. Педагог читает сказку «Репка», и проигрывает её на фланелеграфе.

8. Итог занятия: учитель поощряет детей сладким призом (конфеткой).




В результате проделанной работы можно сделать вывод, что учитель специальной коррекционной школы должен знать диагноз каждого ребёнка, это помогает лучше понять психическое состояние и особенности поведения ученика, выбрать наиболее целесообразные методы для обогащения представлений умственно - отсталых детей об окружающем мире и сформировать умение пользоваться в речи полученными знаниями.

Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся c нарушением интеллекта на уроках – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.