СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 3 «Ромашка»









Выступление на педсовете

тема:

























Выполнила:

Педагог-психолог

О.И. Елисеева





Серпухов, 2016 г.

Родной язык играет уникальную роль в становлении лично­сти человека. Язык и речь традиционно рассматривались в пси­хологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, вообра­жение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством челове­ческого общения, познания действительности, язык служит ос­новным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обуче­ния.

В исследованиях, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного образования и семейного воспитания, выделяются три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку.

Во-первых,  структурное (формирование разных уровней систе­мы языка: фонетического, лексического, грамматического); во-вторых, функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связной ре­чи, речевого общения); в-третьих, когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию яв­лений языка и речи). Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания языковых явлений включают­ся в проблематику всех исследований, изучающих разные сто­роны развития речи дошкольников.

Проблема развития речи дошкольников была и остается в центре внимания психологов и педагогов, и в настоящее время она разработана достаточно полно. Исследования А.А. Леонтьева по разным проблемам развития речи в до­школьном детстве подтвердили необходимость изучения закономерностей и особенностей становления речи дошкольников и определили основные принципы содержания работы по разви­тию речи, обучению языку. Это формирование у дошкольников:

- разных структурных уровней языковой системы (фонети­ки, лексики, грамматики);

- элементарного осознания явлений языка и речи (ознаком­ление со смысловой и звуковой стороной слова, со структурой предложения и связного текста);

- языковых обобщений в области грамматического строя речи (морфологии, словообразования, синтаксиса);

- речевой активности, воспитания интереса и внимания к родному языку, что способствует повышению уровня самокон­троля.

С учетом психолого-педагогических особенностей овладе­ния речью система последовательного обучения на специаль­ных занятиях по развитию речи включает:

- отбор речевого содержания, доступного для ребенка-дошкольника, и его методическое обеспечение;

- вычленение приоритетных линий в освоении речи (в сло­варе это работа над смысловой стороной слова, в грамматике — формирование языковых обобщений, в монологической ре­чи — развитие представлений о структуре связного высказыва­ния разных типов);

- уточнение структуры взаимосвязи разных разделов речевой работы и изменение этой структуры на каждом возрастном этапе;

- преемственность содержания и методов речевой работы между дошкольными учреждениями и начальной школой;

- выявление индивидуальных особенностей овладения язы­ком в разных условиях обучения;

- взаимосвязь речевой и художественной деятельности в развитии творчества дошкольников.

Развитие речи должно рассматриваться не только в лингвис­тической сфере (как овладение ребенком навыками фонетиче­скими, лексическими, грамматическими), но и в сфере форми­рования общения детей друг с другом и со взрослыми (как ов­ладение коммуникативными умениями), что важно для форми­рования не только культуры речи, но и культуры общения.

Анализ теоретических основ развития речи, утверждает О.С. Ушакова,  включает рас­смотрение следующих вопросов:

- взаимодействие языка и речи, развитие языковой способности как основы владения языком, связь речи с мышлением, осознание явлений языка и речи ре­бенком-дошкольником;

- особенности развития речи - устной и письменной, диалогической и монологической - в разных ти­пах высказывания (в описании, повествовании, рассуждении), а также характеристику категориальных признаков текста и способов связи предложений и частей высказывания.

Согласно А.А. Леонтьеву, в любом речевом высказывании проявляется целый ряд умений: быстрая ориентировка в усло­виях общения, умение спланировать свою речь и выбрать со­держание, найти языковые средства для его передачи и уметь обеспечить обратную связь, иначе общение будет неэффектив­ным и не даст ожидаемых результатов. При этом необходимо подчеркнуть, что важнейшее средство речевых навыков - это легкость перенесения единиц языка на новые, еще не встре­чавшиеся сочетания. Вот здесь и вступает в силу так называе­мое чувство языка, которое дает ребенку возможность приме­нять речевые навыки на незнакомом языковом материале, от­личить правильные грамматические формы от неправильных. Если ребенок мгновенно ориентируется в языковом материале и относит новое слово к какому-то классу явлений языка, уже известных ему (например, определение рода или числа), то мы можем говорить о развитом у него чувстве языка.

Оно развивается и тогда, когда ребенок должен комбиниро­вать языковые единицы в высказывании. Подчеркнем, что это - творческое комбинирование во всех смыслах. Во-пер­вых, ситуации речевого общения постоянно меняются. Это за­ставляет ребенка создавать новые фразы, которые раньше в его речевом опыте не встречались, и комбинировать их в новых со­четаниях. Во-вторых, изменение ситуации и новые комбина­ции высказывания рождают у ребенка новые мысли, отсюда возникает и новое выражение их посредством языка. Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в ка­кой-либо конкретной ситуации, происходит развитие языко­вой способности. И здесь важнейшей задачей становится обу­чение, формирование у ребенка этой способности, которая позволяет ему понимать и строить новые высказывания в соот­ветствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, при­нятых в данном языке для выражения мыслей. Большую роль при этом играет осознание явлений языка и речи.

Ф.А. Сохин рассматривал взаимосвязь речевого и умственного аспектов овладения родным языком в дошкольном детстве в не­скольких направлениях. Начальные формы мышления дошколь­ника - наглядно-действенное и наглядно-образное, затем они взаимодействуют со словесно-логическим мышлением, которое постепенно становится ведущей формой мыслительной деятель­ности. Здесь развивается интеллектуальная функция языка. Эта взаимосвязь рассматривается и в обратном направлении - с точ­ки зрения выявления роли интеллекта в овладении языком, т.е. как анализ языковой (лингвистической) функции интеллекта.

Заметим, что до сих пор в ряде исследований и методических пособий по развитию речи сохраняется абсолютно неприемле­мое положение о том, что в дошкольном детстве родной язык усваивается только на основе подражания, интуитивно, даже инстинктивно.

Исследования О.С. Ушаковой,  проведенные в лаборатории развития речи Института дошкольного образования и семейного воспитания, доказали, что овладение языком характеризуется, прежде всего, развитием языковых обобщений и элементарного осознания языковых явлений. Это осознание связано с развитием функ­ций детской речи, формированием речевых умений и навыков и развитием языковой способности в целом. Поэтому необхо­димо формировать осознание явлений языковой действитель­ности. Эта идея стала центральной в исследовании всех сторон речи дошкольника. Необходимость лингвистического развития ребенка в настоящее время доказана во многих исследова­ниях, выполненных в этом направлении.

Формулировка «обучение родному языку» нередко вызывает протест со стороны как школьных, так и дошкольных педаго­гов. Однако развитие речи с необходимостью включает форми­рование у детей элементарного осознания некоторых явлений языка и речи. Поэтому рассмотрение вопросов преемственнос­ти должно относиться и к формированию речевых навыков и умений, и к развитию этого элементарного осознания, т.е. к обучению языку. Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуаль­ного развития детей выступает в формировании связной речи, т.е. речи содержательной, логичной, последовательной, орга­низованной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно яс­но представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь ана­лизировать, отбирать основные свойства и качества, устанавли­вать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и ис­пользовать разнообразные средства для связей не только пред­ложений, но и частей высказывания.

В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребенка. Развитие речи дошкольников тесно связано с решением за­дач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произве­дений естественно включает ознакомление детей с изобразитель­но-выразительными средствами художественного текста (сравне­ниями, эпитетами, синонимами, антонимами, метафорами и др.). Вместе с тем владение этими средствами углубляет художест­венное восприятие литературных произведений.  

В формировании творческого рассказывания очень важно осознанное отношение ребенка к языку в его эстетической функции, которое проявляется в выборе языковых изобрази­тельно-выразительных средств.

В нашем детском саду осуществляется комплексная модель помощи детям с патологией речи. В целях создания адаптивных условий для работы с детьми с различными проблемами создана медико – психолого – педагогическая служба.  Совместно работают логопед, воспитатель, психолог, другие специалисты. Без такого взаимодействия на современном этапе трудно решать задачи качественного обучения детей с проблемами речи, создавать условия для полноценного развития и успешной адаптации ребенка в обществе.