«Актуальные проблемы преподавания изобразительного искусства в начальной школе и пути их решения. Современные подходы в преподавании»
Искусство – неотъемлемая часть цивилизованного общества. Оно окружает нас повсюду.
Как писал Иван Сергеевич Тургенев: «Великая сила искусства заключается в том, чтобы волновать душу человека, вызывая бесконечные устремления его к добру, красоте, свету».
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия.
Творчество – постоянный спутник детства.
Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают.
Изобразительное искусство является средством для подготовки социально-культурной личности.
А к чему же сводятся наши суждения о проблеме обучения ИЗО?
К сожалению, предмет «Изобразительное искусство», очень часто остается непонятым как учениками и родителями, так и руководством общеобразовательных учреждений. На его изучение выделяется слишком мало времени для полноценного художественно-эстетического воспитания учащихся, что является, на мой взгляд несомненной проблемой в обучении данному предмету. Еще одной проблемой является скудное финансирование, техническое и материальное оснащение, отсутствие кабинетов ИЗО.
Так же существует проблема выбора образовательной программы по изобразительному искусству и художественному труду. Ныне как никогда школе нужна взвешенная, хорошо продуманная современная система художественного образования.
Начиная обучение в первом классе, в процессе наблюдения, как правило, я выделяю основные проблемы, с которыми сталкиваются учитель и ребёнок при рисовании:
слабо развитая мелкая моторика;
ограниченное использование цветов в рисунке;
повторяющийся сюжет рисунков, неразвитое воображение;
страх перед рисованием, как следствие нежелание рисовать.
Передо мной, как перед учителем, ежедневно стоят вопросы:
- как заинтересовать ребёнка учебным материалом;
- как интересно и доступно преподнести новый материал;
- как создать для детей ситуацию успеха и веру в свои возможности.
К сожалению, ребенок, приходя в первый класс, очень часто не может раскрашивать контур рисунка, не выходя за его границы, не умеет пользоваться кистью. Некоторые дети в первые дни обращают на себя внимание тем, что в своих рисунках используют всего два-три цвета, демонстрируя слабое цветовое восприятие окружающего мира.
Ребята, которые постоянно рисуют один и тот же сюжет, как правило, имеют какие-то проблемы в развитии или, обладают очень скудным воображением.
Встречаются дети, для которых урок рисования может стать одним из нелюбимых в школе, так как они испытывают страх, аргументируя его тем, что они не умеют рисовать, у них не получится.
Исходя из перечисленных проблем, я считаю, что основными целями уроков рисования в начальной школе являются:
1. Помочь ребёнку открыть для себя красоту окружающего мира, научить видеть и ценить прекрасное.
2. Пробудить в ребёнке желание выражать свои чувства на бумаге при помощи графических средств и цвета.
3. Познакомить ребёнка с доступными ему средствами изобразительной грамоты.
4. Приобщать к культурному наследию.
5. Развивать внимание учащихся, мышление, речь, воображение, творческие способности.
Из своего опыта работы хочу сказать, что на первом уроке изобразительного искусства в 1 классе даю возможность детям изобразить на бумаге то, что они умеют, что им хочется и анализирую детские работы. На основе этих работ можно сделать предварительные выводы о том, как дети владеют карандашом, умеют ли они компоновать рисунок на листе, чему дети уделяют больше внимания в работе общему или тщательно прорисовывают детали, как ребёнок воспринимает цвета, каким цветам отдаёт предпочтения и т.д.
На своих уроках, наряду с традиционными технологиями, я использую следующие современные образовательные технологии:
- информационно-компьютерные технологии (ИКТ);
Использование компьютера, звуковых видеозаписей дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся.
И именно на уроках изобразительного искусства готовятся самые замечательные, самые интересные проекты, это уроки путешествия в мир живописи, архитектуры, скульптуры. На первых порах, когда дети только осваивают проектную деятельность, разрабатываю алгоритм, последовательность действий. Далее найденный материал мы просматриваем, оформляем и готовится его защита. Проекты выполняем на различные темы: «Национальные костюмы», «Мой родной город», «В мире космоса» и др.
Учитывая живой интерес школьников к искусству, я стремлюсь каждый урок строить по принципу «сотрудничества», чтобы этот урок был словно творческая мастерская художника.
В каждом ребенке нужно найти талант, раскрыть его способности. Как же это сделать, если порой ребенок ничем не интересуется, не хочет выполнять задания на уроке, да и в школу приходит с нежеланием учиться. К таким технологиям, особенно в начальном звене, можно отнести игровые технологии. Дети привыкли играть, этот вид деятельности им хорошо знаком. Поэтому именно через игру можно включать детей в процесс обучения. Игра на уроке помогает быстро вовлечь всех участников в деятельность и располагает к активной работе.
Примерные варианты игровых ситуаций на уроках изо в 1-4 классах
Что забыл нарисовать художник? 2. Определи, какую ошибку допустил художник
Для каждого цвета на цветовом круге подбери соответствующие слова (названия предметов)
Например: желтый - лимон, бант, лист….
Установи соответствие автора и произведения:
В. Серов «Охотники на привале»
В.Перов «Март»
М.Врубель «Девочка с персиками»
И. Левитан «Рожь»
И. Шишкин «Аленушка»
В. Васнецов «Лебедь»
На протяжении своей работы я всегда думаю: как сделать уроки более эмоциональными, запоминающимися? Что сделать, чтобы уроки искусства вызывали положительные эмоции, интерес, стремление выразить собственное “Я”?
Поэтому в своей работе я часто использую нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционные методы позволяют детям быть смелее на уроке, не бояться делать ошибки, раскрывать свою яркую индивидуальность. И вот несколько примеров этих техник которые я использую на уроках по разным направлениям:
Рисунки мятой бумагой - это нестандартная техника рисования.
Преимущества рисования мятой бумагой в том, что - Бумажный комочек ребенок способен изготовить своими руками, ведь детям нравится мять бумагу, кроме того, это развивает самостоятельность и тренирует мелкую моторику.
Но самое главное, то, что отпечатки от комочков бумаги - размытые, не похожие один на другой, да и формы создаваемых пятен чаще всего самые неожиданные. Это хорошо развивает фантазию! Такой метод рисования мы используем на такие темы как: «Сказочная поляна», «Любимое домашнее животное» в 1 классе.
Следующий вид рисования - Кляксография (выдувание через трубочку)
Это техника очередное волшебство на наших уроках. Рисунок словно сам рождается! Капельки краски расставляет ребенок по своему замыслу, но раздувая их - он уже не может точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат. Эта техника укрепляет здоровье и силу дыхательной системы. Рисунки в данной технике мы выполняем по таким темам как: «Ваза с цветами» - 2 класс, «Насекомые», «Подводный мир» - 3 класс.
Пластилинография- рисование пластилином
Смысл этой техники заключается в создании пластилином картинки на картонной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклыми, полуобъёмными. Примеры таких работ: «Цветик семицветик» 1 класс, «Веточка рябины» 2 класс, «Образ дерева» - 3 класс.
Рисование отпечатками
Такой метод работы можно выполнить по теме: «Осень в лесу» в 2 классе. Здесь используются листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге. Листья можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешивании красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью. Получаются великолепные пейзажи!
Пуантилизм - рисование ватными палочками или штампиками
Штампы можно изготовить самостоятельно, используя различные материалы – к примеру пластиковые трубочки или бумажные втулки. При помощи такой техники мы выполняем такие работы: «Весенние цветы на поляне» в 1 классе, «Веточки сирени» в 3 классе и т.д. Занятие это очень увлекательное, интересное. Все дети любят эту технику рисования. Она дает быстрый и красивый результат у каждого ребенка. Даже у самого неумелого художника получаются красивые картины.
Таким образом, нетрадиционные техники помогают сделать урок эмоционально богаче. Ведь эти техники эффектные, совсем не сложные и ученики могут без особого труда создать свои собственные шедевры, а таким образом, у них появится уверенность в своих силах и желание заниматься дальше. Ведь ничто так не мотивирует, как успех.
Результативность опыта.
В результате всей этой работы учащиеся стали внимательнее и ответственное относиться к усвоению нового материала, выполнению заданий.
Также можно сравнить уровень работ первого класса на начальном этапе и уровень работ ребят четвертого класса. Творческий рост и рост мастерства детей наглядно показан в рисунках.
Дети стали принимать активное участие в творческих выставках и различных конкурсах районного и республиканского уровня, где занимаем много призовых мест: Республиканский конкурс рисунков «Улица и ее опасности», Респ. фестиваль «Юность, творчество, талант», конкурсы к Фестивалю профессий, патриотической направленности, на противопожарную тематику и т.д.
Подводя итог, мне хотелось бы сказать, что эффективность урока зависит от использования разнообразных видов деятельности. Перечисленные виды деятельности позволяют мне успешно реализовывать поставленные образовательные цели и задачи на уроках изобразительного искусства.
Не всякий ребёнок, прошедший «рисовальную школу», выбирает профессию художника или скульптора, но всякий становится творческой личностью.
Нет людей бесталанных – есть те,
кто не сумел проявить природный талант.
Задача учителя – помочь ребёнку обнаружить свои способности.
3