ГБПОУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 4
ДОКЛАД
на тему:
АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И
ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Рекомендовано к использованию для администрации и методистов учреждений среднего профессионального образования по подготовке специалистов швейного профиля. Имеет прикладной характер, составлены методические рекомендации к анализу учебных занятий, обобщен опыт организации учебного процесса, практикуемый педагогами профессионального лицея.
Автор:
Галегова Любовь Давидовна,
методист, преподаватель экономики ПЛ № 4
г. Владикавказ
2019г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К АНАЛИЗУ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ДЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ И МЕТОДИСТА
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В целях повышения качества профессионального образования выпускников, администрации и методисту необходимо всесторонне анализировать уровень преподавания учебной программы, систему знаний, умений и навыков обучающихся, преподавателями, мастерами производственного обучения, руководителями секций и кружков в условиях учебного заведения.
Посещение и анализ учебных занятий и внеклассных мероприятий должны проводиться последовательно, планомерно и по определенной системе.
Анализ урока проводится после каждого посещенного урока.
Посещение и анализ урока – это высокая культура общения, которая предполагает:
- педагога необходимо предупредить о посещении занятии не менее чем за 15 минут до начала урока;
- руководитель имеет право на внезапный контроль учебных занятий в случае поступления негативных сигналов из внутренней среды учебного заведения /невыполнение педагогом должностных обязанностей, нарушение прав обучающихся, наличием в классе посторонних лиц и т. д /;
- педагог имеет право отказать руководителю в посещении занятия при обосновании его объективности;
- педагог должен знать цель посещения руководителя;
- самоанализ педагогом своей деятельности;
- вывод руководителя о достоинствах и недостатках урока;
- анализ достоинств урока с рекомендациями их возможного использования педагогическими работниками;
- анализ недостатков с рекомендациями по их устранению;
- педагог должен видеть, что контроль направлен не на его личность, а на учебный процесс;
- благодарность за возможность посещения урока с наилучшими пожеланиями. Внешний контроль деятельности педагогического работников осуществляется только при согласовании с руководителями учебного заведения, например специалистами МО и Н РСО-А, РИПКРО, представителями родительского комитета учебных групп и т.д.
Педагогическим работникам дается время на устранение замечаний и принятию к сведению рекомендаций администрации. После чего преподаватель может пригласить представителя администрации на урок с учетом выполнения данных рекомендаций, предложений и замечаний. Повторный контроль может быть осуществлен администрацией по собственной инициативе.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ АНАЛИЗА
- контрольная – обязательно определена цель урока /Приложение № 1, цели внутрилицейного контроля/;
- обучающая;
- методическая – обобщение и распространение передового педагогического опыта, оказания помощи преподавателю, мастеру производственного обучения при подготовке к аттестации, по рекомендации администрации учебного заведения;
- диагностическая – знакомство с методикой работы инженерно-педагогических работников и мастеров производственного обучения.
ВИДЫ АНАЛИЗА УРОКА
1. Разовый анализ - разовое посещение, может быть
кратким, например, при проведении преподавателем, где самостоятельной или контрольной работы; полным; тематическим; комплексным.
2. Сравнительно-обобщающий анализ, где посещается система уроков одного и того же преподавателя; одной и той же группы у разных преподавателей; по одному и тому же предмету в разных группах.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ
Планомерность ведения занятия (по разработанному поурочному плану в строгом соответствии с типовой (рабочей) учебной программой и перспективно-тематическим планом.
Целенаправленность занятия (правильное определение ведущих целей обучения: обучающей, воспитывающей, развивающей).
Актуальность занятия (соответствие темы целям занятия, содержания обучения – требованиям типовой (рабочей) учебной программы и Государственного образовательного стандарта.
Реализация на занятиях дидактических принципов. Содержание изучаемого материала должно быть связано с жизнью, то есть отражать научность и соответствовать современному уровню развития соответствующего предмета, при этом необходимо систематически создавать проблемные ситуации. Проводить взаимосвязь с другими учебными дисциплинами, осуществлять профессиональную направленность предмета.
Желательно на каждом уроке вводить что-то новое:
- теоретические сведения;
- новое применение уже известного материала;
- новые методы решения задач;
- обобщение и систематизация ранее изученного и т.п.
УРОК ДОЛЖЕН ОТЛИЧАТЬСЯ
- последовательностью элементов;
- организованной четкостью,
- совершенной структурой;
- максимальным использованием времени (отведенного на него).
ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕМЕНТАМ СТРУКТУРЫ УРОКА
- оргмомент, должен быть сведен к минимуму, приветствие, проверка внешнего вида и готовности обучающихся к занятию;
- постановка целей и задач урока, четко выделяя учебные элементы, последовательность усвоения, форму контроля;
- устный опрос или упражнения по предыдущей теме, должны обеспечивать взаимосвязь вопросов с последующими этапами урока, максимально вовлечь в работу всех учащихся;
- основная часть – объяснение нового материала, желательно использовать элементы беседы с обучающимися, четко разделить вопросы изучаемого материала в логической последовательности; применять ТСО и наглядные средства обучения. Закрепление учебного материала можно провести методом фронтального опроса всех обучающихся.
- заключительная часть – ответить на вопросы обучающихся, оценить их и аргументировать оценки, дать домашнее задание, объявить тему следующего занятия и его цели, Приложение № 2, бланк анализа урока теоретического обучения, Приложение № 3, бланк анализа урока производственного обучения.
В основе эффективного занятия лежит понимание того, что цели обучения, воспитания и развития учащихся достигаются, прежде всего, за счет органического единства дидактической триады:
- содержание учебного материала;
- метода обучения;
- формы организации познавательной деятельности обучающихся.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ, ПРАКТИКУЕМЫЕ В ЛИЦЕЕ
Традиционная научно-практическая конференция «Имидж и фирменный стиль закройщика», цель организаторов – подготовить обучающихся выпускных групп к защите письменной квалификационной работы. Слово, «конференция» в переводе с латинского означает «собираю в одно место». Специфика конференции заключается в умении использовать в качестве информации, как теоретические проблемы, так и вопросы практического характера.
Такая конференция демонстрирует актуальность единения науки и практики, связь теоретической проблемы с жизнью. Каждая группы представляет демонстрацию моделей.
Проблемное обучение – это способ активного взаимодействия преподавателя и обучаемых, в процессе которого путем создания проблемной ситуации моделируются условия для исследовательской деятельности и развития творческого мышления. При этом средством управления мышлением обучающихся выступают проблемные и информационные вопросы.
Смотры - конкурсы лицея – дополняют и развивают деятельность обучающихся. На конкурсе «Студент года» они показывают уровень интеллектуальных знаний и профессиональных навыков.
Самым важным конкурсом для каждой группы лицея является выставка технического творчества, так как это своеобразный отчет и подведение итогов работы группы.
Творческой триадой «преподаватель – мастер – обучающиеся» в свете современных методик обучения профессии «Закройщик» может выступать бинарное занятие, метод от теории к практике. Преподаватель дает теоретические основы последовательности обработки детали или узла изделия, проводит опрос по теме, готовит инструкционные карты выполнения практической работы, может использовать карточки-задания, карточки-тесты. Мастер производственного обучения показывает практические приемы выполнения операций. Преподаватель и мастер оптимально дополняют друг друга и имеют возможность провести одновременно закрепление темы, как теоретической части, так и практической. Рекомендовано проведение занятий данного типа в сочетании: Производственное обучение и курсы: «Технология одежды»; «Конструирование одежды»; «Оборудование», «Деловая культура», «Экономика и организация швейного производства».
Профессионально-педагогическая подготовленность определяет, в какой степени преподаватель и мастер производственного обучения может включаться в образовательную систему в качестве профессионального педагога:
Знание и владение приемами и средствами обучения.
Профессиональная эрудиция.
Умение передавать знания по специальности.
Умение применять методики.
Умение использовать в своей работе различные приемы, средства и методы обучения для формирования знаний и умений.
Способность создавать условия, при которых стимулируется обучение обучающегося, и поддержание этих результатов на основе дифференцированного подхода к ним.
В Профессиональном лицее № 4 используются следующие педагогические технологии:
- адаптированная технология (гуманно-личностная по методу Амонашвили);
- активизация и интенсификация деятельности обучающихся.
а) учебные игры (производственное обучение, экономика, управленческая деятельность, материаловедение, математика, литература, оборудование);
б) проблемное обучение (используют все мастера п/о и преподаватели);
- уровневая дифференциация (используют все педагоги при проверке знаний обучающихся – тесты, карточки, инструкционные карты);
-новые информационные (компьютерные) технологии.
- технология саморазвития.
Приложение № 1
ЦЕЛИ ВНУТРИЛИЦЕЙНОГО КОНТРОЛЯ
Знакомство с деятельностью преподавателя, умениями, знаниями у обучающихся.
Изучение опыта работы.
Оказание методической помощи.
Контроль знаний обучающихся.
Реализация межпредметных связей общеобразовательных дисциплин со специальными и техническими дисциплинами и производственным обучением.
Методика проведения письменных и контрольных работ.
Методика индивидуальной работы с обучающимися.
Рациональность использования ТСО, наглядных пособий, дидактического материала на уроке.
Реализация национального регионального компонента на уроках теоретического и производственного обучения.
Применение инновационных методов ведения уроков.
Проверка выполнения рекомендаций, предложений, замечаний, данных ранее.
Состояние учебно-материальной базы производственного обучения.
Развитие самостоятельно познавательной деятельности обучающихся.
Сохранение контингента обучающихся.
Ведение документации журналов теоретического и производственного обучения.
Индивидуальная работа с одаренными обучающимися.
Подготовка обучающихся к экзаменам.
Готовность обучающихся к уроку.
Реализация воспитательных целей урока.