СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Анализ урока в учреждениях СПО для администрации и методиста".

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даны рекомендации по анализу уроков в чреждениях среднего профессионального образования.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Анализ урока в учреждениях СПО для администрации и методиста".»



ГБПОУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 4





ДОКЛАД

на тему:


АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И

ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ


Рекомендовано к использованию для администрации и методистов учреждений среднего профессионального образования по подготовке специалистов швейного профиля. Имеет прикладной характер, составлены методические рекомендации к анализу учебных занятий, обобщен опыт организации учебного процесса, практикуемый педагогами профессионального лицея.



Автор:

Галегова Любовь Давидовна,

методист, преподаватель экономики ПЛ № 4






г. Владикавказ

2019г.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


К АНАЛИЗУ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

ДЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ И МЕТОДИСТА

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В целях повышения качества профессионального образования выпускников, администрации и методисту необходимо всесторонне анализировать уровень преподавания учебной программы, систему знаний, умений и навыков обучающихся, преподавателями, мастерами производственного обучения, руководителями секций и кружков в условиях учебного заведения.

Посещение и анализ учебных занятий и внеклассных мероприятий должны проводиться последовательно, планомерно и по определенной системе.

Анализ урока проводится после каждого посещенного урока.

Посещение и анализ урока – это высокая культура общения, которая предполагает:

- педагога необходимо предупредить о посещении занятии не менее чем за 15 минут до начала урока;

- руководитель имеет право на внезапный контроль учебных занятий в случае поступления негативных сигналов из внутренней среды учебного заведения /невыполнение педагогом должностных обязанностей, нарушение прав обучающихся, наличием в классе посторонних лиц и т. д /;

- педагог имеет право отказать руководителю в посещении занятия при обосновании его объективности;

- педагог должен знать цель посещения руководителя;

- самоанализ педагогом своей деятельности;

- вывод руководителя о достоинствах и недостатках урока;

- анализ достоинств урока с рекомендациями их возможного использования педагогическими работниками;

- анализ недостатков с рекомендациями по их устранению;

- педагог должен видеть, что контроль направлен не на его личность, а на учебный процесс;

- благодарность за возможность посещения урока с наилучшими пожеланиями. Внешний контроль деятельности педагогического работников осуществляется только при согласовании с руководителями учебного заведения, например специалистами МО и Н РСО-А, РИПКРО, представителями родительского комитета учебных групп и т.д.

Педагогическим работникам дается время на устранение замечаний и принятию к сведению рекомендаций администрации. После чего преподаватель может пригласить представителя администрации на урок с учетом выполнения данных рекомендаций, предложений и замечаний. Повторный контроль может быть осуществлен администрацией по собственной инициативе.


ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ АНАЛИЗА

- контрольная – обязательно определена цель урока /Приложение № 1, цели внутрилицейного контроля/;

- обучающая;

- методическая – обобщение и распространение передового педагогического опыта, оказания помощи преподавателю, мастеру производственного обучения при подготовке к аттестации, по рекомендации администрации учебного заведения;

- диагностическая – знакомство с методикой работы инженерно-педагогических работников и мастеров производственного обучения.

ВИДЫ АНАЛИЗА УРОКА

1. Разовый анализ - разовое посещение, может быть

кратким, например, при проведении преподавателем, где самостоятельной или контрольной работы; полным; тематическим; комплексным.

2. Сравнительно-обобщающий анализ, где посещается система уроков одного и того же преподавателя; одной и той же группы у разных преподавателей; по одному и тому же предмету в разных группах.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

  1. Планомерность ведения занятия (по разработанному поурочному плану в строгом соответствии с типовой (рабочей) учебной программой и перспективно-тематическим планом.

  2. Целенаправленность занятия (правильное определение ведущих целей обучения: обучающей, воспитывающей, развивающей).

  3. Актуальность занятия (соответствие темы целям занятия, содержания обучения – требованиям типовой (рабочей) учебной программы и Государственного образовательного стандарта.

  4. Реализация на занятиях дидактических принципов. Содержание изучаемого материала должно быть связано с жизнью, то есть отражать научность и соответствовать современному уровню развития соответствующего предмета, при этом необходимо систематически создавать проблемные ситуации. Проводить взаимосвязь с другими учебными дисциплинами, осуществлять профессиональную направленность предмета.

  5. Желательно на каждом уроке вводить что-то новое:

- теоретические сведения;

- новое применение уже известного материала;

- новые методы решения задач;

- обобщение и систематизация ранее изученного и т.п.

УРОК ДОЛЖЕН ОТЛИЧАТЬСЯ

- последовательностью элементов;

- организованной четкостью,

- совершенной структурой;

- максимальным использованием времени (отведенного на него).

ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕМЕНТАМ СТРУКТУРЫ УРОКА

- оргмомент, должен быть сведен к минимуму, приветствие, проверка внешнего вида и готовности обучающихся к занятию;

- постановка целей и задач урока, четко выделяя учебные элементы, последовательность усвоения, форму контроля;

- устный опрос или упражнения по предыдущей теме, должны обеспечивать взаимосвязь вопросов с последующими этапами урока, максимально вовлечь в работу всех учащихся;

- основная часть – объяснение нового материала, желательно использовать элементы беседы с обучающимися, четко разделить вопросы изучаемого материала в логической последовательности; применять ТСО и наглядные средства обучения. Закрепление учебного материала можно провести методом фронтального опроса всех обучающихся.

- заключительная часть – ответить на вопросы обучающихся, оценить их и аргументировать оценки, дать домашнее задание, объявить тему следующего занятия и его цели, Приложение № 2, бланк анализа урока теоретического обучения, Приложение № 3, бланк анализа урока производственного обучения.

В основе эффективного занятия лежит понимание того, что цели обучения, воспитания и развития учащихся достигаются, прежде всего, за счет органического единства дидактической триады:

- содержание учебного материала;

- метода обучения;

- формы организации познавательной деятельности обучающихся.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ, ПРАКТИКУЕМЫЕ В ЛИЦЕЕ

Традиционная научно-практическая конференция «Имидж и фирменный стиль закройщика», цель организаторов – подготовить обучающихся выпускных групп к защите письменной квалификационной работы. Слово, «конференция» в переводе с латинского означает «собираю в одно место». Специфика конференции заключается в умении использовать в качестве информации, как теоретические проблемы, так и вопросы практического характера.

Такая конференция демонстрирует актуальность единения науки и практики, связь теоретической проблемы с жизнью. Каждая группы представляет демонстрацию моделей.

Проблемное обучение – это способ активного взаимодействия преподавателя и обучаемых, в процессе которого путем создания проблемной ситуации моделируются условия для исследовательской деятельности и развития творческого мышления. При этом средством управления мышлением обучающихся выступают проблемные и информационные вопросы.

Смотры - конкурсы лицея – дополняют и развивают деятельность обучающихся. На конкурсе «Студент года» они показывают уровень интеллектуальных знаний и профессиональных навыков.

Самым важным конкурсом для каждой группы лицея является выставка технического творчества, так как это своеобразный отчет и подведение итогов работы группы.

Творческой триадой «преподаватель – мастер – обучающиеся» в свете современных методик обучения профессии «Закройщик» может выступать бинарное занятие, метод от теории к практике. Преподаватель дает теоретические основы последовательности обработки детали или узла изделия, проводит опрос по теме, готовит инструкционные карты выполнения практической работы, может использовать карточки-задания, карточки-тесты. Мастер производственного обучения показывает практические приемы выполнения операций. Преподаватель и мастер оптимально дополняют друг друга и имеют возможность провести одновременно закрепление темы, как теоретической части, так и практической. Рекомендовано проведение занятий данного типа в сочетании: Производственное обучение и курсы: «Технология одежды»; «Конструирование одежды»; «Оборудование», «Деловая культура», «Экономика и организация швейного производства».

Профессионально-педагогическая подготовленность определяет, в какой степени преподаватель и мастер производственного обучения может включаться в образовательную систему в качестве профессионального педагога:

Знание и владение приемами и средствами обучения.

Профессиональная эрудиция.

Умение передавать знания по специальности.

Умение применять методики.

Умение использовать в своей работе различные приемы, средства и методы обучения для формирования знаний и умений.

Способность создавать условия, при которых стимулируется обучение обучающегося, и поддержание этих результатов на основе дифференцированного подхода к ним.

В Профессиональном лицее № 4 используются следующие педагогические технологии:

- адаптированная технология (гуманно-личностная по методу Амонашвили);

- активизация и интенсификация деятельности обучающихся.

а) учебные игры (производственное обучение, экономика, управленческая деятельность, материаловедение, математика, литература, оборудование);

б) проблемное обучение (используют все мастера п/о и преподаватели);

- уровневая дифференциация (используют все педагоги при проверке знаний обучающихся – тесты, карточки, инструкционные карты);

-новые информационные (компьютерные) технологии.

- технология саморазвития.

Приложение № 1

ЦЕЛИ ВНУТРИЛИЦЕЙНОГО КОНТРОЛЯ


  1. Знакомство с деятельностью преподавателя, умениями, знаниями у обучающихся.

  2. Изучение опыта работы.

  3. Оказание методической помощи.

  4. Контроль знаний обучающихся.

  5. Реализация межпредметных связей общеобразовательных дисциплин со специальными и техническими дисциплинами и производственным обучением.

  6. Методика проведения письменных и контрольных работ.

  7. Методика индивидуальной работы с обучающимися.

  8. Рациональность использования ТСО, наглядных пособий, дидактического материала на уроке.

  9. Реализация национального регионального компонента на уроках теоретического и производственного обучения.

  10. Применение инновационных методов ведения уроков.

  11. Проверка выполнения рекомендаций, предложений, замечаний, данных ранее.

  12. Состояние учебно-материальной базы производственного обучения.

  13. Развитие самостоятельно познавательной деятельности обучающихся.

  14. Сохранение контингента обучающихся.

  15. Ведение документации журналов теоретического и производственного обучения.

  16. Индивидуальная работа с одаренными обучающимися.

  17. Подготовка обучающихся к экзаменам.

  18. Готовность обучающихся к уроку.

  19. Реализация воспитательных целей урока.