Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Момская начальная общеобразовательная школа»
Доклад
«Чудесный плод - лимон»
Научно-практическая конференция учащихся
«Я - исследователь»
| Работу выполнила: Слепцов Алексей ученик 4 «б» класса. Руководитель: Иманова Т.С., классный руководитель |
с. Хонуу, 2019 г.
Содержание
Введение ……………………………………………………………………… 3
I. Теоретическая часть ………………………………………………………. 4 |
История возникновения лимона …………………….……..…….. 4 Состав лимона и его полезные свойства ………………………….5 |
|
II. Практическая часть ……………………………………………………….6 |
2.1. Определение содержания витамина С в лимонах …………..….6
2.2. Социологическое исследование о пользе употребления лимонов …………………………………………………………………………………7
Заключение ……………………………………………………….………… 8
Список литературы …………………………………………………………. 9
Приложение ………………………………………………………………… 10
Введение
Актуальность: Каждый раз, когда мама идет в магазин за покупками, то обязательно покупает несколько лимонов. Дома она выкладывает их на красивое блюдо, и вид этого цитруса всегда поднимает нам настроение. Помимо этого, лимон наполняет дом фантастическим ароматом.
В нашем поселке не всегда можно приобрести различные фрукты. Поэтому фрукты мы заказываем с города Якутска, особенно лимон.
Лимон – это не просто пищевой продукт, наполненный витаминами, этот продукт богат макро и микроэлементами, которые необходимы для нормального функционирования нашего организма.
Поэтому мне стало интересно узнать, настолько ли нужен и важен этот фрукт для нашего организма, действительно ли лимоны полезны для здоровья человека, и является основным источником витамина С.
Поэтому цель работы: узнать, чем полезен лимон, определить содержание в нем витамина С в сравнении с другими цитрусовыми.
В соответствии цели были поставлены задачи исследования:
Изучить и проанализировать литературу о растении лимон, о составе
веществ, содержащихся в его плодах.
2. Провести исследования на содержание витамина С.
3. Провести социологический опрос среди учащихся 4 «Б» класса
МБОУ «МНОШ» для выяснения пользы лимона.
4. Проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы.
Объект исследования: лимон.
Гипотеза: так ли полезен лимон
Методы исследования: изучение литературы по теме, сделать опыты, наблюдение, социологический опрос, обобщение полученных данных.
Теоретическая часть
История возникновения лимона
Предполагают, что родина лимона – подножие Гималаев в Индии, откуда он затем попал в Месопотамию, акклиматизировался, а потом оказался в Италии. В X веке арабы завезли его в Палестину. С крестоносцами лимон совершил обратное путешествие в Италию и на Сицилию, затем перекочевал в другие страны Европы и далее. По другим источникам родиной лимона считают тихоокеанские тропические острова. А по версии древних греков лимоны пришли к нам и вовсе из мифического сада.
Слово “лимон” на Руси появилось в конце XVI в., и было заимствовано из персидского языка, но популярен он стал только в последнее столетие.
Если верить старинным летописям, в Китае лимон (лимунг) был известен более 4000 лет назад, вполне вероятно, что лимон пошел по всему миру именно из Китая.
В старину лимон называли цитроном. Это название сохранилось до сих пор в некоторых странах Западной Европы, например, в Германии. Первые упоминания о цитроне мы находим у Теофраста (около 300 лет до н.э.), который пишет, что цитрон употребляли для борьбы с молью.
Удивительно, но фрукт ни разу не был известен дикорастущим.
Всего существует основные три группы сортов: кислые лимоны (настоящие лимоны), сладкие лимоны (в них имеется сладкая приятная на вкус мякоть) и грубые (с толстой кожурой и огромным количеством семян).
Оранжерейное (тепличное) выращивание цитрусовых известно с 1654 года в Европе, а во второй половине XVII века из Голландии впервые были завезены деревья лимона и в Москву.
Состав лимона и его полезные свойства
История полезных свойств лимона началась с древних римлян, тогда это было лучшее из доступных противоядий. Позже выяснилось, что фрукт может победить цингу. Английские моряки брали с собой в плавание лимоны для предохранения от этой болезни.
Тысячелетиями из лимона готовят пищу и делают лекарственные препараты. Высокоэффективная борьба с различными болезнями возможна благодаря содержанию в плодах органических кислот, сахара и витаминов. Минеральные соли улучшают обмен веществ.
Лимонный сок используют против инфекций. Мякоть фрукта тонизирует, выводит из организма яды и токсины. Пища, насыщенная лимонами, отдаляет старость, ускоряет выздоровление и снижает вероятность раковых заболеваний.
Витамины и ферменты мякоти и цедры этого цитрусового удовлетворяют большую часть потребностей нашего организма в питательных веществах.
Кислота лимона снижает повышенную кислотность желудка. Сок и кожицу используют как антисептики, а листочки превосходно снимают жар. Витамин С укрепляет иммунитет, повышая сопротивляемость организма к различным видам микробов. Также лимон стимулирует аппетит и улучшает пищеварение.
Один лимон содержит всю суточную норму в витамине С: сок - 33%, столовая ложка кожуры - 13%.
Сейчас о свойствах лимона известно несравнимо больше: исследовано химическое строение и обнаружено, что состав очень разнообразен. (Приложение 1)
Практическая часть
Определение содержания витамина С в лимонах
Иногда люди добавляют в чай лимон, так вкуснее, полезнее. Мы попробовали добавить в чай лимонный сок. При взаимодействии с лимонным соком частицы чая обесцвечиваются. Чем больше лимонного сока мы добавляем, тем светлее становится чай. Это происходит в результате химической реакции. Попробовав чай на вкус, делаем выводы, он стал кислый, приятный на вкус, вкусно пахнет, стал полезным.
Вывод: лимон содержит очень много лимонной кислоты, в которой есть витамин С. Именно витамин С образует при взаимодействии с чаем бесцветное вещество.
Следующее исследование проведем методом йодометрии:
Витамин С - аскорбиновая кислота, легко окисляется. Поэтому для анализа используется сильный окислитель –йод.
Витамин С – интенсивный восстановитель, и поэтому он будет восстанавливать йод до катиона йода.
Йод фиолетового цвета, а катион йода бесцветный. Поэтому добавление веществ, содержащих витамин С, приведет к обязательному обесцвечиванию йода. Это необходимое условие. И если обесцвечивание не пройдет, мы можем утверждать, что витамина С в пробе нет.
Методика исследования:
1. Взяли лимон, мандарин.
2. Получили из них разные соки.
3. В стакан налили 10мл. сока, добавили 10мл. воды и немного крахмального картофеля.
4. К исследуемому раствору (соку) по каплям добавляем йод, пока окраска не исчезнет в течение одной минуты. Количество капель подсчитывается. Чем меньше их потребовалось, тем большая вероятность, что витамина С в пробе очень мало.
5. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая его капля реагирует с крахмалом и окрашивает раствор в синий цвет. Это означает, что наша операция – закончена.
Результаты исследования занесены в таблицу (Приложение 2).
Вывод: по результатам опыта видно, что витамин С содержится в этих цитрусовых. Но в лимоне витамина С содержится больше.
Социологическое исследование о пользе употребления лимонов.
Многочисленные исследования указывают на безусловную пользу лимонов для здоровья человека. Я решила убедиться в достоверности данных исследований и собственных предположений. Для этого проводим опрос среди учащихся моего класса. На вопросы анкеты ответили 18 учащихся.
Вопрос 1. Как часто вы используете в своем рационе питания лимоны?
Варианты ответа: а) каждый день в) раз в неделю
б) через день г) 1-2 раза в месяц
Вопрос 2. Часто ли вы болеете простудными заболеваниями?
Варианты ответа: а) да б) нет
Результаты исследования занесены в таблицу. (Приложение 3)
Вывод: по результатам опроса видно, что большинство учащихся используют в рационе питания лимоны лишь раз в неделю или 1-2 раза в месяц. Каждый день употребляют лимоны лишь 2 человека, которые не болеют простудными заболеваниями. Восемь человек употребляют лимоны 1-2 раза в месяц, из них 5 человек болеют часто простудными заболеваниями. Чем чаще человек употребляет в пищу лимоны, тем реже он болеет простудными заболеваниями.
Заключение
В данной работе были изучены свойства удивительного фрукта – лимона. Этот фрукт очень важен для питания и здоровья человека, потому что содержит много полезных веществ и витаминов. Одним из важнейших витаминов для организма человека, отвечающим за здоровье и иммунитет является витамин С.
В работе мы определяли пользу лимонов по содержанию витамина С. По результатам проведенных опытов мы пришли к выводу, что витамина С в лимонах содержится и его больше, чем в других цитрусовых.
Между употреблением лимонов и здоровьем человека существует прямая зависимость. В ходе нашего исследования был проведен социологический опрос среди учащихся класса. По результатам опроса мы установили, что употребление лимонов укрепляет наше здоровье.
Таким образом, лимон – это не только источник витамина С, но и вкусный полезный продукт.
Все мы помним «молодильные» яблоки из детских сказок. Фольклористы считают, что так наши предки называли лимоны за их уникальные целебные свойства. В давние времена, цитрусовые не часто попадали в наши земли – добывали их добры молодцы, как известно, аж за тридевять земель. Ныне, чтоб раздобыть к столу лимон, нет необходимости отправляться в Тридесятое Королевство – достаточно добраться до ближайшего магазина или заказать из города. Потому как из этого «молодильного яблока» можно приготовить миллион вкусностей. Ешьте лимоны и не болейте!
Список литературы
1.«Иммунитет: укрепление защитных сил организма» Казьмин В. Д.
2. «Лимон - природный целитель» Перельман Я.И. «Книга Занимательные задачи и опыты» Куликова В.Н.
3.Энциклопедия «Я познаю мир», М. А. Торопова
Приложения
Приложение 1
Таблица. Состав лимона.
Лимон содержит в себе много полезных веществ: |
1 | Органические кислоты Сахар (2—3,5%) |
2 | Макро и микроэлементы |
3 | Он обладают Р- витаминной активностью |
4 | Витамины |
5 | Минеральные соли |
6 | В кожуре эфирное масло (0,4—0,6%) |
Приложение 2
Таблица. Содержание витамина С в лимоне и мандарине
№ п/п | Дата проведения опыта | Наименование плода | Количество йода (в каплях) | Наличие витамина С в лимонах |
1. | 22.11.2019г | Лимон | 16 | + |
2. | 22.11.2019г | Мандарин | 8 | + |
Приложение 3
Таблица. Результаты опроса
Периодичность | Количество человек опрошенных | Количество человек болеющих простудными заболеваниями |
Каждый день | 2 | 0 |
Через день | 3 | 0 |
Раз в неделю | 5 | 2 |
1-2 раза в месяц | 8 | 5 |
Итого | 18 | 7 |
14