Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение –
«Специальная (коррекционная) школа №9»
Деятельностный подход
в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
ДОКЛАД
Подготовил:
учитель начальных классов
Кречетова М.В.
Мысковский городской округ, 2018 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Понятие деятельностного подхода и его цели
Принципы деятельностного подхода
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании
Вывод
Список использованной литературы
Введение
Образование должно воспитывать в человеке чувство чести и собственного достоинства, социальную справедливость, гуманизм, высокую духовность и нравственность. Таким образом, отечественной системой образования выдвинут новый социальный заказ. Обществу необходимы социально мобильные, творчески действующие граждане, способные развивать науку, промышленность, обеспечивающие поступательное движение вперёд при неукоснительном соблюдении гражданских прав, свобод.
Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности.
Понятие деятельностного подхода и его цели
Что же представляет собой учение как деятельность? Термин «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» определяет любую активность, любую работу человека. Осмысленная и целенаправленная деятельность школьников по овладению знаниями определяется как учебная деятельность. Учебная деятельность не дана ребёнку с самого начала, её нужно построить и, как всякая деятельность, учение выполняется на основе определённой процедуры.
Деятельностный подход нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. В настоящее время он взят за основу Федерального государственного образовательного стандарта. Согласно данному подходу, психика человека неразрывно связана с его деятельностью и ею же обусловлена, так как «человеческая жизнь – совокупность, система сменяющих друг друга деятельностей».
Так как основной формой организации обучения является урок, то учителю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках деятельностного подхода. Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни (ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты). Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития.
Принципы деятельностного подхода
Реализация технологии деятельностного метода предполагает соблюдение следующей системы дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение обучащимися определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение обучающимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Таким образом, ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода, являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Расшифруем так:
ИСКАТЬ – опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию; ДУМАТЬ – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей средой, оценивать произведения искусства и литературы;
СОТРУДНИЧАТЬ – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО – включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, организовывать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
АДАПТИРОВАТЬСЯ – использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании:
Принцип деятельности;
Принцип непрерывности;
Принцип целостности;
Принцип минимакса;
Принцип психологической комфортности.
Система дидактических принципов:
Принцип вариативности;
Принцип творчества.
Деятельностный подход на уроках реализуется в следующих видах работы: вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную, проектную деятельность; моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях; использование активных и интерактивных методик.
Обучающиеся работают с источниками информации, осмысливают актуальную социальную информацию, решают познавательные и практические задачи, анализируют современные общественные явления и события, осваивают типичные социальные роли, аргументируют свою позицию, оппонируют иному мнению, выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Исходя из вышесказанного можно получить новый результат:
- умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов, действий. Вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться;
- способность к самоорганизации в решении учебных задач;
- прогресс в личностном развитии.
Вывод
Российское образование в последние годы претерпевает множество изменений. Правительство проводит многочисленные реформы в этой сфере. Значительно расширяется объем информации, которую получают обучающиеся, а также изменяется методологическая основа педагогики.
В таких условиях важно активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный и давно зарекомендовавший себя – деятельностный подход в образовании. В настоящее время он взят за основу Федерального государственного образовательного стандарта. Деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение обучающегося в процессе обучения. Главная цель деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания.
Список использованной литературы
Методические рекомендации по внедрению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
http://fgosreestr.ru/
Сборник материалов «Модель системы комплексного сопровождения инклюзивных форм обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья» Всероссийская научно-практическая конференция - г. Киров, 2014
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=556