Поиски механизмов функционирования на практике личностно-ориентированного подхода в обучении детей приводят к пониманию необходимости создания школы с разноуровневой дифференциацией обучения. Причём процесс дифференциации необходимо осуществлять с начальной школы, которая является первой ступенькой для дальнейшего творческого развития учащихся.
В психолого-педагогической литературе отмечается, что различия между учащи-мися, собранными только по возрастному принципу, велики. Необходим учёт индиви-дуальных и интеллектуальных способностей. Практиками отмечается, что ученики одного и того же класса для выполнения одного и того же задания могут тратить от 5 минут до 1,5 часов. Одни ученики не обладают для данного возраста гибкостью, подвиж-ностью мышления, умением обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач, начинают отставать в прохождении учебного материала, У таких учеников падает интерес к знаниям, проявляется отрицательное отношение к учёбе. Это приводит к неуспеваемости.
Не лучше положение и с сильными учениками, которые вынуждены работать не в полную силу своих возможностей, так как учитель ведёт обучение, ориентируясь на «среднего» ученика. Они постепенно привыкают к лёгкости выполнения учебных заданий, и первые трудности порождают растерянность, неуверенность в себе. А это ведёт к снижению успеваемости.
Задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся при дифференцированном обучении.
В педагогической литературе отмечается, что выделяются две формы дифференциации – внешняя и внутренняя (уровневая).
Внешняя дифференциация предусматривает создание на основе определённых принципов (способностей, интересов, склонностей) однородных групп детей, организация которых происходит в направлении свободного выбора факультативов либо обязательного выбора определённого числа предметов, либо на селективной основе (отбор детей). В периодической печати не раз осуждался селективный подход в организации дифференцированного обучения. Важно учитывать психологический аспект данной формы дифференциации, предотвращение всяческих нарушений прав ребёнка.
Внутренняя дифференциация предусматривает применение таких форм и средств обучения, когда учитываются индивидуальные способности школьников и обеспечивается последовательное усвоение программного материала детьми разного уровня обучаемости. При этом обязательным уровнем подготовки школьников является базовый. Обучение предусматривает создание таких педагогических условий, которые бы позволили каждому школьнику включиться в учебную деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития.
В ходе анализа литературы, посещения уроков коллег выяснила, что именно внутренняя дифференциация должна стать главной формой при осуществлении дифференцированного подхода в обучении младших школьников, так как содержание учебного программного материала вполне возможно использовать для организации такой работы. Сложность заключается в том, что в учебниках начальной школы заданий разного уровня сложности мало, учителю приходится их разрабатывать самостоятельно.
Апробируя полученные данные по организации внутренней дифференциации в классе, учащиеся класса условно были разделены на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы.
СХЕМА СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА КЛАССА
1-я группа - ученики с высокими учебными способностями:
а) высокий уровень развития и высокая работоспособность,
б) средний уровень развития и высокая работоспособность,
в) высокий уровень развития и средняя работоспособность.
1-я группа учащихся ведёт работу с материалом большой сложнос-ти, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и само-стоятельно творчески подходить к решению учебных задач.
2-я группа - ученики со средними способностями:
а) средний уровень развития и средняя работоспособность,
б) низкий уровень развития и высокая работоспособность,
в) низкий уровень развития и средняя работоспособность.
Эта группа учащихся выполняет задания первой группы, но с помо-щью учителя или опорных схем, или после разъяснений сильными учащи-мися.
3-я группа - ученики с низкими учебными способностями:
а) высокий уровень развития и низкая работоспособность,
б) средний уровень развития и низкая работоспособность,
в) низкий уровень развития и низкая работоспособность.
Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных зада-ний, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке.
При осуществлении уровневой дифференциации необходимо владение педагогом умением организовать работу учащихся класса, используя разные формы организации учебного процесса. При этом возможны разные варианты групповой работы:
Создание групп школьников с одинаковым уровнем развития, что позволяет учителю предлагать учащимся задания одинакового уровня сложности: слабым – с учётом знаний, которые приобрели, успешно успевающим – более сложные задания.
Создание разноуровневых групп, где ученики, которые отлично успевают, будут оказывать помощь более слабым.
Возможна парная работа, во время которой ученики сами выбирают себе партнёра для занятий, чтобы обмениваться информацией было интересно. Эта форма учебной деятельности носит характер взаимного обучения и чаще используется при повторении и закреплении учебного материала, формировании умений и навыков.
Фронтальная работа, которая предусматривает использование заданий разных уровней сложности, учёт индивидуальных особенностей развития каждого ученика, при дифференцированном обучении должна быть чётко продумана педагогом.
Возможна и индивидуальная самостоятельная работа, при которой можно варьировать задания, учитывая возможности детей, чтобы избежать ситуаций, когда ученик должен выполнять задание, не соответствующее его уровню развития.
Педагогу важно знать уровни деятельности учащихся, чтобы продуманно организо-вать процесс обучения. Можно отметить следующее, что ученик приобретает новые зна-ния и опыт в продуктивной и репродуктивной деятельности, которые тесно связаны меж-ду собой и являются разными ступеньками одного и того же процесса усвоения инфор-мации.
Репродуктивная и продуктивная деятельность имеет несколько уровней.
Первый уровень – уровень репродуктивной деятельности. В заданиях этого уровня известны все компоненты. Ученик должен выполнить действие только по их узнаванию. Но выполнение заданий подобного типа не соответствует требованиям базового уровня знаний и не является причиной для выставления школьнику положительной оценки.
Второй уровень также относится к репродуктивной деятельности и является более сложным. Школьник сам должен применить при выполнении задания полученные знания, самостоятельно вспомнить и использовать усвоенные им способы действия. Задания на этом уровне носят названия “типовые”, т.е. выполняются по правилу или алгоритму. Взаимодействие первого и второго уровней деятельности подразумевает выполнение заданий базового уровня стандарта. Репродукция всегда предусмативает наличие образца, поэтому критерий уровня деятельности – наиболее полное и точное воспроизведение образца. При этом результат деятельности ученика легко сравнить с образцом.
Третий уровень, или первый уровень продуктивной деятельности, это уже творческое начало. Школьник учится переносить навыки, полученные в одной области знаний, на другие, часто даже несовместимые. Этот уровень предусматривает мыслительную активность ребёнка, появление поисковой деятельности.
Четвёртый уровень, или второй уровень продуктивной деятельности, самый сложный и достаточно тяжёлый. Ученику нужно видеть проблему там, где другим “всё понятно”.
На основании теоретического материала, описанного выше, и педагогического опыта дифференцированной работы можно выделить следующие основные требования к организации учебной деятельности учащихся педагогом на различных этапах урока:
СХЕМА УРОКА
при дифференцированном обучении
Объяснение нового материала
1-ый этап. Повторение пройденного.
Самостоятельная работа учащихся.
1-я группа
выполняет творческую работу, требующую осмысления знаний; следит за работой 2-й и 3-й групп, приходя к ним на помощь в случае затруднений;
готовит обобщённые индивидуальные задания по повторяемому материалу
для 2-й и 3-й групп.
2-я группа
прорабатывает правила по опорным схемам и выполняет работу по образцу, подготовленному учащимися 1-й группы на прошлом уроке;
проверяет домашнее задание у учащихся 3-й группы, повторяя с ними правила, необходимые для усвоения нового материала.
3-я группа
выученные правила применяет на практике, выполняя самостоятельную работу по опорным схемам, проработанную на предыдущих уроках с учащимися 1-й и 2-й групп;
повторяет материал, связанный с объяснением нового.
2-й этап. Фронтальное объяснение учителем материала
всему классу с анализом способов применения новых знаний на практике
(работают все группы).
3-й этап. Выявление качества усвоения знаний учащимися
всех групп и умения применять усвоенный материал на практике.
1-я группа.
Самостоятельная работа по углублению и расширению знаний, требующая не только тренировки, но и применения полученных знаний в новой, незнакомой ситуации. 2-я и 3-я группы.
Вторичное объяснение нового материала по основным вопросам с применением опорных схем.
2-я группа.
Самостоятельная работа по образцу или опорным схемам.
3-я группа.
Доработка по объяснению нового материала:
теоретическое положение по учебнику;
типовые тренировочные упражнения под руководством учителя с целью овладения навыками учебной работы.
4-й этап. Проверка результатов выполнения самостоятельной работы (начинается с 3-й группы, потом 2-й и заканчивается 1-й).
Самостоятельное задание, связанное с новой темой, 3-я группа прослушивает дважды.
Выполнение самостоятельной работы 1-й группы слушают 2-я и 3-я группы.
5-й этап. Единая самостоятельная работа для всех групп.
Затем каждой группе предлагается дополнительное задание разной сложности.
6-й этап. Домашнее задание двух видов:
различные по сложности и по содержанию, различные или по сложности, или по содержанию.
На таких уроках совершенно иным должен быть подход к оценке знаний школьников.
Необходимо оценивать не столько результаты, достигнутые в учебной деятельнос-ти, сколько усилия, которые ученик затратил на достижение данных результатов. Если ученик усваивает предусмотренный образовательным стандартом уровень знаний, уме-ний и навыков, то и оценка ему ставится соответствующая. Если же ученик претендует на более высокий уровень знаний (а это его выбор, его собственное желание), то спра-ведливо оценивать его знания, исходя с более высоких требований.
В заключении данного творческого отчёта можно отметить, что дифференцирован-ное обучение требует от педагога серьёзной творческой умственной работы. Фактически он кропотливо готовит учебный материал согласно программ разной степени сложности, которые должны обеспечить:
Программа, обеспечивающая базовый уровень знаний, должна определить конк-ретный материал по предметам не уровне воспроизведения. Работа по усвоению учеб-ного материала на этом уровне требует от детей многократного повторения, умения вы-делять главное, знания приёмов запоминания. Каждый ученик согласно этой програм-мы должен уметь: показывать, пересказывать, распознавать, перечислять предметы, явления, давать им определения – именно эти требования зафиксированы в государст-венном стандарте. Задания данной программы сопровождаются инструкцией, которая определяет, что учить, как учить и на какие моменты обращать внимание.
Ученики, которые имеют способности по определённым предметам, должны учиться по программе выше базовой. Нужно иметь в виду, что неоправданно высокий
по объёму и сложности уровень учебной информации часто является для большинства школьников недосягаемым и служит причиной понижения мотивации учения.
Программа второй степени сложности предусматривает овладение школьниками общими и специфическими приёмами учебной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение приобретённых знаний. Поэтому в эту программу необходимо вводить дополнительные материалы, которые бы позволяли ученику доказывать, конкретизировать, сравнивать, описывать основные понятия.
Выполнение программы третьего уровня даёт возможность школьникам свободно владеть фактическим материалом, творчески применять приобретённые знания, активно проявлять себя в самостоятельной деятельности. Этот уровень знаний позволяет ученикам давать оценку, анализировать, аргументировать, осуществлять самостоятельный поиск и т.д.
Таким образом, уровневое обучение требует изменения отношения педагога к процессу обучения и к школьнику, в особенности. Учитель обязан осознать, что в педагогическом процессе главная фигура – ученик, а приоритетным является не усвоение и воспроизведение знаний, а их самостоятельное приобретение и применение на практике.
Только ориентация на посильные и доступные большинству учеников результаты может дать возможность каждому ребёнку на каждом уроке пережить чувство успеха.
Следует отметить преимущества применения дифференцированного подхода в процессе обучения в начальном звене.
Деление класса на группы повышает взаимную ответственность за выполне-ние заданий, а посильные индивидуальные задания каждому ученику в зависимости от его группы помогают слабому чувствовать свою нужность – он тоже выполняет посиль-ную часть общей работы. Данные аспекты работы в классе характеризуют личностно-ориентированное обучение, к которому стремятся педагоги современности.
В работе со слабыми учащимися при дифференцированном подходе нет необходимости дополнительно заниматься после уроков. Тем самым решается проблема дефицита свободного времени у детей.
При дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражающейся в пробуждении интереса к получению знаний. Тем самым обеспечивается гибкость в учебном процессе, предотвращается
Дифференцированное обучение обеспечивает изменение темпа изучения учебного материала, выбор учителем разных форм деятельности, изменение степени сложности учебных заданий, что способствует оптимизации учебного процесса, обеспечивает доступность, посильность овладения базовым уровнем знаний каждым учащихся.
Обучение школьников на высоком уровне осуществляется не ценой расширения объёма изучаемых тем, а ценой глубины овладения содержанием учебного предмета.
Дифференцированное обучение имеет развивающее (развитие мышления, памяти, воли) и воспитывающее (воспитание мировоззрения, интереса к знаниям, чувства ответственности, товарищества).
Таким образом, дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников и постоянно поддерживать интерес к предмету.
ПРИМЕРЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ
Для учащихся низким уровнем обучаемости
лес лето кукла дождик
дом поле слово сказка
шар стол книга молоко
лук часы вилка машина
ра — тра — стра — СТРана во — тво — ство — деТСТВо ро — кро — крою — оТКРою ёрз — мёрз — мёРЗНет
Найдите и подчеркните слова, которые пишутся с большой буквы. Сколько таких слов вы нашли?
Найдите и прочитайте слова-названия ... (животных, деревьев, цветов, транспорта...).
Прочитайте слова молча. Для этого плотно сожмите губы, приложите к ним палец. Старайтесь, чтобы губы не шевелились (Упражнение «Губы»)
Прочитайте слова молча. Вслух произносите только названия домашних животных.
Кит, тигр, гусь, сом, волк, конь, барсук, енот, корова, лиса, рак, медведь, уж, утка, ёжик, ёрш, лещ, синица, овца, окунь, петух, коза.
Задания, направленные на анализ текста
Прочитайте текст, подчеркните непонятные слова.
Прочитайте текст, отметьте слова, трудные для чтения.
Прочитайте текст, поставьте в словах знак ударения.
Найдите и прочитайте все восклицательные (вопросительные) предложения. Прочитайте их с необходимой интонацией.
Прочитайте выразительно первый абзац текста.
Молча прочитайте текст (отрывок). Найдите и подчеркните понравившиеся вам слова и выражения.
Подчеркните среди имён персонажей, указанных на карточке, те, которые встречаются в данном произведении.
Найдите среди данных слов те, которые характеризуют главного персонажа произведения. Подчеркните их.
добрый злой трудолюбивый
богатый бедный усталый
ленивый мудрый заботливый
Для учащихся со средним уровнем обучаемости подбираются задания конструктивного характера.
□ Прочитайте слова. Найдите и подчеркните дру
гие слова, которые в них спрятались.
Хлев, уточка, столб. Щель, зубр, коса. Смех, скот, экран. Олень, клещ, удочка.
□ Соберите рассыпавшиеся пословицы и поговорки.
Родная сторона — мать, коли делать нечего.
Слово не воробей, тем и рады.
Скучен день до вечера, вылетит — не поймаешь.
Чем богаты — всякий молод.
В зимний холод чужая — мачеха.
□ Прочитайте рассказ, в котором перепутались
части. Обозначьте в квадратах правильный порядок
частей рассказа. Прочитайте его правильно.
Собака на сене Корове захотелось сенца, она подошла, под сарай засунула голову и только ухватила клок сена — собака зарычала и бросилась на неё.
Собака лежала под сараем на сене.
Корова отошла и сказала: :
— Хоть бы сама ела, а то и сама не ест, и мне не даёт.
, Л. Толстой
Найдите и прочитайте предложение, относящееся к рисунку (иллюстрации).
Прочитайте текст, подберите другое название.
Найдите в тексте пословицу. Объясните её значение.
Найдите в тексте отрывок, к которому подходит данная пословица.
Составьте рассказ о главном персонаже по опорным словам (по плану).
Восстановите последовательность развития событий в рассказе Н. Носова «На горке», II класс (работа с деформированным планом).
Горка засыпана песком. (3)
Снова можно кататься! (5)
Строительство горки. (1)
Возвращение ребят. (4)
Котька сидит дома. (2)
Ступеньки.(6)
Для учащихся с высоким уровнем обучаемости подбираются задания исследовательского (творческого) характера.
□ Прочитайте слова. Поменяйте и запишите в них
вторую букву. Какие новые слова у вас получились?
вилки — волки мишка — м _ шка — м _ шка
кит — к _ т дом —дм — д_м
орёл — о _ ёл балка — б _ лка — б _ лка
бетон — б _ тон люк — л_к — л_к
□ Прочитайте слова. Составьте из них другие слова
с этими же буквами. Запишите их.
поднос (дно, ).
игрушка ( игра, ).
□ В начало или в конец слова добавьте букву так,
чтобы получилось новое слово.
роза г пар к сто г
вол к утка ш очки т
осы к кран э враг о
корь я стол б уха м
(Гроза, волк, косы, якорь, парк, шутка, экран, столб, стог, точки, овраг, муха.)
□ В данных словах замените одну согласную букву
другой так, чтобы получилось новое слово.
Ногти, лапка, зубы, киска, песок, галка, балка. Норка, клин, тоска, свет, рамочка, полено, орёл. (Когти, папка, шубы, миска, лесок, палка, банка. Корка, блин, доска, цвет, мамочка, колено, осёл.)
Докажите, что данное произведение является сказкой (стихотворением).
Почему текст так называется? Обоснуйте ответ.
Выберите группу исполнителей и проинсцени-руйте отрывок произведения.
Выберите группу исполнителей и составьте по данному отрывку живую картинку.
Прочитайте текст и подумайте, как автор относится к главному герою. Докажите словами текста.
Найдите в тексте описание главного героя. Расскажите о нём, используя авторские слова и выражения.