Проектная деятельность – одна из технологий метапредметного подхода воспитания учащихся.
Характеристика черт проектной деятельности
Проектная деятельность:
-всегда имеет цель;
-реалистичны;
-ограничены по времени и пространству;
-реализуются в коллективе;
- уникальны;
- это приключения (затруднения);
- должны подвергаться оценке;
Возникают вопросы:
-В чём преимущество?
-Почему это одна из технологий, работающая на метапредметный результат?
Проектная деятельность- это технология, которая:
-раскрепощает ребёнка;
-повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации;
-способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах.
Что такое проект?
Любой проект имеет практически одинаковую структуру.
Проект – это «пять П.»:
-проблема;
-проектирование (планирование);
-поиск информации;
-продукт;
-презентация.
Проект с точки зрения учащегося:
-это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, максимально используя свои возможности;
-это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;
-это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект используется как дидактическое средство для достижения цели:
-сформировать готовность к проектной деятельности минимального уровня сложности.
Из опыта своей работы в рамках классного часа с 1-4-й класс мы выполняли следующие проекты:
«Автопортрет класса»; «Оригами в моей семье»; «Чтение без границ»; «Родословная моей семьи»; «Запуск воздушного змея». «Мой дом - моя крепость» | «Вернуть нельзя, забыть невозможно» (история семьи в фотографиях). «Новогодний турнир»; «Азбука добра и вежливости»; « Школьный двор»; «Кормушка» и др. |
Эти проекты направлены на формирование коммуникативной компетентности учащихся, на всестороннее развитие личности, осознание ребёнком своей значимости в этом обществе, а так же, раскрытие потенциала каждого родителя и использование их опыта, творческих способностей, профессиональных навыков для участия в образовательном и воспитательном процессе.
Одна из характеристик проекта – реалистичен.
Для того чтобы понять это, необходимо ответить на вопросы:
1.Для кого нужен проект?
2.Почему хотите делать проект?
3.Что вы хотите достичь с помощью этого проекта?
4.Что нужно сделать для этого?
5. Каким образом вы это будете делать?
6. Результат.
Например, работа над проектом «Кормушка» в моём классе начиналась с подготовительной работы на классном часе и дома в каждой семье, а затем совместно решали, как оформить проект и как его представить. Формы представления проекта были различные. Они были оформлены в виде рисунков, аппликаций, поделок, презентации.
В рамках реализации ФГОС НОО в нашей школе проектная деятельность осуществляется в 4-х начальных классах, в которых обучение осуществляется по новым Государственным стандартам НОО.
В рамках неаудиторной занятости учителя начальных классов занимаются следующей проектной деятельностью.
В 1 «А» классе - учитель Садовая И.Н.- проектная деятельность проводится по теме: «Холодная как лёд». Ребята под руководством учителя занимались поиском информации о свойствах соли, льда; проводили опрос об использовании соли в холодное время года; обсуждали информацию о приготовлении мороженого в домашних условиях.
В 1 «Б» классе - учитель Мельник В.Н.- проектная деятельность осуществляется по теме «Для чего нужны термометры?». Изучали: виды термометров; узнавали о применении термометров человеком; находили выводы по вопросу, могут ли термометры показывать неправильную температуру?
Во 2 «А» классе ученики под руководством учителя Дьяконенко Л.П. занимаются проектной деятельностью по теме: «Почему в варежках тепло?» Ребята подбирали информацию о происхождении варежек; проводили социологический опрос об использовании варежек из шерсти и других материалов в холодное время года; сравнивали, чьи варежки или перчатки одноклассников лучше удерживают тепло; обменивались информацией о применении человеком варежек.
Во 2 «Б» классе - учитель Шиминдеева О.В.- проектная деятельность осуществляется по теме: «Вода может быть любой: жидкой, твёрдой и газообразной». Ученики работали с библиотечным фондом; находили информацию об использовании воды; о влиянии воды на живые организмы; делились информацией о волшебной силе воды.
Все перечисленные проекты относятся к окружающему миру. Начальные классы оснащены интерактивными досками, учебно-лабораторным оборудованием.
Проектная деятельность ведётся и в 5-х классах.
В 5-х классах - учитель изобразительного искусства Шевченко Т.А.- работает над проектной деятельностью по теме «Витраж». Разбирались вопросы: Что такое витраж и как подобрать дизайн витража; находили информацию об использовании витража в быту, в интерьере; выполняли наброски и эскизы для витражей.
Проект - очень хороший способ вовлечь детей и родителей в совместную деятельность. Важно со стороны родителей помощь советом, информацией, проявление заинтересованности.
Этот способ очень важен для укрепления связи поколений, передачи опыта, основ профессии родителей, воспитывает уважение к ним, является почвой для самовоспитания. Самое важное, что всё происходит естественным образом. Проект помогает выявлять и реализовывать скрытые способности детей.
3