СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад для методического объединения по теме: Учитель – важное звено в модернизации образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад для методического объединения по теме: Учитель - важное звено в модернизации образования.В докладе отражены пять основных групп задач, которые отражают базовую компетентность современного учителя.

Просмотр содержимого документа
«Доклад для методического объединения по теме: Учитель – важное звено в модернизации образования»

Доклад по теме:

Учитель – важное звено в модернизации образования



Модернизация… От этого слова несколько лет назад веяло чем-то новым, современным, но незнакомым. Казалось бы, что нового можно придумать в сфере образования, которому уже не одно тысячелетие? Вроде бы схема проста: учитель + ученик = знания, по ней выучилось не одно поколение. Каждая эпоха вносила свой вклад в образование России – это было требованием очередного нового витка развития общества. Современная школа, в соответствии с новыми реформами в образовании, находится в большом отрыве от первых изб-читален и церковно-приходских школ. Кардинально изменился облик учителя и ученика, а задача научить осталась прежней. Разница лишь в том, что современный учитель должен не только вести школьника в мир знаний, а быть проводником в области современных технологий. На мой взгляд, основным звеном в модернизации является учитель. Именно на него возлагает государство надежды за будущее нашей страны, вкладывая огромные средства. Процесс обучения в новой школе должен быть творческим. Разумеется, можно оснастить школу современным оборудованием, информационными технологиями, дистанционным оборудованием, что и происходит сейчас во всех школах для того, чтобы процесс обучения стал творческим и доступным, но сделать это с учителем, который отвык придумывать, изобретать невозможно. Естественно, невозможно научиться всему и сразу, но быть открытым инновациям и умело использовать современные технологии в своей работе учитель обязан. Конфуций говорил: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Учителю нельзя застаиваться в своем профессиональном росте, необходимо учиться всегда. Иначе и не может быть, ведь модернизация в образовании связана с изменением роли современного учителя. Сегодня педагогу очень важно быть компетентным в своих подходах к педагогике, умеющим грамотно организовать работу учащихся. Сегодня общество нуждается в образованных, мобильных, творческих людях, которые способны адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни, темпам экономического развития, обладающих потребностью развиваться и развивать различные сферы деятельности. Формирование таких людей – главная задача образования, которое в свете новых представлений неизбежно требует качественных изменений и изменений его качества.

Вместе с тем, государство предъявляет новые требования к содержанию образования и качеству образовательных услуг.

Ключевой фигурой, формирующей новое содержание и качество, безусловно, является учитель. Поэтому вопрос о профессиональной деятельности педагога в свете новых представлений и требований выдвигается на первый план. В современных условиях развития отечественного образования чрезвычайно важно понять, как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность, поскольку современный период развития образования можно квалифицировать как период существенного обновления. Профессиональную деятельность учителя по ее характеру можно рассматривать как последовательное решение профессиональных задач.  Однако в условиях модернизации отечественного образования перед учителем встают новые по своему содержанию профессиональные задачи.

Одним из приоритетов региональной системы образования должно стать достижения нового образовательного результата – формирование ключевых компетентностей учителей. Для успешной самореализации в условиях либеральной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений гражданин современного российского общества должен обладать следующим набором ключевых компетентностей:

- готовность делать осознанный и ответственный выбор,

- технологическая компетентность,

- готовность к самообразованию (образованию через всю жизнь),

- информационная компетентность,

- социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному взаимодействию),

- коммуникативная компетентность.

Анализируя стратегические задачи обновления системы образования, можно выделить пять основных групп задач, которые отражают базовую компетентность современного учителя:

1. Видеть ученика в образовательном процессе. Данная задача особенно ярко возникает, при переходе на профильное образование. Учитель  должен помочь ученику выстроить его индивидуальный образовательный маршрут с учетом его способностей, желаний и устремлений.

2. Строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования. Коренное повышение качества образования непосредственно связано с содержанием. Но с появлением вариативности среднего образования учителю необходимо ставить перед собой и учащимися цели, характерные именно для определенного уровня образования (базовая программа, углубленное изучение, профильная подготовка).

3. Устанавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.Современные требования к специалистам в различных областях говорят о необходимости интегрирования знаний из различных областей и об умении проектировать ситуацию и решения. Т.о., учителю школы необходимо в процессе обучения учащихся использовать все эти технологии (интреграцию, проектирование, моделирование и т.д.).\

4. Создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду. В современных условиях построение образовательного процесса в традиционных кабинетах выглядит нерентабельно. Необходимо использовать коммуникационные и информационные технологии образовательной среды.

5. Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

Новая школа – это когда ученик творит, изобретает, придумывает. Сделать это с учителем, который отвык придумывать, изобретать невозможно.  Государство стремиться модернизировать педагогическое образование. Цель модернизации педагогического образования — создать механизм эффективного и динамичного функционирования педагогического образования в условиях осуществления модернизации российского образования. В толковом словаре слово «Модернизация» означает   усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Почему государство выдвигает это как стратегическое направление, а потому, что нужно повышать качество образования педагогов и с этим никто не спорит. Сколько угодно можно говорить о качестве и совершенствовании образования учительского корпуса, ничего не изменится, если сам учитель не будет самосовершенствоваться и самообразовываться. Педагогическое образование, являясь составной частью системы образования России, а значит подготовленные специалисты призваны стать носителями идей новой школы. Результатом модернизации педагогического образования должна стать и обновленная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, отвечающая требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам. Опыт подсказывает, что если развитие личности учителя происходит, то

- повышается потребность учителей в новых знаниях;

- наблюдается творческая активность учителей в жизни школы;

- происходит качественный рост педагогического мастерства.

Учитель интересен детям тогда, когда он интересен самому себе. Важно постоянно повышать свой уровень образования. Этому могут помочь краткосрочные курсы, стажировки. Но чтобы стать интересным детям, надо знать и уметь использовать современные технические средства обучения, разные методики, быть мобильными. При использовании современной техники у педагогов есть желание осваивать новые программы. Учитель, работающий в школе готов работать в новых условиях, важно, чтобы у него была поддержка со стороны государства и общественности.

Хочется закончить доклад такими словами о важности и значимости профессии учителя:

В наш век высоких инноваций, 
Реформ, IT, модернизаций 
И прочих там оптимизаций 
От их труда зависит весь 
Потенциал России здесь.



2