Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының
«Рудный технологиялар мен қызмет көрсету колледжі» КМҚК
КГКП «Рудненский колледж технологии и сервиса»
Управления образования акимата Костанайской области
Доклад для педагогического совета
Тема: Анализ реализации модульно - компетентностного подхода подготовки квалифицированных кадров по специальности «Швейное производство и моделирование одежды»
Подготовила :
Преподаватель спецдисциплин
по специальности «Швейное производство и моделирование одежды»
Зюванова Елена Анатольевна
г. Рудный
2020 - 2021
Учебный год /оқу жылы
Анализ реализации модульно - компетентностного подхода подготовки квалифицированных кадров по специальности «Швейное производство и моделирование одежды»
Подготовила Зюванова Е.А.,-преподаватель специальных дисциплин по специальности « Швейное производство и моделирование одежды»
В Рудненском Колледже Технологии и Сервиса 2017-2018 учебный год начался с перехода с традиционного линейного на модульно- компетентностное обучение . Были разработаны рабочие программы модулей в соответствии с утвержденным типовым учебным планом технического и профессионального образования по специальности « Швейное производство и моделирование одежды» согласно приложениям 265 и 266 и типовой учебной программы технического и профессионального образования по специальности « Швейное производство и моделирование одежды» согласно приложению 267.
Что же представляет собой новый модульно- компетентностный подход в образовании ТиПО и чем он отличается от традиционного линейного обучения?
Демонстрация слайда 3
Источник разработки модульной учебной программы (компетенции и навыков ) определяется и уточняется на основе результатов анализа рынка труда, анализа профессии, функционального анализа профессии, анализа содержания учебной дисциплины или др.
Модульный формат учебных программ позволяет адекватно отразить характер навыков и компетенций, требуемых для выполнения работы по профессии.
Демонстрация слайда4:
Основные различия между традиционным и модульным обучением определяется стандартом (основным содержанием). При традиционном обучении основное содержание обучения определяется количеством часов. При модульном обучении основное содержание обучения ориентировано на потребности в конкретных видах трудовой профессиональной деятельности. В связи с этим для приобретения профессиональных навыков и умений требуется больше часов на обучение по профессиональным модулям, а не базовым. Так при переходе к модульному обучению увеличилось количество учебных часов по основным специальным предметам, что дало возможность более углубленного и расширенного изучения таких предметов , как ТШП, МиХОО и спецрисунок.
Демонстрация слайда 5:
№ | Наименование предмета | Количество часов |
| | Линейное обучение | Модульное обучение |
1 | Технология швейного производства | 212 | 464 |
2 | Спец. рисунок и художественная графика | 42 | 66 |
3 | Моделирование и художественное оформление одежды | 36 | 56 |
Увеличение часов теоретических и лабораторно- практических занятий) в 2 раза благоприятно сказалось в приобретении практических навыков и умений обучающихся по соответственным компетенциям. После выхода на практику на предприятия города некоторым студентам (4 человека) уже на 2 курсе были предложены оплачиваемые рабочие места для подработки в свободное от учебы время.
Демонстрация слайда 6:
В традиционном обучении учебная программа является набором теоретических и практических дисциплин и ориентирована на общие подходы к осуществлению профессиональной деятельности. При переходе на модульное обучение учебная программа становится более гибкой, и может состоять из нескольких наборов модулей, основанных одновременно на базе теоретической и практической подготовки по определенной компетентности. Примером тому является профессиональный модуль « Владение основами художественного проектирования и моделирования одежды», который включает в себя два отдельных родственных предмета «Спецрисунок и художественная практика» и «Моделирование и художественное оформление одежды». Такое слияние теоретической и практической дисциплин позволило выстроить программу обучения более гибкой, чередуя дисциплины таким образом, чтобы это способствовало не только более полному пониманию и усвоению программы, но и развитию практических навыков рисования. При сравнении успеваемости при линейном и модульном обучении процент качества обучения перевешивает в сторону модульного обучения, соответственно 25 процентов и 15 процентов.
В связи с этим хотелось бы внести поправки в рабочую программу для обьединения теоретической дисциплины « Технология швейного производства» и «Производственное обучение».
Демонстрация слайда 7
Основным достоинством модульного образования можно назвать возможность приобретения в процессе обучения сразу несколько квалификаций по определенной специальности. В случае нашей специальности к профессии «портной» добавилась профессия « швея». Дополнительная квалификация, которую получают уже на 2 курсе позволила обучающимся (5 человек) поверить в свои силы и попробовать себя в роли самозанятых уже после 2 курса. Показатель трудоустройства выпускников по специальности « Швейное производство и моделирование одежды» 2016, 2017, 2019 г.г. при линейном обучении ниже показателя трудоустройства выпускников 2020г. при модульном обучении.
Количество трудоустроенных и процент трудоустройства наглядно представлен диаграммами: Демонстрация слайда 8,9 :
Демонстрация слайда 10:
По результатам итоговой аттестации в 2018-2019 уч. году при традиционном обучении выпустились с установленным разрядом - 16 чел. -80%, с пониженным разрядом- 4 чел.- 20%, с повышенным разрядом – 0 чел.
При модульном обучении в 2019-2020 учебном году выпускники с установленным разрядом -15 чел.- 68%, с повышенным разрядом - 4 чел.-18%,
с пониженным разрядом – 3 чел.- 14 % .
Демонстрация слайда 11,12
Также меняется цель и методы обучения. В традиционном обучении информационно- сообщающее обучение , где преподаватель в основном информирует и контролирует процесс обучения ( лекции, демонстрации, семинары, обсуждение). При модульном подходе процесс обучения проходит путем самостоятельной деятельности студента в достижении профессиональных компетенций. Преподаватель играет консультативно-координирующую роль. На первый план выходят активные методы обучения, ориентированные на развитие у студента самостоятельности в приобретении профессиональных умений. По сути дела модульное обучение позволяет студентам учиться самостоятельно, зная конечные цели обучения по модулю, требования и имея доступ к учебным материалам. Такой подход дает возможность доучиться студентам, и не уходить в академический отпуск и ведет к неизбежному сохранению контингента. Так при линейном обучении количество выпускников составляло по годам: Демонстрация слайда 13
2016г- 19 чел. - 76%, 2017г. -19 чел.-76%, 2019 г.- 20 чел.- 80%,
при модульном обучении выпуск составил: 2020г.- 22 чел.-88%
Но самое главное – критерии оценивания делают процесс обучения прозрачным и понятным для всех участников учебного процесса: преподавателям, администрации, студентам и родителям
Каждой оценке соответствуют определенные требования( критерии).И здесь студент может самостоятельно определиться с выбором контрольных заданий в соответствии со своими способностями и спрогнозированной оценкой по соответствующим критериям.
Демонстрация слайда14
При этом Наиболее важной и неотъемлемой составляющей модульного профессионального обучения является учебный пакет (кейс, элемент и др)., доступный для студентов. У нас такой пакет «знаний» по некоторым модулям отсутствует в связи с трудоемкой подборкой и хранением материалов. Часть материалов доступны только в печатном виде, часть только в цифровых файлах. Не у всех студентов нашего колледжа есть возможность переноса материала на свои носители ( нет компьютера, флешки, телефона с фотоаппаратом и т.д.) Со стороны же колледжа нет возможности предоставить студентам воспользоваться принтером и интернетом. Но основная причина почему большинство студентов все же не хотят заниматься самостоятельно- это отсутствие желания вообще к обучению. При линейном же обучении учебные материалы выдаются студентам «порциями» в соответствии с учебным планом. Что с одной стороны снижает стимул к получению новых знаний самостоятельно. С другой побуждает студента к выполнению очередного задания к следующему уроку по дисциплине , так как проверка и оценивание задания происходит на следующем уроке.
Хочется надеяться, что в нашем колледже с приобретением нового оборудования в швейных цех внедрение модульного обучения будет способствоватьне только обучению высококвалифицированных специалистов, но и организации регулярных краткосрочных курсов для всех желающих научиться шить. А мы, в свою очередь, рады будем поделиться и передать свое мастерство.