СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад для воспитателей "Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад для воспитателей "Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста"»


Филиал МОУ Тимирязевская СШ – детский сад «Берёзка»









Доклад:




«Роль художественной литературы в духовно-нравственном

воспитании детей старшего дошкольного

возраста»








Подготовила: Идрисова И.Г.




















2022г

Роль художественной литературы в духовно-нравственном


воспитании детей старшего дошкольного возраста


Обрати свое сердце к книгам…


«Какое богатство мудрости и добра


рассыпано по книгам


всех времен и народов»


Л.Н.Толстой




Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста достаточно разнообразен и объемен. Ребенок уже полностью сформировался как личность. Дошкольник легко вступает в контакт, как со взрослыми, так и со сверстниками. Ребенок переходит из пассивного слушателя в активного участника, который сочувствует и негодует, удивляется и радуется, переживает за героев литературных произведений. В современном мире мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием мультфильмов, компьютерных игр у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии и справедливости. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, представления о правде и справедливости целесообразно формировать как примером взрослого, а также с помощью чтения художественной литературы.


Именно детская книга рассматривается, как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».


В детском саду мы знакомим дошкольников с лучшими произведениями для детей, и на этой основе решается целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.


Для ребенка в формировании его духовного мира огромную роль играет развитие его эмоций и чувств. Через личные эмоциональные переживания ребенок более эффективно воспринимает информацию и учебную, и воспитательную. Развивая эмоциональную сферу детей, мы помогаем им более чутко чувствовать явления окружающего мира, давать им оценку и делать свой выбор. Ребенку необходим прямой и яркий пример для подражания, нужна книга, в которой говориться, как нужно поступать. Возьмем такие произведения А.Барто «Вовка – добрая душа», В.Маяковского «Что такое хорошо, а что такое плохо», А.Гайдара «Сказка о военной тайне», В.Осеевой «Волшебное слово», В.Носова «На горке» и другие. К каждому произведению можно подобрать пословицы, которые передают смысл прочитанного произведения. Далее вместе с детьми можно обсудить, чему учит и что воспитывает сказка, рассказ или стихотворение, а потом предложить детям нарисовать рисунок, отображающий их чувства и отношение к прочитанному. Так получится книга с рисунками детей, по прочитанным произведениям с пословицами.


Вот пример некоторых произведений.


Стихотворение В.Маяковского «Что такое хорошо, а что такое плохо»,

Этот чистит валенки, моет сам галоши,

Он хотя и маленький, но вполне хороший.

Этот в грязь полез и рад, что грязна рубаха,

Про такого говорят: «Он плохой, неряха».

В. Маяковский.

к нему подходит пословица «Будем делать хорошо и не будем плохо». Решая задачи воспитания добрых чувств у детей, предложим им подумать, какой из мальчиков им понравился, а какой нет? Почему? Дошкольники, ставя себя на место то одного, то другого героя, анализируя их поступки, придут к выводу о том, что человек, соблюдающий правила добра всегда знает как нужно и как не нужно правильно поступать в разных жизненных ситуациях.


Сказка Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок»,

Так прошел первый день, затем пошло еще хуже. Все гнали бедняжку, даже братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносного урода!» — а мать прибавляла: «Глаза бы мои тебя не видали!» Утки клевали его, куры щипали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою.

к ней подходит пословица «Цыплят по осени считают», которая учит детей тому, что гадкий утенок, несмотря на все перенесенные обиды, не стал злым. Несмотря на то, что было очень трудно, он все выдержал и в итоге стал счастливым. Анализируя прочитанное, воспитанники проявляют желание быть терпеливее друг к другу, к окружающим, к обстоятельствам. Т.к. жизнь может преподнести много нелегких испытаний, не надо падать духом и опускать руки.

А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем. Он был чересчур счастлив, но нисколько не гордился: доброе сердце не знает гордости, помня то время, когда все его презирали и гнали. А теперь все говорят, что он прекраснейший между прекрасными птицами! Сирень склоняла к нему в воду свои душистые ветви; солнышко светило так славно... И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик:


Рассказ Л. Н. Толстого «Два товарища»,

– Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?

– А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.


к нему подходит пословица «Без беды друга не узнаешь». Спросить у детей, как бы они поступили на месте персонажей, стоит ли стыдиться своего страха, можно ли в минуту опасности думать только о себе или о других. Ребята должны решить, что человек, который при первой опасности бросает товарища в беде, не умеющий принимать правильные быстрые решения, проявляет трусость и не может считаться хорошим другом, ему больше нет доверия.


Например, после прочтения «Айболита» К. Чуковского дети, отвечая на вопрос: почему вам нравится Айболит, приводят примеры его любви к зверям, заботы о них, говорят о том, что хотят быть похожими на него. Примеры положительных поступков содержатся и в произведении А. Барто «Вовка — добрая душа». Доступна восприятию детей и такая форма, как сопоставление действий положительного и отрицательного героев с последующей оценкой их писателем.

С добрым утром!

С добрым утром!

Я спросила: — Это мне? —

Улыбнулся он в окне,

Закричал еще кому-то:

С добрым утром!

С добрым утром!

Малышам и взрослым людям

Паренек махал рукой,

С ним теперь знакомы будем:

Это Вовка — есть такой!


В некоторых произведениях нет прямой оценки автором действий персонажей. Дошкольникам предоставляется возможность самим обсудить их поведение и оценить его с точки зрения норм морали (например, стихотворение С. Михалкова «Два барана»).

И сказал барашек белый:
«Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоем нельзя пройти,
Ты стоишь мне на пути»

Черный брат ответил: «Ме,
Вы в своем, баран, уме?
Пусть мои отсохнут ноги,
Если я сойду с дороги!»

В ходе беседы педагог подводит детей к выводу: надо уметь уступать друг другу, договариваться. Более сложными для восприятия дошкольников являются литературные произведения, в которых суть нравственной ситуации дается косвенно. Например, в рассказе Е. Пермяка «Бумажный змей»


Боря, Сема и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только дружить они еще не научились — вот в чем беда.


показаны дети, грустно наблюдающие за игрой сверстников с воздушными змеями. Причем у каждого из наблюдающих есть детали, из которых можно изготовить такого змея, но они не догадываются, как это сделать. После чтения рассказа дошкольники не смогли самостоятельно найти выход из этой ситуации. В процессе беседы педагог подвел их к выводу: если бы дети объединились для совместной деятельности, сумели договориться, то они тоже смогли бы сделать змея.

Например, в беседе по содержанию рассказа Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» мы задавали детям следующие вопросы:

- Почему дедушку не сажали за стол?

- Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?

- Зачем Миша делал лохань?

- Почему родители Миши заплакали?

- Как они стали относиться после этого к дедушке?

- Как вы думаете, есть ли чему поучиться из этого рассказа?

- Зачем Лев Николаевич рассказал нам эту историю?

- Какая пословица подходит к этому рассказу?

(Как аукнется, так и откликнется.)

- Есть ли в вашей семье старые люди?

- Как вы к ним относитесь?

Поле чтения рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» мы задавали детям следующие вопросы:

- Что купила мама детям?

- Когда хотела мама дать сливы детям?

- Что сделал Ваня, когда никого не было в комнате?

- Долго ли Ваня готовился съесть сливу? Почему?

- Когда отец спросил, не ел ли кто из детей сливы, что ответил Ваня?

- Почему Ваня не сказал правду?

- Почему Ваня заплакал?

Важный вывод, который делают дети, отвечая на последний вопрос, почему заплакал Ваня: «Ему стало стыдно, что он сказал неправду».

Подводя итог беседе мы просили ответить детей на следующие вопросы:

- Что плохого сделал Ваня?

- Почему Л.Толстой назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»? (именно косточка помогла Ване избавиться от чувства вины)

- Чему хотел научить нас автор рассказа? (Быть терпеливыми, иметь силу воли, быть честными.)

 Какая из пословиц подходит нашему рассказу?

       Друг познается в беде.

      Любую ошибку можно исправить.

     Поспешишь – людей насмешишь.

     Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Положительный опыт внимательного и заботливого отношения, полученный ребенком из художественных произведений, отражается и в реальной жизни, особенно в коллективных играх.

Чтобы нравственное воспитание было более эффективно, необходимо включать в эту работу родителей. Для родителей рекомендуется проведение бесед, консультаций на тему: «Читаем каждый день», «Домашняя библиотека: какие книги читать ребенку дома», «Как приобщить ребенка к миру детской литературы».



Таким образом, продолжая обучать детей давать оценку поступкам и поведению литературных героев, у детей формируются такие качества, как: формирование отзывчивости, стремлении оказать помощь другому, стремление бескорыстно поступиться личным желанием.




Такая работа с художественной литературой приводит к выводу о том, что необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с жанром прозы и поэзии, с содержанием сказок и рассказов. При этом важно использовать словесные методические приемы в сочетании с наглядными:

беседы после ознакомления с произведением, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности; зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение); беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах; знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним; прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова. Тем самым художественные произведения дают возможность представить нормы морали в разных формах, что помогает дошкольникам глубже осознать их смысл и научиться применять в конкретных ситуациях реальной жизни.


Таким образом, художественная литература играет важную роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Именно она помогает воспитать в растущем человеке определенные взгляды на жизнь и общество, принципы, симпатии, способность и стремление к дружбе, верности, честности, расширяет духовно-нравственный и интеллектуальный кругозор ребенка.