Доклад выступления на методическом объединении на тему:
«Развитие игровой деятельности в организованной образовательной деятельности дошкольников»
Что такое организованная образовательная деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС ДО?
Организованная образовательная деятельность – это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения образовательной программы дошкольного образования и решение конкретных образовательных задач. Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Главная особенность организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе - это уход от учебной деятельности, то есть занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста.
В дошкольной педагогике все игры делятся на 2 группы:
К первой группе относятся творческие игры.
Их придумывают сами дети: это сюжетно–ролевая игра, режиссерские игры, театрализованные игры, строительно-конструктивные.
Ко второй группе относятся игры с правилами. Это разработанные взрослыми дидактические игры, подвижные игры, народные игры.
Классификация игр поможет воспитателю выбрать нужную игру при организации организованной образовательной деятельности с учётом поставленных педагогических целей и задач. Например: в подготовительной к школе группе я использовала игру с математическим набором под названием «Мои фантазии», благодаря которой одновременно решались сразу несколько задач: развитие мышления, воображения, развитие целостности восприятия, умение составлять целое из частей, закрепление цвета и названия геометрических фигур.
Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей. Вот почему так важно использовать игры при проведении организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей.
Игровая деятельность в дошкольном образовательном учреждении направлена на формирование личности ребёнка. Театрализованные игры в этом смысле — наиболее подходящий вид деятельности, поскольку в них происходит всестороннее развитие дошкольников. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменены детской фантазией, то есть сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир.
Совместная деятельность педагога и детей в играх направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а так же многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т.д.). В играх ребенок учится преодолевать комплексы и ложный страх.
На протяжении всего дошкольного возраста, пока дети растут и развиваются, приобретают новые умения и знания, наиболее характерным видом деятельности остаётся у них сюжетно-ролевая игра.
Основные особенности сюжетно – ролевой игры:
соблюдение правил (правила регламентируют действия ребёнка и воспитателя);
социальный мотив игр. Игра это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений;
в сюжетно – ролевой игре идёт эмоциональное развитие ребёнка;
происходит развитие интеллекта дошкольника;
развивается воображение и творчество;
развивается речь ребёнка.
В игре дети брали на себя трудовые и социальные функции взрослых людей, воспроизводили отношения между ними, через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых.
Так же необходимо создавать предметно - развивающую среду.
Подводя итоги, можно сказать, как это важно - использовать игры и способствовать развитию игрой деятельности при проведении организованной образовательной деятельности. Игра помогает сделать организованную образовательную деятельность увлекательной, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное настроение, делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Знания, полученные через игру, позволяют дать ребенку уверенность в своих силах, развивает их познавательную самостоятельность.