муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Песчанская средняя общеобразовательная школа»
Беловского района Курской области
Доклад
для выступления на секции учителей иностранного языка по теме: «Организация интерактивного взаимодействия обучающихся на занятиях по иностранному языку»
Подготовила: учитель иностранного языка
МКОУ «Песчанская СОШ» Беловского района
Курской области
Березовская Е.И.,
I квалификационная категория
2019 г.
Знание иностранных языков сегодня - не только культурная, но и экономическая потребность, условие успешной деятельности человека в самых разных сферах производства, бизнеса.
Коммуникативно-речевое и социокультурное развитие школьников, развитие их способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в « диалоге культур» помогают учащимся осознать роль иностранного языка как средства международного общения.
Современная педагогика и методика выделяет интерактивное обучение как наиболее соответствующее требованиям ФГОС. Интерактивное обучение - это обучение, погруженное в общение. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии. Интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Это сообучение, взаимообучение, где учащийся и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения. Педагог выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы.
Методы интерактивной работы можно разделить на четыре основные группы: 1. Кооперативная учебная деятельность – это модель организации обучения в малых группах учеников, объединенных общей учебной целью. К ним можно отнести: работа в парах («лицом к лицу» «один – вдвоем – все вместе»); сменные тройки; два- четыре -все вместе (экспертные группы); перекрестные группы; карусель; аквариум; проектная работа. 2. Фронтальная работа - это интерактивные методы, в которых предполагается работа всего класса: круг знаний; микрофон (интервьюирование); мозговой штурм; обучая - учусь (броуновское движение); пила; кейс-метод; дерево решений. 3.Дискуссионное обучение – это широкое публичное обсуждение каждого либо спорного вопроса: пирамида; шумовая группа; дискуссия в форме ток-шоу; дебаты; бесконечная цепочка. 4. Игровое обучение – это построение учебного процесса путем вовлечения ученика в игру: ролевая группа; упрощенное судебное заседание; игра-путешествие; ролевые игры (драматизация, разыгрывание сценки); имитации.
Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Оно эффективно способствует формированию умений, навыков и ценностей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, позволяет педагогу стать настоящим лидером детского коллектива.
Любой урок (иностранного языка в частности) в интерактивном обучении - это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс - это взаимодействие всех присутствующих. При этом успех в обучении - это результат коллективного использования всех возможностей для обучения. Широкие возможности для реализации интерактивного обучения имеет использование ролевых игр. Ролевая игра - методический прием активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра создает условия реального общения, повышая тем самым интерес к предмету. Она находит всё более широкое применение в практике обучения иностранному языку в школе. Как известно обучающие ролевые игры способствуют выполнению важнейших методических задач: создание психологической готовности детей к речевому общению; обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового материала.
Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Учащиеся наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Здесь каждый получает определенную роль и должен быть активным партнером в речевом общении.
В играх учащиеся овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.
Доказана эффективность использования игр в процессе обучения, потому что они помогают естественному изучению языка. На начальном этапе учатся, играя и играя развиваются и обучаются. И при этом важно научить учащихся регулировать свою игровую деятельность. Саморегуляция происходит при инсценировке сказок, при диалогической речи, при составление рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам. Необходимо научить детей прогнозировать свои результаты. При положительном результате у детей появляются позитивные эмоции, и повышается самооценка, развиваются те личностные особенности, которые не могут развиваться вербально: умение работать в коллективе; брать ответственность за свой выбор; разделять ответственность; анализировать результаты своей деятельности; чувствовать себя членом команды.
Для организации работоспособной, коммуникабельной группы чрезвычайно важно учитывать некоторые особенности применения интерактивных форм работы на уроках.
В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.
Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.
Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников – 25 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.
Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Для обучаемых должен быть создан физический комфорт.
Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например, все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать права каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
Обязательные условия организации интерактивного обучения:
доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;
демократический стиль;
сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
опора на личный («педагогический») опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.
В интерактивной технологии обучающиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее чем опыт педагога, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает обучающихся к самостоятельному поиску.
В традиционном обучении педагог играет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном – роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации.
Основные роли педагога в интерактивном обучении:
роль информатора-эксперта, когда педагог излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д.;
роль организатора-фасилитатора, когда он налаживает взаимодействие обучающихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.);
роль консультанта, когда педагог обращается к профессиональному
опыту обучающихся, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.
Перед тем, как организовать малые группы и предложить задания, необходимо тщательно подготовить учащихся к этому новому для них виду деятельности. Задачи подготовительного этапа, как правило, заключаются в том, чтобы:
определить уровень психологической готовности учащихся к обучению по новой педагогической технологии;
создать условия психологического комфорта и ситуации успеха для учащихся.
Ядром интерактивных форм обучения являются активные методы – формы обучения, направленные на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности решать поставленные задачи. Целью обучения служит развитие мышления у обучаемых, вовлечение их в решение проблем, расширение и углубление знаний, одновременное развитие практических навыков и умений общаться на иностранном языке.
Результаты опытного обучения позволили сформулировать ряд методических рекомендаций по организации интерактивного взаимодействия учащихся на уроках иностранного языка:
Интерактивное обучение пройдет успешно и с пользой для учащихся, если:
учитель заранее определит для себя цель деятельности;
наметит приемы и средства интерактивного взаимодействия, то есть разработает тактику деятельности;
составит план осуществления тактики деятельности;
определит последовательность своих действий, то есть логику протекания и развития деятельности, ее внутренних закономерностей;
подготовит необходимые материалы, ознакомится с литературой по интересующей его проблеме.
При подготовке к уроку с использованием интерактивных форм необходимо правильно выбрать форму работы. Для этого необходимо помнить о следующих критериях:
поставленные задачи;
количество участников занятия;
возрастные особенности учащихся;
уровень знаний учащихся;
опыт школьников в этом виде деятельности;
свой собственный опыт;
условия осуществления данного занятия.
Учитель должен полно и детально представлять себе организацию и проведение занятия, что предполагает:
постановку целей и работу над ними;
отбор содержания, форм и средств работы;
продумывание способов организации деятельности;
логическое построение деятельности и планирование действий во времени;
прогнозирование характера протекания деятельности, предположение о возможных трудностях и проблемах, выбор путей по их преодолению и устранению.
При планировании интерактивного взаимодействия учитель должен правильно организовать деятельность каждого учащегося и осуществлять постоянный контроль над ее выполнением. Следует придерживаться следующие рекомендации по организации:
организовывать работу учащихся в группах, в которых, они сравнивают предложенные ими утверждения, и выбирают наиболее или наименее популярные, а затем высказываются от лица группы;
организовывать работу учащихся в группах, в которых каждый из членов группы получает персональное задание, которое должно работать на общий результат; предлагать учащимся обсудить полученную каждым индивидуальную информацию и найти лишь одно правильное решение;
организовывать работу в парах так, чтобы учащиеся показали свое отношение к проблеме, выразили свое собственное мнение;
организовывать ролевую игру, так чтобы все учащиеся поняли поставленные перед ними задачи, были способны разрешить созданные ситуации, активизирующие чувства и мысли каждого учащегося;
предлагать учащимся обсуждать проблемные ситуации, поднимать дискуссионные вопросы, имеющие как минимум две противоположные точки зрения;
предоставлять учащимся возможность обсуждать проблемы как в
парах, так и перед всем классом;
организовывать работу так, чтобы были задействованы все учащиеся, контролировать процесс их взаимодействия, следить за тем, чтобы «слабые» не перекладывали всю работу на «сильных» и не переходили при обсуждении вопроса на родной язык.
При подготовке и проведении уроков с использованием интерактивных форм, могут возникнуть методические ошибки. Следует избегать их. К числу таких ошибок относят:
отсутствие четких целей интерактивного взаимодействия и представления о его конечных результатах;
выбранная форма проведения интерактивного занятия никак не связаны с поставленными целями или противоречат им;
учитель берет на себя те функции, которые могли бы реализовать сами учащиеся;
допускается непоследовательность в организации интерактивного взаимодействия;
учащиеся не получают необходимой информации для того, чтобы правильно выполнить определенные действия.
При подготовке и проведении уроков с использованием интерактивных форм работы, рекомендуется помнить, что:
следует придерживаться трехчастной модели организации интерактивного задания;
не следует пропускать ни одного из этапов (подготовительный, содержательный, итоговый);
подводя итоги, следует основываться, прежде всего, на результате работы (справились ли учащиеся с поставленной проблемой самостоятельно);
следует уделять больше внимания групповым и парным формам работы;
необходимо провоцировать у учащихся желание вступать в интерактивное взаимодействие (подбирать материал урока, учитывая интересы учащихся на данном этапе обучения).
Использование предложенного комплекса рекомендации в практическом обучении и на уроках иностранного языка обеспечит результативность и эффективность обучения.
Организуя интерактивные игры с детьми, можно помочь им ощутить единение с другими, научить ясно мыслить, исследовать и анализировать, принимать решения – самостоятельно и в группе, развивать открытость и мужество выражать свое отношение к другим, а также помочь справляться со своими страхами и стрессом, т.е. те качества и стороны характера, которые необходимы будут им при работе в малой группе. «Ситуация успеха не возникает там, где допускается сравнение одного ребенка с другим, сопоставление одной группы с другой: развитие личности протекает неравномерно, дискретно, и какие-то дети при таком сравнении всегда будут проигрывать, отставать, якобы, от развития других детей, а значит, будут лишены замечательного ощущения своей силы и личностного успеха». Успех – это залог положительного отношения к учебе, к труду, к себе, стимул к активной работе
Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.