СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад " Долгосрочный проект по топонимике: этапы и возможности реализации

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Доклад " Исследовательская работа по топонимике родного края." отражает основные этапы  работы над исследованием по топонимике х.Новодмитриевский

Просмотр содержимого документа
«Доклад " Долгосрочный проект по топонимике: этапы и возможности реализации»













Доклад

« Долгосрочный проект: этапы и возможности реализации (Из опыты работы учителя русского языка и литературы МБОУ Новодмитриевская СОШ Шиян Е.Д.)





















Исследовательская работа по топонимике родного края. Основные этапы выполнения.

Исследовательская работа по топонимике х. Новодмитриевский и его окрестностей явилась долгосрочным проектом. Работали дети над ним в течение года и защита его запланирована на апрель 2017 года. Это первый подобного рода деятельности опыт детей и мой первый опыт в качестве руководителя и куратора, поэтому он требовал серьёзной подготовительной работы как у меня, так и у моих учеников. Прежде чем мотивировать детей к подобного рода виду деятельности, мне самой предстояло изучить методику проведения исследовательских работ по топонимике, выбрать тему, которая была бы для детей интересной, лично и социально значимой. Мне хотелось бы, чтобы мои ученики не просто механически, может быть, методически правильно выполняли заданные алгоритмом действия, но и понимали ценность и важность этого проекта. Мне было необходимо, чтобы дети выполняли этот проект с осознанием сделать что-то очень важное для себя, для своих односельчан, для будущих жителей х. Новодмитриевский , чтобы самой главной мотивацией у моих учеников было желание оставить добрый след на родной земле.

Подготовительный этап

Детям предстояло проанализировать подобные проекты, выделив их структурные особенности, выявить цели и задачи, наметить пути их решения, собрать материал, предварительно выяснив для себя, какими могут быть источники информации, последовательность сбора материала, варианты оформления и защиты исследовательской работы.





Этап мотивации

Как подтолкнуть их к исследовательской работе по теме «Топонимика родного края»? Нужно было найти такие факты, связанные с топонимикой родного края, которые бы вызывали дискуссию, желание докопаться до истины, чтобы результаты поисков показались бы детям их собственным открытием. И толчок этот мною был найден. Есть у нас хутор, название которого представляет собой паспортную форму мужского имени, употреблённого в именительном падеже – Вячеслав. И это уже сам по себе интересный факт. Но для детей, всегда здесь живших, название хутора не казалось необычным. Оно вошло в их язык самым естественным образом, когда они постигали родной язык, и название растений родного края, и название речки, хуторов. Одним словом, оно не резало слух. Этот хутор стал маленькой родиной Сиволапова Н.Н., и ему он посвятил несколько проникновенных строк в стихотворении «Я от земли»:

Я от земли, меня здесь знают люди, Здесь хуторок мой жил, живёт и будет, С названьем человечьим Вячеслав.

Донской писатель С. Е. Домашев (так случилось в его жизни) провёл четыре самых наполненных и счастливых года своей жизни в Вячеславе, и он неоднократно упоминает название хутора и в стихотворениях, и в трилогии «Донская суть», но называет его Вещислав. Это название активно употребляется коренными жителями старшего поколения. На дорожном указателе зафиксировано такое название Вячеславов. Ни один населённый пункт не имел столько «разночтений» И это ли не повод для расследования?

Изучение теоретического материала

Чтобы расследование было полноценным, носило научный характер, необходимо было изучить теорию. Все необходимые для исследовательской работы термины ребятам было предложено найти, используя ресурсы интернета (сайт Википедия).



Социологическое обследование

Для учащихся 5-8 классов

  1. Знаешь ли ты, что такое топонимика?

  2. Какие виды топонимов ты знаешь?

  3. Знаешь ли ты, что названия улиц х.Новодмитриевский послужили названиябывших хуторов?

  4. Знаешь ли ты историю возникновения хуторов? Каких?

  5. Как назывались колхозы, находящиеся на территории современного х. Новодмитриевский?

  6. Для чего, по вашему мнению, нужно изучать топонимику родного края?

Для учащихся 9-10 классов

  1. Знаете ли вы, что такое топонимика?

  2. Когда на карте появился х.Новодмитриевский. В честь кого он назван?

  3. Знаете ли вы название улиц, на которых живёте?

  4. Знаете ли вы название улиц, которые получили эти названия по названию хуторов?

  5. Знаете ли вы историю появления хуторов на территории современного

Х.Новодмитриевский?

6) В каких художественных произведениях отразилась топонимика наших хуторов или людей, в честь которых названы эти хутора?

7) Знаете ли вы названия исчезнувших хуторов?

8) Для чего нужно изучать топонимику?

Поиски источников

Мною была разработана «дорожная карта», которая отражала направление поиска, но она не была представлена детям в готовом виде, мы её тоже коллективно создавали. Я намекала детям о последовательности их действий, просила ещё раз посмотреть, как это делали ребята в тех исследовательских работах, которые мы брали в качества образца. Это необходимо, ведь дети могут пройти мимо важных источников информации.

Таким образом, наша дорожная карта выглядела так:

  1. нахождение необходимого материала в школьном музее

  2. поиск информации у коренных жителей хуторов

  3. «экспедиция» на хутора (х. Комаров)

  4. фотографии

  5. картографические источники

  6. литературные источники

  7. Систематизация исследованного по различным источникам материалов, его обобщение

  8. Выбор формы отчёта и защиты исследовательской работы.

Долгосрочный проект имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. Хорошо то, что есть время исследовать, подумать и проанализировать, выполнять работу поэтапно. Хорошо, что такой значительный временной отрезок не станет перегружать детей в их основной, учебной, деятельности. Однако длительность работы может ослабить интерес, а это недопустимо. Следовательно, интерес этот нужно время от времени подогревать. При изучении некоторых тем курса русского языка и литературы я использовала такой дидактический материал, который бы дополнял сбор материала для исследования новыми сведениям и фактами и закреплял интерес к объекту исследования.

  1. Урок внеклассного чтения по рассказу А.П. Чехова «Степь». (Фрагмент, где Егорушка увидел Варламова)

- Тот ли это Варламов, в честь кого назван хутор?

- Какие факты об этом говорят (материалы из школьного музея, воспоминания односельчан, названия-прозвища хутора).

Закрепляем интерес: смотрим на кружке фильм С. Бондарчука «Степь» ( в соответствии с проектом «Писатели Дона и кинематограф»)

  1. Изложение « Письмо императору Николаю» о событиях, происходящих на х. Вячеслав в 1913-1914 году в книге А.И. Скорика « 1-ый Донской округ: опыт исторических реконструкций»

- Посчитайте, сколько лет назад происходило это событие?

- Значит, хутор уже был?

- А какое название хутора отразилось в документах?

- А может это какой-то другой хутор? Сохранились ли сейчас фамилии, упомянутые в статье. Являются ли они родственниками ныне живущих в Новодмитриевке людей?



Сбор информации у коренных жителей х. Новодмитриевский и прилегающих к нему хуторов



Дети занимаются исследованием, собирают фамилии жителей тех хуторов, в которых сами живут. Привлекают дедушек и бабушек. Приносят бесценнейшие фотографии, которым 100 и более лет. Выяснили, что упомянутый в статье А.Н. Скорика Борис Пивоваров – прадедушка классного руководителя учащихся 6 класса Мартыщенко ( Пивоваровой) Е.А. До сих пор живут на Вячеславе потомки Кривошлыковых и Кузнецовых. Выяснили, что упомянутые на Вячеславе фамилии были позже зафиксированы на х. Власов ( Парсановы, Говорковы)



При изучении темы «Имя числительное» использую дидактический материал, основанный на краеведении.

Карточка № 1

Хутор Варламов появился 17 апреля 1795 года. По архивным данным в 1864 году в хуторе было всего 19 дворов с населением 78 душ общего пола. По данным 1915 в хуторе Варламов 56 дворов. Население мужского пола 302 души, женского пола – 279. Площадь земли 400000 десятин. В это время х. Варламов принадлежал Селивановской волости Каменского округа.



Карточка № 2

Хутор Кузнецов был основан 4 мая 1798 года капитаном Дмитрием Кузнецовым. 4 мая 2018 года хутору Кузнецов исполнится 220 лет. Об этом хуторе сохранились сведения в «Клировых ведомостях» за 1801 год: « Дворов 6, населения мужского пола 27 человек, женского пола 21 человек. Казаков – 1 двор. Мужчин – 4, женщин – 10 человек. Ясно, что это подворье казака Дмитрия Кузнецова.

В книге историка Н. Сулина « История заселения слобод и посёлков Донского округа» есть интересные сведения о х. Кузнецов. Хутор Кузнецов при речке Берёзовой находится в 130 верстах от окружной станицы, в 22 верстах от сл. Маньково-Берёзовской, расположен по обеим сторонам реки Берёзовой в вершине его.

  1. Записать тексты предложений, употребив числительное в виде слов.

  2. Определить порядковые и количественные числительные

  3. Подчеркнуть числительные как члены предложения

  4. Произвести морфологический разбор имён числительных

и т.д.

Этот же самый дидактический материал можно использовать и при изучении темы « Имя существительное», «Правописание собственных имён существительные» и при изучении таких разделов, как «Морфемика и словообразование», «Притяжательные имена прилагательные». Главное, чтобы работа на уроке давала толчок к продолжению исследовательской работы. Это может быть небольшой мини проект, который дети делают во время урока или во внеурочное время. Так при изучении темы «Собственные и нарицательные имена существительные», акцентируя внимания на том, что мы считаем собственным именем существительным, выясняем, что прозвище тоже является собственным именем существительным. Задаю вопрос, а могут ли прозвища быть у населённых пунктов. Я прошу Максима Мищенко задать вопрос старожилам х. Варламов : « Какие прозвища есть у хутора Варламов?», а затем написать мини-сочинение или текст для мини-диктанта. Вову Фёдорова я прошу узнать у дедушки, Фёдорова П. А., уроженца х. Варламов, о том, как ещё называли Варламовку, какие хутора к ней прилегали и как они назывались. Составить текст из 6-8 предложений. Вике Кононенко и Илье Шиян я даю исследовать такой вопрос : « Назвать хутора, прилегающие к хутору Вячеслав: 1) исчезнувшие с карты 2) не зафиксированные на карте, народные названия 3) уточнить, почему они так назывались. Написать небольшие сочинения об истории хуторов(10-12 предложений)



Картография

Картография – один из самых объективных источников информации в топонимике: на топографической карте зафиксирован год издания карты, названия населённых пунктов, зафиксированное на тот или иной промежуток времени. По топографическим картам можно определить последовательность образования на определённой территории тех или иных населённых пунктов, сохранившиеся до наших дней населённые пункты и исчезнувшие.

Нами были проанализированы карты генерального штаба Шуберта, немецкие и американские карты. Карты середины, конца 19 века, карта генштаба Германии за 1918 год, карта генштаба США за 1935 год. Интересно было детям находить населённые пункты, особенно на иностранных топографических картах, но мне, как учителю, надо было помочь детям эти наблюдения упорядочить.

По каждому населённому пункту мною был составлен вопросник. Ученикам предстояло в ходе наблюдения отвечать на вопросы и фиксировать их в таблицах. ( см. Приложение)



Экспедиционная поездка

Информация о х. Комаров очень скудная. Она зафиксирована в воспоминаниях родственников первых переселенцев. Но есть в х. Комаров интересные артефакты, которые пополнят копилку знаний о топонимике х. Новодмитриевский. Их важно было увидеть своими глазами и собранные наблюдения зафиксировать в фотоотчёте. (см. Приложение)

Систематизация и обобщение собранного материала

Этот этап не менее сложный, чем другие, поэтому детям было предложено изложить свои наблюдения в виде связного текста. Для этого мною был составлен вопросник, опираясь на который, у детей должен был появиться текст – «продукт исследования». Чтобы избежать перегрузки, распределяем эту работу. Ребята договариваются между собой, кто из них о каком топониме будет обобщать материал, а потом его презентовать.