Просмотр содержимого документа
«Доклад. Дольтон-план»
В 1905 г. появилась система индивидуализированного обучения, автор которой – американская учительница Елена Паркхерст.
Новый способ планирования и организации учебного процесса получил название далтон-план, так как впервые был применён в школах г. Далтон (штат Массачусетс).
В организации учебного процесса, предложенного Е. Паркхерст, сразу бросалось в глаза главное отличие от классно-урочной системы: основная учебная работа осуществлялась не в классе на уроке, а индивидуально в лабораториях, мастерских, кабинетах, библиотеках.
Целью обучения по далтон-плану являлась организация индивидуальной учебной работы с максимальным учётом особенностей каждого ученика.
Детям предлагалась полная свобода выбора содержания обучения, чередования предметов. В начале учебного года ученик составлял контракт с учителем на самостоятельное изучение материала.
Ученики работали в отдельных кабинетах-лабораториях и мастерских, поэтому Дальтон-план имеет другое название – лабораторный план или система мастерских.
Задание выдавались учащимся на год в самом начале учебного года по каждому предмету. Годовые задания затем конкретизировались в виде заданий по месяцам, и учащиеся отсчитывались по ним в установленные сроки. Для успешной работы учащиеся снабжались учебными пособиями, инструкциями, а так же пользовались консультациями учителя. Единого расписания не было, коллективная работа велась один час в день, остальное время росвящалось индивидуальной работе.
Достоинства
приучал к самостоятельности;
вовлекал в поиск рациональных методов работы;
стремление индивидуализировать учебный процесс;
учёт выполнения учебных заданий вёлся в индивидуальных карточках учащихся и сводной таблице класса;
отсутствовало объяснение учителем нового материала. Роль учителя заключалась в организации работы учащихся и оказании им необходимой помощи.
Недостатки
мало способствовал систематическому овладению системы знаний (знания фрагментарные);
порождал нездоровое соперничество учащихся;
приводит к затрате лишнего времени на выполнение задания;
снижение роли учителя и ученического коллектива в учебном процессе (и приводили к снижению уровня подготовки.).
Перечисленные недостатки не позволили Дальтон-плану просуществовать долго. Его отголоски возникли вновь в 60-е годы 20 века в виде плана Трампа, названного так по имени его разработчика американского профессораЛлойда Трампа.