МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГБОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2"
ДОКЛАД
на тему «Эффективные педагогические технологии обучения детей с ОВЗ»
Выступление на республиканской научно-практической конференции
педагогических работников, посвящённой 125-летию
МБОУ «Нижнесаянтуйская средняя общеобразовательная школа»
«ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ: ВЕКТОР СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ»
Докладчик: учитель нач. кл.
Лодыга И.И.
г. Улан-Удэ
2023/24 уч. г.
Эффективные пед технологии обучения детей с ОВЗ
Пед практика – это совокупность У и Н, кот. необходимы для эффективного применения системы методов пед воздействия на отдельно взятого ребёнка и коллектив в целом.
Современные пед технологии представляют собой синтез достижения пед науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и настоящего передового пед опыта.
Детям с ОВЗ эффективными являются те, которые направленны на развитие и коррекцию психических процессов, произносительной стороны речи и коммуникации, моторных функций, эмоционально-волевой сферы.
Доказано, что от выбранной педагогической технологии и степени соответствия ситуации и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Основные требования пед технологий:
концептуальность
системность
управляемость
эффективность
воспроизводимость
Новые образовательные технологии приходят на помощь учителю, который должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности ребенка к обучению.
В нашей школе образование адаптивное в соответствии психических, интеллектуальных возможностей и потребностей обучающих.
Среди современных технологии самыми эффективными, на мой взгляд, являются личностно-ориентированные образовательные.
В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании — понимание и взаимопонимание.
Личностно-ориентированная технология включают методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: используют методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения (в том числе технические), корректируют содержание образования.
Что касается содержания то, оно должно быть дозировано с конкретными чётко поставленными задачами.
Рассмотрим некоторые из них.
Технология разноуровневого обучения.
Если каждому ученику отводить необходимое ему время, соответствующее личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное освоение базисного ядра учебной программы. Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения – предполагает осуществление познавательной деятельности учащихся с учётом их индивидуальных способностей, возможностей. Создание и использование диагностических тестов является неотъемлемой частью данной технологии. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию способностей каждого учащегося.
• в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются необходимые навыки;
• каждый учащийся работает в индивидуальном темпе;
• формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
Коммуникативная методика дает возможность использовать язык в реальных жизненных ситуациях.
Использую приём «маленький учитель», диалог в тройке.
Компоненты коммуникативной методики:
• интенсивная разговорная практика;
• обогащение активного словарного запаса;
При чтении слогов дополняем каждый до слова.
• понимание смысла слова происходит в речи;
• отработка речевых клише и формул;
Например.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
• работа над навыками чтения;
Работа с карточками соотнести слова с картинкой.
• построение логичного текста.
С опорой на картинки
Здоровьсберегаюшие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей.
Гимнастика пальчиковая – Проводится в любое время, на любом уроке.
Итог.
Все вышеизложенные приёмы, новые технологии повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.
Каждый педагог творец технологии, даже если использует готовую. Создание технологии невозможно без творчества.
Всё в наших руках. Творите, преображайте, совершенствуйте.
Информационные технологии обучения современные и наиболее доступны детям в наше время. Но, на базе нашей школа нет возможности для реализации ИТ.
инновационные технологии это практикумы и проектные работы по
робототехнике
программированию
конструированию
дизайну.
Фишбоун – рыба выявление причинно-следственных связей и оценка событий связанных ими.
фактор + причина = результат
сингапурская методика строится на принципах коммуникативности
авторские
Методика витагенного обучения А.С. Белкина строится на актуализации жизненного опыта и возможностей и задействует ресурсы скрытые в подсознании.
цифровые
цифровизация
онлайн обучение
геймификация
виртуальная реальность
В зависимости от того, на каком уровне происходит использование технологий они могут быть:
общепедагогическими
предметными
локальными (модульными)
В зависимости от основного метода и используемых средств:
репродуктивными
тренинговые
диалогические
развивающие
игровые
компьютерные
программного
проблемного
коммуникативного
удалённого обучения.
По форме организациии
лекции
практические
персональные
групповые
дифференцированные
В зависимости от модели взаимодействия педагога:
авторитарные
личностно-ориентированные
личностно-деятельностные
направлены на сотрудничество.
Процесс обучения
непрерывный порой в режиме онлайн
Образование адаптивное.
Интегральный подход.
Учитель не источник знаний, а куратор.
6