СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад

«Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой»

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой»»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Новокасторенский детский сад»
Касторенского района Курской области







Доклад на педсовет

«Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой»





Воспитатель: Ишеева О.А.













Новокасторное, 2019г

Учить надо так, чтобы люди,

насколько это возможно,

приобретали знания не из книг,

но из неба и земли, из дубов и буков,

то есть знали и изучали самые вещи,

а не чужие только наблюдения

и свидетельства о вещах.

     Ян Амос Коменский

Детей дошкольного возраста чаще всего называют «почемучками». У них велика потребность в познании, желание открывать мир, людей, природу. В силу своих возрастных особенностей они всегда готовы откликнуться на всё окружающее, новое в жизни. Именно экологическая деятельность даёт дошкольнику возможность контакта с окружающим миром, убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы. Эта деятельность удовлетворяет и естественную потребность дошкольников в движении, позволяя им быть на свежем воздухе в любое время дня и года.

Конечно, возможность воспитания экологической культуры у подрастающего поколения, заложенные в экологической деятельности, не реализуются сами по себе – необходима целенаправленная систематическая деятельность педагогов, родителей, разработка программ, маршрутов, методических рекомендаций.

Можно выделить основные задачи работы в экологическом воспитании:

  • на примере ближнего природного окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь им осознать своё место в нём;

  • нравственное воспитание дошкольников, развивать доброе, заботливое отношение к природе и людям;

  • способствовать физическому развитию ребёнка, его оздоровлению;

  • учить ориентироваться в природной и социальной среде.

Эти задачи решаются в процессе проведения наблюдений, непосредственно образовательной деятельности, экскурсий, игр, опытов в природе.

При планировании работы с детьми, содержание экологического воспитания последовательно выстраивается в соответствии с региональными особенностями сезонных явлений и срокам их протекания. Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей малой Родине.

За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений, то общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.

В младшей группе дети должны знать некоторых домашних и диких животных; совместно со взрослыми кормить животных, птиц, рыб и поливать растения; заботиться о чистоте помещения и участка.

Знать некоторых домашних и диких животных; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать гусениц, червяков, бабочек ,жуков. Знать название своего посёлка; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.

В средней группе дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделять некоторые признаки сезона, например: осенью созревают плоды, улетают птицы, опадают листья. В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать простейшие связи, например: между внешним видом овощей и фруктов и степенью их зрелости, между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года. Воспитатель подводит ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания определенных условий для роста растений.

Дети старшей группы должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца, знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.

В подготовительной к школе группе ребята могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей.

Для воспитанников можно провести экскурсии и экологические прогулки.

Наблюдать сезонные изменения в природе , учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных, знакомить детей с жизнью диких животных , птиц и насекомых.

Большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей, даёт возможность дошкольникам почувствовать себя «взрослыми», а папе и маме – лучше понять мир ребёнка. Во время экскурсий, подходов и дети, и взрослые имеют возможность проявлять такие качества и умения, которые не требуются в повседневных условиях. Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Целью моей работы стало воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы. Для реализации цели были сформулированы основные задачи:

  • оздоровительные,

  • образовательные,

  • воспитательные,

  • по развитию трудовых умений,

  • по развитию эстетических представлений

В своей работе по экологическому воспитанию дошкольников я пользуюсь методической литературой,  программами, направленными на экологическое воспитание дошкольников: "Наш дом - природа" (Н. А. Рыжова, 1998), "Юный эколог" (С.Н. Николаева, 1999), " Программа экологического воспитания старших дошкольников" (Л. Бобылева, О. Дупленко, 1998), "Семицветик" (В.И. Ашиков и С.Г. Ашикова, 1997); методические рекомендации: Н. Рыжова (1998, 2003-2004), В. Зебзеева (1998), Т. Зенина (2000), С. Н. Николаева (2002, 2004), Л. Павлова (2002) и др.

         Для успешной реализации задач экологического воспитания  создан  блок взаимодействий: экологическая развивающая среда – собственно-экологическое воспитание дошкольников – работа с родителями – работа с педагогами.

Свою работу я начала с создания экологического пространства, позволяющего дошкольникам на практике знакомиться с природными явлениями и объектами, более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми в разное время года, применять полученные знания и умения на практике:

- уголок природы в группе;

- экологическая тропа;

- огород;

- цветник.

Работа с детьми проходит через все виды деятельности: 

  • непосредственно образовательная деятельность

  • игры (подвижные, дидактические, настольно – печатные, творческие)

  • экскурсии

  • наблюдение

  • экспериментирование

  • экологические конкурсы;

  • экологические акции;

  • экологические выставки и экспозиции;

  • инсценировки, театрализации и т. д.

Ребята проявляют большую активность и заинтересованность при проведении опытно-экспериментальной работы, организации интересных экскурсий.

Большой интерес вызывают экологические акции, дающие возможность внести детям свой маленький вклад в сохранение окружающей среды.

Сильнейшее воздействие на эмоциональную сферу личности ребенка оказывают театрализованная деятельность, праздники и развлечения. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, инсценирование, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

Следующим шагом стала работа с семьей.

Выяснилось, что родители признают существование экологических проблем, сами знают правила поведения в природе, но не многие знакомят с ними своих детей, очень мало читают книг о природе дома и все согласны с решением задач экологического воспитания и образования.

Для формирования основ экологической культуры у дошкольников разработана система сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьёй:

1. Словесные формы работы

  • беседа  

  •  консультация

  • родительское собрание

  • индивидуальная беседа

2. Наглядные формы работы

  • оформление стендов  

  • оформление выставок детских работ

  • рекомендации для родителей и т.д.

         В течение года мы проводим сезонные музыкальные развлечения с маленькими артистами по ознакомлению с произведениями о природе и временах года, знакомим с животными, организуем тематические выставки в библиотеке группы.  

        Я считаю, что выбранное мною направление работы дает положительные результаты. От того, как ребенок научится мыслить, чувствовать мир природы, какие чувства будут управлять им, зависит то, как он будет действовать, какие поступки будет совершать в будущем.