СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Формирование читательской самостоятельности у учащихся начальной школы через умения и навыки работать с книгой в условиях ФГОС - залог будущего успеха".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклательно   о значении умений и навыков самостоятельной работы с книгой(учебником)

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Формирование читательской самостоятельности у учащихся начальной школы через умения и навыки работать с книгой в условиях ФГОС - залог будущего успеха".»

МБОУ Павловская СШ

Учитель начальных классов Рубцова В.М.


Формирование читательской самостоятельности у учащихся начальной школы через умения и навыки работы с книгой

в условиях ФГОС – залог успеха.

С введением ФГОС сегодня школа вся и во всем меняется, обновляется и перестраивается. Сложное экономическое положение поставили перед школой задачу в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Воспитание у наших учеников самостоятельности, инициативы, активности – требование сегодняшнего дня.

Современному обществу нужен человек, умеющий самостоятельно добывать новые знания и применять их в разных обстоятельствах. Литературное чтение как учебный предмет имеет такое средство формирование личности ученика, как книга.

Из года в год снижается интерес детей к чтению по следующим причинам:

-чтение книг заменяется просмотром телевизора, увлечением компьютером;

-много неблагополучных семей, где родители не уделяют должного внимания детям;

-нет системы целенаправленного формирования читательской деятельности младшего школьника

Вопрос формирования читательской самостоятельности на сегодняшний день является актуальным.

Основная функция педагога – не столько быть источником знаний, сколько организовывать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться.

Учебный процесс – это планирование собственной деятельности учителя и им же деятельности учащихся на уроке, организация работы, стимулирование интереса к учению, активности по усвоению знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности и контроля за учебным познанием школьников. Главным инструментом воздействия в педагогической деятельности учителя выступает общение и работа с учебником и учебным материалом.

Что такое учебник? Это сценарий процесса обучения. В нём зафиксированы знания, которые должен усвоить ученик, способы деятельности, которыми эти и другие знания можно добыть самостоятельно, намечены пути творческого применения знаний и умений, указаны некоторые средства воспитания. Учебник в руках учителя служит основным средством обучения предмету. Одновременно учебник является средством обучения работе с книгой. Обе функции важны и характерны для 1-4 классов.

Задача каждого учителя - научить детей работать самостоятельно с учебником, уметь пользоваться всеми заданиями учебника. В настоящее время роль учебника возрастает. Только он, в сочетании с разнообразными методами и приемами обучения, может дать систему знаний. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней.

К сожалению, реально дела обстоят так, что, учащиеся весьма часто проявляют неумение находить в книгах наиболее существенное, сопоставлять, классифицировать и систематизировать материал. Недостаточная и неграмотная организация самостоятельной работы на уроках ведет к слабому развитию самостоятельности мышления у школьников.

Опыт преподавания показывает, что у школьников снизился интерес к учению.  Учащиеся не видят в учебнике самоучителя,  основного источника знаний. А многие вообще не открывают учебники.

Одна из причин в том, что школьники не хотят самостоятельно работать с учебником. А не хотят потому, что не умеют, не владеют приемами работы с ним.  Сам учебник, пусть даже самый удачный, тоже не научит ребенка учиться. Это только учитель на профессиональном уровне прививает желание и умение учиться, формирует учебные навыки, в том числе и приемы работы с учебником. Я считаю, что одной из главных задач учителя начальных классов,  учителя - многопредметника  является формирование у детей: 

  • положительного отношения к учебнику как к другу, всегда готовому прийти на помощь;

  • желания работать с учебником;

  • приемов самостоятельной работы с материалами учебника.

.   Надо только учителю видеть:

  • все методические возможности учебных заданий и иллюстраций учебника,

  • не использовать поверхностно материал учебника,

  • не игнорировать учебник,  не заменять его своим рассказом.

Конечно формирование умений работы с учебником – процесс трудоемкий, требующий немало терпения, усилий и временных затрат, но  вполне осуществимый и доступный. 

Для развития интереса к работе с учебником необходимо применять разнообразные методические приемы, осуществлять индивидуальный подход, доводить процесс усвоения знаний до обобщения.

Работаю по программе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой (издательский центр «Вентана-Граф»), где учтены межпредметные и внутрипредметные связи, логика построения учебного процесса и возрастные особенности младших школьников.

Для изучения курса «Литературное чтение» используются учебники:

-Учебник «Букварь»,автор Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова(1класс)

-Учебник «Литературное чтение»,2ч.авторЛ.А.Ефросинина, М.И.Оморокова(1,2,3,4)

-Хрестоматия для каждого класса

-Рабочие тетради «Литературное чтение»,2ч.

Курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

- изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);

-в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;

-дифференцированное обучение обеспечивает учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Цель курса литературного чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт, помочь в становлении самостоятельного читателя.


Читательское пространство формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).


С 1 класса нужно заложить основы самостоятельной читательской деятельности у младших школьников.

Что такое полноценное чтение в начальной школе с позиции формирования читательской самостоятельности? Чтение - это вид человеческого общения. Книга и ученик - собеседники. Основное качество процесса чтения – это уровень самостоятельности, к которому подготовлен ребёнок.

Основной принцип обучения чтению – обучаясь читать, младшие школьники должны сразу овладевать типом правильной читательской деятельности, которая характеризуется следующими качествами:

-техника чтения (правильность, беглость, осознанность, выразительность);

-уровень самостоятельности;

-читательский кругозор

Можно выделить 4 этапа формирования читательской деятельности– 1.Подготовительный (1 класс)

Цель: обучение восприятию литературного произведения

2.Начальный(2класс)

Цель: развитие читательских и речевых умений

3.Основной(3класс)

Цель: обогатить читательский опыт ребёнка, помочь ему стать самостоятельным читателем

4.Заключительный(4 класс)

Цель: Формирование самостоятельного читателя

Уроки литературного слушания в 1 классе имеют свою специфику и используются для формирования читательской деятельности. На уроках формируются читательские умения: знание фамилий авторов, умение правильно называть произведение, ориентироваться в понятиях (переплёт, обложка, оглавление, иллюстрации),т.е.не обойтись без рассматривания книги.

Очень полезно, по замыслу авторов учебника, использовать так называемые заместители:

-жанры обозначаем фигурами (сказка – круг; рассказ – прямоугольник…)

-темы замещаются цветом (о Родине – красным, о детях – жёлтым…)

Пользуясь заместителями моделируем обложки книг с 1 класса.

Считаю, что авторами курса успешно решён вопрос преемственности, т.е. во 2-4 классах продолжается работа, начатая в 1 классе.

Книга - учебник «Литературное чтение» имеет ряд рубрик. Задача учителя научить детей систематически пользоваться ими:

-«Послушай» (произведения для слушания);

- «Обрати внимание» (кратко, в доступной форме нужно раскрыть литературоведческие понятия);

-«Подсказка» (помогает провести словарную работу);

-«Вспомни» (помогает вспомнить изученный материал);

-«Книжная полка» (ориентирует на самостоятельное чтение по заданной теме);

-«Проверь себя» (контроль и проверка знаний)

Учителю важно научить детей самостоятельно выполнять задания в тетрадях. Задания подобраны таким образом, что учащимся легко понять произведение. Виды работ разнообразны (сравнить, выписать, нарисовать и т.д.).

Разноуровневые задания дают возможность для дифференцированного подхода.

Разгадывание кроссвордов развивает самостоятельность, одновременно дети овладевают просмотровым чтением.

Контрольные работы (тест) помогают проверить знания.

От класса к классу идёт усложнение учебного материала расширяется круг чтения.

В результате завершения изучения курса «Литературное чтение» с детей формируется устойчивая потребность в чтении книг.

Следует отметить, что задача образования в школе состоит не только в том, чтобы дать ученикам теоретические и практические знания в различных областях, но и, что очень важно, научить их добывать эти знания самостоятельно. И помощником в этой работе может служить обычный школьный учебник.

Учебник является необходимым условием для того, чтобы у учащихся образовались новые устойчивые временные связи, чтобы учащиеся прочно усвоили материал, объясненный учителем. Учебник создает для ребят возможность возвращаться к данному материалу, для того чтобы глубже продумать и закрепить этот материал или отдельные его части.

Работа по формированию у учащихся умений и навыков работы с учебником должна вестись учителями на всех этапах обучения: при сообщении нового материала, при осмыслении и закреплении знаний, при проверке домашних заданий

Работа по привитию учащимся умений и навыков самостоятельной работы с учебником должна проводиться из урока в урок, по определенной, строго разработанной системе.

Эту работу можно предлагать с различной дидактической целью и на различных этапах урока: при изучении нового материала, при повторении и изучении некоторых теоретических вопроса, закреплении, обобщении и систематизации знаний учащихся.