СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад/Формирование функциональной грамотности на уроках ИЗО

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад о развитии креативного мышления на уроках ИЗО.

Просмотр содержимого документа
«Доклад/Формирование функциональной грамотности на уроках ИЗО»

 Формирование функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства  Выполнила: учитель ИЗО  МОУ «СШИ №2»  Сергеева Ольга Сергеевна Магнитогорск, 2022

Формирование функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства

Выполнила: учитель ИЗО

МОУ «СШИ №2»

Сергеева Ольга Сергеевна

Магнитогорск, 2022

Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС Новый словарь методических терминов и понятий: « ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, Ф.г. есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде».

Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС

  • Новый словарь методических терминов и понятий:

« ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, Ф.г. есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде».

Креативное мышление - дополнительный компонент функциональной грамотности, новое направление

Креативное мышление - дополнительный компонент функциональной грамотности, новое направление

На уроках изобразительного искусства формирование функциональной грамотности осуществляется развитием креативного мышления   КРЕАТИВНОСТЬ (от лат. creatio – созидание) – способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации (Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва). Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления. По версии PISA , международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, креативное мышление – способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их . Творческое мышление ― основа для появления нового знания, инновационных идей; способность мыслить креативно плодотворно влияет на развитие общества, производства.

На уроках изобразительного искусства формирование функциональной грамотности осуществляется развитием креативного мышления

  • КРЕАТИВНОСТЬ (от лат. creatio – созидание) – способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации (Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва).
  • Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления.
  • По версии PISA , международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, креативное мышление – способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их .
  • Творческое мышление ― основа для появления нового знания, инновационных идей; способность мыслить креативно плодотворно влияет на развитие общества, производства.
 Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания, выделяют следующие способности креативной личности: способность рисковать; дивергентное мышление (метод творческого мышления, заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. Исследованиями дивергентного мышления занимались: Э. П. Торренс, Д. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Груббер, И. Хайн, А. Б. Шнедер, Д. Роджерс.); гибкость в мышлении и действиях; скорость мышления; способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые; богатое воображение; восприятие неоднозначности вещей и явлений; высокие эстетические ценности; развитая интуиция.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания, выделяют следующие способности креативной личности:

  • способность рисковать;
  • дивергентное мышление (метод творческого мышления, заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. Исследованиями дивергентного мышления занимались: Э. П. Торренс, Д. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Груббер, И. Хайн, А. Б. Шнедер, Д. Роджерс.);
  • гибкость в мышлении и действиях;
  • скорость мышления;
  • способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые;
  • богатое воображение;
  • восприятие неоднозначности вещей и явлений;
  • высокие эстетические ценности;
  • развитая интуиция.
 Как может проявляться креативность?   Большая креативность (Big-C creativity) - творческий прорыв, великое открытие или шедевр, которые неразрывно связаны как с глубоким знанием предмета, исполнительским мастерством, так и с одаренностью, выдающимися способностями или талантом (присуща талантливым, одарённым личностям). Малая креативность (Little-C creativity) - может проявляться   в ежедневных делах, таких, как, например, оформление подарка или фотоальбома, способность приготовить вкусную еду из остатков продуктов или способность найти отличное решение сложной логистической проблемы, встроиться в сложный график и т.п. (может формироваться у большинства учащихся) Учитывая специфику исследования PISA, в данном исследовании приоритет отдается «малой креативности».  

Как может проявляться креативность?

  • Большая креативность (Big-C creativity)

- творческий прорыв, великое открытие или шедевр, которые неразрывно связаны как с глубоким знанием предмета, исполнительским мастерством, так и с одаренностью, выдающимися способностями или талантом (присуща талантливым, одарённым личностям).

  • Малая креативность (Little-C creativity)

- может проявляться   в ежедневных делах, таких, как, например, оформление подарка или фотоальбома, способность приготовить вкусную еду из остатков продуктов или способность найти отличное решение сложной логистической проблемы, встроиться в сложный график и т.п. (может формироваться у большинства учащихся)

  • Учитывая специфику исследования PISA, в данном исследовании приоритет отдается «малой креативности».

 

 Задания на уроках изобразительного искусства направлены на развитие творческого воображения и образного мышления, умения нестандартно мыслить, «примерять» на себя роли разных Мастеров (Изображения, Украшения, Постройки), что и является базой для развития креативного мышления учащихся. Они выполняют различные «задания на визуальное самовыражение».
  • Задания на уроках изобразительного искусства направлены на развитие творческого воображения и образного мышления, умения нестандартно мыслить, «примерять» на себя роли разных Мастеров (Изображения, Украшения, Постройки), что и является базой для развития креативного мышления учащихся. Они выполняют различные «задания на визуальное самовыражение».
Примеры развития  креативного мышления  на уроках ИЗО

Примеры развития креативного мышления на уроках ИЗО

1 класс Тема: «Изображать можно и то, что невидимо (настроение)» Задание: придумай фон для 2-х разных открыток, изобрази грустное и радостное настроение, используя цветовые пятна и линии. Прослушай разную по настроению музыку.
  • 1 класс

Тема: «Изображать можно и то, что невидимо (настроение)»

Задание: придумай фон для 2-х разных открыток, изобрази грустное и радостное настроение, используя цветовые пятна и линии. Прослушай разную по настроению музыку.

1 класс Тема: «Дома бывают разными» Задание: ты – Мастер Постройки (архитектор), придумай и нарисуй необычный дом, используя разные геометрические фигуры.
  • 1 класс

Тема: «Дома бывают разными»

Задание: ты – Мастер Постройки (архитектор), придумай и нарисуй необычный дом, используя разные геометрические фигуры.

2 класс Тема: «Постройка и фантазия» Задание: ты – Мастер Постройки (архитектор, дизайнер), изобрази дом в виде ягоды, фрукта или цветка.
  • 2 класс

Тема: «Постройка и фантазия»

Задание: ты – Мастер Постройки (архитектор, дизайнер), изобрази дом в виде ягоды, фрукта или цветка.

3 класс Тема: «Художник в театре» Задание: ты – художник по костюмам в театре, придумай и нарисуй эскиз костюма к спектаклю «Жар-птица».
  • 3 класс

Тема: «Художник в театре»

Задание: ты – художник по костюмам в театре, придумай и нарисуй эскиз костюма к спектаклю «Жар-птица».

5 класс Тема: «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества» Задание: ты – художник-ювелир, выполни эскиз ювелирного украшения в древнеегипетском стиле.
  • 5 класс

Тема: «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества»

Задание: ты – художник-ювелир, выполни эскиз ювелирного украшения в древнеегипетском стиле.

6 класс Тема: «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира» Задание: ты – художник-иллюстратор, проиллюстрируй историю о человеке и его друге-собаке, необычным образом, используя для изображения разные геометрические фигуры. Расскажи историю классу.
  • 6 класс

Тема: «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира»

Задание: ты – художник-иллюстратор, проиллюстрируй историю о человеке и его друге-собаке, необычным образом, используя для изображения разные геометрические фигуры. Расскажи историю классу.

7 класс Тема: «В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна» Задание: ты – дизайнер по рекламе, разработай дизайн разворота (обложки) книги, работая в технике аппликация.
  • 7 класс

Тема: «В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна»

Задание: ты – дизайнер по рекламе, разработай дизайн разворота (обложки) книги, работая в технике аппликация.

7 класс Тема: «Форма и материал» Задание: ты – дизайнер интерьера, из подручных предметов создай инсталляцию на плоскости «Ёлка» для украшения интерьера к «Новому году».
  • 7 класс

Тема: «Форма и материал»

Задание: ты – дизайнер интерьера, из подручных предметов создай инсталляцию на плоскости «Ёлка» для украшения интерьера к «Новому году».

 Развитие креативного мышления , решение нестандартных задач на уроках определённо является весьма действенным способом тренировки реальной применимости знаний человека на практике, а также способности быстро находить способы решения любой жизненной задачи.
  • Развитие креативного мышления , решение нестандартных задач на уроках определённо является весьма действенным способом тренировки реальной применимости знаний человека на практике, а также способности быстро находить способы решения любой жизненной задачи.

Список литературы

  • Авдеенко Н. А., Денищева Л. О., Краснянская К. А., Михайлова А. М., Пинская М. А. Креативность для каждого: внедрение развития навыков XXI века в практику российских школ // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 282-304.
  • Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с., С. 342.
  • Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. (2009) Психология креативности. М.: Когито-Центр.
  • Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов / Л.В. Мардахаев. - Москва : Российский государственный социальный университет, 2016. - 364 с. - ISBN 978-5-7139-1235-2. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/351776/reading (дата обращения: 13.03.2022). - Текст: электронный.
  • Фрумин, И.Д., Добрякова, М.С., Баранников, К.А., Реморенко, И.М. (2018). Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования. М.: НИУ ВШЭ. URL: https://publications.hse.ru/books/228988538
  • Чиксентмихайи М. Креативность. Поток и психология открытий и изобретений [Пер. с англ. И. Ющенко]. – М.: Карьера Пресс, 2018.
  • https://events.prosv.ru/uploads/2020/09/additions/iY8GBKcHsBy26MUUBbFfz7oSbRXL0uhouWxKMsHS.pdf
  • http :// skiv . instrao . ru / support / demonstratsionnye - materialya / kreativnoe - myshlenie . php  
  • https://www.pexels.com/ru-ru/photo/2894235 /
  • https:// funik.ru/funny-pictures/samye-kreativnye-kartinki-60-kartinok

В презентации использовались творческие работы учащихся МОУ «СШИ №2», выполненные под руководством учителя ИЗО Сергеевой Ольги Сергеевны

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!