Формирование функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства
Выполнила: учитель ИЗО
МОУ «СШИ №2»
Сергеева Ольга Сергеевна
Магнитогорск, 2022
Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС
- Новый словарь методических терминов и понятий:
« ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, Ф.г. есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде».
Креативное мышление - дополнительный компонент функциональной грамотности, новое направление
На уроках изобразительного искусства формирование функциональной грамотности осуществляется развитием креативного мышления
- КРЕАТИВНОСТЬ (от лат. creatio – созидание) – способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации (Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва).
- Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления.
- По версии PISA , международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, креативное мышление – способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их .
- Творческое мышление ― основа для появления нового знания, инновационных идей; способность мыслить креативно плодотворно влияет на развитие общества, производства.
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания, выделяют следующие способности креативной личности:
- способность рисковать;
- дивергентное мышление (метод творческого мышления, заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. Исследованиями дивергентного мышления занимались: Э. П. Торренс, Д. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Груббер, И. Хайн, А. Б. Шнедер, Д. Роджерс.);
- гибкость в мышлении и действиях;
- скорость мышления;
- способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые;
- богатое воображение;
- восприятие неоднозначности вещей и явлений;
- высокие эстетические ценности;
- развитая интуиция.
Как может проявляться креативность?
- Большая креативность (Big-C creativity)
- творческий прорыв, великое открытие или шедевр, которые неразрывно связаны как с глубоким знанием предмета, исполнительским мастерством, так и с одаренностью, выдающимися способностями или талантом (присуща талантливым, одарённым личностям).
- Малая креативность (Little-C creativity)
- может проявляться в ежедневных делах, таких, как, например, оформление подарка или фотоальбома, способность приготовить вкусную еду из остатков продуктов или способность найти отличное решение сложной логистической проблемы, встроиться в сложный график и т.п. (может формироваться у большинства учащихся)
- Учитывая специфику исследования PISA, в данном исследовании приоритет отдается «малой креативности».
- Задания на уроках изобразительного искусства направлены на развитие творческого воображения и образного мышления, умения нестандартно мыслить, «примерять» на себя роли разных Мастеров (Изображения, Украшения, Постройки), что и является базой для развития креативного мышления учащихся. Они выполняют различные «задания на визуальное самовыражение».
Примеры развития креативного мышления на уроках ИЗО
Тема: «Изображать можно и то, что невидимо (настроение)»
Задание: придумай фон для 2-х разных открыток, изобрази грустное и радостное настроение, используя цветовые пятна и линии. Прослушай разную по настроению музыку.
Тема: «Дома бывают разными»
Задание: ты – Мастер Постройки (архитектор), придумай и нарисуй необычный дом, используя разные геометрические фигуры.
Тема: «Постройка и фантазия»
Задание: ты – Мастер Постройки (архитектор, дизайнер), изобрази дом в виде ягоды, фрукта или цветка.
Тема: «Художник в театре»
Задание: ты – художник по костюмам в театре, придумай и нарисуй эскиз костюма к спектаклю «Жар-птица».
Тема: «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества»
Задание: ты – художник-ювелир, выполни эскиз ювелирного украшения в древнеегипетском стиле.
Тема: «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира»
Задание: ты – художник-иллюстратор, проиллюстрируй историю о человеке и его друге-собаке, необычным образом, используя для изображения разные геометрические фигуры. Расскажи историю классу.
Тема: «В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна»
Задание: ты – дизайнер по рекламе, разработай дизайн разворота (обложки) книги, работая в технике аппликация.
Тема: «Форма и материал»
Задание: ты – дизайнер интерьера, из подручных предметов создай инсталляцию на плоскости «Ёлка» для украшения интерьера к «Новому году».
- Развитие креативного мышления , решение нестандартных задач на уроках определённо является весьма действенным способом тренировки реальной применимости знаний человека на практике, а также способности быстро находить способы решения любой жизненной задачи.
Список литературы
- Авдеенко Н. А., Денищева Л. О., Краснянская К. А., Михайлова А. М., Пинская М. А. Креативность для каждого: внедрение развития навыков XXI века в практику российских школ // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 282-304.
- Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с., С. 342.
- Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. (2009) Психология креативности. М.: Когито-Центр.
- Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов / Л.В. Мардахаев. - Москва : Российский государственный социальный университет, 2016. - 364 с. - ISBN 978-5-7139-1235-2. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/351776/reading (дата обращения: 13.03.2022). - Текст: электронный.
- Фрумин, И.Д., Добрякова, М.С., Баранников, К.А., Реморенко, И.М. (2018). Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования. М.: НИУ ВШЭ. URL: https://publications.hse.ru/books/228988538
- Чиксентмихайи М. Креативность. Поток и психология открытий и изобретений [Пер. с англ. И. Ющенко]. – М.: Карьера Пресс, 2018.
- https://events.prosv.ru/uploads/2020/09/additions/iY8GBKcHsBy26MUUBbFfz7oSbRXL0uhouWxKMsHS.pdf
- http :// skiv . instrao . ru / support / demonstratsionnye - materialya / kreativnoe - myshlenie . php
- https://www.pexels.com/ru-ru/photo/2894235 /
- https:// funik.ru/funny-pictures/samye-kreativnye-kartinki-60-kartinok
В презентации использовались творческие работы учащихся МОУ «СШИ №2», выполненные под руководством учителя ИЗО Сергеевой Ольги Сергеевны
Спасибо за внимание!