Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Сясьстройская школа-интернат», реализующая адаптированные образовательные программы.
Доклад
«Формирование представлений об окружающем мире у детей с интеллектуальными нарушениями в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью»
Подготовила: учитель 5 Б класса
Васильева Н.М
2021
Окружающий нас мир велик и разнообразен. Ознакомление школьников с нарушениями интеллектуального развития с окружающим миром – это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире. Школьный возраст выделяется как период высокого интереса к окружающему миру. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Уроки окружающего мира способствуют развитию личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью, формированию новых знаний, развитию и коррекции психических процессов, развитию умения анализировать, делать простейшие выводы и обобщения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
Для повышения уровня представлений об окружающем мире детям с интеллектуальной недостаточностью мне представляется значимым использование индивидуально-ориентированных, наглядно- практических заданий на уроках окружающего мира. Это различные игры, упражнения , работа на карточках, работа по собиранию из различных элементов, Работа с разрезными карточками и т.д.
При планировании урока по окружающему миру необходимо:
Конкретно определить тему, цели, задачи, тип урока.
Определить содержание учебного материала, его объем, установить связь с ранее изученным материалом, систему упражнений для дифференцированной работы и домашнего задания.
Выбрать разнообразные, наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, сочетать разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока
Продумать оптимальный темп урока, т.е. рассчитать время на каждый его этап.
Разнообразить формы рефлексии
Типы уроков по ФГОС для детей с интеллектуальной недостаточностью:
Урок «Открытие нового». Слайд
Урок рефлексии. Слайд
Урок общеметодологической направленности. Слайд
Урок развивающего контроля. Слайд.
Для урока необходимо четко продумать цели и задачи. Слайд.
Методы обучения:
Обьяснительно-иллюстративный.
Наглядный.
Практический.
Проблемно-поисковый или частично-поисковый.
Исследовательский.
Структура урока.
С учетом динамики работоспособности умственно отсталых учащихся рекомендуется применять следующие этапы организации деятельности на уроке:
Цель первого этапа – настроить ребят на работу, заинтересовать их. Этот этап задает тон всему уроку. Этап повторения и актуализации знаний является обязательным, именно на нем будет базироваться новый материал.
Современные технологии, элементы которых нужно применять на уроках окружающего мира в коррекционной школе:
Технология проблемного обучения
Игровые технологии.
Информационно-коммуникативные технологии.
Нравственная технология.
Проблемно-поисковая технология.
Здоровьесберегающая технология.
Четкий, размеренный порядок работы, строгая дозировка умственной и физической нагрузок, наличие постоянно действующих педагогических стимулом, побуждающих к активной деятельности, свойственных хорошо организованному уроку, создают благоприятные и щадящие условия для обучения учащихся с ОВЗ, предупреждают нервно-психические перенапряжения.
Таким образом, одним из важнейших направлений коррекционно- развивающей работы учителя является формирование представлений об окружающем мире. Можно полагать, что ребенок сможет легче усваивать знания об окружающем мире, предлагаемые на уроках, при наличии дополнительной коррекционно-развивающей работы учителя совместно с психологом, воспитателем, родителями. В ходе занятий ребенку оказывается необходимая помощь в установлении связей и отношений между различными объектами окружающего мира .
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод о том, что такие дети могут иметь объективную картину об окружающем мире только с помощью взрослого. Следовательно, необходима коррекционная работа с детьми с интеллектуальными нарушениями развития по формированию представлений об окружающем мире, так как это оказывает существенное влияние на их дальнейшую социальную жизнь
При планировании урока необходимо:
- конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в рамках учебной программы;
- определить содержание учебного материала, его объем, установить связь с ранее изученным материалом, систему упражнений для дифференцированной работы и домашнего задания;
- выбрать разнообразные, наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, сочетать разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока; -определить эффективные формы контроля за учебной деятельностью школьников;
- продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап;
- разнообразить формы рефлексии (подведения итогов урока: фронтальные, индивидуальные);
- продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Типы уроков по ФГОС для детей с умственной отсталостью:
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Формулируя образовательные задачи, необходимо помнить о том, чему нужно учить на уроке и что для этого нужно сделать, а именно:
формировать (формирование) у учащихся представления о …; -выявить (выявлять)…;
-знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;
-уточнить…; расширить…; обобщить…;
-систематизировать…; дифференцировать…;
-учить применять на практике…; учить пользоваться…;
-тренировать…; проверить….
Коррекционно-развивающие задачи:
- корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;
- коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…; -коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом;
- коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной);
- коррекция и развитие зрительных восприятий…; развитие слухового восприятия…; коррекция и развитие тактильного восприятия;
- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;
- коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к учебе, предмету;
- воспитывать умение работать в парах, в команде;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)
Методы по характеру познавательной деятельности:
- объяснительно – иллюстрированный;
- наглядный;
- репродуктивный;
- практический;
- метод проблемного изложения;
- частично – поисковый;
- исследовательский.
Структура урока в специальной (коррекционной) школе.
С учетом динамики работоспособности умственно отсталых учащихся рекомендуется применять следующие этапы организации деятельности на уроке:
Цель первого этапа – настроить школьников на работу. Заинтересовать их. Этот этап задает тон всему уроку.
Этап проверки домашнего задания не обязателен.
Этап повторения и актуализации знаний является обязательным, именно на нем будет базироваться новый материал.
Современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках окружающего мира в коррекционной школе:
- технология разноуровневого обучения;
- технология проблемного обучения;
- метод проектов; - игровые технологии;
- информационно-коммуникационные технологии;
- нравственная технология;
- здоровьесберегающие технологии.
Четкий, размеренный порядок работы, строгая дозировка умственной и физической нагрузок, наличие постоянно действующих педагогических стимулов, побуждающих к активной деятельности, свойственных хорошо организованному уроку, создают благоприятные и щадящие условия для обучения учащихся с ОВЗ, предупреждают нервно-психические перенапряжения.
Таким образом, одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы учителя является формирование представлений об окружающем мире. Их недостатки у детей с нарушениями интеллектуального развития общеизвестны. Улучшение качества таких представлений - одна из предпосылок успешной социализации. При этом необходимо обратить особое внимание на учет закономерности становления познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития. Возможны несколько путей их совершенствования. Первый - расширять знания об окружающем их мире, преподнося их таким образом, чтобы активизировать мыслительные операции, второй - использовать при формировании представлений информационные технологии.
Можно полагать, что ребенок сможет легче усваивать знания об окружающем мире, предлагаемые на уроках, при наличии дополнительной коррекционно-развивающей работы учителя совместно с психологом. В ходе занятий ребенку оказывается необходимая помощь в установлении связей и отношений между различными объектами окружающего мира.
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод о том, что такие дети могут иметь объективную картину об окружающем мире только с помощью взрослого. Следовательно, необходима коррекционная работа с детьми с интеллектуальными нарушениями развития по формированию представлений об окружающем мире, так как это оказывает существенное влияние на их дальнейшую социальную жизнь.