СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад"Формирование представлений об окружающем мире у детей с интеллектуальными нарушениями в условиях внедрения ФГОСобразования обучающихся с умственной отсталостью"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад"Формирование представлений об окружающем мире у детей с интеллектуальными нарушениями в условиях внедрения ФГОСобразования обучающихся с умственной отсталостью"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Сясьстройская школа-интернат», реализующая адаптированные образовательные программы.





Доклад

«Формирование представлений об окружающем мире у детей с интеллектуальными нарушениями в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью»









Подготовила: учитель 5 Б класса

Васильева Н.М



2021

Окружающий нас мир велик и разнообразен. Ознакомление школьников с нарушениями интеллектуального развития с окружающим миром – это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире. Школьный возраст выделяется как период высокого интереса к окружающему миру. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Уроки окружающего мира способствуют развитию личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью, формированию новых знаний, развитию и коррекции психических процессов, развитию умения анализировать, делать простейшие выводы и обобщения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

Для повышения уровня представлений об окружающем мире детям с интеллектуальной недостаточностью мне представляется значимым использование индивидуально-ориентированных, наглядно- практических заданий на уроках окружающего мира. Это различные игры, упражнения , работа на карточках, работа по собиранию из различных элементов, Работа с разрезными карточками и т.д.

При планировании урока по окружающему миру необходимо:

  1. Конкретно определить тему, цели, задачи, тип урока.

  2. Определить содержание учебного материала, его объем, установить связь с ранее изученным материалом, систему упражнений для дифференцированной работы и домашнего задания.

  3. Выбрать разнообразные, наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, сочетать разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока

  4. Продумать оптимальный темп урока, т.е. рассчитать время на каждый его этап.

  5. Разнообразить формы рефлексии

Типы уроков по ФГОС для детей с интеллектуальной недостаточностью:

  1. Урок «Открытие нового». Слайд

  2. Урок рефлексии. Слайд

  3. Урок общеметодологической направленности. Слайд

  4. Урок развивающего контроля. Слайд.

Для урока необходимо четко продумать цели и задачи. Слайд.

Методы обучения:

  1. Обьяснительно-иллюстративный.

  2. Наглядный.

  3. Практический.

  4. Проблемно-поисковый или частично-поисковый.

  5. Исследовательский.

Структура урока.

С учетом динамики работоспособности умственно отсталых учащихся рекомендуется применять следующие этапы организации деятельности на уроке:

Цель первого этапа – настроить ребят на работу, заинтересовать их. Этот этап задает тон всему уроку. Этап повторения и актуализации знаний является обязательным, именно на нем будет базироваться новый материал.

Современные технологии, элементы которых нужно применять на уроках окружающего мира в коррекционной школе:

  1. Технология проблемного обучения

  2. Игровые технологии.

  3. Информационно-коммуникативные технологии.

  4. Нравственная технология.

  5. Проблемно-поисковая технология.

  6. Здоровьесберегающая технология.

Четкий, размеренный порядок работы, строгая дозировка умственной и физической нагрузок, наличие постоянно действующих педагогических стимулом, побуждающих к активной деятельности, свойственных хорошо организованному уроку, создают благоприятные и щадящие условия для обучения учащихся с ОВЗ, предупреждают нервно-психические перенапряжения.

Таким образом, одним из важнейших направлений коррекционно- развивающей работы учителя является формирование представлений об окружающем мире. Можно полагать, что ребенок сможет легче усваивать знания об окружающем мире, предлагаемые на уроках, при наличии дополнительной коррекционно-развивающей работы учителя совместно с психологом, воспитателем, родителями. В ходе занятий ребенку оказывается необходимая помощь в установлении связей и отношений между различными объектами окружающего мира .

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод о том, что такие дети могут иметь объективную картину об окружающем мире только с помощью взрослого. Следовательно, необходима коррекционная работа с детьми с интеллектуальными нарушениями развития по формированию представлений об окружающем мире, так как это оказывает существенное влияние на их дальнейшую социальную жизнь

При планировании урока необходимо:

- конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в рамках учебной программы;

- определить содержание учебного материала, его объем, установить связь с ранее изученным материалом, систему упражнений для дифференцированной работы и домашнего задания;

- выбрать разнообразные, наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, сочетать разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока; -определить эффективные формы контроля за учебной деятельностью школьников;

- продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап;

- разнообразить формы рефлексии (подведения итогов урока: фронтальные, индивидуальные);

- продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Типы уроков по ФГОС для детей с умственной отсталостью:

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Формулируя образовательные задачи, необходимо помнить о том, чему нужно учить на уроке и что для этого нужно сделать, а именно:

формировать (формирование) у учащихся представления о …; -выявить (выявлять)…;

-знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;

-уточнить…; расширить…; обобщить…;

-систематизировать…; дифференцировать…;

-учить применять на практике…; учить пользоваться…;

-тренировать…; проверить….

Коррекционно-развивающие задачи:

- корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;

- коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…; -коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом;

- коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной);

- коррекция и развитие зрительных восприятий…; развитие слухового восприятия…; коррекция и развитие тактильного восприятия;

- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;

- коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;

- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к учебе, предмету;

- воспитывать умение работать в парах, в команде;

- воспитывать самостоятельность;

- воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)

Методы по характеру познавательной деятельности:

- объяснительно – иллюстрированный;

- наглядный;

- репродуктивный;

- практический;

- метод проблемного изложения;

- частично – поисковый;

- исследовательский.

Структура урока в специальной (коррекционной) школе.

С учетом динамики работоспособности умственно отсталых учащихся рекомендуется применять следующие этапы организации деятельности на уроке:

Цель первого этапа – настроить школьников на работу. Заинтересовать их. Этот этап задает тон всему уроку.

Этап проверки домашнего задания не обязателен.

Этап повторения и актуализации знаний является обязательным, именно на нем будет базироваться новый материал.

Современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках окружающего мира в коррекционной школе:

- технология разноуровневого обучения;

- технология проблемного обучения;

- метод проектов; - игровые технологии;

- информационно-коммуникационные технологии;

- нравственная технология;

- здоровьесберегающие технологии.

Четкий, размеренный порядок работы, строгая дозировка умственной и физической нагрузок, наличие постоянно действующих педагогических стимулов, побуждающих к активной деятельности, свойственных хорошо организованному уроку, создают благоприятные и щадящие условия для обучения учащихся с ОВЗ, предупреждают нервно-психические перенапряжения.

Таким образом, одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы учителя является формирование представлений об окружающем мире. Их недостатки у детей с нарушениями интеллектуального развития общеизвестны. Улучшение качества таких представлений - одна из предпосылок успешной социализации. При этом необходимо обратить особое внимание на учет закономерности становления познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития. Возможны несколько путей их совершенствования. Первый - расширять знания об окружающем их мире, преподнося их таким образом, чтобы активизировать мыслительные операции, второй - использовать при формировании представлений информационные технологии.

Можно полагать, что ребенок сможет легче усваивать знания об окружающем мире, предлагаемые на уроках, при наличии дополнительной коррекционно-развивающей работы учителя совместно с психологом. В ходе занятий ребенку оказывается необходимая помощь в установлении связей и отношений между различными объектами окружающего мира.

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод о том, что такие дети могут иметь объективную картину об окружающем мире только с помощью взрослого. Следовательно, необходима коррекционная работа с детьми с интеллектуальными нарушениями развития по формированию представлений об окружающем мире, так как это оказывает существенное влияние на их дальнейшую социальную жизнь.