СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование социальной активности студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в профессиональной и социальной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Доклад ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Министерство образования Оренбургской области

ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум» г. Бугуруслана

Оренбургской области









































ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ 
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 
ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ























Преподаватель: Александрова И.А.



























2018 год





Формирование социальной активности студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в профессиональной и социальной деятельности.

Рост числа студентов, нуждающихся в особом подходе к обучению и воспитанию, в настоящее время является актуальной проблемой среднего профессионального образования.  Важную роль в разрешении данной проблемы призвано сыграть инклюзивное образование, которое обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся, дает возможность личности развивать и приумножать свои субъективные качества, формировать особую систему отношений к окружающей действительности и самой себе.

Формирование социальных качеств студентов с ограниченными возможностями здоровья, осуществляемое в системе среднего профессионального образования, происходит в процессе социального воспитания, ориентированного на нравственную, самостоятельную, активную личность с выраженной гражданской позицией и способной к постоянному самосовершенствованию. Одним из условий формирования социально активной личности будущего специалиста выступает технологизация этого процесса.

Реализация технологии формирования социальной активности студентов с ОВЗ должна опираться на основные принципы технологизации воспитания:

- создание общей для всех организационной формы воспитания (специально организованной внеучебной деятельности), направленной на формирование социальной активности студентов с особыми образовательными потребностями;

- индивидуализация данной деятельности и доведение ее до каждого субъекта воспитательной системы колледжа.

Важными условиями технологизации процесса формирования социальной активности студентов с ОВЗ в условиях колледжа являются:

-                 создание единой образовательной среды для студентов, имеющих различные стартовые возможности;

-                 коллективный характер деятельности, направленный на развитие толерантного самосознания у всех участников образовательного процесса;

-                 социально-педагогическая направленность на создание условий эффективной социализации – самостоятельного освоения студентами социального опыта, общественных и профессиональных норм и ценностей с учетом индивидуальных возможностей обучаемых;

-                 оптимизация процесса организации воспитательной работы в колледже (адаптация программы воспитательной работы, внедрение инклюзивного подхода) путем программирования деятельности педагогов и студентов;

-                 индивидуальное мастерство педагогов, организующих внеучебную деятельность студентов, учет их профессиональных умений, направленных на формирование личности будущего специалиста в определенных социально-педагогических условиях.

Социальная активность личности учащегося с ограниченными возможностями представляет собой интегративное общественное качество, включающее в себя наличие необходимых знаний и умений, проявляющихся в инициативной деятельности; совокупность социально значимых действий, направленных на интенсивное, осознанное взаимодействие  с социальной средой; ценностное понимание социальной действительности. Развитие и формирование этого качества происходит в многообразной общественно значимой деятельности, в результате которой обеспечивается глубокое и полное саморазвитие личности.

Отметим, что социальная активность студентов с ограниченными возможностями здоровья, формирующаяся в период обучения в колледже, обеспечивает психологическую устойчивость и относительную стабильность существования личности в сложной и противоречивой социальной действительности. Учебный процесс, кроме образовательных целей, одновременно содействует решению задач воспитания и развития личности, а внеучебная деятельность влияет на образованность личности, служит непосредственным фактором стимулирования социальной активности будущего специалиста. Внеучебная деятельность может помочь студенту с ограниченными возможностями здоровья осознать мир, в котором он живет, людей, которые его окружают, воспринять эстетические ценности, оценить достижения науки, ценности бытия, отношение к миру, природе и т. д.

Реализация предложенной технологии осуществляется во внеучебное время и предусматривает помощь студентам с ограниченными возможностями здоровья в компенсации психологических изменений (когда врожденный или приобретенный дефект занимает центральное место в формировании и становлении личности), в формировании положительных установок, развитии других способностей личности, способных  компенсировать инвалидность.

Процесс формирования социальной активности имеет свои особенности в зависимости от вида инвалидизирующей патологии, пола и возраста студента, особенностей его социального положения. Так, у студентов с ограниченными возможностями здоровья в возрасте 16‒20 лет наличие ограничения жизнедеятельности может усугубить трудности жизнеобеспечения и общения, вызвать  изменение личности, ее социальную изоляцию и привести к асоциальному поведению. Поэтому технология формирования социальной активности студентов с особыми образовательными потребностями должна быть направлена в сторону преодоления имеющихся ограничений жизнедеятельности, на поиск путей реализации собственных возможностей.

Направления организации внеурочной деятельности

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья


В качестве основных направлений внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования определены следующие: духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное и спортивно-оздоровительное (физкультурно-спортивное и оздоровительное).

Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности. Содержание программ в рамках данного направления внеурочной деятельности обеспечивает присвоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья системы ценностей, получение обучающимися опыта определения актуальных для них смысложизненных и нравственных проблем, приобретение опыта разрешения нравственных проблем на основе морального выбора, опыта индивидуального и совместного смыслопорождения, смыслообразования и смыслостроительства. Помимо этого содержание программ должно обеспечивать возможности для приобретения обучающимися опыта определения и реализации собственных ценностных приоритетов в искусстве, духовно-практической деятельности (творчество, помощь людям, благотворительность, добровольчество, волонтерство и др.).

Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть представлено следующими программами: «Дорогами добра», «Духовное богатство России», «Музыка и движение», «Театральная азбука» и другие.

Общекультурное направление внеурочной деятельности предполагает формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья способностей к ориентировке в пространстве культуры (общечеловеческая культура, национальная культура, семейные традиции, народные традиции и др.), а также предполагает освоение обучающимися этических норм, эстетических эталонов и др. Программы внеурочной деятельности по данному направлению имеют своей целью развитие у обучающихся умений организации деятельности в бытовой и культурно-досуговой сферах, умений строить межличностные отношения, овладение навыками культурного общения. Не менее значимо в рамках реализации данного направления освоение обучающимися знаний в области общечеловеческой культуры, традиций, формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья практически их применять в системе социальных отношений, а также создание условий для приобретения обучающимися опыта деятельности в области освоения культурного пространства. Общекультурное направление внеурочной деятельности возможно реализовать посредством разработки программ следующей тематики: «Азбука этикета», «Школьный этикет», «Великие изобретатели», «Мир профессий» и другие.

Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности предполагает формирование у обучающихся интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения познавательных задач, анализом ситуаций, сопоставлением различных данных, формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности, строить и проверять гипотезы, формирование пространственных представлений, пространственного воображения, умений рассуждать. Не менее важной является стимулирование познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности могут быть подготовлены такие программы, как «Клуб почемучек», «Хочу все знать», «Юный исследователь», «За страницами учебника математики», «Интеллектуальные игры», клуб «Эрудит», клуб «Юный исследователь», «Волшебные звуки», «Экономика вокруг нас», «Занимательная информатика», «Математика вокруг нас», научное общество учащихся «Первые шаги моего исследования» и другие.

Социальное направление внеурочной деятельности предполагает направленность на развитие у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья навыков общения со сверстниками и в разновозрастной детской среде, включение обучающихся в процессы преобразования окружающей среды, присвоение и отработку ими различных социальных ролей, приобщение к ценностям гражданственности, социальной солидарности, развитие умений принимать групповые нормы. Реализация программы курсов внеурочной деятельности в рамках социального направления будет направлена на обеспечение условий интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общество. В рамках социального направления могут быть представлены такие программы, как «Народы мира», «Детская риторика», «Человек среди людей», «Они прославили наш город», «Наш героический город», «История и культура Урала», «Азбука права», клуб «Лидер», «Мы и окружающий мир», игра-путешествие «Мой родной город» и многие другие.

Спортивно-оздоровительное (физкультурно-спортивное и оздоровительное) направление внеурочной деятельности предполагает приобщение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к ценностям здорового образа жизни, формирование у них мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование умений использовать средства физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни и досуговой деятельности, а также включение обучающихся в спортивно-зрелищные мероприятия (турниры, марафоны, спортивные праздники, встречи с выдающимися спортсменами и др.). Спортивно-оздоровительное направление может быть представлено такими программами внеурочной деятельности, как «Азбука здоровья», «Юные олимпийцы», «Ритмика», подвижные игры «Академия досуга» и другими.



ЛИТЕРАТУРА

1.    Иванова Г. П., Шакирова Э. Ф. Методика формирования социальной активности студентов педагогического колледжа во внеучебной деятельности. М.: МПГУ, 2009. 62 с.

2.    Мардахаев Л. В. Основы социально-педагогической технологии.  Рязань: Изд-во «Ярмарка», 1999. 92 с.

3.    Хайкин В. Л. Активность: характеристики и развитие.  М.: МПСИ; Воронеж: Модэк, 2000. 443 с.

4.    Шакирова Э. Ф. Формирование социальной активности студентов педагогического колледжа во внеучебной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2012. 197 с.