
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Стегаловка
Долгоруковского района
Липецкой области
Доклад:
«Формирование учебной мотивации и познавательной активности младших школьников средствами ИКТ
в начальной школе»
Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с. Стегаловка
Панова С.Г.
Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого явления неоднозначны:
перегрузка однообразным учебным материалом;
несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;
ограниченные возможности для творческого самоуправления.
Сегодня представление о том, что школа должна давать, прежде всего знания, умения, навыки признается неактуальным.
Наша задача не только научить читать, писать, но и развить лучшие качества ребенка, научить самостоятельно, принимать решения, находить пути их реализации, обучить способам учебной деятельности. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.
Мы хотим, чтобы наши дети выросли грамотными и успешными. Грамотность – это и есть тот самый фундамент, на котором можно строить дальнейшее развитие любого ученика.
И начальная школа способна решить новые задачи.
Условия обучения на уроках в начальной школе разнообразны.
Самые эффективные приемы, используемые на уроках в начальной школе:
Игровые технологии.
Работа с тренажерами на уроках математики и русского языка.
Проблемно-диалогические технологии.
Групповая работа.
Включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливают интерес детей к предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием.
Достижение высоких результатов начального образования по ФГОС невозможно без основной образовательной программы, особое место в которой занимает учебно-методическое и информационное обеспечение.
Знает нынче вся страна –
Модернизация нужна.
Как сказал наш президент –
ИКТ – важный момент.
Внедрение ИКТ в школы – одно из приоритетных направлений модернизации системы образования в стране!
Мы работаем с детством и получаем удовольствие от этого. А ведь этот детский мир ведь совершенно другой, и совершенно не такой как мир взрослых. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Использование ИКТ на уроках– это необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи. Это позволяет расширить информационное поле урока, стимулирует интерес ребенка, учителю облегчает подготовку к уроку, работу с отчетностью и другими документами, обеспечивает самообразование.
“Научить человека жить в информационном мире – задача современной школы”. Поэтому возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.
XXI век дал в руки учителя информационные технологии, которые раскрывают перед ним множество возможностей растить творца. Но по данным социологического опроса только 25 % учителей используют компьютер на своих уроках.
Сегодня существует множество готовых компьютерных программ. Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк:
1. Составление презентаций средствами Microsoft Power Point.
2. Текстовый редактор Word для создания простых дидактических материалов.
3. Возможности табличного процессора Excel в процессе обучения также весьма разнообразны. С помощью этого офисного приложения, можно создавать графики и диаграммы в ходе изучении тем, в которых фигурируют количественные показатели. Excel позволяет также готовить различные отчеты классного руководителя, например, можно подсчитать средний балл по предметам в таком отчете.
4. Программа Microsoft Publisher можно использовать при подготовке проектов и исследовательских работ (буклетик), шаблоны почетных грамот и благодарственных писем также беру в этой программе.
5. Movie Maker –создание фильмов.
6. SMART Notebook.
7. ActivInspire.
8. Аudacity-win – резка звука.
В системе работы с ИКТ, хочу выделить программы SMART Notebook и ActivInspire, которые я с успехом использую и хочу показать небольшой фрагмент урока в программе ActivInspire.
Тема: Единицы измерения времени.
Цель: обобщение знаний учащихся о единицах времени.
Повторение: соотношения между единицами времени; сравнение промежутков времени, упорядочивание промежутков времени по длительности; действия с именованными числами
Оборудование: интерактивная доска, различные виды часов, изображения различных видов часов, модель часов, тесты на каждого ученика для проверки умения определять время по часам, модели часов для каждого ученика.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Внимательно слушайте – и все услышите!
Внимательно смотрите – и всё увидите!
Думайте и всё обязательно поймёте!
УДАЧИ!
II. Постановка проблемы.
Математика пришла,
Занимай свои места.
Найди для головы полезное занятие!
Чтоб от безделья не зевать,
Полезно голову ломать!
- Как вы понимаете ломать голову?
- Начнём наш урок с разминки для ума.
а) Прочитайте, вставляя пропущенные названия единиц времени.
1) Урок и перемена длились 60 мин, или …..
2) Поезд был в пути 24 ч, или ….
3) Геологи работали в горах 12 месяцев, или ….
4) Спортсмен пробежал дистанцию за 60 с, или ….
б) Расшифруйте пословицы и поговорки.
100 лет живи, 100 лет учись. (Век живи, век учись)
Обещанного 36 месяцев ждут. (Обещанного 3 года ждут)
Делу время, а потехе 60 минут. (Делу время, а потехе час)
7 дней 12 месяцев кормит. (День год кормит)
III. Определение темы урока. (В руках у учителя часы)
- Как вы думаете, почему у меня в руках находится этот предмет – часы? (Ответы детей)
Время имеет одну особенность – оно неповторимо. То, что было вчера, не повторится никогда. Но есть еще одна особенность: то, что случается сегодня, всегда имеет последствия в дальнейшем.
- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
- Чему мы должны сегодня научиться?
- Сегодня повторим единицы измерения времени.
- Что вы знаете о величине – время?
Работа со словарём. Дать понятие времени:
Время – одна из форм существования бесконечно развивающейся материи, последовательная смена её явлений и состояний.
Время – пора дня, недели, года.
Время – настоящее, прошедшее, будущее у глагола и у жизни человека.
Время – продолжительность чего-нибудь, измеряемая часами, минутами и т.д.
5) Время – промежуток деятельности какого-либо события.
– Существует много различных видов и разновидностей часов, но у всех одна задача: они отсчитывают время.
- Какие виды часов вы видите на слайде?
Солнечные часы:
Эти часы основаны на том, что солнце отбрасывает тень от предметов, и его путь по небу одинаков в одинаковые дни разных лет.
Песочные часы:
Эти часы основаны на том, что точно откалиброванный речной песок проходит через узкое отверстие, в 1 песчинку, в одинаковые промежутки времени.
Огненные часы:
Огненные часы впервые появились в Китае. Они состояли из спирали или палочки из горючего материала с подвешенными металлическими шариками. При сгорании материала шарики падали в фарфоровую вазу, производя звон. Впоследствии разновидность огненных часов появилась и в Европе. Здесь использовались свечи, на которые равномерно наносились метки. Расстояние между метками служило единицей времени.
Водяные часы (клепсидры или гидрологиум):
Часы в виде цилиндрического сосуда с вытекающей струей воды. Промежутком времени было количество воды, вытекшее капля за каплей из маленького отверстия на дне сосуда.
После тысячелетних использований солнечных часов, наука двинулась вперед. И значительным шагом в истории стало изобретение механических часов. В этих часах в качестве приводного механизма используется груз или пружина.
Ну и в век электроники, как ни придумать электронные часы?
В таких часах отсчет времени совершается с помощью периодических колебаний электронного генератора.
Но самый красивый вид часов - это цветочные часы. Принцип «работы» таких часов прост и в то же время сложен. Подбираются специальные растения, цветки которых раскрываются и закрываются в разное время суток. Правда определять время по настоящим цветочным часам проблематично. В наше время в такие часы нередко встраиваются часовые механизмы.
- Ребята, а в нашем селе есть часы? А в больших городах?
IV. Актуализация знаний учащихся. Работа по карточкам.
Перевод единиц времени, соотношение между ними.
1 сут 5 ч = 29ч 1 ч 25 мин = 85 мин
1 сут 12 ч = 36ч 1 ч 30 мин = 90 мин
37 ч = 1 сут 13 ч 96 мин = 1 ч 36 мин
48 ч = 2 сут 100 мин = 1 ч 40 мин
б) Запишите верные равенства;
3 мин 3 с = …..с
…. мин. = 1 ч 16 мин.
5 ч 2 с = … с
… с = 1 ч 6 с
2 ч 2 мин = … мин
5 мин 5 с = …с
1ч 15мин + 3ч 20мин =
4ч 10мин + 6ч 40мин =
2ч 45мин + 7ч 15мин =
8ч 55мин + 1ч 30мин =
Задача. Мама пришла в салон красоты в 15 ч, а ушла из него в 17ч. Причёску маме делали 1ч 10мин, а оставшееся время ей делали маникюр. Сколько минут маме делали маникюр?
V. Физкультминутка.
Сколько дней в неделе
Столько мы присядем.
Сколько месяцев в году
Столько руки подниму.
Сколько месяцев зимой,
На левой прыгаем с тобой.
Сколько месяцев весной,
На правой прыгаем с тобой.
Сколько летом отдыхаем
Мы глазами поморгаем.
Месяцы осенние. Сначала все присели,
Потом обратно встали,
Головкой покачали.
VI. Применение знаний на практике.
С. …№ …
VII. Закрепление изученного. Работа с раздаточным материалом.
Работа с моделями часов. Покажи стрелки часов на заданное время.
1 ученик работает у доски, остальные дети показывают время, изображенное на слайде, с места на моделях часов.
VIII. Домашнее задание.
IX. Итог урока
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё-таки учиться.
- Что нового узнали?
- Назовите единицы времени в порядке уменьшения.
X. Рефлексия.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие Выводы: кроме того, что компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности, он еще является инструментом, с помощью которого можно выполнить поставленную задачу быстро, качественно, интересно. А значит, полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех.