областное государственное казенное общеобразовательное
учреждение «Санаторная школа – интернат»
г. Шуя, ул. 5 Северная, дом 49
тел.(факс) 3-13-26; тел. 4-94-47
электронная почта: shool_deaf@ mail.ru
Доклад
«Формы и методы духовно-нравственного развития и воспитания личности
на уроках истории, обществознания и краеведения»
Автор: учитель Уварова Л.В.
Шуя 2016
«Любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»
В.О. Ключевский.
Цель моего доклада – познакомить присутствующих с формами и методами развития и воспитания духовно - нравственной личности на уроках истории, обществознания и краеведения. (Слайд №1)
Сама специфика таких предметов как история и обществознание предполагает значительное внимание, уделяемое развитию ценностно-смысловой компетенции обучающихся. На этих уроках в значительной степени осуществляется формирование основных нравственных качеств личности. Нам исключительно важно знать, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота. Здесь не бывает мелочей, здесь воспитывает всё. (Слайд№2)
Уроки истории всегда были призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом и преодолеть то, что было отрицательное в исторических событиях прошлого.
Усвоение обучающимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России.
Ведущую роль в этом направлении занимает личность учителя. Как педагог может стать источником нравственного воспитания?
Стержневой мыслью, связанной с преподаванием, как главным видом педагогической деятельности учителя является, с моей точки зрения, формула В. О. Ключевского: любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь. Исходя из этого, урок должен мыслится, как встреча детей и педагога. Содержание которой может стать источником нравственного воспитания. (Слайд №3)
1.Воспитание личностью есть воспитание своим примером. Обучающиеся очень внимательны и чутки к самым мельчайшим деталям человеческой натуры. Характерные речевые обороты, манеры, привычки одеваться - все это в тонкостях подмечается детьми.
Много лет назад, выступавший по телевидению педагог-новатор Амонашвили говорил: «Если вы ... учитель истории, не страшно, что ваши ученики забудут дату Куликовской битвы. Но, если вы сумеете рассказать о ней так, чтобы они кожей почувствовали напряжение воинов перед этой битвой, услышали, как колышется ковыль, увидели, как поднимается над полем туман, поверьте, ваши ученики запомнят это на всю жизнь, и не просто запомнят, а гордиться будут, что выстояли, что победили».
2.Рассказывая о выдающихся личностях, сыгравших огромную роль в истории страны, можно ограничиться сухими фактами их биографий и деятельности, а можно привлечь яркие красочные воспоминания современников, фрагменты художественной литературы. Как на уроках о войне 1812 года обойтись без Л.Н.Толстого? Как не процитировать «Бородино» Лермонтова? Например, можно ограничиться сухой фразой из учебника: «в армии усиливается недовольство затянувшимся отступлением». А можно и так: «Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, ворчали старики: «Что ж мы, на зимние квартиры? Не смеют что - ли командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки…». (Слайд №4)
3. В наше время большим подспорьем при выборе материала является разнообразная кино, видео и мультимедийная продукция. Порой, никакой рассказ не в состоянии передать то, что могут сделать кинокадры и музыка. Всем известно что самый благодатный материал по патриотическому, духовно- нравственному воспитанию содержат в себе уроки, посвященные Великой Отечественной войне. С первых уроков темы нужно создать определенный эмоциональный настрой, используя фоно-хрестоматию, иллюстративный материал. На уроках можно использовать грамзаписи песни «Священная война», стихи, посвященные военной теме, грамзапись голоса Левитана о нападении фашистских захватчиков на СССР и приказ о мобилизации. (Слайд №5)
4.На уроках истории и, особенно обществознания, как нигде уместны дискуссия и споры. Учитель, умело создающий на уроках проблемные ситуации, способствует развитию у детей умений отстаивать свою точку зрения, работать в группе, быть толерантным и коммуникативным, а это тоже качества гражданина. Например, изучая эпохи Ивана IV или Петра I, мы с обучающимися обсуждаем вопросы:
- как вы относитесь к исторической личности, которая имела благие цели, проводя реформы в стране, но привела эту страну к Смуте?
- как вы относитесь к исторической личности, если ее деятельность имеет положительный результат, но осуществляется жестокими методами и средствами?
Дети по-разному отвечают на каждый из этих вопросов, при этом наблюдаешь, как ученик оказывается в позицию этического выбора, заставляя, с одной стороны примерять на себя исторические роли, а с другой - войти в круг тех, кто эти роли оценивает.
В своей работе по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию каждый учитель имеет возможность использовать и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение.
История и культура нашего края - это неисчерпаемый материал для формирования нравственности и духовности. Наши знаменитые земляки: Суворов, Минин, Пожарский, Сусанин, Бурылин, Фрунзе, Бальмонт, Горбатов вызывают живой интерес у ребят и направляют их на поиски информации, на изучение нового, многие ребята находят здесь темы для рефератов, проектной, исследовательской работы. Большую воспитательную нагрузку несут на себе также уроки по темам «Отечественная война 1812 года» и «Освободительная борьба против польских и шведских интервентов». (Слайд №6)
6.Не первый год практикуются в нашей школе интегрированные уроки, совместно с учителем географии Луняковой Т.С. Были проведены интегрированные занятия:
- урок-экскурсия (краеведение+биология) «Мир друзей в стране зверей»;
- урок (история+география) «Наш Крым»;
- урок-экскурсия (краеведение+география) «Памятники истории и природы».
Такие уроки помогают познакомить ребят не только с историей нашей Родины, нашего края, но и показать особенности географического положения, рассказать об уникальном видовом разнообразии животного и растительного мира.
Проведение таких уроков воспитывает любовь к Родине, экологическое самосознание и культуру. Они интересны не только детям, но и педагогам. Например, благодаря интегрированным занятиям я пополнила свою копилку знаний, с точки зрения географии и биологии.
Как показывает практика, только нетрадиционные формы обучения позволяют раскрыться тем детям, которых при обычной форме обучения могли бы и не заметить. (Слайд №7)
В конечном счёте, все эти формы и методы работают на необходимый обществу результат. Очень важно обучить детей истории, учить школьников анализировать, проводить аналогии с сегодняшним днём. Но, гораздо важнее воспитать их добрыми, порядочными людьми, достойными гражданами своей Родины. (Слайд №8)