Доклад
"Гражданское и патриотическое воспитание студенческой молодежи на современном этапе становления Донецкой Народной Республики"
Он понял ту скрытую теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел.
Л. Толстой «Война и мир»
Следует понимать, что значит «патриотизм» с точки зрения современного социума, попытаемся провести, если так можно выразиться, объединяющую черту – патриотизм и общество, или патриотизм военный (пример: «Война и Мир» Л.Толстой. Почему так назвал свое произведение, что подразумевалось под названием?).
Современное образование начала XXI века находится в стадии становления новых парадигм, присущих современной цивилизации, получившей название «информационное» или «постиндустриальное общество». В процессе реформирования учебных заведений перед образованием стоит задача: войти в мировую, глобальную образовательную систему, не растеряв при этом лучшие черты национального просвещения.
В ходе реформы необходимо достигнуть: гуманизации образования, инновационность обучения, сделать упор на создание условий для развития ребенка как свободной, ответственной личности, а следовательно масштабно контролировать образовательный процесс.
Не подлежат сомнению, что в современном отечественном образовании наиболее слабым, западающим звеном является решение задач воспитания подрастающего поколения. Свидетельство этого - подростковая и молодежная преступность, рост экстремистских настроений среди групп молодежи, наркомания и т. п.
Воспитание гражданина страны - одно из самых главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин- это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственности предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству. К сожалению, в настоящее время гражданско-патриотическое воспитание сошло на нет… кроме того, это затрудняется отсутствием методических работ, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме. Итог гражданского воспитания заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношение к Отчизне. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности подрастающего поколения. Невозможно воспитать у молодежи чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости воспитания молодежи гражданами Донецкой народной республики, формирования у нового поколения сознания своей причастности к судьбе Родины.
Кардинальные изменения в жизни общества поставили на повестку дня вопрос о национальном воспитании, главной целью которого является «передача молодому поколению социального опыта, богатства духовной культуры народа, его национальной ментальности, своеобразию мировоззрения на основе формирования личностных черт гражданина государства, которые вбирают в себя национальное самосознание, развитую духовность, моральную, художественно-эстетическую, правовую, трудовую, физическую, экологическую культуру, развитие индивидуальных способностей, таланта.
Никто не станет спорить с тем, что в современном учебнике педагогики, как и в других, и цели изложены с исчерпанной полнотой, и акценты расставлены верно: человек формируется в обществе, и человек является показателем развития общества.
Сегодня мы можем констатировать, что современная педагогическая наука немало сделала для теоретической разработки очень многих проблем воспитания, практического воплощения которых ожидает общество.
Но разве задача формирования всесторонне и гармонично развитой личности ставится в обществе впервые? Анализируя ошибки прошлого, мы можем сказать, что в учебных заведениях разных типов, как тогда, так и в настоящий момент, было искреннее стремление всех, кто занимался проблемами воспитания, воспитать этого нового человека, свободного, гордого и красивого, но за идеологическими лозунгами и декларациями были спрятаны реальные противоречия и трудности воспитания, оказались опасные симптомы приспособления ради карьеры, бездуховности в молодежной среде.
Где выход? Ведь вполне понятно, что воспитывать нужно именно эту молодежь, которая сегодня представляет собой еще более, чем ранее, разнородную массу как по своему материальному состоянию, так и по своим потребностям, жизненным идеалам, способностью к социализации.
Но это есть наша молодежь, которую нам воспитывать. Осознание этого делает управление воспитательным процессом в вузах не просто желаемым, а объективно необходимым явлением.
Следовательно, воспитание – это важный фактор социализации личности в обществе, потому что со временем ценности, нормы, правила, культурные идеалы превращаются в часть внутреннего мира человека, в его убеждение, в стиль деятельности.
Именно в настоящий момент, когда в экономике, политике, социальной сфере много недостатков, проблем, трудностей, нам нужно не забывать ошибку прошлого: не идеализировать действительность, не заниматься «политической трескотней», не скрывать правды, а формировать у молодежи не «трибунный» патриотизм, которого к сожалению, в нашей жизни более чем достаточно, а настоящий, который идет от сердца. Любовь к родине не измеряется лишь особенностями национального колорита, участием в мероприятиях, праздниках, связанных с народными обычаями и обрядами. Проводить мероприятия мы научились, но жизнь не мероприятие, она намного сложнее, в ней не возможно выучить роль, она ставит вопросы, на которые не сразу найдешь ответ, а может и не найдешь совсем.
И не бояться жизни, мужественно преодолеть все трудности сможет только человек-патриот. Настоящий патриотизм – очень сложное явление, но именно его мы должны воспитывать в душах молодежи, невзирая на все проблемы и кризисы в обществе. Чтобы не только, читая стихотворения о родине, наши студенты выражали свою любовь к ней пылкими словами поэтов, а чувствовали свою причастность ко всему, что происходит в стране, свою ответственность за ее будущее и за свою учебу, свою жизнь, как взнос в это будущее.
Общественная потребность в гражданском образовании личности зафиксирована в ряде документов Министерства образования Донецкой Народной Республики. В них образование определяется как единство обучения и воспитания, как процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом. При этом целью гражданского образования выступает подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе. Признание юрисдикции Международного суда по правам человека требуют от граждан, общества несравненно более высокого уровня правовой культуры. Обществу придется по-новому взглянуть на преемственность поколений в плане защиты национальных интересов Донецкой народной республики. В настоящее время можно выявить следующие тенденции развития гражданского воспитания в современных общеобразовательных учреждениях:
- систематическое гражданское образование в школах и высших учебных заведениях, демократически ориентированный уклад жизни многих учебных заведений;
- движение общественно активных учебных заведений, возрождение в ряде областей региона производительного труда школьников и студентов, создание разветвленной сети детских и молодежных общественных организаций.
Все эти тенденции можно определить как прогнозные.
К социально-педагогическим условиям оптимизации гражданского воспитания, мы относим, прежде всего, последовательную реализацию принципа соединения обучения с производительным трудом, возвращение к идее политехнического образования, организацию производительного труда учащихся, их допрофессиональной и профессиональной подготовки, возрождение в полном объеме системы профессионально-технического образования, расширение сети технических колледжей и лицеев, создание в школах ремесленных классов для освоения детьми народных промыслов, навыков работы с различными инструментами, овладения информационно-компьютерными технологиями.
Одним из непременных условий подлинно гражданского образования и воспитания является перестройка системы образования на демократической основе, внесение демократических отношений в саму образовательную жизнь. Иными словами - создание в учебных заведениях демократического уклада жизни.
Модели гражданского и гражданско-патриотического воспитания должны формироваться и развиваться в рамках воспитательной системы учебного заведения, и занимать особое место и приобретать все большее значение в связи с демократическими преобразованиями в обществе, потребностями в правовой культуре и конструктивном участии граждан в управлении государством.
Воспитать такую молодежь – цель всех педагогов, и мы все постепенно, не ввиду трудностей, делаем свое дело.
5