Групповая работа на уроках математики привлекает младших школьников, а также учителей, работающих с ними. Однако мой первый опыт её организации был неудачным (излишний шум, медленные темпы работы учащихся, их неумение действовать совместно), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Одна из причин таких неудач – недооценка роли групповой работы в учебном процессе, рассматривание её лишь как способа разнообразия организации учебной работы на уроках.
Почему я стала использовать элементы технологии групповых занятий на уроках математики?
При классно-урочной системе на каждого ученика тратится примерно 2 минуты урочного времени. Это очень мало.
При условии, что все дети знают ответы, а у нас зачастую отвечают самые “активные”, поэтому у многих детей развивается пассивность и в дальнейшем нежелание учиться.
Главная цель моей педагогической деятельности – дать возможность каждому ученику получать образование с учётом индивидуальных возможностей.
Остановлюсь на общих моментах организации групповой работы.
Традиционно выделяю:
Парную работу (двое учащихся выполняют какое-либо задание, сотрудничая друг с другом).
Единую групповую работу (учащиеся в малых группах совместно выполняют задание, одинаковое для всех групп).
Дифференцированную групповую работу (у каждой группы своё задание, но все они подчинены единой цели).
Как показывает опыт, начинать следует с организации парной работы, как самой простой, затем включать единую работу и, наконец, дифференцированную групповую.
Работу в парах можно начинать на любых уроках. Главное – первые задания для парной работы нужно давать на хорошо известном детям учебном материале, чтобы основное внимание уделялось освоению приемов взаимодействия друг с другом.
В группах провожу дифференциацию заданий:
1) По уровню трудности.
Например: Найдите значения выражений
1 группа | 2 группа | 3 группа |
28:2+3 | 28:2+56:8 | 28:2+(50+6):8 |
45-7*3 | 5*9-7*3 | (35-30)*9-7*3 |
Усложнение заданий в данном случае заключается не только в увеличении количества действий, но и в изменении правил о порядке действий.
2) Дифференциация по характеру помощи учащимся.
Учащимся 3-й группе и 2-й группе (с высоким уровнем обучаемости) предлагается выполнить задание самостоятельно, а учащимся 1-й группы оказывается помощь различного уровня.
Например: карточки-помощницы выдаются либо одинаковыми для всех детей в группе, либо подбираются индивидуально. Важно учитывать, что от урока к уроку степень помощи ученику уменьшается.
Карточки-помощницы: показ способа решения, таблица длин, массы, план, краткая запись задачи, схемы, рисунки, начало решения, план решения задачи.
Учащиеся 3 группы проверяют карточки самостоятельно, 2 группа – проверяет консультант.
У кого решение правильное выбирают открытки с сюрпризом, на них написаны слова: “Умница”, “Молодец”, “Так держать”, “Ура”, “Хорошо” и так далее.
Решение задач и примеров в парах сменного состава
В принципе, любой пример и любая задача могут быть предметом совместной работы в паре. Но нужно, чтобы такая работа была эффективной. В каждом классе учитель, готовя своих учеников к совместной работе в парах, обучает их ставить вопросы друг другу, которые требуют умения вдумываться в условие задачи, анализировать ее состав и содержание, выполнять обоснованные действия с целью решить задачу.
Ученик, который уже знает, как решить задачу, ведет себя как учитель: «Прочитай условие задачи. Скажи, что известно в задаче. Что нужно найти? (Что в задаче спрашивается?) Как ты будешь это находить? Какое действие выполнишь первым? Что ты узнаешь?».
Если задача оказалась непосильной, то в данной паре этот ученик не будет выступать в роли учителя. Зато в следующей паре он становится «учителем» и знакомит партнера с решением этой задачи. Если он двум-трем ученикам объяснит, как решается трудная задача, то обогащается новыми приемами решения и задача перестает быть для него непонятной.
4.Например, при решении задач:
Рассказать условие;
Проанализировать задачу;
Определить, можно ли сразу ответить на вопрос задачи;
Выполнить решение задачи.
3. Используя числа 10, 9, 1 и знаки арифметических действий «+», «– » и скобки, составьте различные выражения и найдите их значения. (Математика, 2 класс)
Р е ш е н и е:
10 – (9 – 1) = 2
10 – (9 + 1) = 0
10 + (9 – 1) = 18
10 + (9 + 1) = 20
(10 + 9) – 1 = 18
(10 + 1) – 9 = 2
(10 – 9) – 1 = 0
(10 – 1) – 9 = 0
(10 – 9) + 1= 2
(10 – 1) + 9 = 18. И т. д.
4. Решите круговые примеры. (Математика, 2 класс)
6 + 6 7 + 4 14 – 5 13 – 7 8 + 6 9 + 4 11 – 3 12 – 5
Решение:
6 + 6 = 12
12 – 5 = 7
7 + 4 = 11
11 – 3 =8
8 + 6 = 14
14 – 5 = 9
9 + 4 = 13
13 – 7 = 6
6 + 6 = 12
- «математическая эстафета»;
Эту игру можно проводить как в начале урока (с целью повторения ранее изученного), так и в конце (на этапе закрепления пройденного материала). Класс делится на 6 команд (каждый ряд на 1 и 2 вариант). Игроки каждой команды поочередно выполняют серию однотипных заданий, которые я заранее выписываю на доске и заготавливаю на каждую команду отдельно. Задание с решением каждый игрок передает ученику, сидящему сзади, причем каждому необходимо проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решившая.
Вырабатываются правила работы в группах:
не говорить всем сразу;
всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);
перед работой нужно договориться, кто что будет делать;
не спорить зря, а доказывать, объяснять;
стараться понять друг друга;
возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: “Саша, ты не сказал, что …”.
У группы должна быть ориентация на мыслительную работу. “Мы группа, значит, мы способны действовать” - говорят дети, соединив руки перед началом работы. Группы различают
по цвету кружков, 1-й,2-й и т. д. Экипаж, по названию зверей – белки, зайцы, лисички и т.д.
Какие роли могут быть в группе?
организатор – отвечает за работу группы в целом;
секретарь – записывает высказанные идеи и решения;
контролёр – проверяет, все ли поняли принятое решение.
Важно, чтобы каждый член группы побывал в этих ролях.
Ролевые функции для обучающихся начальных классов:
1) Писарь – записывает решение;
2) Спикер – защита решения, ответ от имени группы;
3) Организатор – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.
Роли в группе
ЧТЕЦ — читает вслух;
СЕКРЕТАРЬ — записывает что-то от лица группы;
ДОКЛАДЧИК (спикер) — у доски рассказывает, что решила группа;
ПЛАНИРОВЩИК — исследует условия задачи и планирует работу;
ХРОНОМЕТРИСТ (тайм-спикер) — следит за временем.
Чего не стоит делать при организации групповой работы.
Нельзя требовать абсолютной тишины, так как дети должны обмениваться мнениями. В классе существует условный сигнал (колокольчик);
Нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически;
Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут отработаны простейшие формы общения.
Требования к организации работы в парах постоянного и сменного состава:
чёткий инструктаж учителя;
начало и конец работы по определенному сигналу;
подведение итога самостоятельной работы;
учить разговаривать (общаться) вполголоса.
К каким выводам я пришла, апробируя групповую работу на уроке?
Важно использовать работу в парах сменного состава в системе. Вот тогда организация таких уроков эффективна при любых образовательных программах.
Можно быстро организовать проверку любого задания через взаимоконтроль.
В парной работе кроется огромный потенциал развития речи учащихся.
В классе меняются отношения между учителем и учениками. Мы – партнёры.
Организация работы в группах помогает сильным ученикам не только в изучении нового материала, и в самоконтроле.
Решает проблему подтягивания более слабого ученика, учащихся пропустивших занятия по болезни.
Учащиеся в группах оценивают себя. Оценка может быть в виде “звездочки”, “сердечка”, “рожиц” и т. д. Для оценки работы в классе используется оценочная шкала.
стала использовать элементы технологии групповых занятий на уроках математики?
Используя элементы технологии групповых занятий на уроках математики я поняла, что
детям нравится работать в таких группах, так как в них создается ситуация успешности, что очень важно для младших школьников.
Используемая литература:
Гиниятуллина Опыт организации групповой работы на уроках.// Начальная школа. – 2004 - № 1
Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении.-М.: Педагогика,1991
Витковская И. М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников.// Начальная школа. - 1997-№12
Мктчян М. А. Общие методики учебных занятий. - Красноярск, 1992