СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Игра, как средство формирования ценностно-смысловых ориентаций младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Игра, как средство формирования ценностно-смысловых ориентаций младших школьников"»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая тел/факс 8(30136)53-3-02 ул.Школьная, 5 эл.адрес:[email protected]











Доклад



Тема: « Игра, как средство формирования целлостно-смысловых ориентаций младших школьников»

















Воспитатель: Иванова Софья Сергеевна

НОВАЯ БРЯНЬ

2020г

Ценностные ориентации - «сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам». Процесс формирования ценностно-смысловых ориентаций, как внутренних личностных образований ребенка, должен органично включать все сферы его жизнедеятельности: учебную, внеучебную, «домашнюю» и др. Содержание понятия «ценностно-смысловая ориентация» - формирование образа мира, как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности; - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения; - знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности) - формирование моральной самооценки; - развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям; - развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций;

Особая роль в формировании ценностно-смысловых ориентаций ребенка принадлежит процессу воспитания. Одним из средств формирования ценностно-смысловых ориентаций детей и подростков является игра. Играть любят все. Для ребёнка играть – значит жить.

На протяжении всего детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, игра остается наиболее характерным видом его деятельности. Игра в основе своей всегда носит позитивный характер. Игра позволяет развиваться и общаться, развлекает и учит. Игра как область деятельности и жизни, противопоставленная серьёзной, неигровой действительности, имеет специфическую символическую условность, позволяющую человеку в пределах игры быть свободным.

С помощью игры ребёнок упорядочивает и осваивает всё увеличивающийся поток символической информации, учится жить в символических мирах. Фактически он сначала осваивает сказочные и игровые события, а затем уже — реальные.



Игра — это способ детского освоения и познания мира, она вовсе не условна, а, напротив, неотличима от других серьезных занятий ребенка.

В современной культуре значение игры существенно возросло.

Игра имеет большое значение для всестороннего развития личности. Можно определить ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую.

Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра:

- хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста;

- одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счёт содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры;

- мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремлённость;

- позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений;

- многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно;

В игре создается возможность для проявления инициативы, самостоятельности, активности при решении игровых задач, выполнении игровых действий.

Игровые действия составляют основу игры - без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интересней сама игра и тем успешней решаются познавательные и игровые задачи. В игровых действиях проявляется активное желание решить поставленную игровую задачу. По своей сложности они различны и обусловлены сложностью познавательного содержания и игровой задачи. Игровые действия - это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, - умственные действия, выраженные в процессах мышления. Игровые моменты имеют обучающий, организованный характер. Они организуют познавательную деятельность: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игровой задачи.



Игра – сильнейшее средство социализации детей и подростков, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на самостановление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, развития умений и навыков, присущих обществу, или конкретной социальной общности, или группе сверстников, так и стихийные процессы, влияющие на развитие личности.

Существуют различные типологии игр: сюжетно-ролевые, развивающие, деловые игры.

1. Сюжетно-ролевые игры.

Основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового.

2. Деловые игры.

Одной из разновидностей ролевой игры является деловая игра – это воспроизведение деятельности руководителей и кадров управления, игровое моделирование систем управления, имитация, моделирование некоторой реальной деятельности, которую совместно осваивают участники игры.

Суть деловой игры заключается в творческой деятельности участников, которым нужно отыскать проблему и способы ее решения.

При этом каждый ученик решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией.

В зависимости от функций деловые игры делят на три группы:

-Учебные (применяются при обучении руководителей и специалистов для развития у них навыков и умений по практическому использованию теоретических знаний в своей практической деятельности).

-Производственные (отработка системы управления на предприятии, выработка механизмов внедрения инноваций, прогнозирование дальнейшего развития предприятия и др.).

-Исследовательские (используются при проверке гипотез, новых принципов организации работы, внедрения новых технологий и др.).

Одно из требований деловых игр – имитирование наиболее характерных элементов деятельности человека, их максимальное приближение к реальности. Это требует учета специфики и условий деятельности конкретного предприятия.

Недостатки деловых игр:

относительная сложность подготовки;

отсутствие формализованных критериев, позволяющих сделать более объективную оценку и сравнить с реальной действительностью ожидаемый результат;

отсутствие четкого алгоритма проведения игры.

Важный аспект деловой игры - интеллектуальная конкуренция. В деловой игре востребованы не только и не столько память и быстрота реакции, сколько гибкость мышления, логические, творческие, коммуникативные способности.



3. Развивающие игры.

Развивающие игры создают своеобразную возможность для развития творческих сторон интеллекта ребёнка. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.



Заключение.

Сущность игры ,как ведущего вида деятельности, заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра является средством формирования ценностно-смысловых ориентаций детей. Игра - есть, своего рода, средство познания ребенком действительности - это серьезное занятие.