СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Индивидуальный проект"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по новому курсу ИП

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Индивидуальный проект"»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ


Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. № 413 (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014г. № 1645, 31 декабря 2015г. № 1578, 29 июня 2017г. № 613) предполагает ряд серьезных изменений не только в структуре и содержании образования, но и в организации процесса обучения. Образовательные организации должны создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Ведущим фактором для создания таких условий является формирование индивидуальной образовательной программы старшеклассника, которая определяет состав и объем учебных предметов, курсов, внеурочной деятельности, а также их распределение по годам обучения.

Одно из направлений учебного плана старшеклассника – работа над индивидуальным проектом. Основная функция данной формы деятельности это развитие метапредметных умений обучающихся, а так же исследовательской компетентности, предпрофессиональных навыков и творческих способностей в соответствии с интересами и склонностями обучающихся.

Современное время формирует и современное образование. А что это такое? В первую очередь это формирование личности, которая будет успешной и вне стен школы. Конкурентноспособность, готовность к решению проблем, самообразованию, к адаптации в постоянно меняющихся условиях – вот главные качества, которыми должен обладать выпускник. Устаревает лозунг: «Образование – на всю жизнь». В настоящее время его можно заменить лозунгом: «Образование через всю жизнь». Слайд 2. Как говорил Ч. Дарвин: «Выживает не самый сильный, не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения».

Новые ФГОС СОО определяют цели и задачи, которые сегодня ставятся перед образованием. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью образования ставится развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, добывать информацию, контролировать и оценивать свои достижения, то есть формирование умения учиться. Таким образом на первый план выходит системно – деятельностный подход и большие возможности в этом плане открывает метод проектов. Метод проектов

- Позволяет обучающимся находить значимую для них проблему и решать её путём творческого поиска и применения интегрированного знания;

- Даёт возможность связать теорию с практикой;

- Развивает исследовательские и творческие способности обучающихся;

- Создаёт условия для самостоятельной деятельности обучающихся в ситуации выбора;

- Позволяет организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и со сверстниками.

Таким образом, метод проектов направлен на личное познавательное и коммуникативное развитие обучающегося.

Проектные технологии обеспечивают успешность социализации и конкурентоспособность учащихся в будущем.

В соответствии с требованиями ФГОС СОО в учебном плане предусмотрен новый предмет – «Индивидульный учебный проект».

Что это такое? Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е гг. прошлого столетия в США. В России стал активно применяться с конца 80-х годов XX века.

Несмотря на то, что метод проектов нам многим знаком давно, в этом учебном году в соответствии с требованиями ФГОС СОО впервые учащиеся 10-х классов лицея приступили к подготовке индивидуальных итоговых проектов. В ходе работы возникло много вопросов: что такое «индивидуальный проект»? В чем отличие проектной деятельности от других форм работы? Каковы этапы проекта? Как меняется роль учителя и ученика в проектной деятельности? Ответы пришлось искать путем поиска дополнительного материала и в методических разработках по внедрению ФГОС в средней школе, и в сети интернет, привлекая свой опыт социального проектирования.

Что же такое проект? Проект – одна из форм исследовательской работы; совокупность приемов, операций, которые помогают овладеть определенной областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности; совокупность документов (расчетов, чертежей, и др.) для создания какого-либо продукта (сооружения, изделия и т.д.)

Индивидуальный проект в 10-11 классах это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических, технических и других видов работ, выполняемых обучающимися самостоятельно, с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Проект предполагает создание новых, прежде не существующих объектов, или изменения известных объектов с целью получения их новых свойств или характеристик. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся, и является объектом оценки личностных метапредметных и предметных результатов.

Цель и задачи проектной деятельности представлены на слайде.

Обучающиеся 10-х классов могут выбрать любой вид проекта.

  1. Исследовательский (Предполагают доказательство или опровержение какой либо гипотезы, проведение экспериментов, научное описание изучаемых явлений)

  2. Информационный (Направлены на сбор информации о каком-либо предмете или явлении, например, проведение опроса школьников для публикации в школьной газете и т.п.)

  3. Творческий (Результатом становится создание литературных произведений, произведения изобразительного или декоративно прикладного искусства, видеофильмов)

  4. Социальный (Предполагает работу над социально-значимой проблемой)

  5. Прикладной;

  6. Инновационный;

  7. Конструкторский (практический) (Направлены на решение практических задач, результат выполнения проекта – конкретный полезный предмет, модель, учебное пособие и т.д.)

  8. Игровой (Предполагают подготовку какого-либо мероприятия: игры, состязания, викторины, экскурсии и т.п.)

. Выполнение и защита итогового индивидуального проекта представляет собой систему индивидуальной работы обучающегося по выбранной теме за пределами программного материала, под руководством педагога в соответствии с образовательными потребностями обучающегося, является частью промежуточной аттестации – переводным экзаменом в соответствии с профилем обучения. В течение одного учебного года учащийся обязан выполнить один итоговый индивидуальный проект.

Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно, под руководством учителя (тьютера) по выбранной теме в рамках одного или нескольких учебных предметов в любой избранной области деятельности. Руководителем проекта может быть как педагог данного образовательного учреждения, так и сотрудник иного образовательного учреждения или организации.

Как любой предмет, предусмотренный учебным планом основной образовательной программы, «Индивидуальный учебный проект» предусматривает наличие учебника в печатной или электронной форме. На данный момент в Федеральном перечне учебников (декабрь 2019) не содержится информации об учебниках по данному предмету.

Определяя содержание программы элективного курса «Индивидуальный проект» определила следующие шаги:

  • выбор темы проекта;

  • консультации по планированию этапов реализации проекта;

  • организация контактов с внешними партнерами;

  • сопровождение практической части проекта, лабораторных работ, в том числе на базе сторонних организаций;

  • консультации по оформлению проекта;

  • подготовка презентации и защиты самого проекта и результатов его реализации.

Проект — это пять «П»: проблема — проектирование (планирование) — поиск информации — продукт — презентация.

По срокам это выглядит так:

Сентябрь - Подготовительный - мотивация, целеполагание, осознание проблемной ситуации, выбор предмета, темы, постановка цели проекта.

Октябрь - Проектировочный - общее планирование, построение конкретного плана деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции.

Ноябрь – декабрь - Практический - исследование проблемы, темы, сбор и обработка данных, получение нового продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий, интерпретации результатов, возможно графическое представление результатов, оформление документации

Январь - Аналитический - сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы.

Февраль - март - Контрольно-корректировочный - анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок, исправление проекта в соответствии с реальным состоянием дел.

Апрель - Заключительный - представление содержания работы, обоснование выводов, защита проекта.

Специфика проектной деятельности обучающихся в значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение.

Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон:

- продукт как материализованный результат,

- процесс как работа по выполнению проекта,

-защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся.

В ходе проектной работы обучающийся (автор проекта) самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть обучающийся.

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие:

• макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;

• постеры, презентации;

• альбомы, буклеты, брошюры, книги;

• реконструкции событий;

• эссе, рассказы, стихи, рисунки;

• результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;

• документальные фильмы, мультфильмы;

• выставки, игры, тематические вечера, концерты;

• сценарии мероприятий;

• веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.

Результаты также могут быть представлены в ходе проведения конференций, семинаров и круглых столов.

Итоги проектной деятельности могут быть представлены в виде статей, обзоров, отчетов и заключений по итогам исследований, проводимых в рамках исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров, исследований по различным предметным областям, а также в виде прототипов, моделей, образцов.

Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники.

Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии или на конференции, проводимой в лицее.

Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

Оформление работы содержит следующее:

  1. Титульный лист;

  2. Содержание (план);

  3. Введение (с указанием проблемы, цели, задач, методов);

  4. Основная часть;

  5. Источники информации;

  6. Приложение;

  7. Отзыв руководителя.

Одной из проблем введения предмета «Индивидуальный учебный проект» на ступени среднего общего образования является оценивание результата. Ведь оценивается не только продукт, но и деятельность обучающегося. Что может выступать критериями для оценивания? Ведь на выходе проверяются личностные, метапредметные и предметные результаты (среди которых познавательные коммуникативные, регулятивные и личностные УУД). Необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата по проекту. Среди методов оценки чаще всего выделяют:

  1. Оценку учебной работы в процессе проектной деятельности;

  2. Оценку полученного результата;

  3. Оценку презентации работы.

Инструменты же оценивания разнообразны: ведение учебных дневников, дневников ежедневных достижений, ведение контрольных листов прогресса, отчеты о достижениях, ведение видео и фотожурналов, интервью, наблюдение, тесты, проведение встреч и конференций, ведение рефлексивных листов и дневников самоконтроля. Особо выделяются портфолио проекта и методический паспорт проекта. Разные виды оценивания нам предстоит отработать в этом учебном году.

Ну и в заключение хотелось ознакомить всех с советами руководителю проекта:

- Подходите к проведению работы творчески.

- Не сдерживайте инициативу обучающихся.

- Поощряйте самостоятельность обучающихся, избегайте прямых инструкций.

- Помните о главном педагогическом результате - не делайте за обучающегося то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.

- Не спешите с вынесением оценочных суждений.

- Оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.

- Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.

- Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.

- Старайтесь обучать обучающихся умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

- В процессе работы не забывайте о воспитании обучающихся.

Памятка для преподавателя:

1. Имей определенный план,

2. Давай обучающемуся возможность ставить вопросы.

3. Держи наблюдение за работой проекта по необходимости, чтобы держать работу на высшем стандарте.

4. Смотри за записями в определенные промежутки времени.

5. Планируй проект так, чтобы он не потребовал много ученического времени,

6. Если возникают сомнения в выполнимости указаний, составь письменные задания.

7. Дай возможность обучающемуся самостоятельно мыслить.

8. Ободряй обучающегося при трудовых проблемах.


Подводя итог всему вышесказанному, можем сделать вывод о том, что проектная деятельность однозначно является неотъемлемой частью современного образования, и только в наших руках – руках учителей, находится подготовка выпускника, способного успешно справиться с данным видом деятельности. И в дальнейшем в лицее необходимо подготовить понятную, четкую и ясную систему требований к проекту, в том числе по процедуре защиты и оценивания индивидуальных проектов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!