Доклад «Инновации в управлении образовательными организациями»
Развитие системы образования в новых условиях становится определяющим фактором социально-экономического развития страны и важнейшим условием экономического роста.
На основании действующего законодательства в области образования в Донецкой Народной Республике начался процесс демократизации образования, проявляющийся в децентрализации управления и автономизации образовательных учреждений, свободном выборе программ, учебников; стали развиваться взаимоотношения общеобразовательных учреждений с высшими учебными учреждениями.
В последние годы отмечается широкое внедрение различного рода инноваций, касающихся организации образовательного процесса, создания авторских программ, использования нетрадиционных форм и методов обучения, цель которых преодолеть единообразие структуры и содержания образования. В настоящее время все большее количество руководителей образовательных учреждений вовлекается в процесс поиска и внедрения инноваций в управление, в деятельность, основанную на видении образования как способа развития социокультурной среды, порождающей новое содержание, методы, формы организации образовательного процесса и адекватные им системы управления, содействующие достижению оптимальных результатов.
При этом управление мы рассматриваем, как целенаправленную деятельность субъектов управления различного уровня, обеспечивающую оптимальное функционирование и развитие управляемой системы (субъекта), перевод ее на новый, качественно более высокий уровень по фактическому достижению цели с помощью необходимых оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий. Однако внедрение инноваций в сферу управления, не означает радикальных изменений, а предполагает обновление и совершенствование некоторых форм и методов.
Одной из главных управляющих функций руководителей образовательных учреждений является включение педагогов в инновационную деятельность. Инновационное развитие подразумевает повышение существующего уровня организации образовательного процесса, его основных проблем, определение основных направлений их преодоления, а также поиск необходимых ресурсов для расширения и совершенствования образовательной деятельности с детьми, включения в этот процесс внешние организации, родителей. Для этого необходимо:
Создание у педагогов мотивации к педагогическому поиску, реализации нововведений.
Утверждение гуманных субъект-субъектных отношений в процессе равно партнерского взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых посредством диалога в образовательном процессе организации.
Развитие связи между практикой и теорией в области инноватики.
Организация в образовательных учреждениях широкой поисковой и экспериментальной детско-взрослой деятельности, организуемой с позиции исследовательского подхода.
Основным механизмом реформирования системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, направленных на проектирование стратегии обновления управления дошкольным учреждением, способствующих качественным изменениям в его деятельности.
В связи с этим были определены основные направления инновационной управленческой деятельности в ДОУ. Данные направления представляют собой три взаимосвязанных блока:
1. Инновации в управленческой деятельности:
Программно-целевой педагогический менеджмент и маркетинг. (Разработка программы развития дошкольного образовательного учреждения).
Создание модели управления инновационной деятельностью в дошкольном учреждении.
Создание модели методической службы, совершенствующей деятельность детского сада в единстве управленческого и методического аспектов.
Разработка основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
Совершенствование алгоритма контрольной деятельности и внутреннего мониторинга за качеством образования, внедрение его новых форм, делегирование контрольных функций.
Создание нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность детского сада.
2. Инновации в работе с педагогическими кадрами:
Создание системы непрерывного образования и самообразования педагогов.
Дифференцированный подход в работе с педагогическими кадрами в зависимости от уровня их профессионального мастерства.
Использование активных форм обучения педагогов (мастер-класс, педагогические ринги, стажерские площадки, педагогические проекты, использование ИКТ-технологий и т.д.).
Самореализующие формы повышения профессиональной квалификации (творческие конкурсы, обобщение и трансляция опыта работы, публикации опыта работы в на профессиональных интернет-сайтах, создание банка инновационных идей, методические объединения по профессиональным интересам и т.д.).
Использование педагогами инновационных авторских технологий.
3. Инновации в содержании образования:
Адаптация и использование новых авторских, дополнительных программ и педагогических технологий в практику дошкольного учреждения.
Организация дополнительных образовательных услуг.
Инновационная управленческая деятельность позволяет поднять на более высокий уровень планирование, организацию и другие управленческие функции, развивать органы самоуправления, совершенствовать организационную структуру дошкольного учреждения и т.д., что создает благоприятные условия для профессионального и творческого роста педагогов, влияет на качество учебно-воспитательного процесса, повышает конкурентоспособность дошкольного учреждения.
Значительной в данной ситуации является роль руководителя в организации системы управления учреждением, так как происходит смещение акцентов в формулировании управленческих задач (приобщение к новой образовательной идеологии, создание условий творчества для реализации инновационной деятельности и т. п.) и появление новых управленческих функций (научная экспертиза, консультирование, организация исследовательской деятельности и т. п.).
Таким образом, современному руководителю необходимо создать организационно-управленческие условия для инновационного образа жизни в учреждении образования. Они связаны с организацией в образовательном учреждении особого инновационного климата, обстановки, в которой человек чувствует себя свободным, полностью мотивированным, готовым к творческой работе, формирующего инновационность как ведущее качество профессионально-педагогической культуры педагогического коллектива, отличающегося особым укладом жизни.
Список использованных источников
Гилева, А.В., Исупова, Н.С. / под общей редакцией А.В. Гилевой. Инновации в управлении ДОУ [Текст]: учебно-методическое пособие для руководителей ДОУ, студентов педагогических колледжей и вузов / Анжела Валентиновна Гилева, Наталья СергеевнаИсупова; ГОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт». – Соликамск: РИО СГПИ, 2009. – 172 с.
Гудас, А. Р. Особенности управления инновационным развитием образовательной организации // Молодой ученый. — 2018. — №46. — С. 283-285. — URL https://moluch.ru/archive/232/53478/ (дата обращения: 09.11.2019).
Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова/ под ред. Т. И. Шамовой. — М.: ИЦ Академия, 2010. — 294 с.