СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Использование элементов технологии А. М. Кушнира на уроках литературного чтения в начальных классах».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Использование элементов технологии А. М. Кушнира на уроках литературного чтения в начальных классах».»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Белоярский»




Доклад

на районном методическом объединении начальных классов

Тема «Использование элементов технологии А.М.Кушнира на уроках литературного чтения в начальных классах».


(Информационно-ценностный подход в обучении чтению со звуковым ориентиром

(методика А.М. Кушнира)






Учитель начальных классов

первой категории

И.Н. Лобанова



Кушнир Алексей Михайлович - главный редактор журналов «Народное образование», «Школьные технологии», кандидат психологических наук,а, помимо всего прочего, еще и отец семерых детей. Методика А.М. Кушнира дает потрясающие результаты. Исследования показывают, что дети в пять раз делают меньше ошибок в работах по русскому языку, чем в обычной школе. Скорость чтения – в два-три раза выше нормы. Английский язык, который начинают учить с пятого класса, выпускники знают на уровне лингвистических гимназий.

Подход к обучению чтению у Алексея Михайловича отличается и является довольно нестандартным. Он воспитывает Читателя, любящего книги.

Что делают другие методики? Они обучают навыку чтения: по буквам или слогам, не важно. При этом сама суть чтения, как увлекательного мира открытий, отходит на второй план, если вообще про нее не забывают. Во главу ставится правильное прочтение, а не осмысление прочитанного. В результате, в школе у детей возникает стойкая неприязнь к чтению и книгам.


1. Главное — осмыслить прочитанное.

Алексей Михайлович считает, что знакомство с чтением должно быть полноценным. К возрасту 6-7 лет ребенок осознает — люди читают для того, чтобы узнать что-то новое и интересное. Это главное.

Предметом урока становится осмысленное чтение. Читают не по слогам, не отрывками, не адаптированными текстами. Здесь нет теоретических заданий и примитивных текстов, к которым дети не восприимчивы. Дети читают сразу высокохудожественные произведения в оригинале. Вначале это детская поэзия, в том числе книги С.Михалкова, А.Барто, С.Маршака, К.Чуковского. Со временем к списку литературы добавляются сказки, географические и исторические произведения, фольклор.

Ради чего это делается? Ради пробуждения души. Ведь если ребенок глубоко не переживет прочитанное, то это пройдет бесследно и не останется в его памяти.

Дети, обученные чтению с помощью методики Кушнира, к книгам неравнодушны: они умеют размышлять, анализировать, переживать.(Вот почему меня заинтересовала эта методика!)

2. Чтение вслух вредно.

Читать надо никоим образом не громко (!!!),вслух и с выражением (!!!), нет …(!!!) — читать надо для себя. Декларирование вслух — это другая деятельность, которая наделяет чтение служебной функцией, не более того.

Чтение вслух вообще вредно, считает А.М. Кушнир. Ребенок старается выговорить слова, уделяет большое внимание интонации, и впоследствии, читая про себя, ребенок так или иначе будет концентрироваться именно на этих мелочах, что существенно ограничит скорость его чтения. (Многие авторы других методик обучения чтению здесь с ним спорят.)

У чтения вслух, по мнению А.М. Кушнира, есть и еще один минус. Озвучивание текста и его осмысливание — две независимые операции. Ученые провели эксперимент. Взрослых людей попросили громко прочитать газетные вырезки, а затем рассказать, что они поняли. Так вот, все участники с трудом могли воспроизвести то, что они прочитали секунду назад. Другую же группу попросили прочитать текст про себя. Участники из этой группы смогли пересказать текст без каких-либо трудностей.

Я согласна, что дети, учась читать вслух, зачастую вынуждены возвращаться к началу предложения — чтобы восстановить в памяти прочитанный текст и понять его. Это действие, заметно сокращающее скорость чтения и доведенное до автоматизма, становится своего рода вредной привычкой на всю жизнь. Поэтому дети, обучаемые по методике А.М. Кушнира, учатся следить движением глаз по строке, без возвращений к началу предложения.

Кому же не рекомендована методика А.М. Кушнира:

• рассеянным детям с неустойчивым вниманием,

• гиперактивным детям.


А.М.Кушнир даёт Инструкцию по обучению чтению.

На первом этапе идёт освоение азбуки.

Для начала необходимо ребенка познакомить с буквами. Делается это с помощью обычных кубиков (не Зайцева). Показали кубик — назвали букву. На это отводится до десяти дней.

Игры, которыми вы занимаетесь с ребенком в эти десять дней, должны касаться букв. Можно привлекать также и дополнительный материал: магнитную азбуку, карточки — все, что угодно.

Как только ребенок сможет собрать из кубиков слово, написанное ручкой, это означает, что он готов двигаться дальше.

Второй этап – это первые уроки чтения.

Отбираем тексты для обучения. Тексты должны быть узнаваемыми ребенком, лаконичными и интересными.

Итак, садимся читать. Кладем перед собой книгу. Читаем ребенку текст, проводя его пальчиком по строчкам синхронно чтению. Одного-двух уроков достаточно, чтобы ребенок освоил прием.

Следующий этап — ребёнок сам показывает пальчиком, где читать, и двигает пальчиком по мере движения по тексту.

Далее играем в «догонялки» с ребенком: читаем вперед и ждем, когда пальчик ребенка «догонит» нас.

На третьем этапе идёт работа над наращиванием темпа.

Взрослый читает, а ребенок следит по тексту. В минуту взрослый произносит до 50-60 слов. Предлагаем ребенку к нам присоединиться и читать вместе, шепотом повторяя слова. Однако не следует настаивать. Ребёнок должен быть готов к этому заданию.

Как только мы убедимся, что ребенку следить за чтением взрослого не составляет труда, что это происходит быстро и естественно, ускоряем темп до 120 слов в минуту. Постепенно доводим до 150 слов в минуту.

Учтите, что ребёнку всегда должно быть немного сложно. Если он потерял нужное место в тексте, ненадолго вернитесь обратно по тексту, без комментариев.

И заключительный этап!

Как только мы поймем, что ребенок читает про себя намного быстрее, чем мы читаем вслух, можно нас поздравить — он освоил навыки чтения.

По мнению А.М.Кушнира, при обучении следует избегать следующих ошибок:

• многократного чтения одного и того же;

• чтения ребёнком вслух (на всякий случай, лишь бы прочитать);

• самостоятельное чтение ребёнком без звукового ориентира;

• обсуждение прочитанного при посторонних.

Существуют «За» и «против» методики А.М. Кушнира

Каковы же Плюсы методики:

Дети:

• быстро осваивают чтение. Им потребуется всего два-два с половиной месяца, чтобы научиться читать целыми словами;

• сразу учатся читать быстро: до 300 слов в минуту про себя. Это в 2-3 раза быстрее нормы;

• любят книги. Эта любовь прививается на всю жизнь. Причем они с детства привыкают к лучшим образцам классики. А это — уже часть успеха в воспитании высоко духовного и интеллектуального человека;

• не только читают, но и понимают смысл прочитанного;

• тренируют зрительную память, закрепляя в памяти целые слова. Это легко объясняет грамотное письмо у детей, обученных по методике Кушнира.

Минусы методики:

• Занятия нельзя прекращать ни на один день. Хотя в какой методике делать перерыв в занятиях можно?

• Ребенок может столкнуться с трудностями в школе. Он быстро читает, грамотно пишет, но не умеет делать фонематический анализ, который входит в обязательную школьную программу.

Я начала изучать и использовать элементы технологии А.М Кушнира на уроках литературного чтения много лет назад, когда в школах ещё не было даже телевизоров, а магнитофон я принесла из дома. Эта методика давно опубликована, с успехом проверена, примерно, на ста тысячах детей, но такое массовое внедрение прошло незамеченным для системы образования. Она не стала общедоступной. Хотя элементы этой методики многие внедряют на своихуроках, даже не зная, что автором является А.М. Кушнир.

Вот как проходит урок чтения с элементами технологии А.М.Кушнира.

Урок чтения представляет собой чтение под звуковой ориентир с последующими ответами на двадцать вопросов.

Например, при чтении нового текста будьте внимательны, я попрошу выполнить задание по прочитанному.

Чтение. (Включается запись текста.)Дети читают про себя, пальчиком каждый ведёт по словам, которые в данный момент звучат. Скорость чтения 80 слов в минуту.

Проверка внимательности чтения. Работа в парах. Каждая пара получает карточку с тремя незаконченными предложениями, которые нужно дополнить словами из прочитанного текста, и выполняет задание.

– Проверьте правильность выполнения задания по ключу.

Либо: А теперь – внимание, тест "Да”, "Нет” по всему тексту, прочитанному на уроке. Учитель читает выдержки из текстов, дети записывают номер и слова "да” или "нет”.

Перед тестированием давала установку - ответ полностью мысленно проговаривать, а в блокноте ставить «да» - «+», «нет» - «-». Чтобы установить уровень понимания текста, нужно определить количество правильных ответов на вопросы по прочитанному тексту (составляет 10 вопросов).

Каковы же результаты на момент окончания начальной школы?

Дети начитаны, с широким кругозором, чтение мотивировано, сознательно. Дети способны оценивать произведение на уровне формы и содержания. Их оценка отличается самостоятельностью суждений и аргументированностью. Они хорошо овладели навыками устной и письменной речи. У этих детей хорошая память, устойчивое внимание, имеют высокий темп чтения «вслух» и «про себя».

По методике А.М. Кушнира на уроке как минимум 3\4 времени должно быть использовано на чтение со звуковым ориентиром. Не надо объяснять ребёнку, как надо понимать художественное произведение прежде, чем он его прочтет. Спросите, как он понял.

Данная методика эффективна лишь при условии ее полного использования, разумеется, с привлечением методического арсенала традиционной методики.

Остановлюсь на ОСНОВНЫХ МОМЕНТАХ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ:

• чтение со звуковым ориентиром должно занимать на уроке не менее 30 минут;

• разнообразие на уроке обеспечивается не множеством приемов работы, а большим количеством, новизной и привлекательностью материала для чтения, поэтому все тексты читаются только один раз;

• прочитанное обязательно обсуждается;

• оценивается не техника чтения, а понимание, переживание прочитанного;

• полностью исключается из обихода чтение по слогам (в том числе и дома);

• родители должны быть поставлены в известность о вредности чтения по слогам и проинструктированы о том, как организовать и обеспечить домашнее чтение ребенка в период автоматизации навыка;

• день начинать с музыки.


В заключение – несколько слов об эффективности предлагаемой системы обучения.

1. Техника чтения вслух к концу первого года обучения в среднем не ниже уровня 2 класса по темпу, выразительности и осмыслению.

2. Чтение про себя не хуже уровня 3 класса.

3. Объем чтения в пределах учебного времени возрастает в 3-4 раза.

4. Читательская активность в среднем выше в 3-4 раза.


Урок чтения – самый любимый урок почти для всех детей (90% и более).

Как говорит сам автор: «Мы не дрессируем ребёнка, даже не учим его читать, мы читаем интересный и актуальный для ребёнка текст, который он понимает полностью через ушки». (Рекомендует читать вслух до 16 лет)


Начиная с четвертой четверти первого класса, я с детьми составляла на каждую прочитанную книгу читательскую карточку. И в конечном итоге – у детей формируется тип правильной читательской деятельности. Работу по «совершенствованию навыка чтения младших школьников через информационно - ценностный подход» я осуществляла ступенчато.

Первый шаг к обучению - это подготовка зрительного анализатора, а выражается она в том, что глаза читающего находятся в том месте, которое сейчас, вот сию минуту звучит. Ребенок глазами и движением указательного пальца одновременно со звучанием движется по строке. И это движение нужно довести до автоматизма.

Следующий шаг - я предлагала ученику читать шепотом вместе с диктором. В начале этой работы многие дети только успевают произносить с диктором окончания слов, но потом они успевают читать полностью слова. На этом этапе у некоторых детей затруднения, и чтобы не нанести ущерб желанию читать, нужно чтобы ребенок как можно дольше читал шепотом для себя. К громкому чтению одновременно с диктором переходят постепенно все, но каждый в свой срок и основным остается содержание текста. Следует обратить внимание на то, что слабые ученики не мешают двигаться вперед сильным, а сильные не создают у слабых ситуацию неуспеха. Все слишком заняты: интересный сюжет, звуковой ориентир постоянно поддерживает ритм работы, слабые достаточно хорошо понимают содержание, что позволяет им активно участвовать в его обсуждении и быть успешными при оценке понимания.

Следующий шаг - это совершенствование выразительного чтения, овладение интонацией, эмоциональностью. Интонация, культура чтения закладывалась и на предыдущих этапах - эталонным чтением диктора, то есть у детей уже сформировалась ориентация на выразительное чтение. Однако лишь теперь, когда звучание приблизилось к скорости 120-130 слов в минуту, появляется возможность специально сосредоточить внимание на этом аспекте умения читать. Сменяя друг друга, цепочкой дети читают вслух вместе с диктором по 2-3 минуты, подражая всем нюансам произношения. На этом этапе, как правило, завершается формирование мотивационной основы чтения. Уже сложилась установка читать вслух только красиво, ведь из практики урока были совершенно исключены слоговое и механическое чтение. В это время дети начинают чаще ходить в библиотеку и получать домашнее задание прочесть то или иное произведение и поделиться с товарищами. На уроке я лишь выясняла, кто, по мнению ребят, прочел самую интересную книгу, и поощряла детей за рассказы друг другу о прочитанных книгах.

Далее скорость звучания звукового ориентира должна быть 150-160 слов в минуту, когда ребенок только успевает следить, но проговаривать не успевает. В жизни человек извлекает информацию, в основном, читая про себя. А читать вслух надо только тогда, когда есть благодарные слушатели.

Использование аудио-видео-средств, звуковой ориентир, реализуемый с помощью магнитофона, не единственная техническая форма воплощения этой методологии. Существуют компьютерные и видеоверсии, такая забава, как «караоке», где слушатель видит бегущую строку, синхронизированную со звучащим текстом.

Методика А.М.Кушнира опирается на истоки народной педагогики и религиозного воспитания: если ребёнок не переживает глубоко, если он, как логическая машина что-то усвоил, но сердцем и душой не откликнулся, то для нас это потерянное время.