СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Использование ИКТ на уроках ин.языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Использование ИКТ на уроках ин.языка"»

Использование  ИКТ на уроках  английского языка как средство интенсификации образовательного процесса.


Стремительное внедрение информационных процессов в различные сферы жизни требует разработки новой модели системы образования на основе современных информационных технологий. Речь идёт о создании условий для раскрытия творческого потенциала человека, развития способностей, воспитания потребности самосовершенствования и ответственности.

Использование компьютерных технологий (далее ИКТ) в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по этой дисциплине. Интерактивное обучение на основе компьютерных обучающих программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого. Практическое использование ИКТ предполагает новый вид познавательной активности обучаемого, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.


Следовательно, внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.

Говоря об использовании ИКТ на уроках иностранного языка, следует рассматривать основные направления (по классификации Войтко С.А.):

1. Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем.

2. Создание собственных мультимедийных и обучающих программ.

3. Создание собственных мультимедийных презентаций.

4. Использование ИКТ во внеклассной работе.



Данные направления тесно взаимосвязаны и гармонично дополняют друг друга. Что делает их универсальными средствами в обучении иностранному языку.

Так, например, использование ресурсов сети Интернет для создания собственных мультимедийных презентаций по заданной теме. Такую презентацию учитель может подготовить сам.

Основными целями применения  ИКТ на уроках английского языка являются: повышение мотивации к изучению языка; развитие речевой компетенции; умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях; увеличение объема лингвистических знаний; расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка; развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.

Используя ИКТ на уроках иностранного языка, можно решать основные виды лингводидактических задач, то есть широко применять лингвометодические возможности компьютерных средств обучения для овладения аспектами языка и формирования навыков и умений в различных видах речевой деятельности.

Обучение фонетике: С помощью ИКТ часто используется прием визуализации произношения. Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов. Использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяет скорректировать фонетические навыки. Компьютер предлагает список слов для перевода и фонетической отработки. Также возможна запись произносимого слова или фразы ученика с целью контроля, самоконтроля и корректировки;

Обучение грамматике: Использование ИКТ на уроке грамматики возможно при изучении практически любой темы. При правильном расположении, удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении (произношение примеров на иностранном языке) материал будет восприниматься легче и быстрее обучающимися, так как будет задействована большая часть рецепторов. Меньшими станут и затраты времени на уроке - исчезнет необходимость записывания материала на доске. Также с помощью ИКТ можно намного интереснее провести контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ и сделать более продуктивным  оказание справочно-информационной поддержки (автоматизированные справочники по грамматике, системы обнаружения грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровнях).

Обучение лексике: Применение ИКТ происходит на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности; расширение пассивного и потенциального словарей обучаемых; оказание справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов). Упражнения для овладения лексикой, грамматикой и синтаксисом.

Обучение чтению: ИКТ позволяет совершенствовать навыки техники чтения за счет применения таких приемов, как варьирование поля восприятия и темпа предъявления, изменение расположения текста ит.д.; закрепление рецептивных лексических и грамматических навыков чтения; овладение умениями извлечения из текста смысловой информации различных видов (основной, второстепенной, уточняющей и т.д.); обучение различным видам анализа текста; формирование умения самостоятельного преодоления языковых трудностей; оказание справочно-информационной поддержки путем предоставления языковой или экстралингвистической информации (за счет использования автоматических словарей, электронных энциклопедий); контроль правильности и глубины понимания прочитанного текста.

Обучение аудированию: Использование ИКТ способствует формированию фонетических навыков аудирования; упрощает контроль правильности понимания прослушанного текста.

Обучение говорению: Применение ИКТ способствует формированию фонетических навыков говорения; организации общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр на базе симулятивно-моделирующих программ.

Обучение переводу: Использование компьютерных технологий помогает формировать лексические и грамматические навыки перевода; упрощает контроль правильности перевода; стимулирует овладению умением редактирования текстов переводов с использованием текстовых редакторов и систем машинного перевода; оказывает справочно-информационную поддержку (применение автоматических словарей, глоссариев, систем подбора антонимов и синонимов).

В то же время любое применение современных средств в процессе обучения регламентировано требованиями, предъявляемыми к техническим устройствам, и должно соответствовать определенным принципам. В компьютерной лингводидактике релевантными считаются следующие принципы использования технических средств обучения (ТСО):

1.Принцип обусловленности.

Предписывает четкое определение условий применения ПК в зависимости от содержания, целей и этапа обучения, возрастных особенностей пользователей, а также используемой методики обучения.

2.Принцип необходимости.

Обуславливает применение ПК только в том случае, если это позволяет повысить эффективность учебного процесса по какому-либо параметру, а именно: увеличить скорость усвоения материала, активизировать речевую деятельность, достичь учебной цели наиболее рациональным способом, облегчить работу преподавателя или обучаемого, сократить время обучения;

3.Принцип информативности.

Раскрывает преимущества компьютера в качестве средства справочно-информационного обеспечения учебного процесса, поскольку ПК позволяет пользователю получить максимальное количество информации за кратчайшее время. Кроме того, среди ТСО компьютер наиболее всего соответствует информативно-речевому характеру обучения иностранному языку.



4.Принцип надежности.

Указывает на необходимость проведения экспериментальной проверки каждой компьютерной программы для обучения, а также на наличие этапа организационной подготовки к занятию с использованием ПК.


Анализируя опыт применения ИКТ на уроках иностранного языка, можно сделать ряд выводов - мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения; способствуют резкому росту интереса обучающихся к предмету; улучшают качество усвоения материала; позволяют индивидуализировать процесс обучения; дают возможность избежать субъективности в оценки.

Эти технологии открывают широкие возможности преподавателям, которые ищут в данных технологиях дополнительные средства для решения своих профессиональных задач. Новейшие информационные технологии в обучении позволяют активнее использовать научный и образовательный потенциал ведущих университетов и институтов, привлекать лучших преподавателей к созданию курсов дистанционного обучения, расширять аудиторию обучаемых.

Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

На этапе подготовки к уроку компьютер помогает мне создавать компьютерные модели конспекта урока, темы, курса в целом; максимально целесообразно располагать материал; обеспечивать основной материал дополнительной информацией; подбирать и систематизировать материал с учетом особенностей класса и отдельных учащихся.

На этапе проведения уроков компьютер позволяет экономить время; повышать эмоциональную, эстетическую, научную убедительность преподавания; оптимизировать процесс усвоения знаний, воздействуя на различные анализаторы; индивидуализировать обучение; концентрировать внимание на важнейшей проблеме урока; в любой момент учащиеся могут возвращаться к уже знакомому материалу; самостоятельно использовать учебный материал. Еще одним аргументом в пользу применения информационных технологий является возможность быстрого и эффективного контроля знаний обучающихся.

Уроки контроля знаний уже немыслимы без тестирования. Регулярное проведение тестирования на уроках снижает негативное отношение к контролю, тем более, что результат можно узнать сразу, а пробелы восполнить, вернувшись к нему на следующем уроке.

Урок был и остаётся основной формой взаимовоздействия учителя и ученика. К современному уроку предъявляются самые высокие требования: развитие личностных качеств учащихся, использование различных приёмов обучения, в том числе дифференцированного и проблемного, дидактических материалов. Все материалы, используемые мною на уроках, направлены на реализацию целей обучения и повышение эффективности освоения содержания образовательных программ.

Современный урок - это такой урок, когда учащийся может сказать, что сам под руководством учителя добывает и усваивает новые знания, исследует факты и делает выводы, когда он может проявить собственное "я". Это процесс сотрудничества, сотворчества учителя и ученика. Поэтому, применяя на уроке ЭОР, я всегда помню о том, что современный ЭОР должен отвечать двум необходимым условиям:

1). Насыщенность интерактивными компонентами, яркость, наглядность, возможность показать то, что нельзя увидеть - виртуальная экскурсия по историческому Лондону (тема "Лондон" - 6 класс, виртуальный полет в космосе (тема "Планета, на которой мы живем" - 8 класс).

2). Использование ИКТ для организации самостоятельной деятельности учащихся - подготовка к урокам, используя ресурсы Интернет, составление мультимедийных презентаций, буклетов, самоподготовка к экзаменам, тестирование.

Положительной стороной применения информационно-коммуникационных технологий на уроке является:

  • повышение мотивации учеников к учебной деятельности;

  • активизация деятельности учащихся;

  • расширение возможности дифференциации и индивидуализации процесса обучения;

  • возможность самостоятельного получения учащимися дополнительных знаний.