СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Использование инновационные технологии на уроках русского языка и литературы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад содержит теоретические сведения о новых технологиях, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы с целью привлечь внимание школьников к изучаемому материалу, активизировать их самостоятельную работу на уроке, повысить интерес к предмету. Рекомендуется использовать в качестве доклада на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Использование инновационные технологии на уроках русского языка и литературы"»





Доклад "Использование инновационные технологии на уроках русского языка и литературы"

Доклад содержит теоретические сведения о новых технологиях, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы с целью привлечь внимание школьников к изучаемому материалу, активизировать их самостоятельную работу на уроке, повысить интерес к предмету. Рекомендуется использовать в качестве доклада на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла.

«Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность». ( Бернард шоу).Я думаю, нет такого преподавателя, который не задумывался бы над вопросом: « Как сделать урок ярким, продуктивным, интересным? Как увлечь ребят своим уроком и создать ситуацию успеха для каждого учащегося? И это понятно, так как основная цель обучения сегодня – это не только накопление учащимися знаний, умений, навыков, но и их подготовка как самостоятельного субъекта деятельности. В основе современного образования лежит активная деятельность самого учащегося. Именно этой цели – воспитанию личности, умеющей совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Что же такое «инновационное обучение» и в чем его особенности? Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем, инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации. Таким образом, можно говорить о двух функциях нового. 1. Впервые созданное новое. т.е. абсолютно новое. 2. Новое, содержащее в себе элементы старого. Таким образом, применительно к педагогическому процессу, инновация обозначает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и учащегося.

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

- соответствие концепции гуманизации образования;

- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

- использование личностно -ориентированного обучения;

- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

- соответствие социокультурной потребности современного общества

- самостоятельной творческой деятельности.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- развитие критического мышления;

- дифференцированный подход к обучению;

- создание ситуации успеха на уроке.

Основными принципами инновационного обучения являются:

- креативность (ориентация на творчество);

- усвоение знаний в системе;

- нетрадиционные формы уроков;

- использование наглядности.

А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

- ассоциативный ряд;

- опорный конспект;

- ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ;

- мозговая атака;

- групповая дискуссия;

- чтение с остановками и вопросы Блума;

- кластеры;

- синквейн;

- эссе;

- ключевые термины;

- перепутанные логические цепочки; n

- лингвистические карты;

- исследование текста;

- работа с тестами;

- нетрадиционные формы домашнего задания.

Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления.

Критическое мышление – это основа мышления человека и способ взаимодействия с идеями и информацией. Когда учащиеся стоят перед проблемой выбора информации, они должны не только принять ее, но и критически осмыслить, применить, оценивая новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно.

Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями;

- искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Одним из эффективных приемов является чтение с остановками», который требует тщательной подготовки:

1. Выбор текста для чтения, с динамичным сюжетом, с неожиданной развязкой, проблемным финалом.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение, сделать остановку.

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Педагог дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»)

Данный прием я часто использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения, т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на данном этапе.

Особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста (как правило, их несколько).Поможет в этом составление кластера.

Кластер-это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий логична и проста:

- в середине чистого листа (или классной доски) написать ключевое слово, «сердце» темы, идеи;

- подобрать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

Приведу пример кластера, 5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для преподавателя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1. написать,что они узнали по новой теме;

2. задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Использование синквейна (приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии) помогает синтезировать, резюмировать информацию.

Синквейн - белый стих - в переводе с французского «пять строк». Чем интересен этот прием? Это форма свободного творчества, ценность которого заключается в том, что все это собрано в пяти строках. Технология критического мышления учит осмысленно пользоваться понятиями и определять свое личное отношение к рассматриваемой проблеме. Так, в нестандартной ситуации, дети усваивают научные понятия, применяют знания и умения. Рождаются мысли, развиваются мыслительные навыки. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Используется на уроках для обогащения словарного запаса, передачи краткого содержания текста, формулирования идей.

Правила написания синквейна таковы:

- Первая строка – существительное. Это и есть тема синквейна.

- Вторая строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

- Третья строка - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

- Четвертая строка - размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

- Пятая строка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

русский язык

живой, удивительный

учит, объясняет, творит

Берегите наш родной язык!

Некоторые правила технологии развития критического мышления:

1.Задавайтесь вопросами, интересуйтесь. Вопросы могут служить мотивацией к изучению материала, могут способствовать лучшему закреплению изученного, а также работать на рефлексию.

Например, стратегия «Вопросительные слова» используется тогда, когда учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме и ориентируются в ряде базовых понятий, связанных с изучаемым материалом.

Прием «Толстый» и «тонкий» вопрос, который используется для организации взаимоопроса, для начала беседы по изучаемой теме, для определения вопросов, оставшихся без ответа после изучения темы

2. Анализ - это исходная мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Для его осуществления нужно разложить идею или объект на составные части.

ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления)

V-«уже знал» + - «новое» (-) - думал иначе или не знал ? - не понял, есть вопросы

Подсчет обозначений и занесение в итоговую таблицу.

Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучения в целом. Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Этому способствует создание на нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика.

Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов:

- Урок - семинар

- Урок - лекция

- Урок - практикум

- Урок - защита проекта

- Урок – диспут

- Урок - конференция

- Урок – путешествие

- Урок - зачет

Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, такие как творческая работа, создание самостоятельных литературных произведений различных жанров, наблюдение за природой, продолжение неоконченных произведений которые призваны с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Говоря о современном уроке, мы не должны забывать об информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ). Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно – педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения. Внедрение в традиционную систему компьютерной обучающей программы меняет характер учебной деятельности учащегося и преподавателя, потому что информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение в презентациях цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Я применяю компьютер и средства мультимедиа на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- обогащение словарного запаса;

- овладение нормами литературного языка;

знание лингвистических и литературоведческих терминов;

- формирование знаний, умений и навыков.

Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по коррекции и учету знаний используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много. Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих знаний.

Говорить о современном уроке можно много. Как не потеряться в целом океане технологий, методик, приемов? Ответ прост- нужен адаптивный урок, сочетающий в себе элементы различных технологий, создающие комфортную среду.

Применяя различные технологии на уроках, мы добиваемся успеха. результаты обучения становятся выше. Мы чувствуем себя более уверенно, так как владеем современными методиками.