ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 46
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Доклад на тему: « Использование кроссвордов в учебном процессе для повышения мотивации и качества обучения».
Преподавателя Севрюк Г. Н.
Истории возникновения кроссворда.
При раскопках древнеримского поселения Коринум в 1868 году в Англии была найдена плита с изображенным на ней рисунком, очень похожим на кроссворд. Находка датировалась III-IV веками. Нечто подобное было обнаружено и на колонне в знаменитых Помпеях при раскопках 1936 года. Это творение относилось к 79 году нашей эры и поражало тем, что кроссворд мог читаться одинаково слева направо, справа налево, сверху вниз и снизу вверх.
Кроссворд – и новое, и очень старое изобретение. С древних времён существовала головоломка, которая называлась квадратом из слов. В квадрате буквами записывалось одно и тоже слово по вертикали и по горизонтали. История умалчивает о правиле заполнения данного квадрата, но мы сами можем предположить, что клетки заполнялись словами имеющими смысл.
Позже появился кроссворд, который состоял из чёрных и белых клеток с различными словами, зашифрованными в этих клетках вверх и вниз, вправо и влево.
Так же даются пронумерованные определения, которые являются ключами к словам. Т. о. кроссворд внёс новое в старую головоломку. Первый кроссворд был составлен человеком по имени Артур Винн и появился в воскресном приложении Нью-Йорской газеты «Уорлд» 21 декабря 1913 года. Кроссворд печатался только в этой газете и почти не изменялся по форме.
В 1924 году была выпущена первая книга кроссвордов. И если к тому времени кроссворды небыли еще популярными, то с выходом в свет этой книги кроссворды стали распространяться по всей стране, а позже от них сошёл с ума весь мир. Кроссворды стали печататься в других газетах. С 1924 года «Уорлд» начал печатать их ежедневно. То же самое начала делать газета «Геральд – Трибьюн». Вскоре и остальные газеты стали регулярно их печатать.
Британцы занялись кроссвордами только в 1925 году. Сначала они ввозили кроссворды из американских книг, но вскоре у них появилась и своя разновидность кроссвордов, которые несколько отличались от американских.
Почему людям нравятся кроссворды?
Кроссворд – это своеобразная самопроверка, занимательный тест. Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению перегрузки. Здесь же решение вопросов индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебными пособиями и другой литературой. Научно доказано, что разгадывание перед сном кроссвордов улучшает память. Используют кроссворды и в учебной деятельности.
Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебными пособиями и другой литературой.
Игровому обучению среди педагогических средств активизации учебного процесса принадлежит особое место. Игра в учебном процессе – это дидактический и социально важный «вид активности» (А.С. Макаренко)
Целью использования конкретно кроссвордов, как вида игрового обучения, является активизация, систематизация знаний, развитие мышления и памяти, реализация контроля и самоконтроля в обучении.
Весьма полезный вид самостоятельной работы обучающихся – составление кроссвордов самим. Особенно целесообразно с методической точки зрения составление тематических кроссвордов: оно требует хорошего знания выбранной темы, умения чётко формулировать определения понятий.
Таким образом, работая с кроссвордами на уроках, обучающиеся:
лучше усваивают учебный материал;
учатся выделять главное;
учатся делать логические выводы, используя опорные слова;
облегчают себе изложение нового материала;
проявляют больший интерес к предмету.
КРОССВОРД КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Место кроссворда в системе обучения.
Сейчас вряд ли кто-то вспомнит и задумается о том, кто был первопроходцем в составлении кроссвордов. Удивительно и то, что уже достаточное количество лет эта чудная игра живет, растет, развивается и видоизменяется.
Многие преподаватели согласятся с тем, что применение кроссвордов, их составление, решение, способствует развитию мышления обучающихся, учит четко, логично и лаконично выражать свои мысли. Кроссворды в сущности своей являются интеллектуальными играми, предназначенными для развития эрудиции, расширения словарного запаса, тренировки памяти, внимания.
А сколько удовольствия можно получить от их разгадывания!
Процесс отгадывания кроссвордов и их составление является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы человека. Отгадывание оттачивает и дисциплинирует ум, приучая к чёткой логике, к рассуждению.
Незаменим кроссворд и тогда, когда необходима интеллектуальная пауза на уроке. Не случайно медики стали использовать кроссворд как успокаивающее средство ( по данным исследователей, отгадывание кроссвордов продлевает жизнь. К такому выводу они пришли после того, как в течение нескольких лет наблюдали за 2000 пожилых людей, проживающих в домах престарелых. И установили, что у любителей кроссвордов шансов прожить дольше на 70% больше, чем у тех, кто ленится занимать свой мозг.)
Таким образом, использование кроссвордов в учебном процессе:
стимулирует познавательную активность (обучающиеся по собственному желанию начинают обращаться за помощью к учебникам, дополнительным пособиям и другой литературе)
расширяет кругозор, обогащает лексикон новыми словами, терминами
развивает логическое мышление и память, творческие способности
повышает грамотность
способствует осуществлению дифференцированного подхода к обучению (как путем создания ресурсов разного уровня сложности, так и постановкой задач: разгадать/составить)
Дидактическая (обучающая, познавательная) игра (в том числе кроссворд) содержит игровую и учебную/воспитательную задачи. Первую обучающийся решает по условию этой игры (разгадывание или составление кроссворда); вторую ставит перед ним (не явно, а через содержание игры) преподаватель, она направлена на овладение определенными знаниями, умениями, навыками.
Таким образом, нужно четко представлять, с какой дидактической целью используется данный кроссворд, какие знания могут быть закреплены с его помощью, систематизированы, выявлены у обучающихся, какие умения сформированы и проверены.
Кроссворд на уроке.
Прежде всего, необходимо четко представлять, с какой дидактической целью и на каком этапе урока используется кроссворд.
1.На этапе проверки домашнего задания может быть предложено несколько вариантов:
– к доске может быть вызван обучающийся для решения кроссворда . После устного опроса правильность заполнения кроссворда проверяется всей группой;
– можно дать аналогичное задания группе обучающихся. В этом случае правильность выполнения можно проверить как в конце урока, так и сразу после устного опроса. В хорошо подготовленной группе проверить выполнение задания может наиболее успешный обучающийся, первым решивший его;
– кроссворд может заменить терминологический /cловарный диктант. В этом случае группа работает на заранее подготовленных бланках, а преподаватель может читать вопросы.
2. На этапе изучения новой темы.
В этом случае при подготовке к уроку можно составить небольшой кроссворд с ключевым словом из новой темы и понятиями, ранее изученными или знакомыми обучающимся из повседневной жизни, но тесно связанными с темой урока. В ходе изложения новой темы учитель задает вопросы по ранее пройденным темам или касающиеся общекультурных знаний, связанных с новой темой. Ответы на вопрос вписываются в сетку кроссворда. Таким образом кроссворд к концу этапа будет представлять визуализацию ключевых понятий темы.
3. На завершающем этапе урока, при повторении и первичном закреплении изученного материала. Итоговый кроссворд как вид контроля имеет большое значение для стимулирования у обучающихся повышения интереса к учению. Если во время обычной контрольной обучающиеся находятся в напряженном состоянии, то кроссворд ассоциируется у них с игрой.
Таким образом, кроссворд может быть:
Познавательным (или обучающим) – составляется по параграфу или страницам (с использованием текста, рисунков, схем, вопросов, выводов, тестов) учебника. Цель его направлена на овладение определенными знаниями, умениями, навыками.
Обобщающим – предлагается после изучения очередной темы, раздела с целью обобщения, уточнения причинно-следственных связей, подготовки к итоговому контролю.
Итоговым – служит для комплексной проверки изученного материала более крупных разделов. Здесь могут быть использованы вопросы из предыдущих кроссвордов, включены вопросы на развитие логического мышления.
Первые два типа кроссвордов рекомендуется делать короткими, с небольшим количеством слов (5-7), чтобы его решение и проверка не затягивали урок (своего рода «тренировочная пятиминутка).
На уроках обобщения, повторения происходит проверка усвоения программного материала, поэтому объем слов может увеличиться. Тематические кроссворды, содержащие вопросы конкретного раздела школьной программы, могут состоять из 20—30 слов, а итоговые — из 30—50 слов.
Возможно использование кроссвордов как дополнение к контрольным и проверочным работам.
Кроссворд призван воспитывать эстетичность, т. е. преподаватель должен продумывать оформление, расположение, цветовую гамму букв, рисунков и т. п.
Продумываем формы работы:
коллективная (когда все обучающиеся под руководством учителя разгадывают кроссворд);
групповая (когда группа поделёна на подгруппы, каждая подгруппа решает кроссворд сообща);
парная (когда предлагается задание двум обучающимся , сидящим за одной партой);
индивидуальная (когда разгадывает кроссворд один обучающийся ).
Составление кроссвордов обучающимися.
Сначала на уроке практикуется использование преимущественно готовых кроссвордов (составленных учителем). Как только обучающиеся почувствуют прелесть такой деятельности, можно предложить им самим составлять кроссворды.
Это весьма полезный вид самостоятельной работы обучающихся. Особенно целесообразно с методической точки зрения составление тематических кроссвордов: оно требует хорошего знания выбранной темы, умения четко формулировать определения понятий.
Требования к обучающимся при работе по составлению кроссворда на уроке или внеаудиторно разные.
На уроке кроссворд составляется по заданной теме. При этом ставятся четкие критерии: количество слов и время (например, 10-15 слов на 20 минут).
Составляя кроссворд как домашнее задание, обучающиеся вынуждены обращаться к дополнительной литературе, стараются придумать интересный, нетрадиционный вопрос, что развивает их творческие способности. При проверке можно учесть оригинальность вопросов, художественное оформление.
Можно предложить такие задания на составление тематических кроссвордов:
• Сообщается только перечень терминов и слов по теме. Требуется сформулировать вопросы (как правило, это задание группе).
• Называется только тема, все остальное обучающиеся делают сами (задание выполняется группами или индивидуально в качестве самостоятельного).
Первостепенное внимание уделяется при этом формулировке вопросов. Проблема постановки вопроса — это проблема развития высококачественного мышления. Ее решение мы видим в точности любых вопросов, задаваемых учителем, и в его умении вызвать у учащихся в процессе обучения потребность четко формулировать то, что они хотели бы узнать.
Прежде всего вспоминаем те вопросы, которые задавались при изучении материала темы и его обобщении. Ведь хороший вопрос помогает совершенно по-новому видеть суть изученного и искать ответ путями, о которых раньше никто и не думал. А главное — он свидетельствует о понимании учебного материала. Поэтому анализ составленных обучающимися кроссвордов мы проводим по таким критериям:
а) количество вопросов;
б) их качество.
Количество вопросов оценивается не по абсолютному их числу, а по числу смысловых элементов, с которыми они связаны. Качество вопросов определяется характером мыслительных операций, которые необходимы для конструирования ответа.
С учетом последнего можно выделить такие типы вопросов:
1. Указывающие на сущность понятия, на характерные признаки явления (Что такое….?). Такие вопросы активизируют работу памяти, стимулируют к повторению того, что усвоено при изучении конкретной темы.
2. Содержащие указания на причины явления, на установление причинных связей (Почему/из-за чего…?). Подобного рода вопросы предполагают установление связей между физическими явлениями, величинами, выделение в изучаемой теме узловых моментов, определенной систематизации знаний, т.е. переосмысления полученной информации.
3. Акцентирующие внимание на причинно-следственных связях между явлениями, изучаемыми в разных темах (разделах). Подобные вопросы требуют обобщения, проведения аналогий, выдвижения гипотез и т.п.; они побуждают к установлению многогранных связей всего изученного материала, анализ усвоенных знаний под новым углом зрения.
4. Выражающие межпредметные связи.