СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Использование нестандартных форм работы на уроке, способствующих эффективности обучения детей с ОВЗ".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе освещаются нестандартные формы организации учебно-познавательной деятельности детей с ОВЗ, которые я применяю на практике.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Использование нестандартных форм работы на уроке, способствующих эффективности обучения детей с ОВЗ".»

21.11.2023г

Доклад на ШМО учителей начальных классов на тему:

«Использование нестандартных форм работы на уроке,

способствующих эффективности обучения детей с ОВЗ»

Учеба - труд, и труд не легкий. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом и что трудиться не просто. При этом учитель должен сделать так, чтобы не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое. Как правило, все дети с большим желанием идут в школу, им все интересно. Но проходит некоторый промежуток времени и этот интерес к учению постепенно угасает, некоторые ученики вообще не хотят учиться.

Дети любопытны. Внимание падает, когда обучаемым преподносятся известные им знания. Если учебный материал содержит мало или почти не содержит новой информации, то быстро достигается состояние «насыщения»: обучающиеся отвлекаются от того, что происходит на занятиях, проявляют так называемое двигательное беспокойство. Поэтому педагогам следует постоянно помнить об «эффекте любопытства». Развитие познавательной деятельности ребёнка одна из сторон его общего психического развития.

Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке. Поиск инноваций в формах обучения привёл к появлению нетрадиционных уроков. Нетрадиционный  урок – импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. По своему назначению он может быть уроком изучения нового, уроком повторения, обобщающим, уроком комбинированного типа. 

Цель нетрадиционных уроков - разнообразить учебную деятельность, что способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.

Задачи: общекультурное развитие; личностное развитие; развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся; формирование умения учиться; развитие коммуникативные компетентности.

Нестандартные формы уроков повышают эффективность урока и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала. Необычные по замыслу и организации нетрадиционные уроки нравятся обучающимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы. Такие уроки не только радость для младших школьников, но и определенный стимул, побуждающий интерес, вселяющий уверенность в свои силы и способности. Нетрадиционные уроки отвечают возрастным особенностям детей, полезны для их развития. В них представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы. Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска.

Использование нетрадиционных уроков позволили выделить свои плюсы в этой форме обучения:

  отказ от шаблона;

  максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность;

  не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока;

  развитие коммуникативных навыков;

  скрытая дифференциация учащихся по учебным возможностям, способностям и склонностям.

Надо заметить, что в выборе нестандартных уроков необходима мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Необязательно весь урок должен стать нетрадиционным, возможно вкрапление в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения (разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснение пословиц и поговорок, загадки, мини игры).

Основные признаки нетрадиционного  урока:

Первый – нетрадиционный урок – это урок необычный, а потому его можно назвать урок – праздник.

Второй – дифференцированный подход к детям с ОВЗ. Известно, что одним из недостатков традиционного, стандартного урока является темп обучения, который одинаков для всех учеников в классе. Нестандартный урок учитывает темп усвоения знаний каждого ребенка в классе. Здесь важную роль играет различие детей по способностям к учению (хотя бы на сильных, средних, слабых).

Третий – невозможность тиражирования. Нестандартный урок всегда урок авторский, т.е. такой урок нельзя приготовить по готовому чужому сценарию, а можно только сконструировать и провести самому.

Четвертый – сотрудничество учителя и ученика.

Пятый - ученик на таком уроке – соавтор учителя, а не просто объект обучения, воспитания.

К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал.

Можно выделить много форм нестандартных уроков. Это различные уроки: видеоурок, урок-праздник, урок-викторина, урок-конкурс, урок-сказка, урок-игра, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-мечта и др.

Свою работу на начальном периоде обучения  во многом я построила на использовании нетрадиционных форм обучения, так как большая часть детей пришедших в класс не посещали дошкольные учреждения. У детей не была сформирована позиция школьника, наблюдалась слабая учебная мотивация. Внимание было рассеянным, активность учащихся на уроке – низкой.  С применением нетрадиционных элементов дети стали более активны на уроках. Конечно я взяла пока не много таких нетрадиционных форм. Например, на уроке чтения в самом начале при изучении сказок мы не только рассматривали картинки и проговаривали сказку, но и просматривали мульфильмы "Репка", "Колобок", "Теремок". Дети не видели их и заинтересовались. Потом не раз просили посмотреть снова. Мы неоднократно устраивали театрализацию сказки "Репка".

Дети не знали ни одного детского стишка. Сначала мы их читали, заучивали на уроках, потом задавались на дом. Ребятам понравилось рассказывать их у доски перед всем классом. Причём неоднократно. Затем ребята сами просили устроить конкурс на лучшее прочтение стишка.

При закреплении букв использовала игру «День-Ночь». На слове «Ночь» ученики с закрытыми глазами слушают задание учителя и названный ученик после слова «День» - называет букву.

Практически все ученики имеют значительные дефекты речи. Поэтому применяю много логопедических упражнений. Например, проговаривание чистоговорок:

са-са-са--- прилетела к нам оса

су-су-су--- мы увидели осу

сы-сы-сы--- не боимся мы осы

ас-ас-ас --- не ужалит она нас.

На уроке рисования, когда был день курицы, мы сначала покукарекали, потом покококали. Вспомнили, как выглядит курочка, что клюёт, кто её дети.

Еще один мощный «стимулятор» урока – интонация. Дети любят произносить фразы с различной интонацией.

Например, очень простая фраза «Я люблю маму». Детям предлагается произнести ее с различными эмоциями и интонацией: радостно, грустно, весело, со страхом, осуждающе, поощрительно, гневно, недоуменно, с возмущением, иронично, жалуясь, ябедничая, по секрету, удивляясь, восхищаясь, невозмутимо, дразня…

Мы все применяем в своей практике нестандартные формы обучения, без этого не обойтись любому педагогу. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность.