СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад: Использование современных оздоровительных практик для самокоррекции состояния здоровья юных спортсменов

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оздоровительные практики – это системы знаний и практических методик, позволяющих обеспечить формирование здоровья человека.

Авторитет же физических упражнений не только остался неколебим с древнейших времен, но и неизмеримо возрос. Сейчас уже общепринято мнение, что предупреждение большинства заболеваний можно с успехом осуществить путем повышения сопротивляемости к ним организма. Причем главным всегда была и остается естественная сопротивляемость, формирующаяся в процессе физической тренировки и закаливания.

Просмотр содержимого документа
«Доклад: Использование современных оздоровительных практик для самокоррекции состояния здоровья юных спортсменов»

Тема: Использование современных оздоровительных практик для самокоррекции состояния здоровья юных спортсменов


Кнутас Валентина Ивановна,

преподаватель физической культуры

высшей квалификационной категории


План

Введение

    1. Оздоровительные системы: определение, виды ОС. Понятие оздоровительной физической культуры.

    2. Виды современных оздоровительных систем.

2.1.Атлетическая гимнастика.

2.2. Фитнес.

2.3. Аэробика.

2.4. Ритмическая гимнастика.

2.5. Степ аэробика

2.6. Изотон

2.7. Стретчинг.

    1. Шейпинг.

    2. Кроссфит.

    3. Йога.

  1. 3. Меры по укреплению и сохранению здоровья начинающих спортсменов.

Список литературы


Введение

Мечтая об универсальном средстве против всех недугов, человечество за многие века своего существования пережило не одно увлечение модными лекарствами, новейшими теориями оздоровления и омоложения, но всякий раз очередная сенсация оказывалась развенчанной.

Оздоровительные практики начали формироваться с момента зарождения цивилизации и естественным образом входят в культуру человечества.

Оздоровительные практики – это системы знаний и практических методик, позволяющих обеспечить формирование здоровья человека.

Авторитет же физических упражнений не только остался неколебим с древнейших времен, но и неизмеримо возрос. Сейчас уже общепринято мнение, что предупреждение большинства заболеваний можно с успехом осуществить путем повышения сопротивляемости к ним организма. Причем главным всегда была и остается естественная сопротивляемость, формирующаяся в процессе физической тренировки и закаливания.

Современные оздоровительные системы очень разнообразны по оздоровительной сути и практической  направленности. Оздоровительная система – это системное оздоровление организма, включающее в себя соответствующий образ жизни, позитивное мышление и регулярные занятия оздоровительной гимнастикой. Перед началом занятий необходимо знать функциональные особенности организма для регуляции интенсивности нагрузки. Определиться с выбором оздоровительной системы помогут личные предпочтения, склад характера, мотивационно-целевая установка, направленность оздоровления.

Одной из возможностей сохранения, развития и восстановления здоровья человека, является оздоровительная физическая культура. Основными задачами  оздоровительной физической культуры являются  повышение функциональных возможностей организма  и благоприятное влияние на эмоциональный фон человека.


  1. Оздоровительные системы: определение, виды ОС. Понятие оздоровительной физической культуры.

Во всех оздоровительных системах важное место отводится роли воспитания здоровья, которым может быть высокоразвитая личность, прошедшая свой собственный путь здоровья.

Оздоровительная физическая культура – это специфическая сфера использования средств физической культуры и спорта, направленная на оптимизацию физического состояния человека, восстановление сил, затраченных в процессе труда (учебы), организацию активного досуга и повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов производства и окружающей среды.

В основе оздоровительной физической культуры находится двигательная активность, которая имеет важное значение для формирования и поддержания нормальной жизнедеятельности организма человека, а также для предотвращения возникновения различных заболеваний.

Движение – не просто одно из составляющих здорового образа жизни, это совершенно необходимая предпосылка нормальной жизнедеятельности человека. Недостаток движения, приводящий к нарушению обмена веществ, является основной причиной так называемых болезней цивилизации.

Строение организма человека предопределило нормальное функционирование органов и систем в условиях активной двигательной деятельности. Снижение двигательной активности ведет к функциональным и морфологическим изменениям в организме, влияющим на сокращение продолжительности жизни.

Снижение двигательной активности, обусловленное образом жизни, особенностями профессиональной деятельности, носит название гипокинезия. Гипокинезия пагубно влияет на здоровье, приводит к развитию сердечно-сосудистых расстройств и нарушению обмена веществ. Мышечный «голод» для здоровья человека также опасен, как недостаток кислорода, питания и витаминов.

Одним из наиболее действенных средств, способствующих устранению негативных влияний гипокинезии являются занятия оздоровительной физической культурой, разнообразие которой позволяет всесторонне и благоприятно воздействовать на здоровье и личность человека.

Задачами оздоровительной физической культуры являются: повышение функциональных возможностей организма и восстановление моторно-висцеральных рефлексов.

Основными средствами физической культуры являются физические упражнения. Физические упражнения - элементарные движения, составленные из них двигательные действия и их комплексы, систематизированные в целях физического развития.

Существует огромное количество выполнения тех или иных вариантов физических упражнений - для любого из них всегда найдется четыре или пять различных способов поменять стимулирующую мышцу (путем изменения захвата, положения стоп, смены скорости движения и т. д.).

Выбор специальных упражнений, их интенсивность (применяемый вес, когда они используются), объём (количество подходов и повторений), продолжительность и периодичность (количество занятий в неделю) определяются исходя из индивидуальных возможностей и целей человека.

Типы физических упражнений:

  • силовые упражнения - такие как подъём штанги, подтягивание - направлены на увеличение мышечной массы и придания большей силы мышцам;

  • кардио - упражнения - например, прыжки на месте, плавание - полезны для сердца, улучшают выносливость;

  • упражнения на растяжку мышц - направлены на улучшение гибкости тела.

Типы физических тренировок:

  • аэробная тренировка - тренировка с большим числом повторений, направлена на улучшение выносливости;

  • анаэробная тренировка - тренировка с большим отягощением, направлена на развитие силы и скорости;

  • интервальные тренировки – тренировки, призванные совместить лучшее от анаэробных и аэробных тренировок.


2. Виды современных оздоровительных систем.


Известные современные практики условно можно разделить на современные и традиционные:

- традиционные оздоровительные практики пришли к нам из стран с непрерывным и преемственным развитием культуры – Индия, Китай (Это йога, ушу, цигун) ;

- современные оздоровительные практики формируются в странах молодой культуры на основе системного, целостного подхода.

    1. Атлетическая гимнастика.

Атлетическая гимнастика – это один из 7 оздоровительных видов гимнастики, представляющий собой систему гимнастических упражнений силового характера, направленных на гармоничное физическое развитие человека и решение конкретных частных задач силовой подготовки.

Воздействие силовых гимнастических упражнений на занимающегося может быть как общего характера (на организм в целом), так и локального (на группу мышц, звено опорно-двигательного аппарата). Отсюда и эффект занятий может быть поддерживающе-тонизирующим или развивающим. При этом сохраняются основные принципы и методы организации занятий гимнастикой как при составлении отдельного комплекса атлетической гимнастики, при планировании конкретной тренировки, так и при организации системы занятий атлетической гимнастикой (циклы, этапы, периоды).

К средствам атлетической гимнастики следует отнести шесть групп гимнастических упражнений, отличающихся характером и условиями выполнения:

1-я группа - упражнения без отягощений и предметов, связанные с преодолением сопротивления собственного веса тела (звена);

2-я группа - упражнения на снарядах массового типа и гимнастического многоборья;

3-я группа - упражнения с гимнастическими предметами определенной конструкции и тяжести (мячи, палки, амортизаторы и т.п.);

4-я группа - упражнения со стандартными отягощениями (гантели, гири, штанга);

5-я группа - упражнения с партнером (в парах, тройках);

6-я группа - упражнения на тренажерах и специальных устройствах.

Для обеспечения должного эффекта силовой тренировки и управления тренировочным процессом можно выделить вспомогательную группу упражнений, в которую входят: физические упражнения, сопутствующие силовому развитию (на гибкость, ловкость, быстроту), для двигательного переключения и активного отдыха, на растягивание и расслабление. Типичными формами организаций, занимающихся атлетической гимнастикой являются: групповые и индивидуальные занятия.

2.2. Фитнес.

Фитнес – популярный в последнее время вид физических нагрузок. Фитнес – это целая наука, исследующая механизмы двигательной активности человека и её влияние на организм. Целью занятий фитнесом является улучшение показателей силы, гибкости и выносливости за счет накопления пластических и энергетических веществ. При этом человеческий организм функционирует, обеспечивая полноценный физический и психологический комфорт.

Фитнес зародился в США как альтернативный бодибилдингу вид физических нагрузок. Главными показателями являются общий тонус организма, внешняя привлекательность, осознание культуры тела и здорового питания, здорового образа жизни в целом. Современный фитнес является символом хорошего «качества» жизни. Это определенный образ жизни, гордость своими достижениями и успехами, осознание победы над собой, постоянное самосовершенствование, выработка стрессоустойчивости, укрепление иммунной системы.

2.3 Аэробика.

Аэробика – система упражнений в циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости (ходьба, бег, плавание и др.), направленная на повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это упражнения, выполнение которых требует поглощения большого количества кислорода в течение продолжительного времени и заставляет организм совершенствовать свои системы, отвечающие за транспортировку кислорода. Основное требование при их выполнении заключается в том, чтобы пульс в течение всей физической нагрузки достигал, по меньшей мере, 130 уд/мин и по возможности был близок к оптимальному. При занятиях аэробными упражнениями выделяют четыре основные фазы: разминку, аэробную фазу, заключительную часть, силовую нагрузку.

Разминка направлена на подготовку мышц спины и конечностей к двигательной нагрузке, обеспечение учащений сердечных сокращений до значений, соответствующих аэробной фазе.

Аэробная фаза является главной для достижения оздоровительного эффекта. В этой фазе оздоровительный эффект достигается при занятиях продолжительностью не менее 20 минут в день 4 раза в неделю. Оптимальная продолжительность занятий - 30 минут 3-4 раза в неделю.

Заключительная часть занятия занимает минимум 5 минут. В течение всего этого времени следует продолжать двигаться, снижая темп передвижений и уменьшая частоту сердечных сокращений.

Силовая нагрузка включает упражнения на гибкость, укрепляет мышцы, развивает подвижность в суставах и продолжается не менее 10 минут. В результате занятий аэробикой укрепляется костная система, повышается физическая и интеллектуальная работоспособность, снижается риск сердечных заболеваний.

2.4. Ритмическая гимнастика.

Ритмическая гимнастика – традиционный вид гимнастики оздоровительно-развивающей направленности, основанный на подчинении двигательных действий задающему ритм и темп музыкальному сопровождению.

Ритмическая гимнастика представляет собой систему гимнастических упражнений, включающую упражнения общеразвивающего характера, циклические движения (ходьбу, бег, подскоки и прыжки, танцевальные элементы), выполняемые в заданном темпе и ритме.

Ритмическая гимнастика содержит: движения отдельными звеньями тела, типа сгибаний и разгибаний, поворотов и вращений (с большими или меньшими напряжениями), махи; разновидности ходьбы и бега, подскоки и прыжки; элементы вольных упражнений и художественной гимнастики; танцевально-хореографические элементы.

Особенностями ритмической гимнастики являются:

  • каждое упражнение в отдельности достаточно просто и поэтому доступно практически всем возрастным категориям занимающихся;

  • многократные повторения каждого движения, их сочетаний в связках, сериях и целом потоке - определяют их аэробный характер, стимулирующий работу сердечно- сосудистой и дыхательной систем и обеспечивающий нагрузку опорно-двигательного аппарата;

  • большинство упражнений красивы по форме и стилю исполнения, движения в них свободны - что создает благоприятные условия для воспитания выразительности и развития пластичности;

  • ритмичное музыкальное сопровождение, а также красивый и точный показ движений преподавателем создают положительный эмоциональный фон, соответствующий настроению;

  • отдельные упражнения объединяются в комплексы, позволяющие включить в работу большое количество мышечных групп, обеспечить гармоничность воздействия;

Современная ритмическая гимнастика – это самостоятельный вид гимнастики с характерной методикой и правилами организации занятий. Оно строится по стандартной схеме и содержит подготовительную, основную и заключительную части.

Подготовительная часть (или разминка) направлена на врабатывание, содержит разогревающие упражнения общего воздействия и локальные разогревающие движения. Продолжительность ее до 5 минут.

Основная часть предполагает характерную проработку различных мышечных групп и воздействие на основные функциональные системы специальными упражнениями, содержание и продолжительность основной части занятия ритмической гимнастики довольно вариативны, зависят от типа занятия и решаемых задач. По сложившейся методике каждое отдельное движение повторяется не менее 8-16 раз (во все стороны), темп в процессе выполнения должен возрастать.

Заключительная часть предполагает постепенное снижение нагрузки, релаксацию.

2.5 Степ аэробика.

Степ аэробика – это один из самых простых и эффективных стилей и направлений аэробики. «Степ» в переводе с английского языка буквально означает «шаг».

Самые простые элементы степ аэробики – это базовые шаги: Basic step, V-step, Over the top.

Максимальное время занятий - 1 час. Оптимальная частота тренировок - 3 раза в неделю. Тренировочные занятия по степ аэробике способствуют:

  • укреплению сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем;

  • стабилизации вестибулярного аппарата, а также нормализации артериального давления;

  • профилактике таких заболеваний, как артрит, остеопороз;

  • улучшению координации движений, гибкости, ловкости;

  • развитию стрессоустойчивости, повышение жизненного тонуса.

    1. Изотон.

Изотон – это система оздоровительной физической культуры, разработанная в Проблемной лаборатории Российской государственной академии физической культуры в 1991-93 гг.

Занятия изотоном имеют своей конечной целью улучшение самочувствия, работоспособности, «физического здоровья», внешнего вида (форм тела, состава тела), социальной, бытовой и трудовой активности. Название «изотон» система получила, во-первых, по типу физических упражнений, занимающих центральное место в занятии - изотонических, т.е. таких, при которых в мышцах поддерживается постоянное напряжение и по основному эффекту, который достигается в результате ее применения - постоянно высокому «жизненному тонусу» человека, занимающегося изотоном.

Эта система базируется на концепции, согласно которой в основе биологического благополучия человека (как решающего условия здоровья) лежит, прежде всего, нормальное состояние эндокринной и иммунной систем, а также других физиологических систем организма (мышечной, сердечно-сосудистой и т.д.), играющих, однако, подчиненную роль в решении проблемы здоровья.

В качестве методической основы использовался опыт в сфере спортивной тренировки, достижений восточных оздоровительных систем (хатха-йога, цигун), современных западных методик (все виды аэробики, калланетика, бодибилдинг и др.), а также отечественной лечебной физкультуры и оздоровительной работы (включая нетрадиционные способы оздоровления).

    1. Стретчинг.

Стретчинг - (от англ. «stretching» - растягивание) – это комплекс упражнений и поз для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий туловища и конечностей. Стретчинг оказывает положительный эффект на весь организм в целом, улучшает самочувствие. Поэтому этот вид тренировки широко используется в составе оздоровительных тренировочных комплексов или в качестве самостоятельного занятия.

Повышение гибкости – основной эффект стретчинга и улучшением этой физической способности человека чаще всего оценивают его эффективность. Поддержание достаточного уровня гибкости необходимо для обеспечения эффективных движений тела, снижается вероятность травм мышц, появления болезненных ощущений в области поясницы.

Главный эффект – расслабление. Многие спортсмены страдают от излишнего напряжения мышц, что имеет массу отрицательных последствий. Напряженные мышцы хуже снабжаются кислородом, в них наблюдается повышенное содержание продуктов обмена веществ. Расслабленные, эластичные мышцы меньше подвержены травматизму, в них реже возникают боли. Стретчинг снижает интенсивность болевых ощущений или даже ликвидирует мышечные боли.

Стретчинг является обязательной составной частью тренировок, направленных на улучшение гибкости (позволяет выполнять движения с большей амплитудой), координации (пластичность, грациозность), позволяет избежать излишней рельефности мышц, способствует ощущению психологического комфорта.

    1. Шейпинг.

Шейпинг – это комплексная система физических упражнений, индивидуально подобранных для каждого занимающегося. Шейпинг тесно связан с последними достижениями в науке, медицине и спорте и поэтому его целью является не только красивая фигура, но и высокий уровень здоровья.

Шейпинг можно ставить в один ряд с теми многочисленными оздоровительными системами, которые используют гимнастические упражнения и придерживаются принципа строгой регламентации упражнений. Шейпинг представляет собой комплекс упражнений, последовательно воздействующих на различные мышцы тела. Эффект достигается путем многократного повторения упражнений в умеренном темпе, хотя и на большое количество раз.

По сравнению с другими видами оздоровительной гимнастики шейпинг имеет ряд отличительных особенностей:

  • для оценки исходных данных физического развития занимающихся используется медицинское и антропометрическое тестирование, что позволяет определить функциональные возможности, дать объективно-субъективную оценку фигуры и выбрать соответствующую программу тренировки;

  • вся система занятий шейпингом обеспечивается наличием компьютерных технологий, начиная с диагностики исходного состояния занимающегося и определения его готовности к занятиям, сопутствующей консультативной помощи для текущего и этапного контроля за изменением отдельных параметров, а также конечных по избранным моделям;

  • неотъемлемым атрибутом занятий шейпингом является видеомониторинг (воспроизведение видеопрограмм обеспечивает не только музыкальное оформление занятий, но и, повышая самостоятельность, создает условия длительного лидирования и соответствующего подсказа: как надо выполнять упражнения).

Положительный эффект занятий шейпингом немыслим без сочетания физических упражнений с рациональным питанием.

    1. Кроссфит.

Кроссфит – это комплекс упражнений, рассчитанных на повышение общей выносливости организма и подготовки его к различным жизненным ситуациям.

Кроссфит – тренировки подразделяются на «физкультурный» (для большинства людей) и «соревновательный» (для элитных атлетов, профессиональных спортсменов). Тренировки включают в себя элементы из интервальных тренировок высокой интенсивности, тяжелой атлетики, легкой атлетики, плиометрики, пауэрлифтинга, гимнастики, гиревого спорта и других видов спорта и физической деятельности.

Кроссфит можно описать как программу тренировок, состоящую из «постоянно варьирующихся функциональных упражнений высокой интенсивности». Цель методики формулируется как физическое развитие спортсмена по таким направлениям как выносливость, сила, гибкость, скорость, координация, точность, а также улучшение работоспособности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, быстрота адаптации к смене нагрузок и др.

Программа тренировки по кроссфит - методике подходит для любого вида спорта (для людей различного уровня подготовки). В программе комбинируются такие виды деятельности как бег (спринтерские забеги), гребля (на специальных тренажерах), прыжки (со скакалкой или на препятствия), лазание по канату, работа со свободными весами (гантели, гири, штанга, сэндбэг), упражнения на кольцах и многие другие.

Тренировочное занятие включает в себя разминку, выполнение комплекса упражнений и заминку.

    1. Йога.

Йога – это такой подход к жизни, который предполагает, что наше тело тесно связано с разумом, а ум связан с душой.

Йога складывается из трех основных составляющих:

1.Особые физические упражнения, которые называются «асанами».

2.Дыхательные упражнения, который носят название «пранаяма».

3.Работа с нашим сознанием, а попросту говоря – медитации.

В сравнении с шейпингом, аэробикой и степом, занятия йогой на порядок эффективнее, потому как йога позволяет сжигать жир с внутренних органов. Процесс этот намного медленнее, чем подкожный, зато и результат значительно устойчивей. Динамическое единство всех элементов организма. не требует дополнительного оборудования, поэтому каждый желающий может тренироваться дома.


  1. Меры по укреплению и сохранению здоровья начинающих спортсменов.

Современный спорт требует от спортсмена не только больших энергетических затрат, но и крепкого здоровья, высокой адаптации к физическим нагрузкам особенно на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

В группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства основная деятельность направлена на участие в соревнованиях и подготовку к ним, что требует больших энергетических и психологических затрат организма. На данных этапах подготовки спортсменов следует уделять особое внимание восстановительным мероприятиям.

Система восстановительных мероприятий имеет комплексный характер и включает в себя различные средства и методы, учитывая возраст, спортивный стаж, квалификацию и индивидуальные особенности спортсменов.

Педагогические средства восстановления:

  • рациональное распределение нагрузок по этапам подготовки;

  • рациональное построение тренировочного занятия;

  • постепенное возрастание тренировочных нагрузок по объему и интенсивности;

  • разнообразие средств и методов тренировки;

  • переключение с одного вида спортивной деятельности на другой;

  • чередование тренировочных нагрузок различного объема и интенсивности;

  • изменение пауз отдыха, их продолжительности в зависимости от выполняемого упражнения;

  • оптимальное соотношение нагрузок и отдыха на отдельном тренировочном занятии и в отдельном недельном цикле;

  • оптимальное соотношение нагрузок и отдыха на этапах годичного цикла;

  • оптимальное соотношение тренировочных и соревновательных нагрузок;

  • организация активного отдыха;

  • мероприятия профилактического и оздоровительного характера совместно со спортивным врачом.

Психологические средства восстановления:
• создание положительного эмоционального фона тренировки;
• переключение внимания, мыслей, отвлекающие мероприятия;
• внушение;
• психорегулирующая тренировка.
Медико-биологические средства восстановления:
Гигиенические средства:
1. Водные процедуры (обтирания, обливания, контрастный душ);
2. Регулярные прогулки на свежем воздухе;
3. Режим дня и рациональное питание;

  1. Организация тренировочного процесса в соответствии с санитарными нормами;
    5. Своевременное обращение за врачебной помощью при необходимости;
    6.Ежегодный углублённый медицинский контроль.
    Физиотерапевтические средства восстановления:

  • душ: теплый (успокаивающий) при температуре 36 - 38 градусов и продолжительностью 12 - 15 мин., прохладный, контрастный и вибрационный при температуре 23-28 гр. и продолжительностью 2 - 3 мин;

  • ванны хвойные, жемчужные, солевые;

  • бани и бассейны – 1 - 2 раза в неделю;

  • кислородотерапия;

  • массаж.

Комплексное использование средств восстановления в полном объеме необходимо на этапе спортивного совершенствования после больших тренировочных нагрузок и в соревновательном периоде. В остальных случаях следует использовать отдельные локальные средства в начале и в процессе тренировочного занятия. По окончании занятий с малыми и средними нагрузками достаточно использовать гигиенические процедуры, самомассаж и упражнения на расслабление.

Использование восстановительных средств является составной частью тренировочного процесса. Особое значение для оптимизации восстановительных процессов в организме спортсменов и эффективном овладении полученными умениями и навыками имеет создание положительного эмоционального фона.


Список литературы:

              1.  Аминов Р.Х. Квалификационный подход на этапе начальной подготовки юных боксеров 11-13 лет: Тюмень: ТюмГУ, 2001.

              2. Апанасенко Г.Л. Здоровье спортсмена // ЛФК и массаж, 2012.

              3. Волков В. К. Современные и традиционные оздоровительные системы //Теория и практика физической культуры. – 2016.

              4. Касатова Л.В., Закирова Л.М. Современные оздоровительные системы физической культур //Учебно-методическое пособие.- Казань: Казанский университет, 2015.

              5. Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г. Методики оздоровления // Практическое пособие  - М.: Аркти, 2018.

              6. Квашук П.В. Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки: М., 2003.

              7. Мелентьева Л.М. Физическая реабилитация юных спортсменов с нарушениями опорно-двигательного аппарата: - СПб., 2007.

              8. Потапчук А.А. Состояние здоровья юных спортсменов в современных условиях: материалы V Всерос. конф. с междунар. участием «Медицина для спорта 2015». - СПб., 2015.





9