СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Использование технологии тестовых технологий в преподавании географии при подготовке к итоговой аттестации»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Использование технологии тестовых технологий в преподавании географии при подготовке к итоговой аттестации»»

Доклад

«Использование технологии тестовых технологий в преподавании географии при подготовке к итоговой аттестации»

Подготовила: учитель географии МБОУ «СОШ с.Казачка»Черкашина О.П.

В последнее время в учебном процессе всё более широкое применение находят тесты, как одна из форм проверки и усвоения изучаемого материала, а также при государственной аттестации и проведении внешнего тестирования.

В то же время нельзя сказать, что тесты являются главной формой проверки усвоения навыков и умений. Вместе с тем, по сравнению с традиционными формами контроля, они имеют целый ряд преимуществ, причём как с точки зрения деятельности учителя, так и деятельности учащихся. Применение тестов позволяет выявить типичные ошибки, обнаружить пробелы в знаниях, найти пути преодоления возникающих проблем.

Тесты являются эффективным средством для самоконтроля. Они помогают учащемуся самостоятельно разобраться в том, какие у него пробелы в той или иной пройденной теме. При неправильных ответах обнаруживается потребность уточнить, отыскать верный ответ, а в дальнейшем отстоять свою точку зрения.

В целях выявления уровня подготовленности учащихся можно использовать тесты разного уровня сложности. Чтобы ответить на основные вопросы, детям достаточно обладать знаниями предмета в рамках школьной программы. Для ответа на вопросы повышенной сложности требуются дополнительные знания, как приобретённые на уроке в процессе рассказа учителя, так и при самостоятельном чтении рекомендуемой научно-популярной литературы. Применение тестов даёт возможность использовать элементы дифференцированного подхода при контроле за процессом усвоения получаемых знаний.

Объективность проверки знаний предполагает корректную постановку вопросов, вследствие чего появляется однозначная возможность отличить правильный ответ от неправильного. Кроме того, желательно, чтобы форма проверки знаний позволяла легко выявить результаты. Решение проблемы я вижу в применении индивидуальных тестовых заданий. Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки.

Преимущества тестовой технологии:

 если классические виды контроля как письменная работа или устный опрос предусматривает ответы лишь по некоторым выборочным вопросам программы, то тест позволяет проверить усвоение знаний по многим разделам и темам;

 в процессе выполнения тестов важное место занимает такая мыслительная операция, как сравнение;

 при применении тестов имеется возможность выявить поэлементный уровень усвоения учебного материала, проблемы, недостатки умений и навыков каждого из обучаемых;

 построение теста из различных по сложности заданий позволяет дифференцировать испытуемых по уровню подготовленности;

 результаты тестирования дают возможность учителю регулярно корректировать свою учебную деятельность;

 тестовые задания обладают высоким обучающим потенциалом.

Конечно, можно использовать тестовые задания, имеющиеся в различных методических пособиях, но лучше разработать их самостоятельно.

Применение тестового метода позволяет получить сведения об усвоении того или иного материала, не затрачивая время на беседу с учащимися или на проверку письменных работ. Возможность за 10-20 минут проверить и оценить знания всего класса улучшает обратную связь, делает ее регулярной. Систематическая проверка знаний способствует прочному усвоению учебного материала, активизирует внимание, развивает способность к анализу.


В своей деятельности я использую тесты разных видов:

Устные тесты (выявляют уровень знаний в начале обучения);

Учебные (направленные на усвоение знаний в процессе обучения);

Диагностические (выявляют трудности в обучении);

Итоговые (тест – умения и навыков).

К тому же все тесты по географии подразделяют на два основных вида: стандартные и перспективные.

Стандартизированные тесты подразумевают выбор ответов предложенных в задании. Эти тесты могут быть четырех видов: тесты на выбор верных ответов, приведение в соответствие, расстановку объектов по порядку и тесты на классификацию (группировку) объектов.

Перспективные (или «открытые» - определение А.Э.Фромберга) тесты многими специалистами вообще не воспринимаются как тесты ввиду отсутствия вариантов ответов, но, на мой взгляд, именно данный вид тестов позволяет тестируемому проявить инициативу, показать свои знания, умение логически мыслить, анализировать, полностью исключать угадывание.

В своей педагогической практике я использую следующие виды стандартных тестов:

1. Тесты-определители с одним правильным ответом:

Объединение предприятий с целью производства единой конечной продукции – это:

  1. Специализация

  2. Комбинирование

  3. Кооперирование

  4. Концентрация

2. Тесты-определители, где ответы идут с увеличением участвующих объектов:

Летом умеренные воздушные массы господствуют:

  1. В субтропическом поясе

  2. В субтропическом, умеренном поясах

  3. В умеренном, субарктическом, субтропическом поясах

3. Тесты-определители, где несколько правильных ответов:

Выделите объекты, относящиеся к формам рельефа:

  1. Холм

  2. Ветер

  3. Песок

  4. Равнина

  5. Овраг

  6. Гранит

Перспективные тесты, как правило, более сложны в ответе, поэтому я такие задания даю более сильным ученикам. Подобные тесты тоже можно разделить на группы:

1. Определение объекта по списку других объектов:

По списку типичных животных определите природную зону Африки (горилла, шимпанзе, леопард, карликовый бегемот, окапи, птица-носорог):

  1. Влажные экваториальные леса

  2. Саванны

  3. Пустыни

2. Вставить пропущенные слова:

Низменность – это вид …………, с ………… высотой до ………… метров. (равнина, абсолютная, 2000)

3. Тесты, связанные с заполнением таблицы без вариантов ответов:

Воздушные массы

Район формирования

Температура и влажность

 

 

жарко и влажно

тропические

 

 

 

умеренные широты над океаном

лето:
зима:

антарктические

 

 

4. Тесты, связанные с заполнением схемы.

5. Тесты, требующие расчетов:

Определите коэффициент увлажнения, если известно, что в городе Д испаряемость равна 375 мм и в течение года выпадает 488 мм осадков.

6. Тесты-классификаторы:

Сгруппируйте указанные объекты по природным зонам России – тайге, тундре, степям:

лемминг, ковыль, песец, соболь, кедр, дрофа, кролик, ягель, лиственница.

7. Тесты на нахождение «лишнего» объекта из списка предложенных:

Из списка географических терминов найдите «лишнее»: гранит, обсидиан, базальт, мрамор, пемза.

Ресурсы: лесные, почвенные, минеральные, биологические, геотермальные.

География – это наука, изучение которой основано на знание карты, поэтому и тестовые задания можно делать на основе карт атласа или контурных карт:

1) На карте кружками обозначены месторождения: нефти, газа, угля, фосфоритов, алмазов – выберите правильный ответ.

2) Определите объекты, кружками обозначенные на контурной карте.

и т.п.

К заданиям открытого типа относятся два вида – задания дополнения и задания свободного изложения. Их отличительной особенностью является то, что для их выполнения ученику необходимо самому записать одно или несколько слов (я использую как задания 3-го уровня).

Задания закрытого типа, к ним относятся задания четырёх видов: альтернативных ответов (АО), множественного выбора, восстановления соответствия и восстановления последовательности (задания 1-го и 2-го уровней).

Первая группа вопросов позволяет проконтролировать знания географических терминов, понятий, явлений. В качестве примера привожу некоторые из них.

Климат – это:

  1. Многолетний режим погоды

  2. Состояние нижних слоев атмосферы в данном месте и в данное время

  3. Состояние нижних слоев атмосферы в определенном сезоне года

  4. Ежедневный режим погоды

Вторая группа вопросов  охватывает решение простейших или типовых задач. При этом акцент ставится не на математической стороне решения задачи, а на правильности анализа географических явлений.

Какое время будет в Петропавловске-Камчатке, если в Москве 15 часов?

  1. 6 часов

  2. 14 часов

  3. 24 часа

  4. 17 часов

Вопросы третьей группы проверяют знания географических законов, причинно-следственных связей. В каком из приведенных ниже примеров сила ветра минимальна?

  1. Разница в давлении 34 единицы

  2. Разница в давлении 2 единицы

  3. Разница в давлении 68 единиц

  4. Разница в давлении 72 единицы

Четвертая группа вопросов связана с решением проблемных задач. Укажите отрасли народного хозяйства, на предприятиях которых происходит минимальное загрязнение окружающей среды?

  1. Металлургия

  2. Химическая промышленность

  3. Пищевая промышленность

  4. Электроэнергетика

С целью обеспечения самостоятельной деятельности учащихся контрольные задания составляю в нескольких вариантах.

Параллельно с оценкой полноты и глубины знаний идет диагностика затруднений и ошибок, чему способствует форма теста, конструируемая в соответствии с этапом познавательной деятельности.

Такая форма дифференцированного контроля знаний позволяет ученику самостоятельно оценивать свои возможности и выбрать тот уровень заданий, который соответствует его возможностям на данном этапе обучения. При таком подходе отметка становится стимулом к более глубокому познанию и вызывает рост интереса к процессу обучения.

Следует отметить, что постоянное использование тестовых заданий имеет определенные недостатки:

 использование элективных (с выбором ответа) заданий непригодна для контроля творческой деятельности; способствует механическому заучиванию, повышает процент угадывания правильного ответа и, как следствие, недостоверность результатов;

 код оценивания тестовых заданий пригоден для проверки достижения учащихся только таких уровней познавательной деятельности, как воспроизведение и узнавание;

 краткий ответ не отражает логику рассуждения учащегося, неточно фиксирует типичные ошибки и затруднения в выполнении заданий. что снижает эффективность корректирующей функции контроля.

Чтобы данные недостатки свести к минимуму, я практикую использование в тестах вопросов:

- со свободно-конструируемыми ответами

К городам миллионерам России относятся:

  1. Москва и Ярославль

  2. Ярославль и Саратов

  3. Саратов и Уфа

  4. Уфа и Пермь

- с несколькими верными ответами

Тектоническими структурами являются:

  1. Складчатые пояса

  2. Горы

  3. Равнины

  4. Сейсмические пояса

  5. Платформы

- с вариантами ответов, требующих рассуждения

Наиболее высокий уровень урбанизации свойственен странам … Европы:

  1. Северной

  2. Западной

  3. Южной

- верный ответ в тесте может быть получен только в результате построения дедуктивного умозаключения

На полуострове Индостан максимум атмосферных осадков приходится на:

  1. Зиму

  2. Весну

  3. Осень

  4. Лето

- задания, основанные на переносе знаний в новые условия

Для того, чтобы промышленное предприятие загрязняло воздушный бассейн Москвы в наименьшей степени, по отношению к городу оно должно располагаться на:

  1. Севере

  2. Юге

  3. Востоке

  4. Западе

- тесты на проверку причинно-следственных связей

Главная причина преобладания женского населения над мужским в развитых странах связана с тем, что

  1. Девочек больше, чем мальчиков

  2. Женщины дольше живут

  3. Среди эмигрантов преобладают мужчины

  4. Среди эмигрантов преобладают женщины

Причиной кислотных дождей является присутствие в атмосфере оксидов

  1. Углерода

  2. Серы

  3. Хлора

  4. Водорода

Восстановите цепочку причинно-следственных связей:

  1. Высокие темпы развития машиностроения в странах Восточной и Юго-Восточной Азии

  2. Высокий естественный прирост населения

  3. Наличие большого количества дешевой рабочей силы

- с сортировкой элементов ответов

Расположите страны в порядке увеличения численности населения:

  1. Япония

  2. Россия

  3. Индия

  4. США

- с заполнением пропусков в тексте

Для стран Западной Европы характерен ……… тип воспроизводства населения. (1,2,3 и т.д.).


- отсечение лишнего

Какое государство лишнее в списке: Япония, Китай, Таиланд, Вьетнам, КНДР, Марокко.


- на установление соответствия

Государства:

Форма правления:

Япония

Республика

Франция

Конституционная монархия

США

Абсолютная монархия

Саудовская Аравия

Теократическое государство

Ватикан

 

России



Основным преимуществом тестовой формы контроля является его объективность и экономичность, так как тест позволяет за короткое время провести более широкий и более глубокий контроль по усвоению материала, на ту или иную тему или по ряду тем. Это особенно важно в тех случаях, когда необходимо выявить «потолок» знаний в группе учащихся, определить среди них лидеров и отстающих.

Выигрыш во времени позволяет проводить контроль знаний постоянно, почти на каждом уроке и, кроме того, даёт возможность повторить те разделы, которые усвоены не очень хорошо. Кроме того, можно провести «реабилитирующий» тест для тех, кто не справился с ранее предложенным материалом.

Показателем сложности задания - есть доля выборки испытуемых, которые решили или не решили данное задание. Например, если только 20 % учащихся выполнили задания, его можно считать сложным для данной выборки, если 80 % - легким.

Тест благотворно влияет на развитие интуиции и логического мышления. Ведь тестируемый находится перед выбором – найти ответ или угадать его, но в то же время существенным недостатком тестовой формы контроля, является то, что в результате выполнения нельзя получить информацию о ходе размышления учащихся.

Тестовый контроль в процессе обучения стимулирует труд у учащихся, выявляет пробелы на каждом уроке, способствует повышению продуктивности труда учеников, но существуют и методические ограничения. Тест дает возможность оценить усвоение лишь отдельных элементов содержания учебной темы и нет возможности выявить динамику учебной работы, диагностировать уровень прочности усвоения.

Разумная комбинация тестовой формы с традиционными формами контроля дают объективный результат о знаниях, умениях, навыках, приобретёнными учащимися в процессе обучения.

Частое использование тестов с целью контроля на уроках увеличивает долю самостоятельной деятельности учащихся и значительно снижает распределение рабочего времени урока на такие формы ученической деятельности, которые способствуют развитию географической речи. Поэтому на рабочих уроках мною практикуются сочетание фронтальной беседы, понятийных диктантов, работу в парах, индивидуальных глубоких ответов, обсуждение определенных вопросов и др.








Использованная литература

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 688 с.

2. Безпалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика ІІІ тысячелетия). - М.: Воронеж: Изд. Московского психолого-социального института, 2002. - 352 с.

3. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь - справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 1999. - 528 с.

4. Долинер Л.И. Компьютерные тесты успеваемости как средство оптимизации учебного процесса // Вестник Московского университета. - 2004. - № 1.

5. Клайн Пол. Справочное руководство по конструированию тестов. Перевод Е. П. Савченко. - М.: «ПАН Лтд.», 1994. - 283 с.

6. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М.: Народное образование, 2000 - 352 с.