СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Использование ЦОС при преподавании математики»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Использование ЦОС при преподавании математики»»

Использование ресурсов ЦОС Моя школа (Библиотека ЦОК) на уроках математики

Одно из условий эффективной работы учителя математики - это использование цифровой образовательной среды на уроках математики. Сочетая традиционные методы обучения, повышает качество усвоения учащимися нового материала, предоставляет широчайшие возможности для создания разноообразных заданий по математике, в традиционной и инновационной формах.

Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это единая информационная система, которая объединяет всех участников образовательного процесса — обучающихся, преподавателей, родителей и администрацию учебных заведений.

ЦОС - одна из главных частей российского проекта «Образование», утверждённая Приказом Министерства просвещения РФ № 649 от 2 декабря 2019 года.

ЦОС включает в себя:

- комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе электронных;

- совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование;

- ряд педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Главная задача ЦОС - создание современной и безопасной электронной образовательной среды, обеспечивающей доступность и высокое качество обучения на всех уровнях.

Преимущества ЦОС:

- доступ к набору электронных образовательных сайтов и сервисов, которые способствуют расширению и углублению предметных знаний;

- цифровые решения, которые позволят обучающемуся, не имеющему возможности посещать учебное заведение из-за болезни или по другим причинам, быть на связи с классом и преподавателем во время занятия;

- интеграция государственных информационных систем, сервисов и ресурсов с платформой ЦОС;

- возможность видеотрансляции для распространения лучших занятий.

Прежде чем применять необходимо ознакомиться с содержимым коллекций ЦОР по математике, которые имеются в сети Интернет, проанализировать возможности их использования на уроках математики. Кроме того, необходимо изучить особенности современных цифровых образовательных ресурсов по математике, их существенные методики. Одними из наиболее удобных для использования на уроках педагоги используют материалы, которые размещены на портале «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов» - http://www.fcior.edu.ru.

Также широко используют в учебной деятельности Smart доски кабинета ЦОС. Следует отметить наиболее эффективное применение следующих типов:

- Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала: заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, формулах и т. п. Здесь можно сразу проводить решение заданий и исправить заранее заготовленные ошибки. Такая презентация будет производить больший эффект, если приготовлена самим учителем, исходя из особенностей данного класса.

- Наглядная демонстрация процесса, например, построение диаграмм. Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов. Это бесспорная возможность для учащихся применения своих творческих качеств, способствует развития навыков публичных выступлений, применению умения пользоваться программой PowerPoint. Например, ребята готовят презентации о жизни и научных открытиях учёных-математиков, о типах многогранников и их свойствах и т.д.. - Тестирование.

-Просмотр онлайн уроков.

-Построение графиков функций и сечение фигур. Координатная плоскость.

-Тренажеры. При такой организации работы экономится время и учитель получает полную картину знаний. Особенно, если вопросы для тестов он формулировал сам с учетом возможных ошибок своих учеников. Широкие возможности для проверки знаний учащихся и самоподготовки предоставляет Интернет, где можно найти онлайн тесты, как тематические, так и для проверки знаний по темам. Такие тесты (составляются варианты) выбираются заранее, с адаптацией для конкретного класса и конкретной программы. Смело можно применять для учеников онлайн тесты для подготовки к ОГЭ, составленные из упражнений открытого банка заданий. Оснащение данного класса, конечно же, способствует повышению мотивации, разнообразит урок, привлекает своими возможностями не только малышей, но и старших школьников. Создается творческая информационно-образовательная среда при взаимодействии форм и средств обучения на уроках математики с применением ЦОР (ситуация успеха; работа в малых группах; проведение дискуссий при решении поставленной задачи и т.п.); расширяются и укрепляются межпредметные связи математики и информатики. При такой организации работы экономится время и учитель получает полную картину знаний. Особенно, если вопросы для тестов он формулировал сам с учетом возможных ошибок своих учеников. Широкие возможности для проверки знаний учащихся и самоподготовки предоставляет Интернет, где можно найти он-лайн тесты, как тематические, так и для проверки знаний по темам. Такие тесты выбираются заранее, с адаптацией для конкретного класса и конкретной программы. Смело можно применять для учеников он-лайн тесты для подготовки к ГИА, составленные из упражнений открытого банка заданий, сканирование материалов. Оснащение современных классов позволяет превратить в ЦОР тетрадь любого ученика. Сегодня уже сложно представить жизнь без цифровых технологий и это касается абсолютно всех сфер жизни, в том числе и образования.

Абстрактный характер математики, ее прочные внутренние логические связи и необходимость последовательного изучения ее разделов всегда порождали своеобразные трудности преподавания этой дисциплины. Кажущаяся «строгость» изложения часто порождает у обучающихся взгляд на математику как на сухую, малоинтересную науку.

Одна из целей преподавания математики заключается в формировании у обучающегося убеждения в том, что ЦОР является удобным и несложным инструментом, полезным в различных областях человеческой деятельности.

Компьютер дает преподавателю математики 5 новых педагогических инструментов: интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность, производительность, от использования которых прямо зависит эффективность и качество преподавания дисциплины.

 

Использование ЦОС способствует решению следующих задач:

- разнообразие системы занятий, нешаблонное их построение, включение по возможности в каждое занятие новых элементов;

- увлекательное преподавание занятий, активизация деятельности обучающихся.

Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), ядром которых являются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества.

Цифровые Образовательные Ресурсы включают в себя разнообразные средства для поддержки учебной деятельности организации учебного процесса, наиболее эффективной современной и безопасной с качественным образовательным контентом является ФГИС моя школа которая объединяет в себе множество сервисов и выступает в роли единой государственной информационной системы РФ для реализации образовательных программ всех уровней основного образования.

С 1 января 2023 года российские школы в реализации своих образовательных программ обязаны использовать только государственные информационные системы (ГИС).

Использование ГИС в реализации образовательных программ регламентировано поправками, принятыми в 2021 году в федеральный закон «Об образовании». Для учебных заведений подготовлена федеральная государственная информационная система (ФГИС) «Моя школа». Это инструмент для помощи в работе учителю, ученикам и родителям. Она дополняет традиционную систему образования, но не заменяет личное общение.

В настоящее время в федеральной государственной информационной системе пользователи могут открыть личный кабинет, воспользоваться библиотекой проверенного воспитательного и образовательного контента. Здесь есть расписание уроков, домашние задания, оценки, журнал. Учитель может создавать в системе свои папки и наполнять их документами: информацией о классе, планами работы, протоколами родительских собраний, а также сформировать отчет курирующему администратору.

На главной странице федеральной государственной информационной системы размещен блок электронного дневника. На главной странице опубликованы также блоки «Материалы библиотеки», «Видеоуроки РЭШ» и «Подборки».

Раздел «Библиотека» обеспечивает поиск, просмотр, добавление контента в портфель. Библиотека представлена различными поставщиками цифрового образовательного контента, в том числе Академией Минпросвещения и РЭШ. В основе структуры раздела – учебно-тематический классификатор, в каталоге представлены материалы по 32 учебным предметам и классным часам для учащихся с 1 по 11 класс.

Меню Библиотеки цифрового образовательного контента содержит следующие разделы:

«Каталог» – переход на страницу каталога контента;

«Обучение» – переход в раздел «Обучение» для просмотра информации об обучении пользователя.

«Преподавание» – переход в раздел «Преподавание» для назначения контента учащимся (раздел находится в разработке);

«Портфель» – переход на страницу «Портфель» для просмотра контента, ранее добавленного в портфель.

Тестирующая подсистема позволяет составлять тесты и оценивать знания учащихся. Раздел предназначен для контроля степени усвоения школьниками учебного материала. Он применяется в работе педагога при оценивании знаний учеников, учащимися – для отработки изучаемого материала на тренажерах.

Раздел позволяет проводить контрольные и пробные тестирования учащихся, а также использовать тесты-тренажеры для отработки изученного материала, быстро проверять тесты, осуществлять экспертную проверку, контролировать ход тестирования и его итоги. Учащиеся могут получать автоматическое уведомление о необходимости пройти тестирование, а также о результатах пройденных тестов.

Тестирующая подсистема позволяет создавать следующие задания:

выбор одного или нескольких ответов;

ввод одного или нескольких ответов;

выбор ответов из выпадающего списка

ввод формул;

заполнение развернутого ответа или прикрепление файла;

диктант;

выделение области и ввод текста на изображении;

работа с интерактивными таблицами;

задание на перетаскивание, группировку объектов;

HTML5 задания;

работа с многостраничными документами;

задание с аудио- и видеоматериалами;

рисование.

Согласно Приказу Минпросвещения России от 30.06.2021 г. № 396 «О создании федеральной государственной информационной системы Минпросвещения России «Моя школа», система создана, чтобы повысить уровень цифровой грамотности педагогов с использованием дистанционных образовательных технологий, создать современную и безопасную образовательную среду и возможности для вовлечения родителей (законных представителей) в процесс образования их детей.

Внедрение ФГИС призвано также создать условия для взаимодействия региональных и федеральных систем и использовать единые классификаторы, реестры, справочники и форматы взаимодействия, обеспечить равный доступ к качественному цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам для всех категорий обучающихся.

Кроме того, система позволяет формировать показатели государственного статистического наблюдения на основе действий педагогов и граждан в части образовательного процесса.

При работе с подсистемой «Библиотека ЦОК» доступны следующие функциональные возможности:

1) просмотр и поиск единиц контента (далее – ЕК) в каталоге

материалов;

2) добавление контента в «Портфель» – специальный раздел подсистемы, предназначенный для быстрого доступа пользователя к материалам, добавленным в него;

3) просмотр карточки единицы контента;

4) просмотр единиц контента посредством проигрывателя единиц

контента;

5) оценка содержимого ЕК и просмотр средней оценки ЕК;

6) просмотр раздела «Обучение», который содержит сведения

об изучении личных материалов, материалов рабочих программ.

В информационной карточке единицы контента отображается

следующая информация:

– обложка ЕК;

– наименование контента;

– тип контента;

– информация об оценке ЕК пользователями;

– «Поставщик контента» («Издатель») – наименование поставщика

контента (издательства), выпустившего контент;

– возраст;

– «Предмет» – наименование учебной дисциплины;

– «Класс» – номер параллели (класса), для которого предназначен

контент.

Типы электронных образовательных материалов, такие как ВИРТУАЛЬНЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ, ОБУЧАЮЩИЕ ВИДЕО РОЛИКИ, АУДИОФАЙЛЫ, ВИДЕОИНТЕРВЬЮ С УЧЕНЫМИ

Нажимая на выбранный урок мы можем увидеть краткую информацию по уроку, тип урока, ключевые слова, базовые понятия, этапы урока.

После нажатия на кнопку посмотреть, откроется подробный план урока с аудиофайлами, подкастами и другими видами.

Например, на этапе «Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала» можно прослушать звуковой фрагмент. Ответить на вопросы учителя ИЛИ прослушать диалог и также ответить на вопросы

ЭТО может быть заполнение таблицы. К каждому из этапов урока даны рекомендации учителю. Все материалы вы можете заполнять онлайн или предварительно распечатать каждому ребенку.

На каждом этапе урока прописано, что необходимо подготовить (справочные материалы, цветные карандаши и т.д.). например, при выполнении проекта для детей прописаны этапы работы над проектом,

в конце темы, учитель может скачать чек-лист (лист самооценки) для заполнения детьми.

На этапе первичного усвоения материала предлагается выполнить диагностическую работу:

- вопросы, с выбором ответа,

- распределение про группам

- закончи предложение

- установи экологическую связь

На этапе самооценивания, рефлексии предлагается вернуться вновь к таблице, которую заполняли вначале урока, заполнить шкалу самооценки

Конечно же цифровые ресурсы не могут занимать весь урок. Целесообразно проводить физкультминутки и по- возможности менять виды деятельности в течении урока 

 

Вывод:

Таким образом, использование ЦОР в обучении математике дает возможность:

- реализовать личностно-ориентированный подход в обучении;

- повысить качество наглядного учебного материала, который становится более красочным и динамичным;

- автоматизировать контроль и самоконтроль результатов учебной деятельности;

- развивать умения исследовательской деятельности;

- активизировать познавательную деятельность обучающихся;

- повысит мотивацию к изучению математики;

- обеспечить активное взаимодействие обучающихся с учебным материалом.