Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: [email protected]
Доклад
Использование здоровьесберегающих технологий
на уроках профессионально-трудового обучения.
учитель швейного дела:
Хасанова К.Н
2018г
В нашей школе мы работаем с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Поэтому перед нами стоит важная задача: сохранить здоровье детей, скорректировать их недостатки, а самое главное научить детей трудовым умениям и навыкам, способствовать их дальнейшей адаптации в современном обществе
Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения:
обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе;
сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
На уроках швейного дела дети проводят значительную часть учебного времени. От организации урока зависит качество профессиональной подготовки и сохранения здоровья воспитанников.
Можно выделить несколько требований по здоровьесбережению учащихся, которые мы выполняем на уроках: гигиенические требования, поддержание правильной осанки, соблюдение правил техники безопасности, сохранение зрения, благоприятный психологический климат на уроке, коррекционная направленность урока, проведение физминуток, доступность задания, смена видов деятельности на уроке.
Гигиенические условия в кабинете швейного дела: светлые тона стен, выкрашенные эмульсионной краской; возможность вымыть руки с мылом тёплой водой; соблюдение температурного режима, своевременное проветривание кабинета; рациональное освещение всего класса, индивидуального рабочего места и школьной доски; рабочие места учащихся расположены так, чтобы естественный свет падал на них слева, а при необходимости можно закрыть или открыть шторы на окнах, включить дополнительный верхний свет; кроме того, все швейные машины снабжены электроосвещением.
Одним из требований здоровьесбережения обучающихся является правильно построенная коррекционная работа. Таким образом, каждый урок стараюсь построить так, чтобы в ходе всего учебного процесса прослеживалось обеспечение условий для формирования высших форм психической деятельности ребёнка. Чтобы на каждом этапе уроке осуществлялось педагогическое воздействие на различные особенности аномального развития личности, включающее: обогащение представлений ребёнка об окружающем мире, формирование профессиональных навыков и навыков самообслуживания, исправление дефектов личности ребёнка.
Для реализации коррекционной направленности, активизации познавательной деятельности использую передовые педагогические технологи, продумываю формы и методы проведения каждого урока, изготавливаю различный дидактический материал: технологические карты, карточки контроля образцы поузловой обработки изделия, кроссворды, ребусы.
Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать коррекции и развитию высших психических функций, коррекции пробелов в знаниях, формированию познавательных способностей. С целью коррекции мышления на уроках вниманию учащихся предлагаю различные задания с компьютерной анимацией на основе упражнений в узнавании, сравнении, анализе и синтезе. Но при всех достоинствах применения компьютерных технологий на уроках, надо помнить, что с целью здорвьесбережения, использование компьютера необходимо ограничить во времени.
Активное восприятие материала стараюсь поддерживать за счет смены деятельности:
Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
Виды деятельности, используемые на уроках швейного дела:
опрос учащихся;
ответы на вопросы;
записи в тетради;
беседа, рассказ, чтение;
слушание;
демонстрация материалов с применением ИКТ;
рассматривание наглядных пособий,
выполнение практической работы.
Для того, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли полноценно заниматься трудовой деятельностью, их движения должны быть точными, скоординированными. Поэтому при обучении швейному делу большое внимание уделяю правильному выполнению трудовых приёмов и правильной рабочей позе во время выполнения приёмов.
Выполнение практических заданий на уроке способствует укреплению здоровья. При физической нагрузке включаются различные группы мышц, происходит развитие мелкой моторики пальцев рук. При этом необходимо следить за правильной посадкой, чтобы учащиеся спины держали ровно и сильно не наклонялись к работе, а дети, которые имеют недостатки зрения, работали в очках.
В ходе выполнения практического задания обязательны целевые обходы учителем рабочих мест и дифференцированная работа с учащимися.
Проведение обходов рабочих мест выполняю:
с целью проверки правильности выполнения задания;
с целью проверки правильной рабочей позы во время выполнения задания;
с целью проверки соблюдения правил Т.Б;
с целью дополнительного инструктирования и оказания помощи учащимся.
Применение дифференцированно обучения на уроках швейного дела позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей снижается темп опроса, даётся время на обдумывание, подготовку. При выполнении практического задания проводятся дополнительные инструктажи, и даётся дополнительное время на обработку изделия.
При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность, испытывает интерес к учебе и с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, открыт в общении со сверстниками и педагогом.
Очень важное значение при работе в мастерской имеет соблюдение правил техники безопасности. В мастерской оформлены стенды с инструкциями по ТБ с инструментами и оборудованием швейной мастерской. На каждом утюжильном месте: на полу возле утюга и гладильного пресса имеются диэлектрические коврики.
Правила ТБ повторяются почти на каждом уроке, а для того, чтобы это лучше усвоилось, и не было так скучно и однообразно, изучаем правила в рисунках, проверяем их знания с помощью викторин, кроссвордов, тестов.
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Проведение физминуток дает возможность детям немного отдохнуть, снять психическое напряжение, преодолеть утомление.
Физкультминутки являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех-пяти легких упражнений с 3-4 повторениями каждого).
Упражнения, входящие в физкультминутки не должны загружать школьника физически, а давать возможность восстановить деятельность тех областей, на которые приходится основная нагрузка - это глаза, руки, спина, шея, психологическая разгрузка мозга
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Необходимо включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни :
беседы о формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;
выработка понимания сущности здорового образа жизни;
формирование потребности в здоровом образе жизни;
обсуждение разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения.
Желательно, чтобы завершение урока было спокойным, чтобы учитель мог аргументировано проанализировать работы и прокомментировать оценки, а учащиеся имели возможность задать учителю вопросы.
Поощрение стремления учащихся к самоанализу, укрепляет их уверенность в собственных возможностях. Учащиеся уже более спокойно будут реагировать на полученную оценку, если они сами понимает её обоснованность. Оценивая свои ошибки, дети сразу же обдумывают и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление и становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы в классе.
Благоприятный психологический климат на уроке, служит одним из показателей успешности его проведения.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым должен располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка
Дети должны входить в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию.
В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
Заряд положительных эмоций, полученных школьниками на занятиях, определяет позитивное воздействие школы на здоровье.