О
тдел образования администрации Петровского района города Донецка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ясли-сад комбинированного типа № 386 города Донецка»
Доклад на методическое объединение на тему:
«Использование здоровьесберегающих технологий в летний оздоровительный период»
Подготовила:
Старший воспитатель
Гончарова Т.С.
г. Донецк - 2022
Доклад «Использование здоровьесберегающих технологий в летний оздоровительный период в ДОУ»
Забота о здоровье воспитанников – очень важное направление в работе ДОУ.
Здоровье ребёнка является основной ценностью и показателем работы педагогического коллектива.
Основная работа педагогов по здоровьесбережению младших дошкольников основывается на обеспечении непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта в ДОУ.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: (детей, педагогов, родителей).
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии»
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одно из основных задач детского сада.
Наиболее эффективными формами оздоровления являются:
строгое соблюдение режима дня;
утренняя гимнастика;
динамические паузы (физкультминутки);
обеспечение условий для реализации двигательной активности в течение дня;
физкультурные занятия;
прогулки;
спортивные праздники, развлечения, подвижные игры;
сбалансированное питание.
Среди задач дошкольных образовательных учреждений на первый план выходит использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Решаются задачи:
Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Учитывание пожеланий родителей, их предложений.
Выявление знания родителей о значении режимных моментов (сон, прогулка, питание, двигательная активность).
Знакомство родителей с различными видами закаливания детей.
В использовании здоровьесберегающих технологий включены все пять областей развития: познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое.
Работа по использованию здоровьесберегающих технологий ведется как по направлению с детьми, так и по направлению с родителями. Именно родители являются главным звеном в воспитании у детей любви к здоровому образу жизни.
Ведется совместная работа воспитателей, детей и родителей (поделки, рисунки, стенгазета). Работа с родителями представлена в виде памяток для родителей, консультаций, открытых занятий. Дети учатся играть совместно, выполнять тренировочные упражнения. Занимаются продуктивной деятельностью.
Одним из важных компонентов сохранения здоровья детей является закаливание. Закаливание-это система закаливающих мероприятий в режиме дня ребенка, а не использование отдельных закаливающих процедур.
Принципы закаливания
Системность применения закаливающих процедур.
Постепенное увеличение силы раздражителя.
Индивидуальный подход с учётом состояния здоровья.
Оптимальное тепловое состояние детей.
Положительная эмоциональная настроенность.
Введение закаливания в режим дня.
Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастика – обязательная часть ежедневного режима ребенка. В детском саду мы каждое утро обязательно проводим комплексы утренней гимнастики.
Не надо забывать про гимнастику и дома. Она способствует развитию у детей правильной осанки, тренирует и усиливает деятельность всех органов и систем (сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной и т.д.).
Сделать утром весёлую разминку вместе с мамой и папой – прекрасная идея!
Вода является эффективным фактором оздоровления и закаливания.
Игры с водой – одни из любимых детских забав и неудивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка!
Здоровое питание
Чего только не приходится придумывать поварам ради того, чтобы малыши всё съели. В саду часто включают в рацион детей творог, гречневую и
овсяную каши, продукты, богатые витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью), а также белком. Все блюда для детей готовятся из натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок и специй и консервантов, От правильно организованного питания зависит здоровье и развитие ребенка.
Прогулки на свежем воздухе
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно -оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом:
Восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
Улучшает дренажную функцию лёгких.
Налаживает нарушение функции сердечно - сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения.
Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно-психическое состояние.
Игра на музыкальных инструментах
Маленькие дети с радостью играют на музыкальных духовых инструментах – дудочках, губных гармошках и пр. Необходимо предварительно убедиться, что ребенку по силам дуть в музыкальный инструмент.
Физические упражнения и подвижные игры
У ребёнка есть сильная потребность в движении. Однако, чтобы они не были бесцельными и случайными, необходимо помочь ребенку, предложить правильный способ.
Помимо ежедневной утренней гимнастики и определенного количества физкультурных занятий предоставляем детям возможность упражняться самостоятельно. Для этого используем подвижные игры.
Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – с малой, средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Подвижная игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций обладающих великой, воспитательной силой. Особенно любимы детьми подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Лохматый пес», «Серый зайка умывается», «У медведя во бору», «Жмурки» и т.д.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это в первую очередь технология воспитания культуры здоровья малышей.
Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог « взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.