Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №39
им. Г. А. Чернова» г. Воркуты
Тема: Исследовательская деятельность как средство достижения образовательных результатов младших школьников.
Докладчик: Стяжкова Т. И., учитель начальных классов.
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь»
В.А.Сухомлинский
Одной из форм работы с учащимися во внеурочное время - является научно-исследовательская деятельность, которая безусловно влияет на повышение качества образования.
Научно-исследовательская деятельность школьников - это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов характерных для исследования в научной сфере.
Это позволяет развивать у школьников познавательный интерес, самостоятельность, культуру учебного труда; систематизировать, обобщать и углублять знания в определённой области учебного предмета; применять их на практике, помогает включить учащихся в процесс саморазвития и самообразования. Кроме этого исследовательская деятельность влияет на повышение качества обученности.
Важно, чтобы учащиеся с первых шагов понимали конкретную значимость своего исследования. От природы ребёнок любознателен, ему всё интересно, каждый ребёнок-творческая личность. В целях создания условий для развития творческой личности, её самореализации и самоопределения в нашей школе организовано научное общество "Гипотеза», в которой состоят исследовательские группы каждого класса. Каждая группа – это научный процесс совместной деятельности учащихся, учителей и родителей.
Итогом исследовательских работ, является школьная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку, где идёт защита выполненной исследовательской работы учащимися.
Для участия в Конференции участники должны представить исследовательскую работу.
Работа, представленная на экспертизу, должна носить характер научного исследования, центром которого является актуальная проблема, имеющая практическую значимость.
Защита проходит с привлечением авторов других работ и зрителей (одноклассников, учащихся других классов, учителей, родителей, членов жюри) О своей работе нужно не только рассказать, надо защитить её, как всякое исследование. Представляя работу, ученик совершенствует своё умение излагать добытую информацию, учится понимать и принимать другие взгляды на проблему, убеждать других, доказывая свою точку зрения.
В прошлом 2013/14 учебном году, состоялась 18 школьная конференция «Первые шаги в науку». Организация исследовательской деятельности способствовало проявлению и развитию одарённости учащихся, развитию речи, познавательной активности, творческого мышления, коммуникативных умений, что безусловно влияет на повышение качества обученности.
В нашей школьной конференции принимали участие учащиеся 2-11 классов. Защита проектов была разбита на 2 секции:
учащиеся 2-4 классов и учащиеся 5-11 классов.
Рассмотрим темы исследовательских работ учащихся начальных классов. Работа по этим темам велась как на уроках, так и во внеурочное время. Темы «Завтрак отличника» и «Путешествие капельки» рассматривались на уроках окружающего мира, «Военная археология» и «Откуда к нам пришёл Новый год?» на уроках истории, «Слова-паразиты в языке» на уроках русского языка, « Книга- друг человека», «Так ли глуп Иван –дурак?» - на уроках литературного чтения. При изучении темы проекта «Исследование уровня шумового загрязнения в образовательном учреждении и его влияние на организм» использовался лабдиск.
В этом году все темы исследовательских работ посвящены
70 – летию Победы в Великой Отечественной войне.
Таким образом конференция это итог научно-исследовательской деятельности, а я хочу подробно остановиться на работе, которая проводится в моём классе с учащимися над исследовательскими проектами.
Исследование начинается с определения проблемной ситуации. В моём классе дети заинтересовались тем, на сколько полезны современные продукты питания. Это исследование началось после того, как открытую баночку йогурта, яблоко и банан оставили в классе. Каждый день дети отмечали, что происходит с этими продуктами. У детей возникли проблемные вопросы:
-Почему испортились банан и яблоко, а йогурт не испортился?
-Что позволило ему сохраниться?
-Какова польза и вред продуктов питания?
Выявилась проблемная ситуация: порой мы не задумываемся над тем, что едим. А это часто приводит к серьёзным заболеваниям, ухудшению здоровья.
Исходя из проблемной ситуации была выбрана тема проекта «Правильное питание», поставлены цели и задачи. Составили план работы над проектом.
1 этап. Диагностический.
Дети заполняют анкету «Здоровое питание», проводится занятие «Как я питаюсь» в ходе которого учащиеся должны прийти к выводу о том, что, не всегда соблюдая режим питания, предпочитая фастфуд и гамбургеры, они часто не задумываются над тем, насколько это вредно.(На данном этапе привлекается психолог).
2 этап. Подготовительный.
Проводятся беседы на тему полезных и необходимых продуктов и игра «Чтобы я не съел?» В процессе беседы и игры выясняется, насколько дети понимают тему проекта.(Помогают в работе кл. руководитель и медсестра).
3 этап. Поисково-исполнительный.
Создаются творческие группы, которые собирают информацию о пользе продуктов. Проводится конкурс пословиц о еде, написание сочинения «Как питается наша семья», составляется режим питания на каждый день, проводится игра «Здоровая вкусляндия», где каждая рабочая группа составляет меню на каждый день и рецепты блюд и напитков. (На данном этапе помогают родители, кл. руководитель, медсестра).
4 этап. Обобщающий этап.
На данном этапе происходит объединение накопленного материала в форме брошюры «Правильное питание», идёт подготовка к выступлению на презентации проекта. (Кл. руководитель, участники проекта).
5 этап. Презентация.
Выступление и защита проекта на школьной конференции «Первые шаги в науку».
Хочется рассказать ещё об одной работе, которая начиналась на уроках окружающего мира во втором классе. На одном из уроков мы вели разговор о воде. Провели небольшой эксперимент: протёрли доску влажной тряпкой, через некоторое время доска стала сухой. Встал вопрос, возникла проблема:
– куда с поверхности доски делась вода?
Был поставлен ещё один вопрос:
– откуда и почему зимой идёт снег, а летом – дождь?
Была определена проблема, с которой началось исследование и работа над проектом. Исходя из проблемной ситуации была выбрана тема проекта: «Путешествие капельки», поставлены цели, задачи, составлен план работы над проектом. На первом этапе была проведена беседа о воде и влияние воды на человека. Эту беседу проводила медсестра.
Далее, на следующем этапе были созданы творческие группы, которые собирали информацию о воде. Ребятам было предложено найти пословицы и загадки о воде, написание сочинения – сказки «Путешествие капельки». В этой работе ребятам помогали родители и классный руководитель. На данном этапе работа проводилась и на уроках русского языка и литературного чтения.
На следующем этапе началось объединение накопленного материала и подготовка к защите проекта на школьной конференции.
Итогом данной работы было выступление и защита проекта «Путешествие капельки» на школьной конференции «Первые шаги в науку».
При работе над проектом использовалась мобильная естественно – научная лаборатория с мультисенсорным регистратором данных.
Вашему вниманию предлагается выставка проектов по данной теме.
Таким образом, на наш взгляд, организация и работа научно-исследовательской деятельности в начальных классах в соответствии с требованиями стандартов нового поколения, позволяет в условиях массовой общеобразовательной школы добиваться современного качества образования, максимально развивая индивидуальные способности младших школьников, такие как познавательный интерес, самостоятельность, культуру учебного труда; систематизировать, обобщать и углублять знания в определённой области учебного предмета и безусловно влияет на повышение качества образования.