СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Исследовательская деятельность учащихся как средство достижения образовательных результатов ООП НОО"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Исследовательская деятельность учащихся как средство достижения образовательных результатов ООП НОО"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №39
им. Г. А. Чернова» г. Воркуты

Тема: Исследовательская деятельность как средство достижения образовательных результатов младших школьников.
Докладчик: Стяжкова Т. И., учитель начальных классов.

«К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь»

В.А.Сухомлинский

Одной из форм работы с учащимися во внеурочное время - является научно-исследовательская деятельность, которая безусловно влияет на повышение качества образования.

Научно-исследовательская деятельность школьников - это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов характерных для исследования в научной сфере.

Это позволяет развивать у школьников познавательный интерес, самостоятельность, культуру учебного труда; систематизировать, обобщать и углублять знания в определённой области учебного предмета; применять их на практике, помогает включить учащихся в процесс саморазвития и самообразования. Кроме этого исследовательская деятельность влияет на повышение качества обученности.

Важно, чтобы учащиеся с первых шагов понимали конкретную значимость своего исследования. От природы ребёнок любознателен, ему всё интересно, каждый ребёнок-творческая личность. В целях создания условий для развития творческой личности, её самореализации и самоопределения в нашей школе организовано научное общество "Гипотеза», в которой состоят исследовательские группы каждого класса. Каждая группа – это научный процесс совместной деятельности учащихся, учителей и родителей.

Итогом исследовательских работ, является школьная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку, где идёт защита выполненной исследовательской работы учащимися.

Для участия в Конференции участники должны представить исследовательскую работу.

Работа, представленная на экспертизу, должна носить характер научного исследования, центром которого является актуальная проблема, имеющая практическую значимость.

Защита проходит с привлечением авторов других работ и зрителей (одноклассников, учащихся других классов, учителей, родителей, членов жюри) О своей работе нужно не только рассказать, надо защитить её, как всякое исследование. Представляя работу, ученик совершенствует своё умение излагать добытую информацию, учится понимать и принимать другие взгляды на проблему, убеждать других, доказывая свою точку зрения.
В прошлом 2013/14 учебном году, состоялась 18 школьная конференция «Первые шаги в науку». Организация исследовательской деятельности способствовало проявлению и развитию одарённости учащихся, развитию речи, познавательной активности, творческого мышления, коммуникативных умений, что безусловно влияет на повышение качества обученности.

В нашей школьной конференции принимали участие учащиеся 2-11 классов. Защита проектов была разбита на 2 секции:
учащиеся 2-4 классов и учащиеся 5-11 классов.

Рассмотрим темы исследовательских работ учащихся начальных классов. Работа по этим темам велась как на уроках, так и во внеурочное время. Темы «Завтрак отличника» и «Путешествие капельки» рассматривались на уроках окружающего мира, «Военная археология» и «Откуда к нам пришёл Новый год?» на уроках истории, «Слова-паразиты в языке» на уроках русского языка, « Книга- друг человека», «Так ли глуп Иван –дурак?» - на уроках литературного чтения. При изучении темы проекта «Исследование уровня шумового загрязнения в образовательном учреждении и его влияние на организм» использовался лабдиск.

В этом году все темы исследовательских работ посвящены
70 – летию Победы в Великой Отечественной войне.

Таким образом конференция это итог научно-исследовательской деятельности, а я хочу подробно остановиться на работе, которая проводится в моём классе с учащимися над исследовательскими проектами.
Исследование начинается с определения проблемной ситуации. В моём классе дети заинтересовались тем, на сколько полезны современные продукты питания. Это исследование началось после того, как открытую баночку йогурта, яблоко и банан оставили в классе. Каждый день дети отмечали, что происходит с этими продуктами. У детей возникли проблемные вопросы:

-Почему испортились банан и яблоко, а йогурт не испортился?

-Что позволило ему сохраниться?

-Какова польза и вред продуктов питания?

Выявилась проблемная ситуация: порой мы не задумываемся над тем, что едим. А это часто приводит к серьёзным заболеваниям, ухудшению здоровья.
Исходя из проблемной ситуации была выбрана тема проекта «Правильное питание», поставлены цели и задачи. Составили план работы над проектом.

1 этап. Диагностический.

Дети заполняют анкету «Здоровое питание», проводится занятие «Как я питаюсь» в ходе которого учащиеся должны прийти к выводу о том, что, не всегда соблюдая режим питания, предпочитая фастфуд и гамбургеры, они часто не задумываются над тем, насколько это вредно.(На данном этапе привлекается психолог).

2 этап. Подготовительный.

Проводятся беседы на тему полезных и необходимых продуктов и игра «Чтобы я не съел?» В процессе беседы и игры выясняется, насколько дети понимают тему проекта.(Помогают в работе кл. руководитель и медсестра).

3 этап. Поисково-исполнительный.

Создаются творческие группы, которые собирают информацию о пользе продуктов. Проводится конкурс пословиц о еде, написание сочинения «Как питается наша семья», составляется режим питания на каждый день, проводится игра «Здоровая вкусляндия», где каждая рабочая группа составляет меню на каждый день и рецепты блюд и напитков. (На данном этапе помогают родители, кл. руководитель, медсестра).

4 этап. Обобщающий этап.

На данном этапе происходит объединение накопленного материала в форме брошюры «Правильное питание», идёт подготовка к выступлению на презентации проекта. (Кл. руководитель, участники проекта).

5 этап. Презентация.

Выступление и защита проекта на школьной конференции «Первые шаги в науку».

Хочется рассказать ещё об одной работе, которая начиналась на уроках окружающего мира во втором классе. На одном из уроков мы вели разговор о воде. Провели небольшой эксперимент: протёрли доску влажной тряпкой, через некоторое время доска стала сухой. Встал вопрос, возникла проблема:

– куда с поверхности доски делась вода?

Был поставлен ещё один вопрос:

– откуда и почему зимой идёт снег, а летом – дождь?

Была определена проблема, с которой началось исследование и работа над проектом. Исходя из проблемной ситуации была выбрана тема проекта: «Путешествие капельки», поставлены цели, задачи, составлен план работы над проектом. На первом этапе была проведена беседа о воде и влияние воды на человека. Эту беседу проводила медсестра.

Далее, на следующем этапе были созданы творческие группы, которые собирали информацию о воде. Ребятам было предложено найти пословицы и загадки о воде, написание сочинения – сказки «Путешествие капельки». В этой работе ребятам помогали родители и классный руководитель. На данном этапе работа проводилась и на уроках русского языка и литературного чтения.

На следующем этапе началось объединение накопленного материала и подготовка к защите проекта на школьной конференции.

Итогом данной работы было выступление и защита проекта «Путешествие капельки» на школьной конференции «Первые шаги в науку».

При работе над проектом использовалась мобильная естественно – научная лаборатория с мультисенсорным регистратором данных.
Вашему вниманию предлагается выставка проектов по данной теме.

Таким образом, на наш взгляд, организация и работа научно-исследовательской деятельности в начальных классах в соответствии с требованиями стандартов нового поколения, позволяет в условиях массовой общеобразовательной школы добиваться современного качества образования, максимально развивая индивидуальные способности младших школьников, такие как познавательный интерес, самостоятельность, культуру учебного труда; систематизировать, обобщать и углублять знания в определённой области учебного предмета и безусловно влияет на повышение качества образования.