СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Исследовательская деятельность в процессе обучения немецкому языку "

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная школа живет и развивается в постоянно и быстро изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и их высоком интересе к предмету. Перед педагогами встает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету «Немецкий язык»?

С моей точки зрения, вовлеченность обучающихся в исследовательскую работу является одним из методов повышения интереса.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Исследовательская деятельность в процессе обучения немецкому языку "»

«Исследовательская деятельность в процессе обучения немецкому языку»

«Каждый ребёнок, является исследователем,

который с радостью и удивлением открывает

окружающий мир. Поэтому, чем полнее и

разнообразнее деятельность ребенка,

чем значимее она, тем успешнее идет его развитие,

тем полнее реализуется его программа развития»



В Концепции модернизации российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования».

Поэтому одной из целей современной школы является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в высших учебных заведениях, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, которые требуют от человека творческого напряжения и интеллектуальных усилий.

Современная школа живет и развивается в постоянно и быстро изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и их высоком интересе к предмету. Перед педагогами встает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету «Немецкий язык»?

С моей точки зрения, вовлеченность обучающихся в исследовательскую работу является одним из методов повышения интереса.

Хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа имеет большое значение для развития творческих способностей обучающихся. Такая работа ведет к развитию также и умственных способностей ребенка, мотивирует его на выполнение учебной задачи в целом и, самое главное, помогает его социальной адаптации в среде сверстников, позволяет почувствовать собственную значимость. Исследовательская работа значительно дополняет способы получения знаний, поскольку она подразумевает самостоятельное изучение выбранного явления, лично накопленный базовый материал, анализ данных и вытекающие из них выводы.

Под исследовательской деятельностью школьников сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи в различных областях науки, техники, искусства, которая предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Исследовательская деятельность школьников – это возможность решения исследовательских, личностно значимых для ребенка задач, способствующих формированию новых знаний.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что исследовательская деятельность обучающихся занимает одно из ведущих мест в учебном процессе. Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач: развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков; формирование аналитического и критического мышления обучающихся в процессе выполнения учебных исследований; выявление одарённых обучающихся и обеспечение реализации их творческого потенциала; воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности; помощь в профессиональной ориентации; самоутверждение школьников, благодаря достижению поставленной цели.

Я считаю, что в процессе исследовательской и творческой деятельности на уроках немецкого языка у обучающихся не только повышается мотивация и интерес к предмету, формируется любознательность, но и происходит реализация творческого потенциала и обучающихся и учителя, создается позитивный настрой для дальнейшего творческого сотрудничества.

По моему мнению, очень важно правильно организовать руководство исследовательской работой. Поэтому целью работы учителя является формирование исследовательской мотивации. Творческую активность, мотивацию к исследовательской работе повышает также создание на уроке благоприятной атмосферы, доброжелательность оценок со стороны учителя.

Исследовательская деятельность требует от обучающегося умения искать материал в соответствии с темой, анализировать его, отбирать важное, систематизировать, делать выводы. Эта работа требует усидчивости, сосредоточенности. Школьники должны уметь работать не только с книгой, но и с электронной литературой, с архивными материалами. Помочь ученику выбрать тему, интересную для него, сформулировать основные цели исследования, отсеять ненужную информацию – это также задача учителя.

Мои ученики являются активными членами школьного научного общества «Поиск», ежегодно принимают участие в школьной научно- практической конференции «Горизонты открытий», в муниципальной научно- практической конференции «Открытие», муниципальной учебно – исследовательской конференции «Эрудит» представляя свои исследования по темам: «Немецкие заимствования в русском языке. (По материалам учебников немецкого языка 5-9 класс. И.Л.Бим)» (9 класс); «Сложное слово» (3 класс); «День рождения в Германии и России» (4 класс), «Екатерина Великая – немка с русской дущой» (9 класс); «Стихотворение И.С. Гете «Über allen Gipfeln ist Ruh» в переводах русских авторов» (7 класс); «Мой день рождения – знаменательный день мировой истории» (8 класс) и т.д. В 2015 году моя ученица успешно представила свою исследовательскую работу на XI Республиканской учебно - исследовательской конференции «Я - исследователь, я открываю мир!», где заняла 1 место в секции «Гуманитарная», в феврале 2016 года её работа отправлена на XIX Российскую научную конференцию школьников «Открытие»

Исследовательская работа в школе может быть организована прежде всего во время уроков. В качестве творческих домашних заданий на уроках немецкого языка ребята готовят сообщения, занимаются поиском ответов на те или иные вопросы, написанием рефератов, составлением кроссвордов и т. п. Примером урочной учебно-исследовательской деятельности обучающихся являются проблемные уроки в старших классах, урочные проекты в 4-11-х классах.

Привлекая одаренных детей уже с начальной школы к внеклассной работе по изучению немецкого языка, стараюсь вовлекать их в творческую и исследовательскую деятельность, формировать и развивать у них умение планировать и анализировать свою деятельность, помогаю детям преодолеть себя.

Внеурочная учебно-исследовательская деятельность обучающихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности – это, конечно же, работа с рефератами в 9-11-х классах по таким темам, как «Образование в Германии», «Школьный обмен», «Политическое устройство Германии», «Немецкое кино» и т.д.; проектная работа по интересам в 5-11-х классах по темам «По городам Германии, «Защита окружающей среды», «Распорядок дня школьника», «Природные катастрофы», и др.; учебно-исследовательские работы в 7-11-х классах; интеллектуальные игры (например, в виде игры, аналогичной телевизионной «Своя игра»), интеллектуальные марафоны в 5-9 классах; олимпиады в 5-11-х классах; дистанционные олимпиады во 2-11 классах; конкурсы чтецов, переводчиков, рисунков, презентаций, конференции в 8-11 классах.

Таким образом, участие в исследовательской работе дает обучающемуся возможность осознать свою значимость, свою причастность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. Учитель помогает ребятам разобраться во всем многообразии информации в современном мире, не забывая об основной цели обучения иностранному языку – о формировании у обучающихся способности к межличностному общению, к межкультурной коммуникации.

Занятие исследовательской деятельностью – это хорошая стартовая площадка для тех обучающихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях. Моя задача, как преподавателя – организатора исследовательской работы - выявить интересы обучающихся и спланировать совместную работу таким образом, чтобы ребята смогли проявить себя в том или ином направлении деятельности.

Созидательная работа учителя по формированию интеллектуального потенциала творческих способностей и исследовательских навыков школьников, позволит воспитать творческих, интеллектуально развитых, научно грамотных, одаренных молодых людей, достойных граждан нашей Республики, нашей страны.