Развитие социально - личностных качеств дошкольников через патриотическое воспитание»
«Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое
предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её,
стать подлинным патриотом».
С. Михалков
«Все начинается с детства» - эта фраза как нельзя лучше ассоциируется с данной темой. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Малыш начинает познавать Родину через свою семью - ближайшее его окружение. Что следует иметь в виду, развивая у ребенка дошкольного возраста первые чувства патриотизма? Какие в этой связи стоят перед педагогами и родителями задачи?
Для дошкольного периода характерна наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому, все, что усвоено в этот период знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера-оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. Ребенок прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля.
Единого подхода к определению «патриотического воспитания» не существует.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность к ней, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатство – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.
Любовь ребенка-дошкольника к Родине начинается с любви к родным, своему дому, детскому саду, городу. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных.
Дети, начиная с дошкольного возраста:
Страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе.
Испытывают недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать хорошим человеком и гражданином, воспитывать любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Актуальность данной работы заключается в подготовке ребенка к самостоятельной жизни. Необходимо научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географически, природно-экологическим своеобразием родного края, потому что любовь к нашему Отечеству начинается с любви к своему краю и городу.
Основное направление моей работы - это движение от воспитания любви к близким людям, природе, родному городу к достижению наивысшей цели - воспитанию чувства гордости и любви за свою Родину. Таким образом, путь воспитания любви к Отечеству, выстраивается в логике «от близкого к далёкому» - от любви к родителям (точнее к родному дому), к детскому саду, к улице, к городу, до любви к родной стране.
Планируя свою работу по гражданско-патриотическому воспитанию, я поставила перед собой цель:
- создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально – нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
И, следующие задачи:
1. Формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу).
2. Воспитание гражданско-патриотических чувств через знакомство с городом, его историей, достопримечательностями, страной, изучение государственной символики России, родного города.
3. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины.
4. формирование у родителей понимание того, что права ребёнка – это важно, значимо, что родители являются гарантом прав маленького человека, будущего гражданина нашей страны.
1.Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя человеком, членом семейного сообщества.
НОД «Что означают наши имена», «Моя мама-лучше всех», « Мой папа-солдат» и т.д., позволяют детям прикоснуться к истории своей семьи, вызывают у детей сильный эмоциональный отклик, заставляют их сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Детский сад должен стать детям домом, в котором бы ребёнок хорошо себя чувствовал. Для того, чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребёнок полюбил свой сад. Происходит это в том случае, если воспитатели с уважением относятся к каждому ребёнку, знают его достоинства и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий. Если воспитателям удаётся сделать детский сад вторым домом, то чувство привязанности закрепляется и с годами переходит в область приятных и дорогих воспоминаний. С детьми проводится НОД на темы: «Что такое детский сад», «Мои друзья», «История детского сада», «Профессии детского сада» и т.д.
2. Большая роль отводится пешим экскурсиям по близлежащим улицам. Дети знакомятся с их названиями, узнают, почему или в честь кого они так названы, рассматривают здания разного назначения. Проводятся беседы с детьми: «Моя малая родина», «Москва – столица России», «История города Полевского» и т.д. В играх закрепляют полученные знания.
Ведется проектная деятельность. Совместный проект с родителями «Мир цветов», цель которого, знакомство с разнообразием цветущих растений Урала, их связью со средой обитания, формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира, развитие творческих способностей детей. Долгосрочный проект «Дорожная азбука», цель проекта: знакомство с улицами города, формирование навыков безопасного поведения на дорогах.
3. Такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д., необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старшего поколения, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях улиц, в их честь воздвигнуты памятники.
Для этого проводятся знакомства с выдающимися людьми нашего города, героями - земляками прошлого и настоящего времени. Рассказывание детям о значимых событиях, произошедших в родном городе, стране. О людях, которые вошли в историю России.
4. Проводятся консультации для родителей на темы: «Права ребенка – соблюдение их в семье», «Маленький гражданин», «Что нужно знать родителям о правах ребенка», «Искусство быть родителем». Оформление стендов в информационном уголке для родителей: «Конвенция о правах ребенка», «Защита прав и достоинств ребенка в законодательных актах», «Четыре заповеди мудрого родителя».
Использую следующие формы работы по патриотическому воспитанию:
Экскурсии в библиотеку, художественную школу, пожарную часть, в музей «Морской славы», Дворец Культуры и Творчества, дворовый клуб «Огонёк».
Целевые прогулки к памятнику «Неизвестному солдату», «Во славу флота России», по улицам города.
Проведение тематических мероприятий по патриотическому воспитанию, таких как: «День Победы», «День Защитника Отечества», «День пожилого человека», «День матери», «День космонавтики», «День любви, семьи и верности», «День России», «Масленица», «8 Марта–международный женский день», «Новый год». Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам, конкурсы рисунков, изготовление сувениров, альбомов.
Во время занятий использование и рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.
Создание гражданско–патриотического центра в группе, активное участие в сборе экспонатов принимают родители воспитанников.
Любовь к природе - одно из проявлений любви к Родине. Мы постоянно проводим наблюдения, которые развивают интерес к природе, учим замечать изменения, устанавливать их причины. На занятиях и в повседневной жизни даем детям разнообразные знания о природе нашей страны, используем иллюстрации и картины русских художников о родной природе, сопровождая чтением поэтических произведений, что является ценнейшим средством воспитания любви к родной природе. Во время прогулок, экскурсий мы показываем очарование пейзажа, учим ценить разнообразную красоту, ведь всё это воспитывает умение эстетически понимать окружающий мир, бережно, поэтически относиться к природе родного края. Этому способствуют занятия по развитию речи, литературно-музыкальные развлечения, занятия по изобразительному искусству, конкурсы рисунков и поделок
В детском саду у нас проходят тематические вечера совместно с родителями: «Добрые слова и добрые дела»; «Книги—наши друзья»; «Конкурс чтецов» и т.д. Беседы детьми, составления рассказов на различные темы: «Мой любимый детский сад», «Почему я люблю свой город», «Мои родители - самые лучшие» и т.д. Проводятся фото выставки «Мой любимый город», «Моя семья» и т.д. Совместные рисунки и творческие работы детей и родителей на разные темы: «Мой любимый воспитатель», «Новогодняя игрушка», «Вечерний город», «Кормушка для птиц», «Рождественский венок» и т.д. Благоустройство территории и посадка цветов совместно с родителями, детьми, сотрудниками детского сада.
В патриотическом воспитании детей ориентиром в моей педагогической деятельности является детская игра, проектно - поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.
Планируя работу по патриотическому воспитанию, я разделила весь материал по тематическим блокам: «Мой город», «Моя семья», «Урал - Родина моя», «Наша страна-Россия, её столица, символика», «Родная природа», «Культура и традиции», «Защитники Отечества», используя их во всех видах детской деятельности (познавательной, продуктивной, игровой), учитывая возможности детей, их интересы и индивидуальные особенности каждого ребёнка. Работа по каждой теме включает беседы, дидактические игры, игры-путешествия, экскурсии, игры-беседы, игры-инсценировки, развлечения. Отдельные темы я реализую через проектный метод развивающего обучения.
В тематическое планирование входят разделы: «Здравствуй, детский сад», «Я и моя семья», «Осень», «Мой город, мой дом» и т.д., которые тесно связаны с конкретными событиями и праздниками в детском саду, городе, стране: «День города», «День России», «День Победы», «День Защитника Отечества» и т.д.
Знакомя детей с бытом и традициями русского народа, стараюсь вызвать интерес к исконно народным традициям: гостеприимству, почитанию родителей. Активно вводятся в речь детей потешки, загадки, пословицы и поговорки, заклички.
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно и имеет своими источниками красоту» - эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают задачу воспитателя и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у ребёнка черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.
Одним из важных аспектов патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с семьёй. Только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к своей стране. Свою любовь к родным местам, представление о том, каким трудом заняты люди, чем они знамениты, какая природа этих мест - все это в своей работе мы передается детям, что чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств.
Используемая литература:
1. Князева О. Л, Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. 2 изд. СПб. Детство-Пресс. 1998.
2. Пименова И.К., Россоха И.Н. Рождение Руси. Пособие для развивающего обучения - М. ЗАО Изд-во ЭКСПО-Пресс. 1998.
3. Забылин М. Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Праздники, обряды и обычаи. М. Изд-во Экспо. 2005
4. Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. Энциклопедия. СПб. Изд-во «Азбука-классика». 2003
5. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под редакцией Л.А. Кондрыкинской. - М: ТЦ Сфера, 2004.
6. Интернет ресурсы.