СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад из опыта работы "Формирование семейных ценностей у дошкольников через преемственность детского сада и семьи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад из опыта работы "Формирование семейных ценностей у дошкольников через преемственность детского сада и семьи"»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 5 «Соловушка»







Доклад

из опыта работы



Тема:

"Формирование семейных ценностей у дошкольников через преемственность детского сада и семьи"



Подготовила

Воспитатель:

Ходукина Ю.А.





Курчатов

2025



В быстро меняющемся мире, где технологии и тенденции приходят и уходят, одно остается неизменным — это преемственность поколений.

Преемственность поколений — это не просто передача знаний, но и сохранение памяти о нашей истории. Каждая семья хранит свои истории, а через них мы можем понять, откуда мы пришли, и кто мы есть. Память о прошлом, переданная от поколения к поколению, позволяет нам оценить свои ошибки, стремиться к успехам и бережно хранить традиции. (сл. 2)

Если спросить любого родителя, что входит в это понятие «семейные ценности», каждый ответит – что это любовь, взаимопонимание, уважение, почитание старших и родителей, доброта и взаимовыручка, ответственность за близких людей. Это и есть фундамент, на котором строится ячейка общества, залог ее прочности и долговечности. (сл.3)



Семейные ценности – это чувства, благодаря которым семья становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома.

Все хорошее и плохое закладывается в человеке с детства. Все нормы, правила поведения ребенок получает от родителей, бабушек и дедушек. На их примерах он учится, перенимает опыт, модель поведения и отношения к окружающим. Поэтому воспитывать детей, прививать им правила нужно с самого раннего возраста. Одним из наиболее доступных способов, как это сделать естественно и непринужденно, являются традиции. В каждой семье они могут быть совершенно разными, но решающими одну важную задачу – сплотить и укрепить.



Семейные традиции – это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколения.











В стихотворении И.Некрасовой говорится (сл.4)



Традиции ….


В них – мудрость наших предков


Традиции …


В них времени печать.


Традиции – прекрасное наследие.


Его мы будем детям завещать.



Соблюдение традиций – это путь к единению семьи. Традиции могут быть самыми разными: совместные мероприятия, памятные сюрпризы и подарки, совместное приготовление пищи, сказка перед сном, рассказанная мамой, и еще много разных мелочей.

Одним из основных принципов дошкольного образования, заложенного в федеральный государственный образовательный стандарт, является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. (сл. 5)

Необходимо приобщать детей к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи. Без взаимопомощи родителей и педагогов детского сада невозможно обеспечить решения поставленной задачи в полной мере. Родители являются бессменными лидерами и авторитетами для своих детей, а педагог только лишь помогает воспитывать подрастающее поколение. Идеальным условием для гармоничного развития личности ребенка будет являться единство требований семьи и образовательной организации.

Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо объединить усилия дошкольной организации и семьи.





Главная цель работы с семьей – это: (сл. 6)

- педагогическое просвещение родителей;

- расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях;

- способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых;

- повышать педагогическую культуру родителей;

- поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

Взаимодействие с родителями воспитанников в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей.

Содержание воспитания уважительного отношения к традициям в ДОУ определяют и программы воспитания.

Они выделяют следующие направления: формирование интереса к своей родословной, рассматривание семейных альбомов, беседы о родственниках, привлечение детей к подготовке различных семейных праздников. (сл.7)

Активно взаимодействуя с семьями воспитанников, мы организуем мастер-классы для них, проводим различные конкурсы, выставки, создаем детско-родительские проекты. ( сл.8)

Таким образом, привлекаем родителей на мероприятия, способствующие совместной деятельности родителей и детей.

В деятельности с дошкольниками используем следующие формы работы:

Беседы, в ходе которых у детей формируется представление о семье и своем месте в ней, дети узнают, что в семье все должны заботиться и любить друг друга, воспитывается гордость за свою семью, знакомятся с основными правилами почитания и уважения старших.

В процессе дидактических игр у детей закрепляются представления о родственных отношениях в семье, они пытаются найти внешнее сходство со своими близкими, больше узнают о профессиях родных. Ценность данных форм заключается в том, чтобы подвести ребенка к пониманию связей между членами семьи: действенность проявления любви, заботы, внимания и взаимопомощи. Для данной работы используются следующие формы:

- выставки семейного творчества;

-создание фотоколлажей по теме;

- творчество детей: рисунки, изготовление подарков близким;

- чтение художественной литературы для формирования ценностей у дошкольников;

- совместные праздники, которые сближают, находят эмоциональный отклик в сердце детей. (сл.9)

Кроме основных обязательных праздников мы проводим развлечения и совместные чаепития с родителями, что способствует укреплению связей между членами семьи.

В каждой семье есть семейные традиции.

Это – совместный отдых на природе и совместный отпуск; прогулки по лесу и помощь старшему поколению на даче; совместное приготовление пирогов и совместный ужин, чаепитие; сказки на ночь, празднование Дня рождения, совместные игры взрослых с детьми, путешествия; украшение елки и встреча Нового года; посещение Храма и украшение яиц к Пасхе; совместная рыбалка и поход в лес; катание на коньках и семейные занятия в бассейне; празднование совместных праздников, соблюдение религиозных дат; почитание праздника День победы, участие в акции «Бессмертный полк» и многие другие. Благодаря этим мероприятиям у ребенка развивается чувство гордости своей страной, принадлежности к своему народу. (сл.10,11)

Семейные традиции способствуют сплочению семьи и формированию личности ребенка.

Известно, что успех процесса воспитания в любой образовательной организации, зависит от отношений между родителями, педагогами и воспитанниками.



Чтобы сформировать правильно сотрудничество между детьми и взрослыми, очень важно сформировать коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплочена, в которой интересно жить. Если совместная деятельность родителей, педагогов и воспитанников будет правильно сформирована, то удастся достигнуть поставленных задач.

Поэтому, целесообразнее большую часть воспитания организовывать совместно, с родителями и воспитанниками, а возникающие проблемы, поставленные цели и задачи, решать сообща, для того, чтобы прийти к согласию, учитывая интересы друг друга, и объединить силы для достижения высоких результатов.

Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания становится успешным тогда, когда родители и педагоги объединяют свои силы.

Ведь, как отмечал Антон Семенович Макаренко: (сл. 12)

"Наши дети – это наша старость.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

Плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной."



Сл.13 - Спасибо за внимание.